Роберт Шуман. Список произведений. Фридерик Шопен
Роберт Шуман
(1810 – 1856)
· Р. Шуман – немецкий композитор эпохи романтизма, педагог, музыкальный критик.
· Шуман работал во многих жанрах, главными в его творчестве были фортепианный и вокальный циклы.
· Пианистическая деятельность Шумана оказала большое влияние на его творчество.
· Работа в «Новой музыкальной газете»; Шуманом написано множество статей; первая посвящена Шопену, в которой звучат следующие слова: «Шляпы долой, господа. Перед вами гений! », последняя – Брамсу. Также в своих статьях он описывает Берлиоза, Мендельсона, Шуберта, венских классиков, и др.
Родился в небольшом городе Цвиккау (Саксония), его отец был книгоиздателем.
| 8 июня
1810 г.
|
Уроки музыки у органиста Иоганна Кунша, с 10 лет начал сочинять.
Занятия в гимназии, где Шуман начал активно интересоваться литературой.
| 1820 – 1828
гг.
|
Поступление в Лейпцигский университет на юриста, через год переходит в университет Гейдельберга.
| 1828 – 1830 гг.
|
Получение разрешения от матери оставить университет. Возвращение в Лейпциг, начинает брать уроки у Фридриха Вика. Повреждение руки – это привело к тому, что пришлось оставить карьеру пианиста.
| 1830 г.
|
Создание фортепианных сочинений: Вариации на тему Abegg, «Карнавал», «Фантастические пьесы», «Танцы давидсбюндлеров», фантазия До мажор, «Венский карнавал, «Симфонические этюды», сонаты для фортепиано, и др.
| 1830 – 1840 гг.
|
Шуман основывает «Новую музыкальную газету», где публикует свои статьи, периодически подписываясь двумя псевдонимами – Флорестан и Эвзебий. Композитор боролся с филистерством и хотел избавить музыку от обыденности и чрезмерной виртуозности. Шуман собирает вокруг себя единомышленников, выступающих на страницах журнала как давидсбюндлеры – члены «Давидова братства».
| 1834 г.
|
Переезд в Вену для заработка (это связано с нежеланием Фридриха Вика выдать свою дочь Клару за Шумана).
| 1838 г.
|
Женитьба на Кларе Вик, в этот год Шуман создаёт около 140 песен.
| 1840 г.
|
Шуман преподаёт в Лейпцигской консерватории.
| 1843 – 1844 гг.
|
Творческая поездка с женой в Санкт-Петербург и Москву, в этот же год происходит переезд из Лейпцига в Дрезден. С этого года начинают проявляться признаки психического расстройства.
| 1844 г.
|
Дюссельдорф – работа директором музыки.
| 1850 – 1853 гг.
|
Попытка самоубийства (бросился в Рейн), после спасения Шумана поместили в психиатрическую больницу.
| 1854 г.
|
Смерть Шумана
| 29 июля
1856 г.
|
Список произведений
Фортепианное творчество:
- «Бабочки» (1831г);
- «Карнавал» (1834г);
- «Симфонические этюды» (1834г);
- «Давидсбюндлеры» (1837г);
- Сонаты для фортепиано;
- Фантазия (1836-1838гг);
- «Крейслериана» (1838г);
- «Детские сцены» (1838г);
- Концерт для фортепиано с оркестром (1841-1845гг);
- «Альбом для юношества» (1848г).
Вокальное творчество:
- «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне (1840г);
- «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо (1840г);
- «Мирты» на стихи разных поэтов (1840г);
- «Круг песен» на стихи Й. Эйхендорфа (1840г).
Симфоническое творчество:
- 4 симфонии (Симфония №1 «Весенняя» 1841г, Симония №2 1845-1846гг, Симфония №3 «Рейнская» 1850г, Симфония №4 1841-1851гг).
Другие произведения:
- Оратория «Рай и Пери» (1843г)
- Опера «Геновева» (1848г)
- Музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (1849г)
- Три струнных квартета
- Фортепианные трио №1, №2, №3
- Фортепианный квинтет Ми-бемоль мажор
- Фортепианный квартет Ми-бемоль мажор.
Фридерик Шопен
(1810 – 1849)
· Ф. Шопен – великий польский композитор эпохи романтизма (первый, кто вывел национальную музыку на мировой уровень), гениальный пианист, новатор в области содержания, музыкального языка, форм, жанров, гармонии. Основоположник польской классической музыки.
· Ф. Шопен отличался страстной преданностью только одному инструменту. Композитора называли «поэтом фортепиано».
· Творчество Шопена тесно связано с событиями его жизни: разлукой с горячо любимой родиной, мечтами о свободной стране.
· Шопен одним из первых привнес в западно-европейскую музыку славянские интонационные и ладовые элементы. Блестяще раскрыл технические и выразительные возможности фортепиано – инструмента, для которого написаны почти все его сочинения.
· Шопен работал в разных жанрах, многие из которых вывел на новый уровень.
Родился в имении графа Скарбека Желязова Воляпод Варшавой, его отец был воспитателем детей графа (имел французские корни).
| 1 марта
1810 г.
|
Уроки музыки у чешского пианиста и композитора В. Живного
в Варшаве.
| 1816 г.
|
Первые сочинения, первые публичные выступления.
| 1817 – 1818 гг.
|
Обучение в лицее, концертные выступления, занятия французским
и немецким языками, изучение истории Польши, чтение художественной литературы, уроки живописи.
| 1823 – 1826 гг.
|
- Учеба в Варшаве в Высшей школе музыки (консерватории).
- Изучение теории музыки и композиции у Ю. Эльснера –первого директора Варшавской консерватории.
| 1826 – 1829 гг.
|
Написаны два концерта для ф-п с оркестром, фортепианное трио, «Большая фантазия» на польские народные темы, сонаты, полонезы, мазурки, ноктюрны, этюды.
| 1828 – 1830 гг.
|
- Начало артистической деятельности.
- Огромный успех концертов в г. Вене, г. Кракове.
| 1829 г.
|
- Отъезд из Польши во Францию.
- Друзья преподносят серебряный кубок с польской землей.
| 1830 г.
|
- Восстание против русского самодержавия в Варшаве.
- Подавление восстания.
- Личная трагедия - возвращение на родину невозможно.
- Написаны: баллада соль минор, скерцо си минор, этюд до минор («Революционный»).
| 1830 – 1831 гг.
|
- Творческий расцвет.
- Среди крупных сочинений – баллады, скерцо, сонаты. Фантазия фа минор, баркарола, соната для виолончели и фортепиано.
- Миниатюры: ноктюрны (всего около 20), полонезы (16), вальсы (17), экспромты (4). Вторая соната си-бемоль минор – одно из самых трагических сочинений Ф. Шопена.
| 1830 – 1840 гг.
|
- Переезд в Париж.
- Успех в качестве пианиста.
- Знакомство с выдающимися современниками:
КомпозиторамиГ. Берлиозом, Ф. Листом, Ф. Мендельсоном,
Н. Паганини, Дж. Фильдом.
Литераторами: Г. Гейне, А. Мицкевичем, Ж. Санд (А. Дюпен).
ХудожникомЭ. Делакруа.
- Уроки музыки по 5-7 часов ежедневно.
- Р. Шуман о Шопене «Шляпы долой, господа. Перед вами гений! »
| 1831 – 1832 гг.
|
- Любовь к Марии Водзиньской -дочери богатого польского аристократа.
- Предложение Шопена было отвергнуто, потому что родители Марии не хотели согласиться на брак своей дочери с музыкантом, не имевшим постоянного заработка, а она, хотя и любила Шопена, не решалась идти против их воли.
| 1835 – 1836 гг.
|
- Наивысший расцвет творчества Шопена.
- Возлюбленной Шопена стала знаменитая французская писательница Амандина Аврора Люсиль Дюпен (1804-1876), выступавшая под псевдонимом Жорж Санд.
| 1837-1846 гг.
|
- Из-за пошатнувшегося здоровья Шопен с Жорж Санд и её детьми отправился на испанский остров Майорка (здесь были закончены его
24 прелюдии).
| 1838-1839 гг.
|
- Поездка в Лондон с бывшей ученицей Джейн Стерлинг.
- Посещение концертов знаменитой шведской певицы Йенни Линд.
| 1848 г.
|
- Смерть Шопена.
- На похоронах звучали траурный марш из Второй сонаты си-бемоль минор соч. 35, прелюдии ми минор и си минор соч. 28 Ф. Шопена, а также «Реквием» В. Моцарта.
- Партию меццо-сопрано в одной из частей Реквиема исполняла выдающаяся испано-французская певица, поклонница Шопена Полина Виардо (1821 – 1910).
- Похоронен в Париже на кладбище Пер Лашез.
- Сердце отвезено в Варшаву старшей сестрой Людвикой и помещено в Костеле Святого Креста в Варшаве.
| 5 (17) октября
1849 г.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: