Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логистические системы в управлении предприятием




17.1. Определение, задачи и принципы логистики

Производственное предприятие вне зависимости от формы соб­ственности, специализации и типа производства в процессе своей деятельности последовательно и постоянно решает задачи, связан­ные с выполнением его основных функций:

1) покупает средства производства — функция снабжении;

2) производит их качественное изменение (перерабатывает пред­меты труда в готовую продукцию) — производственная функция;

3) продает товар — функция сбыта.

Перманентное осуществление этих трех функций, их взаимо­связи и взаимодействие подчинены выполнению единой цели уп­равления и формируют предприятие как самостоятельный субъект экономики. Идеи интеграции снабженческо-производственно-рас- пределительных систем, в которых бы функции снабжения, произ­водства, хранения и распределения осуществлялись в виде единого организационно-технологического процесса, постепенно трансфор­мировались в самостоятельное направление научных исследований и форму хозяйственной деятельности —логистику. Каждая из пере­численных областей деятельности фирмы достаточно изучена и описана, новизна же логистического подхода заключается в интег­рации перечисленных функций с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информа­ционными потоками.

Термин логистика происходит от греческого слова logistike, что означает искусство вычислять, рассуждать. За долгую историю сво­его развития логистика превратилась из искусства в науку, из во­енной сферы перешла в сферу гражданского применения, из обла­сти теории — в область повседневной хозяйственной практики. В итоге логистика стала неотъемлемой частью современной эконо­мики — как отдельных фирм, так и отраслей, государств и мирово­го хозяйства в целом. Факторами развития логистики явились прежде всего изменения в экономической среде, связанные с объектив­ным переходом мировой экономики от «рынка продавца» к «рынку покупателя», что привело к необходимости переориентации про­изводства исключительно на удовлетворение потребительского спро­са. Если ранее сбытовая политика фирмы подстраивалась под про­изводство, то в настоящее время производственные программы пла­нируются в зависимости от рыночного спроса. Как следствие, ос­новным требованием к управлению фирмой становится адаптив­ность, т. е. способность адекватно и своевременно реагировать на изменения внешней среды. Чтобы делать это наиболее эффективно (с минимальными затратами времени и ресурсов), требуется ин­теграция всех звеньев в цепочке товародвижения от поставщика к потребителю.

Другой важной движущей силой логистики стала широко рас­пространившаяся в западном бизнесе концепция всеобщего уп­равления качеством (total quality management, TQM). Эта концеп­ция произвела переворот в теории и практике менеджмента. «Кон­цепция всеобщего управления качеством — это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов фирмы на всех стадиях производства и продвижения товаров (ус­луг), позволяющий достичь долговременного успеха за счет удов­летворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена фирмы, так и общества в целом»'. Кроме того, формирование концепции логистики было ускорено разработ­кой теории систем и компромиссов. В соответствии с теорией сис­тем товародвижение рассматривается как комплексная задача, т. е. управление материальными потоками осуществляется с уче­том взаимосвязей всех функций фирмы. В соответствии с теори­ей компромиссов общий положительный эффект может быть достигнут, в том числе, и за счет увеличения затрат отдельных подразделений фирмы. Например, поставка исходных материа­лов, небольшими, но частыми партиями ведет к удорожанию сто­имости материалов, но в то же время к сокращению запасов и собственного складского хозяйства.

В 1985 г. Совет логистического менеджемента США дал следую­щее определение логистики: «Логистика есть процесс эффективно­го (с точки зрения снижения затрат) планирования, управления и кон­троля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, гото­вой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая им­порт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей» [42] .

В российской экономической литературе применяется такое определение: логистика — это система организации, планирова­ния, управления и контроля материальных и информационных по­токов в пространстве и во времени от поставщика до конечного потребителя.

Целью логистики является организация в пространстве и во вре­мени материальных потоков с минимальными затратами ресурсов, обеспечивающая максимальное удовлетворение запросов потреби­телей. Основными задачами логистики являются:

• организация материальных потоков предприятия;

• оптимизация загрузки производственных мощностей;

• экономия материальных ресурсов на всех стадиях материаль­ных потоков;

• оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции.

17.2. Организация построения логистических систем

Для выполнения целей и задач логистики в рамках предприятия выстраивают логистические системы. Выделяют следующие прин­ципы построения логистических систем:

• системный подход, который проявляется в рассмотрении эле­ментов логистической системы как взаимосвязанных и взаимо­действующих для достижения единой цели управления. Отличи­тельной особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а логистической си­стемы в целом;

• принцип общих затрат, т. е. учет всей совокупности издержек управления материальными, информационными и финансовыми потоками;

• принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласован­ного, интегрального участия всех звеньев логистической системы (цепи) в управлении материальными, информационными, фи­нансовыми потоками при реализации целевой функции;

• принцип моделирования и информационно-компьютерной под­держки. Реализация логистических систем в настоящее время прак­тически невозможна без соответствующей информационно-ком­пьютерной поддержки;

принципразработки необходимого комплексамикрологистичес- ких подсистем, обеспечивающих процесс общего логистического управления;

• принцип всеобщего управления качеством — обеспечение на­дежности функционирования и высокого качества работы каж­дого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и услуг, поставляемых конечным потребите­лям;

• принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая систе­ма должна устойчиво работать при допустимых отклонениях пара­метров и факторов внешней среды. При значительных колебаниях факторов внешней среды логистическая система должна настраи­ваться на новые условия.

Некоторые экономисты выделяют несколько видов логисти­ки: логистику, связанную с поставкой материалов, логистику, связанную с производством продукции, логистику, связанную с распределением продукции, и т. д. Однако исходя из необходи­мости системного подхода к управлению фирмой следует при­знать, что перечисленные виды логистики являются лишь функ­циональными областями логистики фирмы. Поэтому следует раз­личать различные уровни построения логистических систем. Так, логистические системы в подсистемах снабжения, производства, сбыта, складирования и др. называют микрологистическими сис­темами. В свою очередь, микрологистические системы должны быть интегрированы в единую логистическую систему предприя­тия. Такое соединение происходит путем построения логисти­ческих цепей.

Логистическая цепь (ЛЦ) — линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (производителей, дистрибью­торов, дилеров, перевозчиков, складов и т. п.), осуществляющих последовательно по ходу технологического процесса логистичес­кие операции по товародвижению и доведению материальных по­токов от одной логистической системы до другой или конечного потребителя. При формировании ЛЦ отдается предпочтение модуль­ному принципу управления на всех уровнях с достаточной само­стоятельностью модулей. От модульного принципа построения от­дельных рабочих мест и их групп переходят к модульному форми­рованию производственных, транспортных, складских подсистем, целых производств и групп предприятий.

В основе развития организационных структур, построенных на базе ЛЦ, лежит синергический эффект. Это эффект взаимного уси­ления связей подсистем в системе, который при совместных дей­ствиях достигает величины, большей чем сумма эффектов отдель­ных подсистем при автономных действиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...