Основные средства предприятия (фирмы) 8 глава
Основной удельный вес в общей сумме доходов эффективно работающего предприятия занимают доходы от обычных видов деятельности. Под обычными видами деятельности понимается изготовление продукции, перепродажа товаров или оказание услуг, т. е. те виды деятельности, с целью осуществления которых создано предприятие. Они являются предметом деятельности организации и указываются в ее уставе. Однако это условие не является обязательным. Предприятие может осуществлять любые виды предпринимательской деятельности с соблюдением установленных законодательством требований, например лицензирования отдельных видов деятельности. Доходами от обычных видов деятельности является выручка от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг). Если предметом деятельности предприятия является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, то арендная плата будет включаться в выручку, в противном случае — она будет относиться к операционным доходам. Это же относится к доходам от предоставления во временное владение и пользование объектов интеллектуальной собственности и от участия в уставном капитале других организаций. Важнейшим условием успешной деятельности предприятия является своевременное и регулярное поступление выручки. Это связано с тем, что поступление выручки завершает кругооборот средств предприятия и означает возмещение расходов, осуществленных в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Создаются условия для восполнения потребности предприятия в оборотных средствах и возобновления нового кругооборота. Поступление выручки позволяет своевременно осуществлять расчеты с поставщиками и подрядчиками, с персоналом по оплате труда, с бюджетом по налоговым платежам, с кредитными организациями по возврату кредитов и уплате процентов по ним.
Выручка от продаж может определяться двумя методами — кассовым (по оплате) и методом начислений (по отгрузке). При кассовом методе объем реализации определяется по поступлению денег на счета или в кассу предприятия. При методе начислений стоимость отгруженной продукции показывается как выручка от реализации независимо от поступления оплаты за проданную продукцию. В целях налогообложения предприятия могут выбирать метод признания выручки — либо «по оплате», либо «по отгрузке» продукции. Определение выручки «по оплате» с точки зрения предприятия- поставщика выгоднее, чем метод начислений. При применении метода начислений, т. е. признании выручки по моменту отгрузки товаров, возникает ситуация, когда стоимость отгруженной продукции признана выручкой, следовательно, определен размер прибыли от реализации и предприятие должно платить налог на прибыль, НДС и другие платежи, хотя деньги за продукцию не поступили.
Выручка признается собственностью предприятия при одновременном выполнении следующих условий: ♦ организация имеет право на получение выручки, подтвержденное конкретным договором или иным соответствующим образом; ♦ сумма выручки может быть определена, т. е. в договоре есть все необходимые показатели для определения цены или она в нем указана; ♦ имеется уверенность в том что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации; ♦ право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана); ♦ расходы, связанные с этой операцией, могут быть определены. К операционным доходам относятся поступления, связанные с операциями с имуществом организации, с участием в уставном капитале других организаций и совместной деятельностью, а также поступления от предоставления во временное пользование денежных средств (см. табл. 8.1). Величина данных доходов зависит от активности предприятия на фондовом рынке, размера финансовых вложений в ценные бумаги других предприятий и доходности этих бумаг. Внереализационные доходы отражают состояние договорной дисциплины между предприятием и его контрагентами. К данным доходам относятся штрафы, пени, неустойки, признанные должником поступления в возмещение причиненных организации убытков, суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности. Кроме этого, к внереализационным доходам относятся активы, полученные безвозмездно, курсовая разница, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году. К. доходам предприятия не относятся поступления сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж и иных аналогичных обязательных платежей; поступления по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.; поступления в порядке предварительной оплаты продукции, авансов, задатка, в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
Расходы предприятия — этоуменьшение экономических выгод в результате выбытия активов(денежныхсредств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капи- талаэтой организации, за исключениемуменьшенияуставныхвкладов порешениюучастников (собственников имущества). Они классифицируются по видам аналогично доходам предприятия. Расходы предприятия от обычной деятельности — это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и перепродажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг. Они принимаются к учету: ♦ в сумме, равной оплате и/или кредиторской задолженности, связанной с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов, предназначенных для осуществления видов деятельности, являющихся предметом деятельности предприятия; ♦ в сумме расходов, возникающих в процессе переработки материально-производственных запасов для целей производства продукции (работ, услуг) и ее продажи, формирующих себестоимость продукции и незавершенного производства. Совокупность всех расходов предприятия составляет себестоимость продукции. Себестоимость продукции {работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. При этом одни предприятия (например, производственные, бытового обслуживания) определяют себестоимость как всей продукции, так и конкретных видов (групп) продукции (работ, услуг). Другие предприятия (например, занятые торговой, снабженческой, сбытовой и иной аналогичной деятельностью) формируют издержки обращения, приходящиеся на проданные товары. Для исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) по производству в целом расходы группируются по элементам затрат, характеризующим их экономическое содержание:
♦ материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); ♦ затраты на оплату труда; ♦ отчисления на социальные нужды; ♦ амортизация основных фондов; ♦ прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные расходы и др.). При этом по элементу «Материальные затраты» отражается стоимость покупных основных и вспомогательных материалов, изделий, топлива, энергии, услуг производственного характера сторонних организаций. Их стоимость формируется исходя из цен приобретения (без учета НДС), включая наценки (надбавки), комиссионное вознаграждение, оплату брокерских и иных посреднических услуг. Оплата труда и отчисления на социальные нужды отражаются только применительно к персоналу основной деятельности. Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) используется группировка по статьям калькуляции, характеризующая направления использования затрат. Типовой перечень калькуляционных статей включает следующие позиции: 1. Сырье и материалы 2. Возвратные отходы (вычитаются) 3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций 4. Топливо и энергия на технологические цели 5. Заработная плата производственных рабочих 6. Отчисления на социальные нужды 7. Расходы на подготовку и освоение производства 8. Общепроизводственные расходы 9. Общехозяйственные расходы 10. Потери от брака 11. Прочие производственные расходы________________ Итого производственная себестоимость 12. Коммерческие расходы___________________________ Итого полная себестоимость Предприятия самостоятельно определяют перечень калькуляционных статей в соответствии с отраслевыми инструкциями по планированию, учету и анализу себестоимости. Основным требованием является максимально возможное выделение прямых затрат. Прямые затраты — это затраты, непосредственно связанные с производством продукции. Они могут быть включены в себестоимость отдельных видов продукции на основании установленных норм (основная заработная плата производственных рабочих, сырье, основные материалы). Косвенные расходы связаны с работой цеха, предприятия в целом и одновременно относятся ко всем видам выпускаемой продукции. Их нельзя прямо отнести на себестоимость изделия. В конце отчетного периода они распределяются между видами продукции пропорционально условно выбранной базе распределения: ♦ пропорционально прямым расходам на оплату труда; ♦ пропорционально прямым материальным затратам; ♦ пропорционально сумме прямых затрат; ♦ пропорционально выручке.
Предприятия самостоятельно выбирают экономически обоснованную базу распределения в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями. К косвенным расходам относятся общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы (расходы на продажи). Таким образом, при планировании, учете и анализе затрат, образующих себестоимость продукции, применяются следующие виды группировки расходов (рис. 8.3). Предприятия могут выбирать вариант учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции и формировать либо полную, либо неполную производственную себестоимость объекта калькулирования. В первом случае, затраты от-
четного периода делятся на прямые и косвенные. Прямые непосредственно относятся на себестоимость отдельных видов продукции, а косвенные распределяются между отдельными видами продукции в конце отчетного периода. Таким образом калькулируется полная себестоимость готовой продукции, включающая все виды затрат на ее производство и реализацию. При втором методе учета затрат все затраты делятся на производственные, связанные с осуществлением производственного процесса (затраты на основное производство, вспомогательное производство, общепроизводственные), и периодические, связанные с длительностью отчетного периода (общехозяйственные расходы). В конце периода в себестоимость отдельных видов продукции включаются только производственные затраты. Периодические затраты в калькуляцию продукции не включаются и списываются на уменьшение выручки от реализации. Затраты, формирующие себестоимость продукции (работ, услуг), составляют подавляющую часть расходов предприятия. Поэтому их величина напрямую влияет на размер прибыли, получаемой предприятием. Снижение себестоимости является основным фактором повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Это может достигаться за счет снижения материалоемкости продукции, повышения загрузки оборудования, улучшения использования трудовых ресурсов. Кроме этого, предприятие может воздействовать на величину себестоимости, выбирая те или иные методы учета затрат при формировании учетной политики предприятия. Помимо затрат по обычным видам деятельности предприятие осуществляет операционные расходы и внереализационные расходы (см. табл. 8.1). По источникам осуществления расходы предприятия можно подразделить на: ♦ включаемые в себестоимость продукции; ♦ относимые на финансовые результаты (убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгов, не реальных для взыскания; убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены; некоторые виды налогов и т. д.); ♦ осуществляемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения (затраты на содержание культурно-бытовых объектов, выплата доходов по ценным бумагам предприятия, образование различных фондов и т. п.). 8.4. Система цен на продукцию и их структура Размер доходов, получаемых предприятием, напрямую зависит от уровня цен на его продукцию и услуги. Это в первую очередь относится к выручке от реализации продукции (работ, услуг), которую можно представить в следующем виде:
где Ц. — цена на /-й вид продукции предприятия; К. — количество изделий /-го вида, реализованных предприятием; п — число видов продукции, реализуемых предприятием. Ценообразование включает различные стадии формирования цен при продвижении продукции от предприятия-изготовителя к конечному потребителю. На начальном этапе формируется оптовая цена изготовителя, которая должна возместить затраты на производство и реализацию продукции и обеспечить требуемый уровень прибыльности:
где // — оптовая цена изготовителя; С— себестоимость изделия; Я — прибыль на единицу изделия. При определении отпускной цены предприятия в цену включаются НДС и другие косвенные налоги: При установлении отпускной цены помимо уровня затрат и желаемого уровня прибыли учитываются: ♦ качество продукции, ее конкурентоспособность; ♦ соотношение спроса и предложения на рынке данного продукта (если спрос в отдельных регионах превышает предложение, то продукция при неизменной себестоимости будет продаваться по различным ценам; чем выше спрос, тем больше возможностей для увеличения цен); ♦ эластичность спроса (определяются возможные объемы реализации при разных уровнях цен); ♦ среднеотраслевой уровень цен и уровень цен лидера в отрасли; ♦ цели, которые преследует предприятие при выработке ценовой политики (максимизация рентабельности продаж; увеличение доли рынка, занимаемой предприятием; стабилизация показателей деятельности и т. д.). При реализации продукции через оптовых посредников формируются оптовые цены закупки, включающие посреднические наценки (скидки):
где //м_ — цена закупки; if, м — отпускная цена предприятия-изготовителя; Иы сЯ — снабженческо-сбытовая надбавка. При реализации продукции через предприятия розничной торговли формируется розничная цена, включающая розничную торговую наценку, которая по своему экономическому содержанию и структуре аналогична снабженческо-сбытовой наценке. В любом случае наценка — это цена услуг посреднической или торговой организации. Она может устанавливаться в виде надбавки или скидки. При установлении надбавки она устанавливается в процентном отношении к цене, по которой посредник приобрел продукцию.
В зависимости от распределения расходов на транспортировку, погрузку и разгрузку продукции между покупателем и продавцом различают структурно более полные и менее полные цены. Напри
Описанный выше метод формирования цены, когда к полным издержкам прибавляется некая прибыль, определяемая через норму рентабельности, носит названиеметод полныхиздержек (fullcostpricing, cost pluspricing). Формула для расчета по данному методу имеет вид:
где С— себестоимость продукции; Л, — норма рентабельности. Норма рентабельности определяется исходя из внутренней рентабельности предприятия, среднеотраслевых норм, указаний вышестоящих организаций или регулирующих органов. Метод полных издержек повсеместно использовался в бывшем СССР всеми категориями предприятий, носил ярко выраженный затратный характер, так как задачей руководства предприятия при формировании цены являлось максимальное увеличение плановых затрат. В настоящее время применяется на рынках с несовершенной конкуренцией. К недостаткам данного метода относится то, что не учитывается поведение конкурентов, эластичность спроса. Разновидностью этого метода является определение цены на основеметодарентабельности инвестиций (return on investment pricing). Цена определяется по той же формуле, а норма рентабельности — на основе стоимости заемных средств. В условиях развитых рыночных отношений применяется метод определения цены на основе маркетинговых исследований — ме- modмаркетинговыхоценок (pricingbasedon market considerations). Данный метод основывается на изучении рынков сбыта, поведения конкурентов, определении эластичности спроса в зависимости от изменения цены и т. д. Он подразделяется на два подметода: • метод сходной (подобной) цены — цена определяется в соответствии с ценами конкурентов на аналогичный товар; • метод оценки реакции покупателя — продавец выясняет и устанавливает максимальную цену, по которой товар будет обязательно продан. Часто возникают ситуации, когда необходимо определить цены на новые товары, которые не имеют полных аналогов на рынке. В этом случае рекомендуется использовать метод удельной цены. Смысл данного метода состоит в определении базового показателя старого товара и сравнении его с подобным показателем нового товара. Формула для расчета по данному методу имеет вид:
где Ц — новая цена; Us— базовая цена; Я, — новый показатель; П. — базовый показатель. Базовым показателем может быть любая качественная характеристика товара — вес, мощность, скорость и т. п. Цены фиксируются в договорах купли-продажи (контрактах), в которых помимо этого указываются: ♦ предмет договора (количество и качество товара); ♦ срок (период) поставки; ♦ условия (базис) поставки товаров (обязанности продавца и покупателя, момент перехода права собственности); ♦ порядок расчетов; ♦ дополнительные (особые) условия; ♦ расторжение (изменение) договора; ♦ форс-мажор; ♦ ответственность сторон. В контрактах могут указываться как твердые цены, не изменяющиеся в течение срока договора, так и скользящие цены, которые могут пересматриваться при изменении согласованных элементов цен или конъюнктуры рынка. Последние применяются в долгосрочных контрактах. Помимо цен на продукцию существуют цены, устанавливаемые на услуги. Они называются тарифами (например, тарифы на грузовые перевозки, тарифы на услуги связи и т. д.). Их уровень также оказывает большое влияние на показатели деятельности производственных предприятий, поскольку стоимость данных услуг занимает значительный удельный вес в себестоимости продукции. Цена является мощным стимулятором сбыта продукции. Применяя систему разнообразных скидок, предприятие может добиваться значительного увеличения продаж. Это могут быть: ♦ скидки за количество приобретаемых товаров; ♦ сезонные скидки для покупателей, совершающих внесезонные покупки; ♦ скидки для постоянных покупателей; ♦ скидки за платежи наличными; ♦ товарообменные зачеты, т. е. скидки с цены нового товара при условии сдачи старого; ♦ скидки за сокращение сроков оплаты при продаже продукции на условиях коммерческого кредита. 8.5. Формирование и распределение прибыли предприятия Конечным результатом деятельности коммерческой организации является прибыль. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собойразницумежду совокупным доходом и совокупными затратами. Предприятие получает прибыль, если выручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). В общем виде показатель прибыли можно рассчитать следующим образом: Я = ВР- С, где П — прибыль от продаж; С — себестоимость реализованной продукции (работ, услуг); ВР — выручка от продажи продукции (работ, услуг). Из данной формулы следует, что любое изменение выручки или себестоимости влечет за собой адекватное изменение прибыли. Все аспекты снабженческой, производственной и сбытовой деятельности предприятия находят свое отражение в показателе прибыли: уровень использования материальных ресурсов, основных средств, трудовых ресурсов, объем реализации продукции, уровень цен. С другой стороны, прибыль является основным источником развития предприятия, расширения его производственной базы и источником финансирования социальной сферы. Из прибыли выплачиваются дивиденды и другие доходы учредителям и собственникам предприятия. По прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы — о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики — о платежеспособности предприятия. Таким образом, прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции: 1) как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период; 2) стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия; 3) как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. Налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета. Механизм формирования прибыли содержится в «Отчете о прибылях и убытках» (рис. 8.5).
Таким образом, балансовая прибыль предприятия включает: 1) прибыль от продаж; 2) результат от операций с имуществом и финансовой деятельности; 3) результат от внереализационных операций. При этом прибыль от продаж определяется в два этапа. Вначале рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленческих). Затем после вычитания коммерческих и управленческих расходов определяется показатель прибыли от продаж. В случае если в учетной политике организации не принят порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на уменьшение выручки от реализации, то они отдельно в качестве управленческих расходов не выделяются, а включаются в себестоимость реализованных товаров. В организациях торговли, снабжения, сбыта и общественного питания по статье себестоимость отражают покупную стоимость реализованных товаров. Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий (оказанию услуг), являющейся целью создания предприятия. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повышается удельный вес высокорентабельных изделий. Рентабельность продаж — это показатель, характеризующий величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукции:
где П — прибыль от продаж; ВР — выручка от реализации продукции. Выгодность производства отдельных видов продукции можно оценивать с помощью показателя рентабельности продукции, рассчитанного, как
где — прибыль на единицу продукции; — себестоимость единицы продукции. Второй составляющей балансовой прибыли является результат от операций с имуществом и финансовой деятельности предприятия, рассчитываемый как 8 Эконом, ирсдпр. (фирмы)
где Дт — операционные доходы; Ри — операционные расходы. Результат отданной деятельности возникает в связи со сдачей в аренду временно неиспользуемого имущества и прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т. д. в виде дивидендов по ценным бумагам других организаций, в виде прибыли от совместной деятельности и т. п. Третья составляющая балансовой прибыли — это результат от внереализационныхопераций:
где л|1И — внереализационные доходы; Pjm — внереализационные расходы. Данный результат представляет собой разницу между полученными и уплаченными штрафами, пенями, неустойками, возмещением убытков; суммами задолженности, по которой истек срок исковой давности; другими внереализационными доходами и расходами. Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных санкций, пеней и других платежей, которые ранее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям: ♦ на формирование резервных фондов; ♦ на выплату доходов учредителям (участникам); ♦ на создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы). При этом существуют два подхода к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть: фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд социальной сферы, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы кроме капитальных вложений (материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т. п.). Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|