Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая биография




Ø Родился в немецком городе Бонне в семье потомственных музыкантов. Дед композитора был придворным капельмейстером в музыкальной капелле, его же сын (он же отец Бетховена) – Иоганн – служил в той же капелле певцом. Также Иоганн давал частные уроки пения, игры на клавесине и скрипке, теории музыки. Он же стал обучать своего сына Людвига, заметив в нем музыкальный талант. Причем, Иоганн желал сделать из Бетховена виртуоза-вундеркинда – источником крупных доходов, возможно, под влиянием рассказов о Моцарте. Но коммерческие планы отца не оправдались, а организованные публичные выступления с мальчиком не вызывали бурной реакции.   17 декабря 1770 г.
Ø Эти годы можно назвать становлением личности композитора. Бетховен активно занимается своим образованием, а также вынужден рано начать работать, т. к. в семье были финансовые трудности. Обучение Бетховена проходило в несколько этапов: 1) С 1780 года учителем композитора становится Христиан Готлоб Нефе – мудрый и добрый наставник. Он был разносторонним профессионалом – композитором, органистом, клавиристом, дирижером. Именно он привил мальчику чувство прекрасного, научил его понимать природу, искусство, разбираться в человеческой жизни. К. Г. Нефе обучил Людвига древним языкам, философии, литературе, истории, этике. Благодаря своему наставнику, Бетховен изучает произведения Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта. 2) С 1789 года на некоторое время Бетховен становится вольнослушателем на философский факультет Боннского университета, что совпало со временем Французской революции. Впоследствии, будучи глубоко и широко мыслящим человеком, Бетховен стал приверженцем принципов свободы, гуманизма и равенства всех людей. Ø С 1783 года Бетховен работает в капелле, разучивает с певцами оперные партии, играет на чембало1 во время оперных спектаклей и на органе во время церковной службы. Ø В 1787 году Бетховен совершил поездку в Вену и познакомился со своим кумиром Моцартом, у которого он горел желанием брать уроки. Биографы Бетховена приписывают Моцарту такую фразу, сказанную в адрес молодого композитора: «Обратите на него внимание, он всех заставит о себе говорить». Уроки у Моцарта Бетховену так и не удалось взять, т. к. из-за болезни матери, последнему нужно было вернуться в Бонн. Ø Сочинял Бетховен довольно медленно, в отличие от Моцарта. За 10 лет первого – боннского периода - было написано 50 произведений, в том числе 2 кантаты, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами), 3 фортепианных квартета, 2 трио. Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни, предназначенные для любительского музицирования. Среди них – всем знакомая песня «Сурок». 1780 – 1792 г. (Боннский период)
Ø Переезд в Вену – крупнейший музыкальный центр Европы случился в 1792 году. До конца своих дней жизнь Бетховена будет связана с этим городом (лишь изредка композитор будет покидать Вену, чтобы дать концерты или поправить здоровье). Одна из причин переезда – это необходимость получить хорошее музыкальное образование. В Вене в то время находились самые крупные музыкальные фигуры Европы – Й. Гайдн и А. Сальери. Оба в разные годы становятся учителями Бетховена (сначала Гайдн, потом Сальери). У композитора был непростой характер, с обоими педагогами возникали сложности во взаимопонимании. Но так или иначе, Бетховен получил то, чего хотел.     Ø Одновременно с уроками Бетховен начал выступать как пианист и вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза. Его игра в зависимости от настроения была то захватывающе виртуозной и выразительной, то неровной и неряшливой. А в его импровизациях современники отмечали большую роль интеллектуального начала. Чаще всего Бетховену приходилось играть в салонах венской знати, благодаря чему у него завязалось знакомство со многими аристократами. Ему оказывали покровительство многие знатные любители музыки. У молодого Бетховена публичный образ соответствовал характеру его музыки и исполнительской манеры: брутальная мощь, причудливая фантазия, ошеломляющая искренность, которая противоречила правилам приличий. Этакой «благородный дикарь» - он был востребован и интересен светской публике.   Ø В это десятилетие Бетховен написал преимущественно фортепианную и камерную музыку: около 20 сонат (среди которых выделяются соната № 8 «Патетическая»2 и № 14 «Лунная») и 3 концерта для фортепиано, трио, квартеты, сонаты для струнных инструментов, балет «Творения Прометея» и 2 симфонии. 1792 – 1802 г. (Венский. Ранний период творчества)
Ø Бетховен на пике своей карьеры замечает первые признаки болезни, что впоследствии приведет к полной потере слуха. Пришлось отказаться от концертных поездок, а позднее и от сольных выступлений. Для Бетховена это было крушение всех надежд, но он долго боролся и придумывал разные способы лечения и приспособления (различные слуховые трубки, которые сейчас хранятся в музее в Бонне). Постепенно у Бетховена сужается круг знакомых. В последнее десятилетие для общения с внешним миром композитор использовал так называемые «разговорные тетради». Благодаря этому источнику биографы подчерпнули сведения о мировоззрении, проблемах, переживаниях Бетховена в те годы. Несмотря на полную потерю слуха, Бетховен продолжал сочинять, ведь внутренний слух композитора остался неповрежденным.     Ø В 1802 году Бетховен в отчаянии дошел до мысли о самоубийстве. Это состояние отразилось в трагическом по содержанию письме («Гейлигенштадтское завещание»), которое он написал своим двум братьям, находясь на лечении в местечке Гейлигенштадт близ Вены. Ø Наполеон Бонапарт для XIX века очень важная фигура, никого не оставившая равнодушным. Одни видели в нем исчадие ада, зло. Для людей третьего сословия пример того, как быстро безызвестный провинциал без гроша в кармане вознесся на вершины славы и стал императором, вселял им надежду. Были и те, для кого Наполеон был кумиром. Бетховен не остался безучастным к этой фигуре и поначалу с восторгом следил за победами Наполеона. Возможно, он мысленно сравнивал себя с полководцем, ведь они были почти ровесниками, оба происходили из провинции и говорили с акцентом и, наконец, были властителями дум – каждый в своей сфере. Композитор создал собственный культ Наполеона и потом этот культ развенчал. Примером этому стали два произведения: симфония № 3 «Героическая» и 5 концерт для скрипки с оркестром под названием «Император», которые посвящены Наполеону. Однако в 3 симфонии композитор изменил свое намерение и убрал посвящение, дав ей обобщенное название - «Героическая». Ø В этот период композитором было написано много сочинений героико-драматического характера, среди которых выделяются Третья, Пятая и Седьмая симфонии, фортепианная соната «Аппассионата», «Крейцерова соната»3 для скрипки и фортепиано», оркестровые увертюры «Кориолан» и «Эгмонт». 1802 – 1812 г. (Центральный период)
Ø  В эти годы Бетховен переживал творческий кризис. Крупных произведений в этот период было создано очень мало. Иногда в год создавалось одно произведение, иногда вообще ни одного. С одной стороны, причина кроится в тяжелых личных обстоятельствах: глухота, из-за которой пришлось прекратить выступления в качестве пианиста и дирижера, смерть одного из братьев композитора и судебные тяжбы с его женой по поводу опеки их малолетнего сына Карла. С другой стороны, после наполеоновских войн и крушения наполеоновской империи была переоценка ценностей и идеалов. После многих лет душевного напряжения и жертв, связанных с постоянными войнами, людям хотелось просто жить. Герои больше не требовались, им не находилось места ни в государственных учреждениях, ни в светских салонах. Повседневная реальность становилась серой и суетной. Бетховену в это безвременье было нечего сказать – ни об эпохе, ни о себе.          1813 – 1818 г. (Творческий кризис)
Ø Последнее десятилетие жизни Бетховена было омрачено как общей гнетущей политической и духовной атмосферой в Австрии, так и личными невзгодами и потрясениями. Произведения композитора наполнены больше философским содержанием и наиболее сложны по музыкальному языку. В это время Бетховен создает последние пять фортепианных сонат, «Торжественную мессу» для хора, солистов и оркестра, девятую (последнюю) симфонию, пять струнных квартетов4. Ø Для самого грандиозного претворения темы героической борьбы и победы в Девятой симфонии Бетховену было недостаточно только оркестра. Он поступил небывалым до этого момента образом – ввел в финал симфонии хор и певцов-солистов. Слова он взял из «Оды к Радости» своего современника – немецкого поэта Ф. Шиллера. На эти слова Бетховен создал величественный гимн, призывающий народы всего мира к радостному братскому единению: «Обнимитесь, миллионы! ». Симфония была исполнена в 1824 году в одном концерте с его «Торжественной мессой». Это был последний бенефисный концерт Бетховена. Ø Умер в 1827 году. На похоронах присутствовала двадцатитысячная толпа людей. 1819 – 1827 г. (Поздний стиль)
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...