Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ хозяйственной деятельности предприятия (фирмы)




Анализ является одной из основных функций управления и со­стоит из разъединения целостной совокупности на отдельные ча­сти, изучая которые получают представление о развитии всей со­вокупности под влиянием как внутренних, так и внешних факто­ров. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) позволяет исследовать взаимодействие элементов производительных сил (орудий труда, предметов труда и рабочей силы) по стадиям производства и реализации продуктов труда, понять и объективно оценить эффективность работы персонала предприятия при имею­щемся производственном потенциале. В процессе анализа выявляют­ся резервы, причинно-следственные связи и факторы, которые можно использовать для роста эффективности деятельности фир­мы. Аналитики разрабатывают методики по реализации выявлен - ных резервов и факторов, практическому использованию резуль­татов анализа в текущей и перспективной управленческой дея­тельности фирмы.

Обобщенно задачи анализа можно сформулировать как процес­сы наблюдения, изучения, оценки состояния, нахождения и мо­билизации резервов и факторов развития производства, реализа­ции и потребления продукции (работ, услуг). Составляющими обоб­щенной задачи анализа хозяйственной деятельности фирмы являются задачи по определению резервов и факторов экономии ресурсов и повышения качества на всех стадиях производствен­ного процесса, роста производительности труда на экстенсив­ной и интенсивной основе, достижения лучших финансовых ре­зультатов.

22.1. Классификация видов анализа хозяйственной деятельности

Классификация видов анализа хозяйственной деятельности фир­мы исходит из основных функций управления, к которым относятся:

1) информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации);

2) анализ предшествующего (ретроспективного) и настоящего состояния экономики фирмы;

3) прогнозирование состояния экономики фирмы при различ­ных вариантах развития (наихудших и наилучших условиях);

4) учет и контроль параметров производства (оперативный, финансовый и статистический);

5) стимулирование достижения результативности деятельности фирмы (финансовых результатов);

6) анализ результативности деятельности фирмы и подготовка информации к очередному производственному циклу.

Анализ как функция управления осуществляется ежедневно, но может регулярно проводиться в краткосрочные (неделя, декада, ме­сяц) и долгосрочные периоды (квартал, год, несколько лет). Кроме того, анализ может осуществляться специализированными аналити­ческими службами, собственниками предприятия, органами управ­ления, поставщиками, покупателями, аудиторскими фирмами, кре­дитными и финансовыми органами, т. е. различными субъектами хо­зяйствования.

По содержанию и полноте охвата изучаемых вопросов различа­ют комплексный, системный и локальный анализ. Виды анализа приведены в табл. 22.1. Структурное содержание анализа хозяйствен­ной деятельности предприятия по широте охвата и полноте изуче­ния представлено на рис. 22.1.

22.2. Методы анализа хозяйственной деятельности

Методы анализа хозяйственной деятельности — это совокупность приемов, применяемых для обработки информации о работе предприя­тия. ЭТИ приемы составляют основу методик анализа, в которых описывается подробное содержание показателей и этапов проведе­ния анализа. Различают общие, типовые и частные методы и мето­дики проведения анализа. Общая методика представляет собой та­кую совокупность этапов и приемов аналитической работы, кото­рая присуща любым процессам, происходящим на предприятии. Типовая методика — это общая методика, применимая для разных отраслей и областей знаний. Частная методика конкретизирует об­щую методику для конкретного предприятия определенной отрас­ли в отношении конкретных вопросов, поставленных для выполне­ния соответствующих задач.

Традиционными общими способами (приемами) обработки, изучения и обобщения информации при анализе являются сравне­ние, сводка и группировка, балансовый метод, графический ана­лиз, табличный метод, методы определения относительных и сред­них величин, моделирование и оптимизация.

Сравнение — это прием, позволяющий выразить характеристику одного явления через другое. В практике анализа хозяйственной де­ятельности предприятия производится сравнение анализируемых показателей с нормативными, отчетными, плановыми, максималь­ными, минимальными, оптимальными, с показателями предше­ствующих периодов (ретроспективный анализ) и т. д. Применение приема сравнения требует приведения показателей в сопостави-

Таблица 22.1
Классификационный признак Виды анализа
Отраслевой признак Анализ сферы народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт) Анализ комплексных отраслей (металлургия, машиностроение, легкая промышленность) Анализ чистых отраслей Межотраслевой (теория анализа хозяйственной деятельности, теория анализа экономики)
Временной признак Предварительный (долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный, перспективный) Последующий (ретроспективный) — анализ результатов, оперативный (ситуационный), итоговый (заключительный)
Пространственный признак Внутрихозяйственный Межхозяйственный
По функциям и методам управления Технико-экономический (аудиторский) Финансово-экономический (внутренний и внешний) Социально-экономический Экономико-статистический Экономико-математический (управленческий) Маркетинговый (внутренний и внешний)
По методике изуче­ния объектов анали­за Сравнительный Диагностический (экспресс-анализ) Факторный Маржинальный (анализ причинно-следственных связей) Экономико-математический Детерминированный Стохастический (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) Функционально-стоимостной (метод выявления резервов)
По субъектам (пользователям) Внутренний (анализ рабочего места, участка, производства, цеха) Внешний (анализ на основе финансовой и статистической отчетности для инвесторов, банков и т. д.)
По охвату изучаемых объектов Сплошной Выборочный
По созданию программы Комплексный Тематический
Виды анализа хозяйственной деятельности

 

Рис. 22.1. Структурное содержание анализа хозяйственнойдеятельности предприятия

 

мый вид. Сопоставимость показателей предполагает тождество объем­ных и стоимостных характеристик, структурных составляющих, ра­венство промежутков времени, за которые вычислены сравнивае­мые показатели.

Группировка — это прием, с помощью которого генеральная со­вокупность показателей разбивается на относительно однородные группы с целью обобщения и типизации признаков, характеризую­щих группы и всю совокупность анализируемого объекта. Например, группировка основных средств предприятий по возрастному составу (до 10 лет, 10—20 и свыше 20 лет) дает представление о их структуре и возможностях наращивания производственного потенциала. В то же время группировка основных средств по их типам (здания, со­оружения, оборудование, транспорт и т. д.) характеризует соотно­шение их активной и пассивной части, прогрессивность производ­ственного потенциала.

Группировки осуществляются, как правило, в табличной форме. Таблицы, в которых отражаются соотношения, пропорции двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых равны, называют ба­лансовыми. Балансовые таблицы широко используются предприяти­ями и в целом по отраслям, регионам, и в национальном счетовод­стве. Это балансы имущества и обязательств, балансы доходов и рас­ходов, балансы поступлений и использования товарно-материальных ценностей и т. д.

Данные таблиц могут быть использованы для представления показателей в графическом виде (графический анализ). Основными формами графического анализа являются графики и диаграммы. Они бывают линейными, плоскостными и объемными (рис. 22.2).

По способу построения графики могут подразделяться на диаг­раммы и статистические карты (рис. 22.3). Диаграммы сравнения показывают соотношения разных объектов по каким-либо пока­зателям (полосовые и столбиковые диаграммы). Диаграммы дина­мики позволяют анализировать явления за установленные перио-

Рис. 22.2. Классификация статистических графиков и диаграмм

 

Рис. 22.3. Классификация графиков по способу построения

 

ды (столбиковые, круговые, квадратные, фигурные и другие гра­фики), где на оси абсцисс, как правило, откладываются периоды времени, а на оси ординат — уровень показателей.

В анализе хозяйственной деятельности часто используются гра­фики контроля. При необходимости выделения проблемных вопро­сов, в том числе при контроле качества продукции, используют диаграммы Парето. С их помощью выделяется степень важности каж­дого из факторов.

Все вышеперечисленные методы, используемые в анализе хо­зяйственной деятельности предприятия, должны использовать по­казатели, имеющие количественную определенность, которая вы­ражается в абсолютных и относительных величинах. Абсолютные величины показателей характеризуют явления в единицах меры, веса, объема, площади, стоимости и т. д. Относительные величины показателей характеризуют соотношение изучаемого явления с ба­зовым, сравниваемым. Отношение выражается в форме коэффици­ентов, удельных весов, процентов.

В анализе используются разные виды относительных величин (изменение планового показателя в динамике по отношению к базовому, цепным методом, изменение структуры, изменение эффективности). Особое место среди относительных показателей в анализе занимают средние величины. Они используются для ха­рактеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. В каждом конкретном случае могут рассчитываться раз­ные типы средних величин: средняя арифметическая, средняя арифметическая взвешенная, средняя гармоническая, средняя геометрическая, средние хронологические и др. Условия примене-
ним метода средних величин — наличие вариации уровня какого- либо признака у совокупности однородных явлений.

Средняя арифметическая взвешенная определяется, когда варьи­рующий признак имеет вес (числовое значение) в общей совокуп­ности. Формула средней арифметической взвешенной представля­ется в виде:

где а— вес признака. Пример. На обследованных предприятиях отрасли численность работ- пиков составляет соответственно до 12 человек, до 30, до 98, до 150 и до 500 человек. Причем предприятий с численностью работающих до 12 чело­век насчитывается 3, до 30 человек — 2, до 98 человек — 5, до 150 человек— 2 и до 500 человек — 1. Определить среднюю арифметичес­кую взвешенную величину численности персонала первого типа предпри­ятий в отрасли. Средняя арифметическая взвешенная величина численности персона­ла первого предприятия в отрасли будет равна:


Простая средняя арифметическая применяется, когда есть дан­ные только об отдельных значениях варьирующего признака и о числе единиц совокупности. Простая средняя арифметическая ве­личина признака выражается следующей формулой:

Средняя гармоническая определяется, когда значение варьирую­щего признака обратно пропорционально величине признака или когда в качестве веса выступает произведение значений варьирую­щего признака на количество единиц, обладающих признаками. Средняя гармоническая рассчитывается по формуле:


 

где fllf — веса средней гармонической; х/ — отдельные вариант признака.

Обобщенная формула средней гармонической имеет вид:


 

Пример. Имеется три сорта конфет. Цена первого сорта (за 1 кг) — 80 руб., второго — 50 руб., третьего — 40 руб. По накладным числится конфет первого сорта на 400 руб., второго — на 150 руб., третьего — на 40 руб. Определить среднюю цепу 1 кг смеси конфет.



Средняя цепа I кг смеси конфет определяется по формуле средней гармонической:


 

Средняя геометрическая применяется при исчислении средних темпов роста и рассчитывается по формуле:

Пример. Имеется динамический ряд темпов роста за 1990—2000 гг. (табл. 22.2). Определить средний темп роста за два года.

Таблица 22.2

Показатель            
Темп роста, %            

 

Средний темп роста за два года определяется по формуле средней гео­метрической:


Средняя хронологическая интервального ряда, если все интервалы равны, исчисляется по формуле простой средней арифметической:


 

Пример. В 1996, 1997, 1998, 1999 и 2000 гг. на предприятии произведено соответственно 200, 250, 260, 270, 275 штук изделий. Определить средне­годовой уровень производства за 1996—2000 гг.


Средняя хронологическая моментного ряда определяется по фор­муле:


Среднегодовой уровень производства за 1996—2000 гг. определяется как средняя хронологическая интервального ряда:

Пример. Стоимость основных фондов на начало года составила 1,2 млн руб., на конец января — 1,3 млн, февраля — 1,4 млн, марта — 1,5 млн, апреля — 1,4 млн, мая — 1,3 млн, июня — 1,2 млн, июля — 1,4 млн, августа — 1,5 млн, сентября — 1,6 млн, октября — 1,4 млн, ноября — 1,5 млн, на конец декабря — 1,7 млн руб. Определить среднего­довую стоимость основных фондов.

Среднегодовая стоимость основных фондов составит:


 

С помощью вышеперечисленных приемов осуществляются ана­лиз, диагностика и оценка состояния хозяйственной деятельности фирмы. Однако на практике достаточно часто необходимо макси­мизировать, минимизировать или рационализировать те или иные факторы развития. Тогда применяются экономико-математические методы, к которым относятся методы линейного программирова­
ния, динамического программирования, математическая теория игр, матричные методы анализа, теория нечетных множеств, математи­ческая теория массового обслуживания и др.

Методылинейного программирования основаны на решении сис­темы линейных уравнений (с преобразованием в уравнения и нера­венства), когда зависимость между изучаемыми явлениями функ­циональна. К ним относятся симплексный и распределительный методы. С помощью названных методов решаются задачи рацио - нального раскроя материалов (с оптимальным выходом заготовок), определения минимальной стоимости при заданном количестве, оптимальная производительность при заданном ассортименте, транс­портная задача, задачи рационального прикрепления потребите­лей к изготовителям (продавцам) и т. д.

Методы динамического программирования применяются при ре­шении оптимизационных задач, в которых целевая функция или ограничения, или и то и другое характеризуются нелинейными за­висимостями.

Математическая теория игр исследует оптимальные стратегии в ситуациях игрового характера. К ним относятся ситуации, связан­ные с выбором наивыгоднейших производственных решений, сис­темы научных и хозяйственных экспериментов, с организацией статистического контроля, хозяйственных взаимоотношений и т. д.

Матричные методы анализа основаны на линейной и векторно- матричной алгебре. Применяются для изучения сложных и высоко - размерных структур как на отраслевом уровне, так и на уровне предприятий и их объединений. Примером применения матричных методов может служить модель Леонтьева многоотраслевой эконо­мики, современные методы решения задач межотраслевого балан­са и др.

Теория нечетких множеств относится к числу прикладных мате­матических моделей, поскольку направлена на решение приклад­ных задач и возникла из чисто практических потребностей, а ис­пользует математические методы.

Математическая теория массового обслуживания облегчает ре­шение задач обслуживания, например, обслуживания кораблей в порту, рабочих в инструментальной кладовой, клиентов в сервис­ных центрах.

22.3. Методика системного анализа хозяйственной деятельности предприятия

В общем виде выделяют следующие этапы подготовки к сис­темному анализу: 1) исследование объекта (системы) с целью определения задач; 2) подбор показателей, способных дать объек­тивную оценку объекта; 3) разработка схемы изучаемой системы;

4) построение экономико-математической модели (блок-схемы);

5) работа с моделью (блок-схемой). После определения методоло­гии анализа переходят к формированию методики. Методика — это совокупность способов, приемов и правил выполнения работы по ана­лизу хозяйственной деятельности. Требования к методикам анализа в последние годы расширились. Теперь наряду с оценкой наличия, размеров наличия, состояния и возможностей использования ре­зервов производства и реализации продукции необходимо диагно­стировать состояние производства и реализации, выявлять возмож­ности появления «болезней» и наличие их, давать рекомендации по преодолению этих «болезней» и развитию производства и реали­зации продукции. Методика должна содержать следующие основ­ные разделы:

♦ сформулированные цели и вытекающие из них задачи ана­лиза;

♦ выбор объектов анализа и характеристика системы показате­лей, с помощью которых может быть описан каждый объект для решения задач анализа;

♦ описание источников информации и способов сбора и обра­ботки этой информации для расчета системы показателей;

♦ описание группировок показателей и способов (приемов) изучения влияния факторов на результирующие показатели;

♦ описание технических средств и перечень программ и блок- схем, которые могут использоваться при обработке аналитичес­ких материалов;

♦ порядок и методология формулирования выводов анализа и рекомендаций для принятия управленческих решений.

Разработанная методика должна быть утверждена руководите­лем предприятия после предварительного обсуждения на эксперт­ном совете, с внесенными исправлениями и дополнениями по за­мечаниям экспертов. Далее, составляется программа анализа, оп­ределяющая состав участников аналитической работы, порядок и сроки изучения методики анализа, календарный график проведе­ния анализа, распределение обязанностей между участниками ана­литической работы. Затем издается приказ по предприятию по ут­верждению программы анализа и назначению ответственных за проведение работ.

В процессе сбора информации осуществляется проверка ее дос­товерности, представительности (репрезентативности) и группи­ровка с целью использования рекомендуемых методикой показате­лей. Расчет показателей, их сопоставление, использование методов факторного анализа должны раскрыть причинно-следственные свя­зи, алгоритмы влияния факторов на итоговые, результирующие показатели. Конечным этапом проведения анализа является обоб­щение его результатов и доведение их до руководителей, принима­ющих решения с целью выработки совместных оптимальных реко­мендаций по поведению объекта анализа в реальных условиях.

Диагностика и анализ финансового состояния предприятия

Диагностика может осуществляться в виде экспресс-анализа в короткий промежуток времени и фундаментального анализа, кото­рый требует более длительного времени. Основным источником информации является бухгалтерский баланс и приложения к нему, характеризующие изменение финансового состояния предприятия за истекший год. Различают шесть основных методов финансового анализа:

• горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой по­зиции отчетности с предыдущим периодом;

• вертикальный (структурный) анализ — выявление удельного веса отдельных статей в итоговом показателе, принимаемом за 100%;

• трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. ос­новной тенденции динамики показателя, очищенной от случай­ных влияний и индивидуальных особенностей отдельных перио­дов. С помощью тренда формируют возможные значения показа­телей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

• анализ относительных показателей (коэффициентов) — рас­чет соотношений между отдельными позициями отчетности, оп­ределение взаимосвязей показателей;

• сравнительный (пространственный) анализ — с одной сторо­ны, это анализ показателей отчетности дочерних фирм, структур­ных подразделений, с другой — сравнительный анализ с показа­телями конкурентов, среднеотраслевыми показателями и т. д.;

• факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (при­чин) на результирующий показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результирую­щий показатель дробят на составные части, так и обратным (син­тез), когда его отдельные элементы соединяются в общий показа­тель.

Непосредственно из баланса можно получить ряд важнейших ха­рактеристик финансового состояния организации. К ним относятся:

1) общая стоимость имущества организации;

2) стоимость иммобилизованных (т. е. внеоборотных) средств (активов) или недвижимого имущества;

3) стоимость мобильных (оборотных) средств;

4) стоимость материальных оборотных средств;


5) величина собственных средств организации;

6) величина заемных средств;

7) величина собственных средств в обороте;

8) чистый оборотный капитал, равный разнице между оборот­ными активами и текущими обязательствами, и т. д.

Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пасси­вов организации позволяет сделать ряд выводов, необходимых как для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельно­сти, так и для принятия управленческих решений на перспективу. Например, уменьшение (в абсолютном выражении) валюты ба­ланса за отчетный период свидетельствует о сокращении хозяй­ственного оборота организации. Установление факта сворачивае- мости хозяйственной деятельности требует проведения тщательно­го анализа его причин. Анализируя увеличение валюты баланса за данный период, необходимо учитывать влияние переоценки основ­ных фондов, когда рост их стоимости не связан с развитием произ­водственной деятельности. Наиболее сложно учесть влияние инф­ляционных процессов, однако без этого трудно сделать определен­ный вывод о том, является ли увеличение валюты баланса следствием лишь удорожания готовой продукции, сырья, материалов под воз­действием инфляции либо оно свидетельствует о расширении фи­нансово-хозяйственной деятельности.

В общих чертах признаками «хорошего» баланса являются:

♦ валюта баланса в конце отчетного периода увеличилась по сравнению с началом;

♦ темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы при­роста внеоборотных активов;

♦ собственный капитал организации превышает заемный и темпы его роста выше, чем темпы роста заемного капитала;

♦ темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковы.

Показатели ликвидности

Показатели ликвидности характеризуют способность предприя­тия выполнять краткосрочные (текущие) обязательства за счет те­кущих активов. В общем случае предприятие считается ликвидным, если его оборотные (текущие) активы превышают краткосрочные (текущие) обязательства. Однако само по себе превышение теку­щих активов краткосрочными обязательствами дает лишь общую картину ликвидности, тогда как предприятие может быть ликвид­ным в большей или меньшей степени. Кроме того, всегда важно знать, за счет каких средств обеспечивается ликвидность предпри­ятия. Поэтому для измерения ликвидности используется система показателей (коэффициентов) ликвидности.

19 Эконом, ирсдчр. (фирмы)

В зависимости от скорости обращения активов в наличные день­ги текущие активы могут быть разделены на три группы. К первой группе относятся денежные средства в кассе и на расчетном сче­те, а также денежные эквиваленты (высоколиквидные рыночные ценные бумаги), т. е. наиболее мобильные средства, которые не­медленно могут быть использованы для выполнения текущих рас­четов. Во вторую группу входят активы, для обращения кото­рых в денежную наличность необходимо определенное время. Сюда относится прежде всего дебиторская задолженность, а также отдель­ные виды краткосрочных финансовых вложений. Третью группу составляют наименее ликвидные активы — производственные и материальные запасы и затраты.

Исходя из приведенной классификации текущих активов рас­считывают следующие коэффициенты ликвидности. Коэффициент текущей ликвидности — финансовый показатель, характеризую­щий степень общего покрытия всеми оборотными средствами пред­приятия срочных обязательств (краткосрочных кредитов и займов, а также кредиторской задолженности). Этот коэффициент отража­ет общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного пога­шения срочных обязательств. Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящих­ся в наличии у предприятия оборотных средств к его наиболее срочным обязательствам в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов, кредиторской задолженности, расчетов по дивидендам, отчислений в фонды потребления и прочих кратко­срочных пассивов. Формула для расчета данного коэффициента имеет вид:


 

где ОА — оборотные активы предприятия; КП — краткосрочные пассивы.

Данный показатель принадлежит к классу нормируемых показа­телей, и в мировой практике нормальным считается значение в пределах от 2 до 3.

Коэффициент срочной (быстрой) ликвидности — промежуточный финансовый показатель, при определении которого из расчета ис­ключается наименее мобильная часть оборотных средств — матери­ально-производственные запасы. Это вызвано тем, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализа­ции производственных запасов, могут быть существенно ниже тех сумм, по которым они были приобретены и числятся на балансе
где ОА — оборотные активы предприятия; 3 — производственные запасы; КП — краткосрочные пассивы.

Данный показатель принадлежит к классу нормируемых показа­телей и считается достаточным, если коэффициент срочной лик­видности не менее единицы.

Коэффициент абсолютнойликвидности—наиболее жесткий кри­терий ликвидности предприятия, показывающий, какая часть крат­косрочных обязательств может быть погашена немедленно исходя из того, что денежные средства являются абсолютно ликвидными по определению. Формула для расчета коэффициента имеет вид:


 

где Д — денежные и приравненные к ним средства; КП — краткос­рочные пассивы.

Данный показатель принадлежит к классу нормируемых показа­телей, и эксперты считают, что теоретически нормальное значе­ние коэффициента составляет 0,2—0,3.

Показатели финансовой устойчивости

Важнейшей характеристикой финансового состояния предпри­ятия является стабильность его деятельности в плане долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структурой пред­приятия, степенью его зависимости от внешних обязательств. Зада­ча анализа финансовой устойчивости — оценка величины и струк­туры активов и пассивов. Соответствующие показатели характери­зуют степень независимости предприятия по каждому элементу активов (оборотных и внеоборотных) и по имуществу предприятия в целом. Они дают возможность измерить, достаточно ли устойчиво предприятие в финансовом отношении, чтобы бесперебойно рабо­тать. Для оценки финансовой устойчивости используется следую­щая система коэффициентов.

предприятия. Возможность возникновения подобной ситуации как раз и предусматривается, когда рассчитывается коэффициент сроч­ной ликвидности. Этот коэффициент определяется по формуле:


Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами — показатель, измеряющий в какой степени матери­альные запасы предприятия имеют источником покрытия собствен­ные оборотные средства. Рассчитывается коэффициент следующим образом:


 

где КР — капитал и резервы; ВА — внеоборотные активы; 3 — производственные запасы.

Показатель относится к классу нормируемых коэффициентов. Принято считать, что в тех случаях, когда коэффициент превыша­ет единицу, предприятие не зависит от заемных средств при фор­мировании материальных активов.


где КР — капитал и резервы; ДП —долгосрочные пассивы; КП — краткосрочные пассивы.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами — по­казатель, характеризующий наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для обеспечения его финан­совой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношение разности между объемом источников собственных средств и стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости нахо­дящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде запа­сов (сырья и материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, затрат в незавершенном производстве, готовой про­дукции, товаров отгруженных, расходов будущих периодов), НДС по приобретенным ценностям, дебиторской задолженности, крат­косрочной финансовой задолженности, денежных средств и пр. Формула для расчета коэффициента обеспеченности собственны­ми средствами имеет вид;


 

где КР — капитал и резервы; ВА — внеоборотные активы; ОА — оборотные активы.

Показатель относится к классу нормируемых коэффициентов. В соответствии с действующим законодательством структура баланса считается неудовлетворительной при значении коэффициента ме­нее 0,1.

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств — по­казатель, дающий наиболее общую оценку финансовой устойчиво­сти. Коэффициент показывает, сколько собственных средств при­ходится на 1 руб. заемных средств, вложенных в активы предприя­тия. Формула для расчета коэффициента записывается в виде:

Рост коэффициента свидетельствует об усилении независимо­сти предприятия от привлеченного капитала, т. е. о повышении фи­нансовой устойчивости. Единого мнения экспертов по абсолютно­му значению данного коэффициента нет, хотя очевидно, что чем больше его величина, тем выше финансовая устойчивость пред­приятия.

Коэффициент автономности — показатель, отражающий долю собственных средств в пассивах предприятия. Считается, что доля собственных средств в пассивах должна превышать долю заемных средств с целью поддержания стабильной финансовой структуры. Высокое значение коэффициента отражает минимальный финан­совый риск и хорошие возможности для привлечения дополнитель­ных заемных средств. Формула для расчета коэффициента автоном­ности имеет вид:


 

где КР — капитал и резервы; Б — сумма баланса.

Показатель относится к классу нормируемых коэффициентов. Теоретически нормальная величина коэффициента равняется 0,5.

Коэффициент маневренности — показатель, отражающий долю собственных средств, которая находится в мобильной форме и по­зволяет манипулировать ими, увеличивая закупки сырья, материа­лов, приобретая дополнительные средства производства и т. д. По его величине можно судить о способности предприятия к длительному техническому перевооружению или к трудностям со сбытом продук­ции. Коэффициент автономности рассчитывается по формуле:


 

где КР — капитал и резервы; ВА — внеоборотные активы. Показателиделовой активности

Анализ данных показателей строится на необходимости ускоре­ния оборачиваемости активов предприятия. В этом случае анализи­руемый показатель совершает максимальное число циклов и, соот­ветственно, оборот средств занимает минимальное время, что, в свою очередь, высвобождает значительные денежные средства. По­казатели деловой активности включают:

♦ общий коэффициент оборачиваемости;

♦ оборачиваемость запасов;

♦ оборачиваемость оборотных активов;

♦ оборачиваемость собственных средств.

В анализе хозяйственной деятельности используются следующие формулы расчета показателей деловой активности:

Показатели рентабельности работы предприятия

Рентабельность (доходность) работы предприятия представ­ляет собой качественную характеристику полученной прибыли. По абсолютной величине прибыли нельзя судить об эффектив­ности работы предприятия. Действительно, одна и та же прибыль может быть получена за счет совершенно разных ресурсов и зат­рат, и соответственно предприятия имеют совершенно разную эффективность.






В качестве оценочных коэффициентов аналитиками часто ис­пользуются следующие показатели рентабельности: коэффициент рентабельности имущества, который показывает, сколько прибы­ли может быть получено на 1 руб. стоимости имущества; коэффици­ент рентабельности собственных средств, позволяющий судить, сколько прибыли приходится на 1 руб. капитала; коэффициент рен­табельности производственных фондов, который дает информацию о том, сколько прибыли получено на 1 руб. вложенных основных и

материальных оборотных средств; коэффициентрентабельности ак­ционерного капитала, определяющий, сколько прибыли получено на 1 руб. средств собственников; коэффициентрентабельности фи­нансовых вложений, определяющий размер прибыли, полученной от инвестиций; коэффициентрентабельности продаж, показываю­щий, сколько прибыли получено на 1 руб. реализованной продук- ции;коэффициентрентабельности продукции, показывающий, сколь­ко прибыли получено на 1 руб. затрат по производству и реализа­ции продукции. Общая формула рас

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...