Предприятие - объект государственного регулирования
10.1. Зачем нужно государственное регулирование? Внутренняя стабильность и международный авторитет современного государства, престиж органов его управления определяются богатством страны (общей суммой среднегодового национального дохода). Ни одно сколько-нибудь заметное событие внутри государства или на международной арене не совершается без расходования продуктов материального производства. Ясно, что лишь наиболее примитивно мыслящие политики могут относиться к деятельности производственных структур безразлично — по принципу «работайте, как хотите». В настоящее время практически во всех странах производственная сфера и ее составляющие — предприятия находятся в центре внимания государственных органов. Современный рынок не сам по себе регулирует соотношение производства и потребления. Это делают люди — специалисты и руководители, непосредственно связанные с производством и распределением материальных благ. Достаточно обратиться к опыту добычи и потребления нефтепродуктов на мировых рынках, которые управляются из единого центра — ОПЕК и не допускают серьезного дисбаланса. За положение дел на нефтяном рынке отвечают как непосредственные руководители предприятий, так и чиновники государственных органов стран—членов ОПЕК. Отказ государственных органов от участия в управлении экономикой и передача всей ответственности на уровень предприятий — действия, которые не отвечают потребностям развития современного производства и не обоснованны. Современные рыночные отношения практически во всех странах регулируются государственным законодательством. Они связаны с изменчивой политической конъюнктурой, но строятся на основе объективно необходимых и регулируемых государственными органами хозяйственных связей, межотраслевого и международного перелива капитала, игры цен на мировом рынке, международных валютно-финансовых отношений. Современная экономика страны не в состоянии развиваться в изоляции от международного рынка, механизмы которого определяются международными законами и государственной политикой стран.
Опыт ряда азиатских стран и послевоенных Германии и Франции показал, что выход из кризиса экономики реально осуществляется методами государственного регулирования, прежде всего экономическими методами. Роль государства сводится к следующему: ♦ государство определяет приоритетные направления развития экономики; ♦ концентрирует ресурсы на престижных и выгодных для страны направлениях экономики; ♦ выделяет субсидии; ♦ предоставляет налоговые льготы предприятиям. Особенно важна регулирующая роль государства в организации внешнеэкономической деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Рынок и современные рыночные самоуправляемые структуры нуждаются в поддержке государства. Предпринятые в 1992 г. меры разгосударствления и реформирования системы управления экономикой России и отказ от государственного участия в управлении оказались в целом разрушительными, вызвали резкий спад производства. Нацеленная главным образом на изменение экономического и государственного устройства, а не на стабилизацию и подъем производства программа не предусматривала способы улучшения деятельности главного производственного звена — предприятий, обеспечивающих выпуск продукции, и вследствие этого «провалилась». Пример распада Советского Союза в очередной раз доказывает, что идеологические и политические приоритеты как противовес экономическим законам противопоказаны. Эти приоритеты временно усиливают власть политиков, но разрушают экономику, заодно дискредитируя,и идеологию, и политику государства. Механизмы управления экономикой, прежде всего, должны подчиняться всесторонне обоснованным хозяйственным законам и логике хозяйственного управления. Роль государственных органов заключается главным образом, во- первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.
Экономика страны — это сотни миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Синхронность работы гигантской экономической системы, ее динамическая устойчивость обеспечиваются хозяйственным механизмом, преследующим общие целевые задачи, но при условии достаточной свободы действия этого механизма в нижних звеньях хозяйственной структуры. Каждое мельчайшее звено в рамках общих целевых задач и правил должно действовать самостоятельно. Все локальные вопросы должны решаться на том уровне, где они возникают. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления. Механизм хозяйственного управления в таком случае в состоянии моментально реагировать на любые мельчайшие сбои и оперативно принуждать его отдельные звенья незамедлительно устранять возникающие неполадки. Главная задача хозяйственного законодательства и государственных органов, обеспечивающих его исполнение, — недопущение крупных сбоев в экономике и ее защита от хозяйственных злоупотреблений. Наряду с этим немыслимо и невозможно пытаться централизованно, с помощью приказов регулировать неисчислимое многообразие явлений и процессов, происходящих в каждом звене экономики страны. Государственные органы управления ставят перед хозяйственными структурами задачи общественного значения, а также вводят отдельные ограничения на их действия, способные нанести ущерб экономике страны или отдельным лицам. Наряду с этим государство определяет основные направления, развивает программы развития экономики и добивается безусловного выполнения этих программ. Практически во всех странах фундаментальные (поисковые) исследования, определяющие основные направления развития современной науки, техники и производства, в основном финансируются из государственного бюджета.
Для предприятий, конечно, очень важно, как ими руководят сверху. Обоснованные жалобы на бюрократизм, волокиту, некомпетентность, проявляющиеся в работе министерств, ведомств и местных органов власти, характерны не только для России. Анализ показывает, что главными причинами неудовлетворительной работы управленческого аппарата всех уровней (в том числе и государственного) являются: ♦ отсутствие полной информации, необходимой для подготовки и принятия эффективных решений; ♦ отсутствие эффективности разделения труда и синхронности в работе; ♦ использование рутинных методов и средств в управлении; ♦ недостаточная квалификация кадров, их слабая заинтересованность в качестве труда. Эти недостатки устраняются за счет четкого разграничения функций персонала, определения степени ответственности каждого работника за порученную работу и эффективного контроля. В частности, государственные органы не вправе вмешиваться в текущую оперативную деятельность предприятий до тех пор, пока предприятия соблюдают законы. Но они обязаны контролировать правомерность хозяйственной деятельности предприятий, добиваться исполнения ими принятых норм законодательства. Практика и многочисленные исследования показывают, что экономическое процветание страны и благосостояние ее народа зависят не от абстрактных экономических условий, а от конкретной экономической и политической стратегии государственного руководства. «Если руководство государства полноценно и эффективно работает, — делают вывод эксперты ООН, — не воруя при этом, и обеспечивает нормальное функционирование законов, то страна будет процветать. Экономические победы и поражения абсолютно всех стран определяются, таким образом, формой, методами и профессионализмом государственного управления». Поданным ООН, за последние 30 лет XX в. доля самых бедных стран мира, где сохранилась архаичная форма государственного управления (это '/5 всех стран), в общемировом доходе снизилась с 2,3 до 1,4%; тогда как доля 20% самых богатых стран, где вопросам государственного управления уделяется серьезное внимание (также '/5 всех стран), выросла за это время с 70 до 85%'.
В связи с этим в большинстве стран мира деятельность хозяйственных организаций (коммерческих и некоммерческих) охватывается государственным регулированием, нередко включая и рычаги прямого административного управления. Для этого создаются правительственные органы (министерства, комитеты), реализующие функции государственного управления экономикой. Отраслевые, по отдельным функциям (финансы, налоги и пр.), а также территориальные и центральные органы не оставляют ни одного хозяйственного объекта вне сферы своего контроля и воздействия. Это оправдано. Доказано, что полное пренебрежение регулирующей ролью государства в управлении экономикой — идея, чуждая современным условиям хозяйствования. Наглядно пагубность подобной идеи, в частности, продемонстрировала государственная власть России в 1990-е годы. Превращение перворазрядной по экономическим показателям (до реформ) страны в третьеразрядную — это и есть следствие деятельности российского правительства. Как отмечают исследователи, за всю новейшую историю становления и развития современного рынка в индустриально развитых странах полная либерализация хозяйственных процессов, характеризуемая свободной конкуренцией, нигде не возникала, а вмешательство государства в экономику всегда было естественно, что подтверждается практикой[20]. С целью исправления положения в экономике власти России подготовили и приняли ряд законов, ограничивающих стихию рынка. Основным законом, на базе которого в настоящее время вводится государственное регулирование экономики России, является Гражданский кодекс РФ. В этом документе, вышедшем в 1994—1996 гг., регламентируется деятельность коммерческих и некоммерческих организаций страны. При этом правила, установленные Гражданским кодексом, основываются на признании: ♦ равенства в экономике ее участников;
♦ регулируемых законами отношений между участниками; ♦ свободы выбора объекта и предмета деятельности лиц. В Гражданском кодексе предусмотрена степень вмешательства государственных органов в деятельность юридических и физических лиц в случае, когда затрагиваются личные, общественные государственные интересы и права. Устанавливаются регулируемые отношения между физическими и юридическими лицами, в том числе имущественные и деловые отношения. Минуя правила, установленные Гражданским кодексом, не может быть создана и действовать ни одна фирма или объединение. В этом документе нашли отражение общепризнанные принципы и нормы международного права, а также нормативы, вытекающие из международных договоров России. В соответствии с Гражданским кодексом и параллельно с ним действуют другие законодательные акты, которые на основе Конституции РФ регулируют права и обязанности юридических и физических лиц, отношения между ними, а также их отношения с государством. Важнейшими документами являются Кодекс о труде, Налоговый кодекс, законы, регулирующие денежный оборот в стране, ввоз товаров из-за границы и их вывоз (таможенное законодательство) и др. Одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики является государственный бюджет, который ежегодно разрабатывается правительством и утверждается парламентом. В бюджете предусматриваются источники формирования доходных статей, включая поступления от коммерческих организаций, общая годовая сумма доходов и расходов по отдельным статьям. Как налоговые и прочие изъятия финансовых ресурсов в государственный бюджет и бюджеты местных органов власти, так и расходование бюджета оказывают прямое и непосредственное регулирующее воздействие на экономику страны и ее субъектов (рис. 10.1). 10.2. Задачи государственного регулирования экономики В хозяйственной практике большинства государств особую значимость приобрел механизм экономического планирования как осмысленных стратегических действий правительства. Играя порой лишь регулирующую роль в рыночной экономике, планирование, тем не менее, выступает эффективным инструментом поддержания сбалансированности между различными субъектами рынка (в частности, между государственным и частным сектором), служит средством передачи обществу информации об экономической политике правительства. При этом основные функциональные задачи государственного плана сводятся к следующему: ♦ предвидеть перспективу, в соответствии с которой национальная экономика должна и может развиваться; ♦ определять ключевые экономические высоты и оптимальные сроки их достижения; ♦ поддерх<ивать и финансировать приоритетные экономические и научно-технические программы; ♦ организовать систему средне- и долгосрочного управления экономическим развитием, таким образом реализуя на практике принятые народнохозяйственные решения; ♦ устанавливать приоритетные внутренние и внешние социальные, экономические и политические цели, определять средства и способы их достижения, координировать их взаимодействие; ♦ создать и развивать систему переподготовки и обучения хозяйственных руководителей и специалистов в области хозяйственного управления.
Обязательное условие успеха в деятельности каждого отдельного субъекта экономики — это гибкость планирования и оперативного управления, строгая увязка долгосрочного планирования с конкретной стадией развития предприятия, отрасли, страны. Планы при этом должны отражать и опираться на изменение целей политики правительства, его приоритеты. В таком случае гибкость экономического планирования выражается в постоянном пересмотре показателей плана и корректировке их в сторону объективных данных. Грандиозные успехи в развитии национальной экономики, отмеченные но второй половине XX столетия в Японии, Китае, Южной Корее, Тайване и других странах, полностью обусловлены средствами прямого вмешательства государственных органов в механизмы экономики, в том числе планированием. В Японии, Китае, Франции, Южной Корее разработкой пятилетних планов правительства стали заниматься сразу после окончания второй мировой войны. Государственные органы планирования в Японии появились в 1946 г. сразу после окончания войны, а затем они непрерывно совершенствовались и укреплялись. Система и содержание японских государственных планов представляют собой комплекс, состоящий из функциональных макроэкономических планов правительства и независимо планируемых объектов отдельных фирм. Государственные учреждения разрабатывают индикативные планы по развитию промышленности и ее отдельных отраслей, по внешней торговле, инвестициям, финансам, а фирмы, опираясь па приоритеты государственного планирования, выстраивают собственную хозяйственную политику и формируют собственные планы. Несмотря па отсутствие принудительного вмешательства в деятельность частного сектора экономики, свыше 90% всех фирм и предприятий регулярно используют государственные источники центральной плановой информации, так как игнорирование государственных планов наносит ущерб фирмам1. 10.3. Различия методов и практики государственного регулирования Вместе с тем единообразия управления экономикой в мире не существует и не может быть. Финский бизнесмен Юсси Хелске отмечает, что «очень часто разговор идет о западных стандартах, о мировых стандартах, о цивилизованных нормах и т. д. Но этих понятий не существует. В каждой стране есть свои нормы и стандарты, которые соответствуют конкретным условиям того или иного госу- дарства»2. В России с ее огромным пространством, разнообразием природно-климатических условий и народных традиций, очевидно, допустимы некоторые различия управления даже в рамках отдельных территорий. По отдельным видам продукции и услуг, прежде всего монопольного характера, государственные органы вынуждены сотрудничать с крупнейшими корпорациями. Такое сотрудничество установилось и в России, в частности, между государственными органами всех уровней и крупнейшими объединениями в энергетическом комплексе, на транспорте, в связи и др. Исполняя регулирующую роль, последние десятилетия государственные органы Японии и США также действуют в основном со' Mod rig. 1987, № 9, 43-48, Japan Econ/ Abm. Tokyo, 1989. P. 166-173. 2 Российская газета. 1998. 12 мая. вместно с наиболее крупными корпорациями. При этом они определяют: ♦ объем необходимых инвестиций, их направление и структуру; ♦ технический уровень, а также объем и пропорции выпуска важнейших видов продукции, ее конкурентоспособность; ♦ уровень заработной платы и некоторые другие виды деятельности предприятий. Намеченные общенациональные задачи решаются в основном с помощью экономических регуляторов: налогов, кредитов, субсидий, программ, квот и др. Стратегический курс экономической политики Японии особый — это построение регулируемой посткапиталистической системы хозяйственного управления. Верхним звеном такой системы должны оставаться государственные органы и руководители крупнейших корпораций1. Особое внимание уделяется поддержке экспорта и аграрного сектора. Японские менеджеры и специалисты видят существенные различия хозяйствования в Японии и других странах, в том числе и в США. Если американские методы ведения бизнеса они считают типичным «капиталистическим хозяйствованием», то японские — называют типичным «человеческим хозяйствованием». Американские методы хозяйственного управления японцы относят к неперспективным, отмирающим, во всяком случае неприемлемым для них (табл. 10.1). Таблица 10.1
Что касается стран Западной Европы, а также африканского и азиатского континентов, то здесь нередко наблюдается прямое вмешательство государственных органов в работу частных фирм. Так, ' Экономика и жизнь. 1993. № 24. 2 Моримого М. Очерк японского контроля и хозяйствования. Изд. МИД Японии, 1994. С. 129. во Франции, Южной Корее, Тайване, Индонезии, Гане, Нигерии и других странах регулярно под руководством государства разрабатываются пятилетние планы, которые ставят значительные ограничения в работе как государственных, так и частных фирм. 10.4. Косвенные государственные методы регулирования экономики Примером либерального косвенного государственного регулирования рынка могут быть, прежде всего, Германия и Великобритания, исторический период рыночного индустриального развития которых исчисляется столетиями. Германия и Великобритания не применяют (подобно, например, Японии или Франции) методов и правил пятилетнего государственного планирования и используют главным образом экономические рычаги. Большую роль при этом играют такие структуры, как торгово-промышленные па- даты (ТПП) — бесприбыльные организации, которые осуществляют функцию связи государственного регулирования с частной инициативой. В Германии существует центральный аппарат ТПП и 83 его земельных отделения. Центральный аппарат ТПП практически не вмешивается в работу земельных отделений, но разработанные им правила являются обязательными для всех. Создание региональных торговых палат предусмотрено законом, который требует обязательного участия всех предприятий в этой палате, за исключением мелких кустарных. Торговые палаты выполняют обширный перечень задач. Это регулирование межотраслевых пропорций, экспортно-импортных операций, уровня качества и конкурентоспособности продукции, уровня заработной платы, инвестиций, цеп и пр. Структура торговой палаты определяется законодательством, высший ее орган — общее собрание членов торговой палаты. В центральное правление торговой палаты помимо государственных чиновников входят представители промышленных и крупных торговых предприятий, розничной торговли и др. Общее собрание немецкой торговой палаты — это «парламент экономики», который после обсуждений принимает принципиальные решения. Создаются различные комиссии, решающие специфические вопросы. Общее собрание ежегодно утверждает бюджет, размер которого определяется поступлениями, которые обязаны платить предприятия — члены ТПП. Государство предоставляет дотации только для проведения конкретных мероприятий, например, по финансированию строительства, которое осуществляется по заказам ТПП, организации обучения и др. Крупные предприятия, внесенные в торговый реестр, должны уплачивать более крупные взносы. Они платят в бюджет ТПП не только постоянные взносы, по и взносы, сумма которых зависит от величины их дохода. Структура палаты соответствует ее задачам и состоит из нескольких отделов: права и торговли, развития и планирования и др. Крупным отделом является отдел народного образования, задача которого — проводить мероприятия по профессиональному обучению и образованию. При этом одной из главных задач фирм — участников ТПП является предоставление специалистам определенного числа вакантных рабочих мест. Большое значение придается осуществлению внешнеторговых операций, оказанию помощи основным и перспективным отраслям отдельных регионов. Одна из ведущих задач ТПП — оказание помощи лицам и организациям, начинающим новое дело, которые при содействии ТПП получают в достаточном объеме государственные кредиты по низким процентным ставкам и необходимую информацию. Такая же поддержка отдельным фирмам оказывается и в области промышленности, внешних отношений и туризма, строительства и особенно при создании новых рабочих мест. На ТПП возложен целый ряд правовых и обязательных функций. При решении всех правовых и экономических вопросов администрация и суды привлекают ТПП в качестве эксперта. В Великобритании, как и в ФРГ, нет закона, который предписывает ТПП те или иные функции или определяет, какую именно территорию им охватывать. Торгово-промышленные палаты не получают финансирования, как и в Германии, из государственного бюджета за услуги, которые оказываются местным фирмам. Членство в ТПП добровольное. Фирма самостоятельно принимает решение о вхождении в ТПП в зависимости от того, окупаются ли ее затраты на услуги, которые ей оказывают. Несмотря на различия в степени участия государственных органов между системами организации ТПП в Германии и Великобритании, между ними много общего. Рассмотрим деятельность ТПП в Великобритании на примере Бирмингема — крупнейшего промышленного города. Здесь ТПП создавалась, чтобы способствовать разработке и принятию законов, инструкций и различных правил, которые стимулировали бы развитие производства. По мере объединения различных предприятий стало возможным предоставлять услуги нуждающимся в них предприятиям (информационные услуги, консультирование, стимулирование международной торговли, подготовка кадров). Одно из главных направлений деятельности ТПП Бирмингема — оказание помощи местным органам власти в развитии экономики, создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости населения. С внедрением новой техники и развитием автоматизации в обрабатывающей промышленности Бирмингема сокращаются рабочие места, и ТПП вместе с администрацией города старается открывать новые предприятия в других секторах промышленности. Выгода от сотрудничества в ТПП государственных органов и частных фирм обоюдна. Для руководителей города выгода заключается в том, что они имеют коллективный орган, который занимается вопросами развития частного сектора, трудоустройства населения и представляет интересы бизнеса и населения. Для бизнеса выгода состоит в том, что городские власти совместно с ТПП оказывают помощь начинающим предпринимателям. Городской совет помогает создать небольшие мастерские для начинающих, а ТПП оказывает консультационные услуги по руководству этим бизнесом. В ТПП имеется большой отдел, который совместно с группой обработки документации занимается оперативным предоставлением информации по поступающим запросам относительно определенной продукции и оказания различных услуг в Великобритании и за рубежом. В информационном отделе имеются сведения об инженерно-технических фирмах, с которыми можно заключить контракт, и обо всех промышленных предприятиях Великобритании и других стран. Отдел оказывает- помощь в поиске источника и получении более детальной информации, в которой заинтересован потребитель. Информационный отдел сотрудничает с Институтом государственных стандартов, продавая его публикации и предоставляя информацию о стандартах; работает с документацией центрального правительства; оказывает помощь в подготовке всех необходимых документов для экспортных операций, помощь в вопросах экспорта и импорта (тарифы, пошлины и т. д.); предоставляет консультации по вопросам осуществления различных видов платежей, требований, связанных с получением лицензий и различных соглашений; оказывает информационные услуги городскому совету, совету по обучению и предпринимательству и совету по промышленности и торговле; имеет доступ к национальным и международным базам данных о различных организациях. Фирмам оказываются услуги по подбору клиентов (изготовителей какого-то конкретного вида товара и т. п.). За услуги взимается плата, которая намного ниже, чем расходы на рекламу в коммерческих журналах и самостоятельный поиск данных. Главная задача отдела внутренней политики ТПП, который отражает пожелания предприятий—членов ТПП, — изучение бизнеса во всем мире (в том числе законодательные акты местного, национального и общеевропейского уровня). Отдел анализирует тенденции, характерные для мирового бизнеса, и информирует о полученных результатах членов ТПП, оказывает правовую помощь. Отдел внутренней политики на основе текущей информации определяет воздействие законодательных актов на деятельность предприятий, выносит на обсуждение государственных органов повседневные проблемы предприятий, стараясь добиться наиболее благоприятных для них формулировок законодательных актов. В середине 1980-х годов специалисты европейских стран пришли к выводу о необходимости централизации помощи развитию бизнеса не только в рамках отдельных стран, но и Европы в целом. Указывалось, что небольшие фирмы не имеют необходимой информации о рынке. Перед европейскими информационными центрами ставится задача — оказать содействие средним и мелким фирмам. Для этого были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ) и сеть его отделений, которая в 1995 г. включала 210 групп в различных странах Европы, соединенных электронной связью. Европейский информационный центр получает 25% финансирования от ЕС, а 75% его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно за счет оказания платных услуг. Очевидно, что структуры, аналогичные ТПП, нужны и в России. Их можно было бы создать на базе бывшего Госснаба СССР. Об этом должны заботиться не только государственные органы, но и сами предприятия, их специалисты. 10.5. Потребность экономики в совершенствовании государственного регулирования На путь объединения и централизации функций управления в экономике толкает необходимость экономии ресурсов. Современная рыночная экономика большинства индустриальных стран Запада по сравнению с централизованной экономикой очень обременительна, поскольку требует колоссальных затрат на создание и функционирование громоздкой инфраструктуры. Было бы грубой ошибкой с переходом от централизованно управляемой экономики к неуправляемому рыночному механизму надеяться на экономию за счет уменьшения расходов на содержание управленческого аппарата. Напротив, аппарат управления и затраты на его содержание и содержание многих посреднических структур придется увеличить по сравнению с централизованной экономикой в несколько раз. Об этом свидетельствует международный опыт. В условиях централизованной системы значительную часть работы, связанной с прогнозированием, маркетингом, планированием производства и сбыта продукции, материально-техническим обеспечением предприятий, ценообразованием, разработкой технической политики, финансированием и некоторыми другими управленческими и распределительными операциями, выполняют специализированные централизованные хозяйственные органы (рис. Ю.2). Это подтверждается многолетним опытом Советского Союза, где центральные органы, укомплектованные профессионалами, опирались в своей работе на разветвленную сеть подчиненных им научных, про- ектно-конструкторских и консалтинговых структур, а также на централизованно управляемую систему экономического учета и отчетности. В принципе такие органы в состоянии квалифицированно выполнять по заказам предприятий (фирм) основную часть рутинной расчетно-аналитической и маркетинговой поисковой работы, которой заняты предприятия. Но эта работа, выполненная специализированной организацией, обойдется для них в несколько раз дешевле, нежели выполнять ее собственным силами. Централизованная система в Советском Союзе оказывала постоянное давление на предприятие, заставляя его быть не пассивным исполнителем, а инициатором всех взаимоотношений с управляющими государственными органами. В противном случае предприятие теряло возможность защищать собственные интересы и неизбежно попадало в разряд плохо работающих, за что непременно наказывались его руководители. Затраты на управление и расходы на подготовку производства, а также перемещение материальных ресурсов от поставщиков к потребителям при централизованной системе управления в несколько раз ниже, чем в децентрализованной. Централизованная система управления позволяет интегрировать в одном месте управленчес
кие операции, создает возможность, когда небольшая группа профессионалов может решить хозяйственную задачу (в частности по сбыту продукции, материально-техническому обеспечению и др.) сразу для десятков или сотен предприятий (фирм). Децентрализованная система требует обязательного повторения в полном объеме каждой хозяйственной операции на каждом отдельном предприятии. Для этого требуется содержать соответствующий штат служащих и специалистов, что и вынуждены делать предприниматели всех индустриально развитых стран. Например, в 1988 г. на предприятиях Рима, связанных с производством и обменом, рабочие составляли 38% всей численности персонала, служащие — 49%, а инженеры и администраторы — 13%'. В том же году на производственных предприятиях Москвы рабочие составляли 72% всей численности персонала, а служащие, инженеры, администраторы вместе взятые — 28%. В 1989 г. из 112 млн человек экономически активного населения США управленческий персонал составил 51,3 млн человек, в том числе в частном секторе — 41,4 млн человек[21]. В СССР из 139 млн чел., запятых в народном хозяйстве, в управленческом аппарате в том же году было занято 14, 9 млн человек; из них на предприятиях и в организациях народного хозяйства — 13,2 млн человек[22] (табл. 10.2). В связи с этим доля внепроиз- водственных затрат, которые оплачивает потребитель в США, в несколько раз выше, чем это было в централизованной экономике СССР. Современные рыночные отношения промышленно развитых стран, учитывая высокий технический уровень производства, объективно требуют опоры на государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в управлении экономикой во всем мире с ках<дым годом будет повышаться. Советскую экономику в прошлом удушало не государственное управление. Наоборот, оно способствовало ее развитию. Удушала деструктивная безраздельная власть коммунистического партаппарата, «отсасывающего» из экономики для решения своих идеологических задач (развитие оборонного комплекса, «помощь друзьям» и «подготовка мировой революции») до 50% доходов государства. Таблица 10.2 Распределение занятого населения по сферам деятельности в основных индустриально развитых странах и СССР в 1989 г., %
Вряд ли правомерно ожидать положительных результатов на базе неуправляемого рынка в условиях России до тех пор, пока не будет создана необходимая для этого централизованно регулируемая управленческая, посредническая и прочая инфраструктура, которая заменит ныне полностью децентрализованную систему и, разумеется, потребует существенного изменения структуры управления экономикой страны. Расчеты показывают, что в прошлом при условии сохранения в России централизованного управления экономикой для налаживания нормального ритма работы предприятий требовалось отстранить от власти компартию и вовлечь в систему хозяйственного управления дополнительно к имевшемуся ранее аппарату не более 6—7 млн человек. Наряду с этим при переводе экономики на неуправляемые рыночные отношения единовременные и текущие расходы на управление по сравнению с имеющимися расходами надо было увеличивать как минимум в 3—4 раза. В систему хозяйственного управления, прежде всего в органы управления предприятий, а также различных посреднических и коммерческих контор, требуется дополнительно привлечь не менее 25—35 млн человек. Безусловно, надо заранее определить, где взять ресурсы на образование огромного, рассеянного по предприятиям (фирмам) и организациям дополнительного управленческого аппарата в новых условиях работы, где (и откуда) набрать дополнительный штат специалистов. В ряде случаев законно возникает вопрос: а надо ли вообще заниматься делом, которого не знаем, практически не имея шансов для ею благополучного завершения? 10.6. Цели и формы государственного регулирования экономики Как заметили французские предприниматели, прибывшие в Москву осенью 1991 г. по приглашению Научно-промышленного союза ССС
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|