к урокам по «Букварю» часть 2
⇐ ПредыдущаяСтр 51 из 51
Со 2-го полугодия 1-го класса учащиеся занимаются уже не по одному учебнику «Букварь», где они учатся грамоте – русскому языку и чтению. Обучение чтению продолжается по учебнику «Букварь» ч.2, а русский язык дети начинают изучать по новому учебнику «Русский язык». При обучении чтению в 3-й четверти основная Ваша задача – пробудить и постоянно поддерживать у своих воспитанников интерес к чтению, желание читать самостоятельно. Во 2-й части «Букваря» особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Подбор текстов в этой части «Букваря» и формулировка вопросов к прочитанному тексту позволяют выполнить важнейшее требование Федерального Государственного образовательного стандарта: - готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Вопросы, которые авторы «Букваря» ставят перед детьми, не имеют однозначного ответа, они требуют раздумья от первоклассников, умения четко формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, приводя доказательства из текста. Таким образом каждый ученик ставится перед необходимостью по собственной инициативе перечитать текст – целиком или выборочно –что, естественно, влияет на совершенствование навыка чтения. Мы уже неоднократно отмечали, что обучение в начальной школе вообще, и особенно в 1-м классе должно быть обязательно успешным – это способствует формированию учебной мотивации. Поэтому к вызовы учеников для чтения на уроке нужно подходить очень продуманно.
Первое чтение прозаического текста, как правило, нужно предлагать хорошо читающим ученикам – тем, которые при работе по 1-й части «Букваря» читали тексты, помеченные значком «для хорошо читающих». И только ко 2-му, 3-му чтению привлекать менее сильных учеников, каждый раз продумывая, какие части текста предлагать для чтения этим детям. Во 2-й части «Букваря» значком «Для хорошо читающих» отмечены очень немногие произведения, к чтению большинства текстов нужно привлекать всех учеников класса. В комментариях к каждому уроку мы указываем, в какой момент вызывать слабых чтецов и что именно им предлагать для чтения. Естественно, мы не можем предусмотреть ни особенностей каждого класса, ни всех ситуаций, которые реально складываются на уроке. Но если Вы принимаете нашу идею – сделать обучение приятным и интересным для каждого первоклассника – Вы обязательно самостоятельно найдете выход из любой сложной ситуации. Представьте себе, как чувствует себя плохо читающий ребенок, когда после хорошо читающих товарищей он начинает по слогам, запинаясь, читать продолжение интересной истории. Вы надеетесь, что такое «провальное» чтение послужит стимулом для самостоятельного чтения дома? К сожалению, как правило, этого не происходит. А если и происходит, то не благодаря Вашему педагогическому таланту, а благодаря родителям, которые смогли найти те нужные слова, которые Вам найти не удалось. Нельзя заставить полюбить что-то. Но можно показать, как приятно, когда ты что-то хорошо делаешь, и тебя за это хвалят. Во 2-й части «Букваря» имеется довольно много стихотворных текстов. Они безусловно интересны по содержанию. Но для начинающих читателей чтение стихов – сложная деятельность. Поэтому в первый раз старайтесь читать стихотворение сами, чтобы у учеников создалось целостное представление о поэтическом произведении и, главное, чтобы перед ними был образец выразительного чтения поэзии.
Умение выразительно читать вырабатывается постепенно: сначала дети подражают образцу – Вашему чтению, а затем сами начинают выбрать средства выразительности, если Вы их этому учите. Обязательно объясните классу, какое значение для выразительного чтения имеют поставленные автором знаки препинания. А теперь поговорим о домашних заданиях. Да, в 1-м классе их задавать не только не рекомендовано, но и запрещено. Но мы с Вами прекрасно понимаем, что нельзя научить беглому чтению за те несколько минут (в лучшем случае!), которые учитель может уделить чтению каждого ученика на уроке. Конечно, нужно читать дома! Но как это организовать? Как правило, задание читать дома получают родители плохо читающих учеников. И ребенок делает вывод, что чтение дома – это наказание за плохую учебу. И ведь он прав: тем, кто хорошо читает, не дают на дот на дом таких заданий! Попробуйте перевернуть эту ситуацию. На одном из первых уроков по чтению в 3-й четверти назовите нескольких (немногих!) учеников и скажите: «Лена, Оля и Павлик! Вы уже научились так хорошо читать, что я разрешаю вам, если вы хотите, читать дома. Вот я даю вам книжки (лучше всего предложить книжки с короткими рассказами из серии «Мои первые книжки» или что-либо подобное), если вы захотите, вы можете прочесть дома один рассказ. И если захотите,, завтра нам его расскажете». Вы чувствуете разницу? Вы разрешаете читать в награду за хорошую учебу. Постепенно на каждом уроке увеличивайте количество учеников, которым можно, если хотят читать дома.Расспрашивайте их на уроках о прочитанном, хвалите. Вы увидите. Что Ваши ученики сами начнут просить у Вас разрешения читать дома. И, наконец, такое разрешение получит кто-то из слабых учеников. Найдите сами посильное для него небольшое произведение, объясните родителям, как организовать это домашнее чтение, как важно не пожалеть времени, чтобы послушать ребенка, рассказать всей семье о его достижении – ему разрешили читать дома. Вы увидите, как принципиально изменится отношение Ваших воспитанников к домашнему чтению. Урок 1.
Текст, обращенный к учащимся, читает учитель, затем происходит коллективное обсуждение прочитанного. Напомните классу, что одна и та же буква в русском языке часто обозначает два звука – твёрдый и мягкий согласный, например, буква б обозначает твёрдый согласный звук [б] и его мягкую пару [бь]. Попросите детей назвать буквы, которые также обозначают пару звуков. Обращайте каждый раз внимание учащихся на разницу в названии звука и буквы. Затем предложите ученикам назвать пару звука [ш] - пусть дети с Вашей помощью ещё раз назовут непарные по твёрдости, мягкости согласные звуки – [ц], [ч], [ш], [щ]. После такого подробного разбора всего алфавита Ваши воспитанники легко ответят на вопрос о количестве звуков и букв в русском языке. Педагогу нужно быть готовым к тому, что ответы детей будут разными. Например, ученик считает, что букв и звуков поровну. Ваш вопрос: «Но мы обозначили твердый согласный звук [м] и мягкий согласный звук [мь] одной буквой м - значит, звуков больше?» Кто-то из учеников может считать, что букв больше, потому что есть буквы, которые не обозначают звуки – ь и ъ. Это верное высказывание, но неверный вывод: букв все равно не больше, чем звуков, так как только две эти буквы не обозначают звуков, но в алфавите много букв, обозначающих два звука. Можно предложить детям посчитать эти буквы. Это долгая работа, но для неё обязательно нужно найти время. Не стоит задавать такое задание на дом, т.к. его выполнение требует продуманного взрослого руководства. Вполне возможно, что в обсуждении этого вопроса активное участие примет не весь класс, а только наиболее сильные ученики. Это не страшно. Важно только, чтобы учитель подробно подытожил это обсуждение, чтобы всем было интересно и понятно.
Стихотворение на с.5 первый раз все читает учитель, после чего задает такие вопросы детям: «Что Маршак называет ключами? Почему буквы - это ключи?» Затем стихотворение читают дети. Чтобы не нарушить целостность восприятия стихотворения, заранее распределите строчки между детьми с разным уровнем сформированности навыка чтения. Например, первую строчку может прочитать любой ученик, а продолжить чтение - хорошо читающий и т.д. 2-ю строфу нужно прочитать полностью, поэтому ее чтение поручите хорошо читающему ученику. 3-я строфа может читаться несколькими детьми по одной строчке. Рассказ В.Голявкина в первый раз читают хорошо читающие дети, а затем могут читать все ученики класса. Попробуйте ввести чтение «цепочкой», но заранее продумайте, какие предложения Вы предложите для чтения каким ученикам в соответствии с их навыком чтения. Например, первые две строки читает кто-нибудь из слабых чтецов, третье предложение – сильный, четвёртое – слабый и т.д. Обсудите с классом описанную в рассказе ситуацию и причину, по которой Витя оказался под кроватью. Обратите внимание на иллюстрацию к рассказу, может быть, Ваши ученики там найдут объяснение такого поведения мальчика. Отвечая на второй вопрос учебника, выслушайте все высказывания детей, и без жёсткого морализаторства сделайте совместный вывод, что нужно говорить правду.
Урок 2.
Рассказ «Три котенка» читают ученики со средним уровнем развития навыка чтения. Но повторное чтение даже этими учениками должно быть обязательно выразительным – специально обратите на это внимание чтецов. Стихотворение А. Шибаева читают хорошо читающие ученики. Запишите на доске под диктовку класса выделенные в стихотворении буквы. Обратите внимание детей на то, как из раздельно написанных букв получается предложение - буквы надо читать слитно. Не все ученики сразу поймут это. Выложите эти буквы на доске, вместе с учениками передвигайте их, чтобы получилось нужное предложение. Убедитесь, что все дети поняли этот «фокус».
Урок 3
Оба рассказа могут читать ученики с разным навыком чтения, только, пожалуйста, не забывайте заранее продумывать, кому какое предложение дать для чтения, чтобы выполнение Вашего задания было всегда обязательно успешным. Напимер, первое предложение может прочитать любой ученик. Второе – ученик со средними навыками чтения, а третье предложение предложите прочитать хорошо читающему ребенку.
После чтения рассказа Пермяка спросите учеников, как они думают, серьезно ли бабушка отвечала внучке или она так шутила. Поговорите с детьми о справедливости бабушкиного шутливого ответа. На этом уроке первоклассники впервые начинают работать с пословицами. Это нелегкое задание, поэтому учитель должен очень подробно разобрать с классом каждую пословицу, сравнить ее с текстом рассказа, с ответом бабушки. Можно попросить учеников найти, какие слова бабушки к какой пословице больше подходят. Вполне возможно, что дети выскажут разные точки зрения. Вы должны на каждом уроке продолжать начатую в первой части «Букваря» работу: учить первоклассников доказывать свою позицию. А для этого напомним, никаких отрицательных оценок. Реакция учителя: «Как интересно! А мне это не пришло в голову. Объясни, почему ты так думаешь. и т.п.» Ведь согласитесь, ни на один из вопросов нет обязательного правильного ответа – пусть думают, доказывают, спорят. А учитель дирижирует этим процессом. Рассказ Г. Остера не сложен для чтения. Можно привлечь практически всех учеников класса, но заранее продумать, кому какое предложение дать прочитать. При повторном чтении можно прочитать по ролям. Это будет первая попытка Ваших учеников читать текст по ролям. Нужно подробно рассказать детям, как это делать. Для этого лучше вызвать хороших чтецов, попросить их читать выразительно, а текст от автора прочитайте сами. Обязательно покажите детям, как в речь котенка или щенка включается авторский текст; объясните, что исполнители ролей щенка и котенка его читать не должны. Перед ролевым чтением обсудите с детьми комичность ситуации, возможности ее разумного решения; обратите внимание детей на то, как вежливо разговаривают друг с другом котёнок и щенок.
Урок 4 Литературное слушание
Урок 5
Рассказ Шибаева читают более сильные чтецы, чтобы была понятна ирония автора. Предложите детям догадаться, какие буквы нарисованы на иллюстрации. Ля того чтобы ответить на этот вопрос, дети должны перечитать вторую половину рассказа. Здесь можно привлечь к чтению более слабых читателей, но предупредить их заранее, чтобы они действительно прочли нужные места, а не ждали ответов хороших чтецов. Например, задав второй вопрос, учитель говорит: «Про букву «А» расскажет Вова, про букву «Т» - Наташа и т.д.Читайте внимательно про свои буквы, чтобы все заметить. А весь класс тоже внимательно прочтет – вдруг они что-то не заметят, тогда вы поможете». Можно попробовать самим изобразить какие-нибудь буквы – один или два ученика изображают букву, а остальные угадывают, какая это буква, указывают на возможные ошибки в изображении. Обязательно вспомните с детьми, какие еще рассказы Шибаева они читали, как зовут автора. Расспросите первоклассников, нравятся ли им его забавные истории об оживших буквах и почему. Рассказ «Познакомились» после того как он будет прочитан и обсужден с детьми, можно попытаться предложить детям прочитать по ролям. Предварительно обсудите, какой знак больше понравился детям и почему. Чтение по ролям – это новый вид деятельности для учащихся. Поэтому вместе с учащимися нужно распределить роли, обсудить со всем классом, с каким настроением, с какой интонацией нужно читать каждую роль. К такому чтению нужно пока привлекать только хорошо читающих детей. Конец рассказа – размышления точки – прочтите сами. Такое ролевое чтение можно повторить несколько раз с разными исполнителями. Вы увидите, с каким удовольствием Ваши малыши будут разыгрывать эту сценку. Обязательно вспомните с классом, не читали ли ранее какой-нибудь текст этого же автора (стр.8 «Беспокойные соседки»), а в первой части Букваря шуточное четверостишье о букве «Д» (с.99)и рассказ «Одна буква» (с.117).Попросите детей вспомнить имя и отчество писателя Шибаева (Александр Александрович). Урок 6
Рассказ Е.Чарушина в первый раз читают хорошо читающие дети, а затем могут читать все ученики класса. Попробуйте ввести чтение «цепочкой», но заранее продумайте, какие предложения Вы предложите для чтения каким ученикам в соответствии с их навыком чтения. Например, первые три короткие предложения читает кто-нибудь из слабых чтецов, начало второго абзаца – сильный, середину – слабый и т.д. Обсуждение рассказа лучше организовать после повторного чтения, обсудив с детьми ситуацию: прав ли Никита, можно ли так играть с собакой, а если нельзя, то почему. На этот раз, колнечно, ответ однозначный. – нельзя. Но пусть ученики это обсудят. Наверняка у кого-то дома есть собака, попросите этого ребенка рассказать о том, играет ли он с ней и как. Вместе придите к одному выводу.
Урок 7
Рассказ А. Шибаева могут читать ученики с любым уровнем развития навыка чтения. После прочтения рассказа попросите более сильных учеников, легко ориентирующихся в тексте, прочитать сначала всё, что «говорили» согласные, а затем всё, что «говорили» гласные. После этого напишите на доске всё, что «говорили» согласные (под диктовку учеников!), оставив расстояние между буквами: Б Д М и т.д., а ниже напишите то, что «сказали» гласные:
У Е Е А Е Е
Предложите ученикам вставить гласные между согласными так, чтобы получилось предложение: Б Д М В С Г Д В М С Т
У Е Е А Е Е Но, пожалуйста, учтите, что это достаточно сложное задание для первоклассников, поэтому им нужно незаметно помогать, чтобы они не допускали ошибок, чтобы это задание носило, с одной стороны, безусловно обучающий характер, но, с другой стороны, было занимательным и полушутливым, как и весь рассказ А.Шибаева. Пожалуйста, обрпатите внимание на вопросы – они не однозначны: ведь нужно найти предложения, отвечающие на эти вопросы. Очень часто класс считает, что смысл рассказа в последнем предложении, а учитель с этим соглашается. Покажите детям, что одно последнее предложение ни о чем не говорит: Кто не разлучался? А раньше как было? Рассматривайте с классом разные варианты. Ожет быть, верный ответ 1-е предложение и три последних? Учите своих учеников рассуждать.
Урок 8 Литературное слушание
Урок 9
Вы уже хорошо знаете, что для первого чтения текста надо вызывать учеников с хорошим навыком чтения, для повторного чтения можно вызывать более слабых чтецов, но давать каждому читающему предложение, максимально соответствующее его читательским умениям. Вопросы ученикам: Почему при встрече со щенком всегда добрый котенок рассердился? Видел ли кто-нибудь из вас, чтобы собаки и кошки жили дружно? Где? Расскажите об этом подробно.(У кого-то из детей дома обязательно есть кошка и собака – пусть расскажут). Затем подробно обсудите вопрос, заданный в учебнике. После этого можно прочитать сказку еще раз по ролям. Но за автора пока разумно читать самому учителю, учеников же приучать внимательно следить по тексту и вовремя вступать со своей репликой. Поскольку практически вся сказка – авторский текст, в ней только одна реплика котенка и две тигра, можно предложить эти роли слабым ученикам, подчеркнув, что они впервые будут участвовать в трудном чтении по ролям. Покажите этим детям по тексту учебника, в какой момент они должны вступать в чтение и, молча кивните, когда дойдете до этого места. После окончания чтения обязательно похвалите учеников. Для целостного восприятия стихотворения прочитайте его сами и обсудите с учащимися позицию автора. Как они думают – действительно мышонок храбрее льва – возможно такое или нет? В результате совместного обсуждения дети должны почувствовать разницу между храбростью и хитростью, осторожностью и трусостью.
Урок 10
К чтению рассказа Остера привлеките как можно больше учеников, но за отработкой навыка чтения не упустите юмористического содержания рассказа. Этот рассказ можно после второго прочтения прочитать по ролям, но это чтение лучше предложить хорошо читающим детям. Остальные пусть просто послушают – тогда юмор Остера станет более понятен всем. Подумайте, может быть, в Вашем классе найдутся ученики, которым можно поручить читать вместо Вас авторский текст. Этот текст несложен, трудность состоит только в том, чтобы вовремя вступать в чтение. Покажите, как это делать и, конечно, особо похвалите ученика, который первый в классе смог справиться с чтением от автора. Стихотворение «Жадина» совсем несложно по структуре, но заставит Ваших воспитанников о многом задуматься. Но больше внимания уделите обсуждению 2-го и 3-го вопросов. Они требуют анализа обоих произведений, а для первоклассников такой анализ без Ваших наводящих вопросов очень сложен. Еще и еще раз давайте будем помнить – большинство вопросов, задаваемых первоклассникам авторами «Букваря» не имеют единственного ответа. Отвечая на эти вопросы, дети должны доказывать свою позицию, а этому их необходимо учить. После обсуждения предложите 2-3 ученикам с разным уровнем развития навыков чтения прочесть уже хорошо знакомый текст стихотворения.
Урок 11
Стихотворение «Если был бы я девчонкой…» можно организовать следующим образом. Первоначальное чтение поручить ученикам с хорошо сформированным навыком чтения, чтобы всем была понятен юмористический характер этого стихотворения. Спросите у детей, а что, действительно, чтобы помочь маме, нужно быть обязательно девочкой? Попросите учащихся прочитать строчки стихотворения, вызывающие улыбку. После этого прочитайте стихотворение еще несколько раз, привлекая к чтению учащихся с различным навыком чтения. Текст сказки «Рукавичка» достаточно объёмен и структурно достаточно сложен, поэтому нужно заранее продумать, каких учеников Вы будете вызывать для чтения. Например, реплики зверей значительно проще для прочтения, чем авторский текст, - значит, к чтению этих реплик можно привлекать слабых учеников, а текст от автора смогут прочитать бегло читающие ученики. Обратите внимание детей на то, что это сказка народная. Знания, полученные на уроках литературного чтения, можно использовать для того, чтобы вспомнить, какие сказки бывают, и чем отличаются авторские сказки от народных. Пусть дети назовут известные им сказки, очень похожие по сюжету. Это будет очень хорошая подготовительная работа перед чтением авторской сказки В Сутеева «Под грибом», где будут сравниваться произведения по сюжету и авторству. К повторному прочтению текста можно привлекать все более слабых учеников, так как текст уже знаком классу.
Урок 12 Литературное слушание
Урок 13
Рассказ Остера структурно несложен, и к его чтению следует привлечь учеников с разным уровнем сформированности навыка чтения. Можно и этот рассказ прочитать по ролям, помня о принципе распределения ролей: каждому по способностям. Обсуждая рассказ, постарайтесь подвести учеников к тому, чтобы они сами сказали, что и этот рассказ, как обычно у Остера, шутка. Вспомните, какие еще рассказы этого автора читали на уроках. Может быть, кто-нибудь из учеников знает книжку Остера «Вредные советы». Если есть возможность, прочитайте на уроке несколько шутливых вредных советов, обязательно показав детям, как писатель шутит и почему его советами нельзя пользоваться в жизни.
Урок 14-15
Каждый эпизод сказки «Под грибом» кончается примерно одной и той же нетрудной для чтения фразой. Пусть эту фразу читает плохо читающий ребенок. Если его предупредить об этом заранее, он будет, следя за чтением товарищей, ждать своего «вступления». Можно вызвать для чтения трех учеников. Но обдумайте это заранее. Найдите в тексте еще предложения, которые могут прочитать дети с разным уровнем сформированности навыка чтения, например, первое предложение в 3-й части и т.д. С каждым уроком необходимо увеличивать количество учеников, привлекаемых к выборочному чтению. Это будет способствовать тому, что весь класс будет внимательно, с указками, следить за чтением. Помните, что это не уроки слушания, а уроки обучения чтению, направленные на отработку навыка. Учителю необходимо каждый раз очень продуманно вызывать чтецов, чтобы чтение было интересно всем, чтобы все хотели принять в этом участие, а, значит, читаемый каждым учеником текст должен соответствовать уровню сформированности навыка чтения именно этого ребенка. Обратите, пожалуйста, внимание на формулировку вопросов. Втрой вопрос: «Какую похожую сказку мы уже прочитали? Часто дети отвечают не на тот вопрос, который им задан, а на тот, который им бы хотелось услышать. На уроках была прочитатна сказка «Рукавичка», но дети часто отвечают «Теремок», хотя эту сказку в классе не читали. Об этом спрашивается в 3-м вопросе. Казалось бы, какая разница? Ведь эти сказки похожи. Вы должны приучать своих воспитанников четко мысмлить, отвечать на тот вопрос, который Вы задаете: «Я спрашиваю, какую сказку мы прочитали все вместе. Разве мы «Теремок» вместе читали? Нет. Слушайте внимательно мои вопросы». Чтобы ученик не долго огорчался, вызовите его первым отвечать на 3-й вопрос: «Вот сейчас, Дима, повтори то, что ты сказал, какую сказку, похожую на эту, ты знаешь». И похвалите. Обязательно подробно обсудите пословицы. Хотя первоклассники, как правило, сразу дают верный ответ, не торопитесь их одобрить, пусть докажут, почему первая пословица не годится для названия сказок.
Урок 16 Литературное слушание
Урок 17
Для чтения рассказа Г.Остера можно вызывать учеников с самым разным уровнем сформированности навыка чтения. Классу можно задать следующие вопросы: «Какие рассказы Григория Остера мы уже читали? Что вам показалось смешным в этом рассказе?» Обязательно обратите внимание детей на имя котенка, спросите, кому это имя больше подходит – котенку или щенку. Обсудите с учениками и то, как вежливо во всех рассказах Остера герои-звери разговаривают друг с другом, никогда не ссорятся, всегда умеют договориться. Стихотворение А. Шибаева читает учитель или очень хорошо читающие ученики. Слова, выделенные в тексте, запишите на доске и обсудите, что ещё можно назвать этими словами. Проанализируйте значение слов серёжка и Серёжка; галька и Галька. Текст стихотворения позволяет проводить наблюдения за омонимами. Можно сказать ученикам, что с подобными языковыми явлениями они подробно познакомятся во 2 классе. В классах с высоким уровнем подготовленности учеников можно привести дополнительный пример: Девочка потеряла серёжку. Лето Серёжка проведёт у своей бабушки в деревне. Затем один- два раза стихотворение читают другие ученики с хорошим навыком чтения. Попросите учащихся вспомнить, какие ещё стихотворения и рассказы А Шибаева они читали на уроках, а какие, может быть, читали дома.
Урок 18
Рассказ Б.Житкова могут прочитать ученики со слабым уровнем развития навыка чтения. Расскажите детям о том, что есть большая интересная книжка Бориса Житкова – «Что я видел» о мальчике-почемучке, которого так прозвали за то, что он постоянно задавал вопрос «почему?» Обсудите с детьми рассказ Житкова. Пусть Ваши ученики попытаются сами определить, какие «почему?» мальчик задавал правильно, а какие нет, какие другие вопросы нужно было бы задать. Например, когда мальчику велели идти спать, он правильно спросил: «Почему?». Но нельзя спросить: «Почему девять часов?». Стихотворение А. Кушнера «Большая новость» читает учитель или хорошо подготовленные чтецы, чтобы все почувствовали особую интонационную окраску этого стихотворения. При обсуждении ответа на вопрос, заданный в учебнике, выслушайте все высказывания детей. Не исключено, что для некоторых это тоже будет новостью – Земля на шар похожа. Недопустимо выражать отрицательное отношение к незнанию детей, а наоборот, поблагодарить их за честный ответ. Про то, что Земля круглая, про смену времен года и многое другое они узнают на уроках Окружающего мира. После обсуждения текст стихотворения читают два-три ученика с хорошим навыком чтения.
Урок 19
В рассказе Пантелеева много простых предложений (как правило, это диалог девочки и поросенка), которые могут сразу читать ученики с очень слабым навыком чтения. Поэтому целесообразно, чтобы все предложения с текстом от автора читали хорошо читающие ученики, а все диалоги – начинающие чтецы. При этом, конечно, Вы не ставите перед классом задачу ролевого чтения, она слишком сложна для многих Ваших учеников, а просто вызываете детей читать текст, соответствующий их читательским умениям. Можно предложить учащимся и ролевое чтение, но уже при втором и третьем прочтении рассказа. Поставьте перед исполнителями ролей девочки и поросенка задачу выразительного чтения, предварительно обсудив с классом, какое настроение они должны передавать в своих коротких репликах. Можно показать детям, как по-разному (весело, грустно, удивленно) произносить за поросенка одну и ту же его реплику «Хрю-хрю!».
Урок 20 Литературное слушание
Урок 21-22
Рассказ Е.Чарушина интересен первоклассникам с познавательной точки зрения. Здесь не ставится никаких проблем, требующих высказывания своей точки зрения. Вопросы, заданные в конце, не требуют от учеников возвращения к тексту. Тем важнее заранее продумать, в какой момент можно привлекать к чтению более слабых чтецов. Даже при первом чтении рассказа можно предложить прочесть первый диалог ворона и автора таким ученикам, а затем чтение продолжит бегло читающий ребенок. При повторном чтении заранее найдите строчки для слабых чтецов. Вопросы, поставленные в конце текста, можно обсудить так, чтобы каждый ученик задумался о собстенных возможностях. При обсуждении второго вопроса речь идет о неком абстрактном человеке, не о себе, поэтому дети свободно будут называть те человеческие качества, которые необходиы дрессировщику. А после этого, отвечая на третий вопрос, ученики вынуждены будут заняться чем-то вроде самоанализа: есть ли во мне те качества, о которых мы только что говорили. Стихотворение А. Кушнера прочтите сами. Ваши ученики почти наверняка не знакомы с вводимыми в этом стихотворении характеристиками разных живописных жанров. Значит, здесь задача учителя – добиться усвоения этих знаний. Можно записать на доске новые для детей слова: портрет, натюрморт, пейзаж.К ответам на вопросы, требующим повторного чтения, нужно сначала привлечь лучших чтецов – им будет легче ориентироваться на странице, а затем и остальных. Важно, чтобы чтение было интересно всем. Завершается работа со стихотворением работой с иллюстрацией на странице 51.
Урок 23
И на этом уроке тексты, особенно рассказ Ю. Дмитриева, позволяют детям получить совершенно новые для них знания. Тексты обоих рассказов структурно достаточно сложны, в них практически нет коротких предложений, состоящих из небольших слов, поэтому слабых чтецов нужно привлекать к чтению этих рассказов очень осторожно. Например, при ответе на второй вопрос Ю. Дмитриева первый раз эту часть рассказа прочтет кто-нибудь из хорошо читающих, а второй раз самое главное предложение (это Вы так специально скажете) «А это потому…» пусть прочтет кто-либо из более слабо читающих учащихся. Так же поищите предложения и в рассказе Г. Снегирева. Пожалуйста, обратите внимание и свое и учеников на второй вопрос к рассказу Г. Снегирева. Его лучше обсудить в парах. Покажите детям как это делать. Ведь обсуждение первого вопроса к этому рассказу уже подготовило класс ко второму вопросу. Расскажите первоклассникам, как они должны придумывать новые названия вдвоем. Это трудный и новый для первоклассников вид деятельности: нужно уважительно выслушать мнение собеседника, если мнения разошлись, то убедить товарища в правильности предположения. Запишите все предложенные заголовки на доске и обсудите, какие из них могли бы быть названием рассказа, а какие нет, и почему. В конце урока можно обсудить, как связаны эти рассказы между собой, можно ли считать рассказ Г. Снегирёва продолжением рассказа Ю.Дмитриева. Подробно обсудите точки зрения,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|