1. Анна Магдалена Бах (1701 – 1760) – вторая жена И. С. Баха. Она была не только заботливой хозяйкой, принявшей осиротевших детей композитора, но и одаренным музыкантом. У нее было красивое сопрано, она начала учиться играть на клавире и помогать мужу переписывать ноты. С годами ее почерк стал похож на почерк Баха, что их трудно было различить. Семья Баха придерживалась традиций XVIII века, когда было принято музицировать и вести домашние альбомы, куда записывались произведения для исполнения и обучения разных композиторов. Так появились два больших сборника, которые, объединившись, получили название«Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».
2. Ф. Мендельсон (1809 – 1847) – немецкий композитор, дирижер, педагог, музыкальный просветитель. Почти ничего из произведений Баха не было напечатано при его жизни. После того, как Мендельсон в 1829 году исполнил в Берлине«Страсти по Матфею», музыка Баха зазвучала по всему миру.
Список основных произведений Баха
Вокально-хоровые произведения (в сопровождении оркестра):
Более 300 светских и церковных кантат, 6 мотетов, Рождественская и пасхальная оратории, Большая месса h-moll, Страсти по Матфею и Иоанну, Траурная ода, церковные арии и песни
Произведения для оркестра и камерная музыка:
6 Бранденбургских концертов, 7 концертов для клавира с оркестром, 6 концертов для 2-4 клавиров с оркестром, 3 концерта для скрипки с оркестром, 6 сольных сонат для скрипки, 8 сонат для скрипки с клавиром, 6 сонат для флейты с клавиром, 6 сольных сонат (сюит) для виолончели
Произведения для клавира:
15 двухголосных инвенций, 15 симфоний (трехголосных инвенций), 6 Партит, 6 Французских и 6 Английских сюит, Итальянский концерт, Хроматическая фантазия и фуга, Хорошо темперированный клавир (2 тома)
Произведения для органа:
Хоральные прелюдии, фантазии, токкаты, фуги, Токката и фуга ре минор, Пассакалия до минор
Вольфганг Амадей Моцарт
(1756 – 1791)
· В. А. Моцарт – австрийский композитор, клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер.
· Моцарт - представительвенской классической школы1, к которой относят также творчество Й. Гайдна и Л. Бетховена.
· По сравнению с Барокко музыкальный язык композиторов-классиков полностью изменился. Уравновешенность, сбалансированность всех разделов музыкальной формы, соразмерность, упорядоченность, ясность, простота, гомофонно-гармоническое мышление с ярко выделенной мелодией, развитие гармонии (аккорды и их соединение) на основе четких правил – главные черты их музыки.
· Образование, в том числе и музыкальное, Моцарт получил от своего отца –Леопольда Моцарта, который был очень просвещенным человеком. Леопольд был композитором и музыкантом, всю жизнь проработавшим при дворе князя – архиепископа Зальцбурга. Заметив музыкальное дарование своих детей (у Вольфганга была еще старшая сестра – Наннерль), он решил не отдавать их в школу, а развивать его сам. Поэтому справедливо сказать, чтомальчиком-вундеркиндом Вольфганг Моцарт стал во многом благодаря педагогическому таланту его отца – Леопольда Моцарта.
· Поняв, насколько талантливы его дети, Леопольд решил отправиться с ними нагастроли по странам Европы. К началу путешествия Вольфгангу исполнилось шесть лет, а под конец долгих поездок десятилетний мальчик-вундеркинд прослыл на всю Европу как«чудо-ребенок». За это долгое время семья Моцартов посетила много городов Австрии и Германии, а затем последовали Париж, Лондон, Амстердам, города Италии и другие европейские центры.
· Моцарт – один первых композиторов, который порвал с материально обеспеченным, но зависимым положением придворного музыканта, и стал так называемым«свободным художником».
Краткая биография
Ø Родился в Зальцбурге (сейчас этот город является частью Австрии) в семье скрипача придворной капеллы - Леопольда Моцарта. Отец Вольфганга был очень образованным человеком: знал несколько языков, был сведущ в разных науках (физике, химии, биологии, математике, астрономии). Кроме того, он был серьезным и высокообразованным музыкантом и педагогом, скрипачом и органистом, состоял на службе у архиепископа Зальцбурга. Именно Леопольд и стал для Вольфганга почти единственным педагогом.
26 января 1756 г.
Ø Убедившись в таланте своих детей – Вольфганга и Наннерль -Леопольд решил познакомить их с культурой разных стран не по книгам, а воочию, отправившись в концертные поездки по крупным музыкальным центрам. Первая поездка состоялась в город Мюнхен, когда Моцарту исполнилось шесть лет, затем Моцарты отправились в Вену. Первое большое путешествие состоялось в 1763 году, когда семья посетила такие страны, как Францию, Великобританию, Швейцарию, Италию. В этих поездках Моцарт выступал перед многими влиятельными людьми, поражая публику не только своей игрой на клавире2, но и умением импровизировать в столь юном возрасте. Многие современники, видевшие игру мальчика-вундеркинда, отмечали, что несмотря на утомительные многочасовые концерты, Моцарт вел себя за инструментом легко и свободно. Долгое путешествие было задумано Леопольдом Моцартом не только как возможность рассказать миру о «чудо-ребенке», но имело явно педагогический характер: Вольфганг услышал большое количество музыкальных произведений и познакомился с некоторыми выдающимися музыкантами (один из них был младший сын И. С. Баха – Иоганн Кристиан).
1762 – 1766 г.
Ø Моцарт, возвратившись с семьей в Зальцбург, начинает усердно заниматься композиторской техникой под руководством отца. В 1768 Вольфганг, которому 12 лет, заключает контракт с театром и за три месяца по итальянским образцам пишет оперу-буффа3«Мнимая-простушка», премьера которой состоялась в родном Зальцбурге. Также за это время Моцарт создает кантату, ораторию, а также инструментальные сочинения.
1766 – 1769 г.
Ø Три длительных поездки в Италию. Отец Моцарта считал, что только «завоевав» Италию, можно рассчитывать на полноценное признание в Европе. Вольфганг снова покоряет публику своей игрой на клавесине, органе и скрипке, импровизирует и играет с листа сложные произведения. Однако эти поездки запомнились еще и новыми знакомствами с известнейшими на то время оперными композиторами, а также тем, что Моцарт получил (в качестве исключения) право поступления в Болонскую филармоническую академию.
Ø Италия – родина оперы. Именно эта страна укрепила страсть композитора к опере. Неудивительно, что именно в этом жанре Моцарт усердно работает эти годы (на этот раз он пишет две оперы-сериа4иодну пасторальную оперу).
Ø Но еще более активно во время поездок Моцарт пишет симфонии5. Известно, что к 1774 году было написано не менее 36 произведений этого жанра.
1769 – 1773 г.
Ø Придворная служба у архиепископа в Зальцбурге в качестве концертмейстера. Ни у самого Моцарта, ни у его отца город Зальцбург симпатий не вызывал. Однако закрепиться в Италии или Вене им так и не удалось. Поэтому семья Моцартов вынуждена была вернуться на родину, где архиепископ Коллоредо назначает Вольфгангу первое официальное жалование. В служебные обязанности Моцарта входила игра на скрипке во время церковных служб или придворных церемоний, однако композитор брал также на себя обязанности сочинять музыку к специальным церковным праздникам или торжественным случаям. Этим можно объяснить появление разнообразных церковных сочинений, в том числе и месс. С 1779 года Моцарта назначают придворным органистом.
Ø Архиепископ Колллоредо неохотно давал разрешение Моцартам получать отпуск для новых поездок. Даже по случаю премьеры новой оперы-буффа молодого композитора в городе Мюнхен. А многочисленные конфликты архиепископа с семьей Моцартов все чаще вызывают желание последних покинуть Зальцбург.
Ø Парижское путешествие (1777 – 1779 годов). Разрешение для этой поездки удалось с большим трудом получить только Вольфгангу, отец же вынужден был остаться в Зальцбурге, а сына сопровождать отправилась мать. Это было не очередное концертное турне, а попытка найти должность за пределами Зальцбурга. Направляясь в Париж, композитор посетил город Мангейм, познакомившись там с музыкантами мангеймского оркестра6. Результатов эта поездка не принесла, и Моцарт вернулся на родину (правда уже один, поскольку в Париже во время поездки у композитора умерла мать).
1769 – 1781 г.
Ø Переезд в Вену. Это новый этап в жизни Моцарта. После конфликта с архиепископом Моцарт переезжает в Вену, сменив не только место жительства, но и социальный статус. Он оставил придворную службу и превратился в свободного художника. Отец такой выбор сына вовсе не одобрял, в результате чего их отношения испортились. Источниками заработка Моцарта становятся музыка по заказам, концертные выступления, работа с учениками и гонорары от издательства (последние два почти не приносили дохода). В 1787 году Моцарт снова становится придворным музыкантом, но на этот раз на должности «императорского и королевского камерного музыканта» при дворе императора Иосифа II.
Ø В 1772 году Моцарт женился на Констанце Вебер (и снова вопреки мнению отца). После смерти Моцарта она погасила все долги семьи, вела переговоры с издательствами, устраивала концерты из произведений Моцарта. Однако биографы композитора оценивают роль жены композитора негативно, поскольку считается, что Констанца не очень бережно относилась к партитурам и переписке Моцарта после его смерти, а также умудрялась продавать издателям чужие партитуры под видом моцартовских. Кроме того, информация, полученная биографами из ее уст, явилась очень противоречивой и стала источником многих мифов.
Ø За 10 венских лет Моцарт создал более двухсот произведений. Эти годы стали лучшим, вершинным периодом моцартовского творчества. В инструментальных жанрах самыми значительными стали последние три симфонии(под номерами 39, 40 и 41 «Юпитер»), четырехчастная оркестровая «Маленькая ночная серенада», ряд фортепианных концертов, сонат и камерных ансамблей. Среди театральных жанров: опера-буффа «Свадьба Фигаро», «веселая драма» (по выражению самого Моцарта) «Дон Жуан», опера-сказка «Волшебная флейта».
Ø Последним сочинением композитора стал Реквием7, история создания которого окутана разными легендами. Известно, что заказ на это сочинения был анонимный. Как выяснилось годами позже, заказчиком был венский граф, который пытался присвоить себе авторство Реквиема, якобы сочиненного им в память о своей супруге. Несмотря на хороший аванс, внесенный заказчиком, Моцарт не успел завершить сочинение. Его закончил один из учеников композитора – Франс Зюсмайер, опираясь на черновики своего учителя.
Ø Умер Моцарт в 1791 году. Смерть композитора также породила множество легенд, одна из которых была распространена в России благодаря появлению маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». В ней выдвигается версия о том, что Сальери (композитор, современник Моцарта) отравил композитора. Однако биографами Моцарта эта версия ничем не подтверждается.