Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные средства предприятия (фирмы) 9 глава




При втором подходе остающаяся в распоряжении пред­приятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая на­правляется на накопление, так и свободные средства, которые мо­гут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют про­порции распределения прибыли по основным направлениям.

Государство посредством налоговых льгот стимулирует направ­ление прибыли на финансирование капитальных вложений про­изводственного и непроизводственного назначения, благотвори­тельные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сфе­ры и др. Законодательно регулируется образование резервного фон­да предприятий различных организационно-правовых форм.

При решении вопроса о том, какую часть чистой прибыли це­лесообразно направить на выплату доходов учредителям (участни­кам), в частности дивидендов по акциям, необходимо учитывать ряд факторов. С одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту курсовой стоимости акций, повышению деловой репутации организаций. С другой стороны, капитализация чистой прибыли, т. е. направление ее на производственное развитие, пред­ставляет собой наиболее приемлемый источник финансирования деятельности предприятия без сопутствующих издержек на вы­пуск ценных бумаг, выплату доходов по ним, выплату процентов по кредитам. При этом не расширяется круг собственников пред­приятия. Если же предприятие длительное время не направляет сред­ства на свое развитие, то это ведет к физическому и моральному старению техники, увеличению издерхсек производства, потере кон­курентных позиций. И как результат — сокращение объема получа­емой прибыли. Все это требует тщательного и обоснованного под­хода к распределению прибыли.

Связь выручки, затрат и прибыли предприятия

Денежное выражение объема реализованной продукции (выруч­ка), издержки (затраты) и чистый доход (прибыль) прямо и не­посредственно связаны друг с другом. Основой определения их вза­имовлияния и взаимосвязи является группировка затрат на пере­менные и условно-постоянные, что имеет огромную теоретическую и практическую значимость. В западной экономике этот метод по­лучил название директ костинг {direct costing) и в широком смысле трактуется как метод управления затратами с целью максимизации прибыли.

Связь между объемом продаж и структурой издержек мохшо представить графически (рис. 8.6). Из этой графической зависимо­сти следуют важные выводы, ставшие экономическими постула­тами:

♦ предприятие может зарабатывать прибыль, если объем реа­лизации его продукции будет превышать некоторый критический объем выручки;

♦ точку пересечения кривой общих издержек с кривой выручки от реализации принято называть точкой безубыточности, или точ­кой перегиба, или точкой перелома (break even point). Лишь при пе­реходе этой точки наступает окупаемость всех издержек, и пред­приятие становится прибыльным. В сущности, это главное условие успешного функционирования любого предприятия.

Рис. 8.6. Точка безубыточности

 

В реальной жизни экономисты редко пользуются приемами по­иска координат точки безубыточности на основе графических ме­тодов. Для этих целей широко применяются формальные подходы, позволяющие не только определить координаты точки безубыточ­ности, но и исследовать количественные взаимосвязи между раз­личными элементами выручки. Приведем эти соотношения:


 

где ВР — выручка от реализации продукции; К— количество про­дукции в натуральном выражении; Ц — цена за единицу продук­
ции; 3 — переменные затраты на единицу продукции; 3 — постоянные затраты; С— себестоимость продукции; Я— прибыль. Используя приведенные соотношения, получаем:

где, // — удельный вес переменных затрат в цене товара.

Положение точки безубыточности задано исходными парамет­рами. Учет изменений этих параметров позволяет определить:

2) предельный уровень цен:

1) объем продукции для обеспечения установленной суммы при­были:

Таким образом, некоторые допущения и соответственно погреш­ности в вычислениях от представления зависимости выручки, за­трат и прибыли друг от друга, от цен и количества реализованной продукции в виде линейной функции позволяют решить одни из основных вопросов финансово-хозяйственной деятельности:

♦ сколько продукции выпускать;

♦ каков минимально достаточный объем производства;

♦ какова минимальная цена продукции?

8.6. Налогообложение предприятия

В соответствии с экономическим смыслом точки безубыточно­сти прибыль в этой точке равна нулю (Я= 0). Это наступает при определенном критическом объеме производства {К Jj;
Критический объем производства в денежном выражении опре­деляется по формуле

Основными экономическими рычагами, с помощью которых государство воздействует на экономику, являются налоги. Посред­ством налогов государство влияет на процесс формирования до­ходов и прибыли предприятий, стимулирует инвестиционную де­ятельность, регулирует внешнеэкономическую сферу. Налогообло­жение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Налоги — обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муници­пальных образований.

Налоговая система РФ включает разнообразные виды налогов и сборов, которые могут быть классифицированы по различным при­знакам (рис. 8.7). Налогообложение предприятий регулируется На­логовым кодексом РФ, федеральными законами о налогах и сбо­рах, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Основными на­логами, уплачиваемыми предприятиями, являются:

♦ налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины);

♦ налог на прибыль;

♦ налог на имущество организаций;

♦ социальные взносы (единый социальный налог).

Одним из важнейших по размеру ставки и объему поступлений в бюджет является налог на добавленную стоимость (НДС). Под до­бавленной стоимостью понимается разность между стоимостью ре­ализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Это косвенный налог. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене товаров и оплачиваются покупателем при покупке. Предприя­тия, реализующие товары, лишь перечисляют налоговые суммы го­сударству. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются реализация товаров (работ, услуг), выполнение строи­тельно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз то­варов на таможенную территорию РФ. Плательщиками налога яв­ляются организации и индивидуальные предприниматели.

Также косвенными налогами являются акцизы и налог с продаж. Акцизами облагаются товары со значительной разницей между це­ной реализации и себестоимостью (винно-водочные изделия, эти­ловый спирт, табачные изделия, легковые автомобили и т. п.). Налог с продаж — косвенный налог (ставка не более 5%), порядок и сроки уплаты которого устанавливаются законами субъектов РФ. Объектом налогообложения является стоимость товаров (работ, услуг), реали­зуемых в розницу или оптом за наличный расчет (кроме хлебобулоч­ных изделий, молока и молочных продуктов, лекарств и др.).

Основное влияние на формирование финансовых ресурсов пред­приятия и их использование оказывает налог на прибыль. Объектом налогообложения является валовая прибыль, представляющая со­бой сумму:

1) прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

2) прибыли от прочей реализации (основных фондов, включая земельные участки, иного имущества);

3) доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации (без НДС, акцизов,

Рис. 8.7. Классификация налогов

 

налога с продаж) и затратами на производство и реализацию про­дукции. Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, составляет 11%. Законодательные органы субъектов РФ могут устанавливать ставки налога на прибыль:

♦ для предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) в размере не свыше 19%;

♦ для предприятий в части прибыли, полученной от посред­нических операций и сделок, а также страховщикам, биржам, брокерским конторам, банкам, другим кредитным организаци­ям — не свыше 27%.

В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на сум­мы доходов, облагаемых налогом по иным ставкам (полученных в виде дивидендов по акциям, принадлежащим предприятию- акционеру и удостоверяющих право владельца на участие в рас­пределении прибыли; от долевого участия в деятельности других организаций; доходов казино, игорных домов и др.). Налогооб­лагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотрен­ных законодательством (если прибыль направляется на финан­сирование капитальных вложений, на природоохранные мероп­риятия, на содержание объектов социального назначения, на благотворительные цели и т. д.). При этом налоговые льготы не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%. Ставки налога на прибыль пони­жаются на 50%, если от общего числа работников инвалиды со­ставляют не менее 50%.

Особые льготы предоставляются малым предприятиям, осуще­ствляющим производство и одновременно переработку сельскохо­зяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, меди­цинской техники, лекарственных средств; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранно­го назначения. Они не уплачивают в первые два года налог на при­быль, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% от общего объема выручки; в третий год уплачивают 25%, в четверый — 50% от установленной ставки налога на прибыль, если удельный вес выручки от указанных видов деятельности более 90%.

Важное место в системе налогообложения предприятий занимает налог на имущество организаций, который относится к региональ­ным налогам. Объектом налогообложения являются основные сред­ства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия. Основные средства и нематериальные активы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Максимальная ставка — 2%. Налог относит­ся на финансовые результаты деятельности предприятия.

Предприятия являются также плательщиками единого социаль­ного налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фон­ды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Средства данных фон­дов предназначены для реализации прав граждан на государствен­ное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Объектом налогообложения являются любые выплаты работодате­лей в пользу своих наемных работников (штатных, внештатных, сезонных и др.), а также авторские и лицензионные вознагражде­ния, которые относятся на себестоимость продукции. Зачисление социального налога носит строго целевой характер, и каждый фонд получает определенную часть налога в соответствии с предусмот­ренной налоговой ставкой.

8.7. Финансовая отчетность предприятия

Вахшейшим элементом информационного обеспечения процесса управления финансами предприятия является бухгалтерская (финан­совая) отчетность. Финансовая отчетность—это совокупность форм отчетности, составленныхна основании данныхбухгалтерскогоучета. Ее цель — представить внутренним и внешним пользователям обоб­щенную информацию о результатах хозяйственной деятельности пред­приятия за отчетный период. Отчетность должна быть представлена в форме, удобной и понятной пользователям. Она должна содержать информацию, позволяющую оценить финансовое состояние пред­приятия, и давать возможность принятия обоснованных управлен­ческих решений, а также решений по инвестированию средств в предприятие. Это достигается с помощью стандартов финансового учета и отчетности, которые представляют собой правила ведения финансового учета и составления отчетности.

Национальные стандарты учета и отчетности разрабатываются отдельными странами, например GeneralAcceptedAccountingPrinciples (GAAP) в США. Кроме этого, существуют международные стан­дарты учета и отчетности, разрабатываемые международными орга­низациями с целью унификации стандартов бухгалтерского учета, что вызвано интернационализацией хозяйственной деятельности. При реформировании системы учета в России в качестве ориенти­ра были выбраны международные стандарты финансовой отчетно­сти (МСФО) (англоязычное название — International Accounting Standards), поскольку они обеспечивают сопоставимость информа­ции, составляемой российскими и западными компаниями.

Годовая бухгалтерская отчетность российских предприятий вклю­чает:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет об изменениях капитала;

4) отчет о движении денежных средств;

5) приложения к бухгалтерскому балансу;

6) отчет о целевом использовании полученных средств;

7) пояснительную записку и заключение независимого аудито­ра (аудиторской фирмы).

Формы отчетности должны отвечать требованиям положения по бухгалтерскому учету. При составлении годовой отчетности отчет­ным периодом является период с 1 января по 31 декабря, отчетная дата — 31 декабря.

Наиболее широкий спектр данных для оценки финансового со­стояния предприятия дает бухгалтерский баланс, который характе­ризует средства предприятия по их составу (актив) и источникам образования (пассив). Бухгалтерский баланс содержит значения показателей на начало и конец отчетного периода. Баланс предпри­ятия можно схематично представить в следующем виде (рис. 8.8).

Активы Пассивы
1. Внеоборотные активы III. Капитал и резервы (собственные средства)
II. Оборотные активы IV. Долгосрочные пассивы (долгосрочные, более 12 месяцев, заемные средства)
V. Краткосрочные пасс'ивы (краткосрочные, менее 12 месяцев, заемные средства)
БАЛАНС БАЛАНС

Рис. 8.8. Схема баланса предприятия (фирмы).

 

Активы характеризуются ликвидностью. Ликвидность — это спо­собность активов превращаться в денежные средства. Баланс рос­сийских предприятий строится по принципу возрастающей лик­видности. В I разделе отражаются внеоборотные активы, обладаю­щие низкой ликвидностью. Это средства, которые используются более одного года, приобретены с целью использования в хозяй­ственной деятельности и не предназначены для продажи в течение года: нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные зна­ки, организационные расходы, деловая репутация организации), основные средства, незавершенное строительство, доходные вло­жения в материальные ценности (имущество для передачи в ли­зинг, по договору проката), долгосрочные финансовые вложения.

Во II разделе отражается мобильная часть имущества предприя­тия — оборотные активы. Это средства, использованные, продан­ные или потребленные в течение одного года или операционного цикла, если он превышает год: запасы (сырье, материалы, неза­вершенное производство, готовая продукция и товары для пере­продажи, товары отгруженные, расходы будущих периодов), деби­торская задолженность (покупатели и заказчики, векселя к получе­нию, задолженность дочерних и зависимых обществ, авансы вы­данные). Дебиторская задолженность подразделяется на долгосроч­ную (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и краткосрочную (в течение 12 месяцев). Да­лее следуют краткосрочные финансовые вложения. В конце 11 раз­дела помещаются денежные средства, т. е. наиболее ликвидная часть оборотных активов.

Статьи пассива баланса группируются по степени нарастания срочности погашения обязательств. Вначале идет 111 раздел «Капи­тал и резервы», отражающий данные о собственных средствах пред­приятия, постоянно находящихся в хозяйственном обороте и не подлежащих возврату: уставный капитал, добавочный капитал, ре­зервный капитал, нераспределенная прибыль (убыток) прошлых лет и отчетного периода.

Далее идет IV раздел «Долгосрочные пассивы» и V раздел «Крат­косрочные пассивы». В V разделе выделяют краткосрочные кредиты и займы и кредиторскую задолженность в разрезе: поставщики и подрядчики, векселя к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, перед персоналом, перед внебюджетны­ми фондами и бюджетом, авансы полученные и прочие кредиторы. В конце раздела находятся статьи: задолх<енность учредителям по вы­плате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих рас­ходов и прочие краткосрочные обязательства.

Следующей по важности и информативности формой отчетности является «Отчет о прибылях и убытках». Он включает данные о фи­нансовых результатах деятельности предприятия за отчетный пери­од, такие как прибыль от продаж, финансовый результат от прочей реализации и других финансовых операций, результат от внереали­зационной деятельности, чрезвычайные доходы и расходы, чистая прибыль (нераспределенная прибыль) отчетного периода. Показате­ли отчета позволяют оценить рентабельность деятельности предпри­ятия. В конце отчета справочно приводятся данные о размере диви­дендов по привилегированным и обыкновенным акциям, а также о предполагаемых дивидендах в следующем отчетном году.

В «Отчете об изменениях капитала» приводятся данные об ис­пользовании собственного капитала предприятия в разрезе статей: уставный капитал, добавочный, резервный капитал, целевые фи­нансирование и поступления. Отражены также сведения об оценоч­ных резервах и, справочно, о величине чистых активов.

В «Отчете о движении денежных средств» дается информация о потоках денежных средств по источникам поступлений и направле­ниям использования. При анализе данной формы необходимо вы­делить стабильные и разовые потоки денежных средств. С точки зре­ния стабильности основные потоки — это результат от обычной деятельности (поступления минус платежи).

В «Приложенияхк бухгалтерскому балансу» дается расшифровка основных статей бухгалтерского баланса:

♦ движение заемных средств (долгосрочных и краткосрочных);

♦ дебиторская и кредиторская задолженность с указанием орга­низаций — дебиторов и кредиторов, имеющих наибольшую за­долженность;

♦ сведения об амортизируемом имуществе с указанием имуще­ства, по которому амортизация не начисляется;

♦ движение средств финансирования долгосрочных инвестиций;

♦ финансовые вложения;

♦ расходы по обычным видам деятельности в разрезе элемен­тов затрат;

♦ социальные показатели (отчисления во внебюджетные фон­ды, по договорам добровольного страхования, среднесписочная численность работников и т. д.);

♦ отчет о целевом использовании полученных средств.

8.8. Система расчетов на предприятии

Расчеты между предприятиями проводят коммерческие банки, которые хранят денежные средства предприятий на счетах, зачисля­ют на эти счета поступающие суммы, выполняют распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче средств со счетов и дру­гие банковские операции. По соглашению могут проводиться зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае в банк предо­ставляется поручение и чек на незачтенную сумму. Формы расчетов между предприятием и его контрагентами определяются договорами. Классификация форм безналичных расчетов приведена на рис. 8.9.

Платежное поручение представляет собой поручение предпри­ятия обслуживающему банку о перечислении определенной сум­мы со своего счета. Оно действительно в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Поручение при­нимается к исполнению только при наличии у предприятия средств на счете в банке. При равномерных и постоянных поставках меж­ду предприятиями расчеты, как правило, осуществляются в по­рядке плановых платежей на основании заключенных договоров с использованием платежных поручений. Платежи поручениями могут быть срочными, долгосрочными и отсроченными. Срочный пла­теж предусматривает несколько вариантов:

♦ авансовый платеж (до отгрузки товара);

♦ платеж после отгрузки товара, т. е. путем прямого акцепта товара (акцептные операции связаны с получением согласия или

Рис. 8.9. Классификация форм безналичных расчетов

 

отказа плательщика оплатить соответствующий платежный инст­румент);

♦ частичные платежи, применяемые при крупных сделках.

Платежное требование-поручение представляет собой требова­ние поставщика к покупателю оплатить (на основании направлен­ных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов) стоимость поставленной по договору продукции (вы­полненных работ, оказанных услуг). Поставщик выписывает пла­тежное требование-поручение и в трех экземплярах направляет его в банк покупателя вместе с отгрузочными документами. Банк пере­дает требование-поручение плательщику. При согласии оплатить полностью или частично поставку плательщик оформляет долж­ным образом платежное требование-поручение (подписи ответствен­ных лиц, печать) и сдает в обслуживающий банк, на основании чего соответствующая сумма списывается со счета покупателя на счет поставщика.

При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письмен­ное распоряжение плательщику (банку, выдавшему расчетные чеки) уплатить определенную сумму, указанную в чеке, чекодержателю. Чеки предпочтительнее использовать при разовых сделках. При этом условием является хорошее знание поставщиком чекодателя или другие доказательства наличия у чекодателя средств, необходимых для платежа.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязатель­ство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору. В соответствии с ним банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или передать полномочия другому банку производить такие плате­жи при условии предоставления поставщиком документов, предус­мотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий акк­редитива. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву ус­танавливается в договоре между плательщиком и поставщиком, в котором указываются:

♦ наименование банка-эмитента;

♦ вид аккредитива и способ его исполнения;

♦ способ извещения поставщика об открытии аккредитива (ак­кредитив открывается для расчетов только с одним поставщи­ком);

♦ полный перечень документов, представляемых поставщиком для получения средств по аккредитиву;

♦ сроки предоставления документов после отгрузки товаров, требования к их оформлению;

♦ другие необходимые документы и условия.

Аккредитивы могут быть покрытыми (депонированными) и не­покрытыми (гарантированными), отзывными и безотзывными. По­крытые (депонированные) аккредитивы — это аккредитивы, при которых банк-эмитент перечисляет собственные средства платель­щикам или средства, полученные им в кредит, в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк). Данные средства зачисля­ются на отдельный балансовый счет на весь срок действия аккре­дитива. При наличии корреспондентских отношений между банка­ми непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласия поставщика. Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива пла­тельщик может давать поставщику только через банк-эмитент, ко­торый извещает банк поставщика (исполняющий банк), а после­дний — поставщика. Исполняющий банк обязан оплатить докумен­ты, соответствующие условиям аккредитива, выставленные

поставщикам и принятые банком поставщика до получения после­дним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. При этом поставщик может досрочно отказаться от использования аккреди­тива, если это предусмотрено условиями договора. При отсутствии в аккредитиве указаний, позволяющих определить его вид, аккре­дитив считается отзывным.

При недостатке финансовых ресурсов у предприятия — покупа­теля продукции расчеты между предприятиями могут осуществляться с помощью векселей. Вексель — это ценная бумага, удостоверяю­щая обязательство векселедателя (должника) уплатить до наступ­ления установленного срока определенную сумму денег владельцу векселя (векселедержателю) или, по его указанию, другим лицам. Вексель дает право его владельцу по истечении указанного срока обязательства требовать от должника или акцептанта уплаты обо­значенной на векселе денежной суммы. Вексель может быть про­стым и переводным. Переводной вексель (тратта) — вид кредитно­го документа, который подписывается векселедателем (кредито­ром, именуемым трассантом) и содержит приказ должнику (трассату) уплатить в указанный срок обозначенную в векселе сум­му третьему лицу. Если трассат акцептует вексель, но не осуществ­ляет платежа по нему, то возникает протест векселя. В этом случае векселедержатель предъявляет вексель в порядке регрессного иска для безусловного взимания денег.

Индоссамент — передаточная надпись на векселе, удостоверяю­щая, что право по векселю переходит к другому лицу. В то х<е время она выполняет гарантийные функции. Индоссант — лицо, делаю­щее передаточную надпись. Он также несет ответственность по век­селю вместе с иными, обязанными по векселю лицами. Процесс передачи права на оплату векселя называется индоссацией.

Вексель принимается в качестве платежного средства при нали­чии достаточного доверия к векселедателю. Он используется для отсрочки или рассрочки платежа и представляет собой коммерчес­кий кредит, предоставляемый поставщиком покупателю. Исполь­зование векселя ускоряет расчеты между предприятиями, стимули­рует процесс сокращения у них запасов товарно-материальных цен­ностей, расширяет возможности сбыта продукции.

8.9. Финансовое планирование на предприятии

В рыночных условиях предприятию необходима эффективная си­стема управления финансами, способная обеспечивать компромисс между интересами развития предприятия, наличием достаточного уровня денежных средств и обеспечением платежеспособности пред­приятия. Основными стратегическими целями фирмы являются:

♦ максимизация прибыли;

♦ оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;

♦ обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

♦ улучшение конкурентных позиций предприятия на рынке.

В рамках данных целей в процессе планирования финансов ре­шаются следующие задачи;

♦ анализ финансово-экономического состояния предприятия;

♦ анализ существующей и прогнозируемой цены капитала пред­приятия (определяет минимальную рентабельность деятельности предприятия, покрывающую затраты на привлеченный капитал);

♦ анализ ассортимента выпускаемой продукции с целью опре­деления наиболее выгодных видов продукции;

♦ разработка ценовой политики;

♦ разработка учетной и налоговой политики;

♦ разработка кредитной политики предприятия;

♦ управление оборотными средствами, кредиторской и деби­торской задолженностью;

♦ управление издержками, включая выбор амортизационной политики;

♦ выбор дивидендной политики.

Система финансового планирования на предприятии включает: 1) систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений; 2) систему сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия. В целях организации бюд­жетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объеди­няющая следующие функциональные бюджеты, охватывающие базу финансовых расчетов предприятия:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...