Взаимоотношения в семье. Анкета. Итоговое занятие. Раздел III. Методика и технология социально-педагогической деятельности
Взаимоотношения в семье Анкета
Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения. 1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье: 1) очень хорошими; 2) хорошими; 3) не очень хорошими; 4) плохими; 5) не очень плохими. 2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом? 1) Да; 2) не совсем; 3) нет. 3. Какие семейнные традиции способствуют укреплению вашей семьи? ________ _________________________________________________________________________________________ (перечислите эти традиции)
4. Как часто ваша семья собирается вместе? 1) ежедневно; 2) по выходным дням; 3) редко. 5. Что делает ваша семья, собравшись вместе? 1) решаете сообща жизненные проблемы; 2) занимаетесь семейно-бытовым трудом; 3) работаете на приусадебном участке; 4) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи; 5) обсуждаете вопросы учебы детей; 6) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах; 7) каждый занимается своим делом; 8) допишите... 6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты? 1) да; 2) часто; 3) иногда; 4) редко; 5) не бывают. 7. Чем обусловлены ссоры, конфликты? 1) непониманием членами семьи друг друга; 2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др. ); 3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; 4) разногласиями в вопросах воспитания детей; 5) злоупотреблением алкоголем; 6) другими обстоятельствами (укажите какими). 8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье? 1) примирение; 2) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения; 3) прекращение конфликтов на некоторое время; 4) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
5) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер. 9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми? 1) да; 2) нет; 3) иногда. 10. Как реагируют дети на семейные конфликты? 1) переживают, плачут; 2) становятся на сторону одного из родителей; 3) пытаются помирить; 4) уходят из дома; 5) замыкаются в себе; 6) относятся безразлично; 7) становятся озлобленными, неуправляемыми; 8) пытаются найти поддержку в других людях. 11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье? Итоговое занятие
Проведите дискуссию по проблеме «Факторы социализации в семье. Особенности современной семьи» (в форме «Круглого стола», «Пресс-конференции»).
Раздел III. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 8. Сущность профессиональной деятельности социального педагога. Социально-педагогическое взаимодействие
Цель деятельности социального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также защита человека (социальная, психолого-педагогическая, нравственная) в его жизненном пространстве. Задачи социального педагога: обеспечение, сохранение и укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья личности; формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении и нравственного поведения; создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей человека, его положительного потенциала в социально полезных сферах жизнедеятельности, предупреждение тупиковых ситуаций в личностном развитии;
формирование потребности в саморазвитии, оказание помощи клиенту в саморазвитии, самопознании, самосознании, самоутверждении, самореабилитации, самоорганизации и самореализации; оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки; создание комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме. Основные направления социально-педагогической деятельности: создание социальных условий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей: оказание комплексной помощи, направленной на создание благоприятных социально-педагогических условий в образовательных и других учреждениях системы социального воспитания и защиты; обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально-педагогической проблематике для детей и семьей группы риска; социально-педагогическая профилактика и реабилитация дезадаптированных и социально депривированных детей и подростков; работа с детьми-инвалидами; работа с одаренными детьми; организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей, подростков, взрослых; консультирование и специализированная помощь в профессиональном определении; культурно-просветительская работа среди населения по пропаганде и разъяснению здорового образа жизни; осуществление системы превентивных мероприятий, предупреждение и устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний социума; предупреждение социальной и педагогической запущенности детей; социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов, работа в классах психологической коррекции; предупреждение негативного отношения взрослых к детям, помощь в разрешении возникших конфликтов между учителями и учениками, родителями и детьми и др. Правильно организованная социально-педагогическая деятельность предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, раскрытие сущностных сил ребенка, оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни.
Социально-педагогическая деятельность всегда должна быть адресной, направленной на конкретного ребенка, на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество. Социальный педагог должен уметь выявлять достоинства личности, «проблемное поле» ребенка, прогнозировать и проектировать возможные варианты его развития, влиять на мотивационно-потребностную сферу, чтобы вызвать желание к самосовершенствованию, самовоспитанию, приводить в действие внутренний регулятивный механизм. Особенно важно уметь определять, какие ценностные ориентации формирует социальная система, в которую включен ребенок, какие социальные роли он выполняет и как переживает свои социальные позиции – от этого во многом зависят его потребности и поведение. Социально-педагогическая деятельность предполагает и так называемое социальное закаливание детей, подростков, т. е. развитие способности у них выжить в сложных ситуациях, не сломаться, найти способы преодоления трудностей, оставаясь достойным человеком. И наконец, социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование и развитие нравственных ориентаций, нравственного сознания, нравственных чувств, социально значимых установок в жизненном самоопределении, а значит и нравственного поведения ребенка. Как известно, человек живет во внешнем и внутреннем мире. Задача социального педагога – уметь наполнять смыслом, духовным, нравственным содержанием внутренний мир ребенка, организовывать осмысление им происходящих событий, своего места в этом мире и времени. Другая важная задача – уметь управлять внешним миром, создавать нравственную воспитывающую среду в микросоциуме. В своей деятельности социальный педагог руководствуется следующими принципами: природо- и культуросообразности; гуманизации; субьектности; принятия ребенка как данности; персонализации; личностного подхода; деятельностного подхода; комплексного подхода; системного подхода; акмеологического подхода; социальной адекватности; ценностных ориентаций; компенсации; конфиденциальности; защиты; диалогичности и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|