Социальный паспорт семьи
В карту вносятся следующие данные: 1. Адрес (населенный пункт, улица, дом, телефон)____________________________________________ 2. Ф. И. О. мужа, дата рождения___________________________________________________________ 3. Ф. И. О. жены, дата рождения___________________________________________________________ 4. Имена детей, даты рождения____________________________________________________________ 5. Возрастные категории детей: ____________________________________________________________ до 6 лет___________________________________________________________________________ от 6 до 16 лет______________________________________________________________________ от 16 до 18 лет_____________________________________________________________________ 6. Категории семей: полная семья ______________________________________________________________________ неполная семья: ____________________________________________________________________ а) воспитывает одна мать_________________________________________________________________ б) воспитывает один отец________________________________________________________________ в) воспитывает одна бабушка, дедушка или кто-то один из родственников_______________________________________________________________________ г) воспитывает мать-одиночка____________________________________________________________ 7. Число детей в семье: 1 ребенок__________________________________________________________________________ 2 ребенка __________________________________________________________________________ многодетные: а) 3 ребенка________________________________________________________________________ б) 4 ребенка________________________________________________________________________ и т. д. 8. Семья с опекаемым ребенком (если есть опекаемые дети, то их Ф. И. О. и даты рождения) _______________________________________________________________________________________ 9. Семьи беженцев с детьми_______________________________________________________________ 10. Подростки до 18 лет, которые не работают и не учатся _____________________________________ II. Образование: высшее ___________________________________________________________________________ среднее специальное________________________________________________________________ среднее ___________________________________________________________________________ 9 классов и меньше_________________________________________________________________
12. Специальность: гуманитарная ______________________________________________________________________ техническая________________________________________________________________________ медицинская_______________________________________________________________________ педагогическая_____________________________________________________________________ экономическая_____________________________________________________________________ торговля, снабжение________________________________________________________________ сельская __________________________________________________________________________ строительная ______________________________________________________________________ мастера различных профилей_________________________________________________________ 13. Место работы и должность мужа________________________________________________________ Место работы и должность жены _______________________________________________________ 14. Трудовой стаж мужа__________________________________________________________________ Трудовой стаж жены _________________________________________________________________ 15. Доход семьи (нуждается или нет) _______________________________________________________ 16. Наличие приусадебного участка________________________________________________________ 17. Наличие подсобного хозяйства _________________________________________________________ 18. Наличие жилья (нуждается или нет)_____________________________________________________ 19. Жилищные условия: ветхое жилье (не пригодное для проживания) ___________________________________________ требуется капитальный ремонт________________________________________________________ требуется частичный ремонт или переоборудование______________________________________ требуется расширение жилплощади____________________________________________________ 20. Состояние здоровья членов семьи: взрослые инвалиды _________________________________________________________________ дети-инвалиды_____________________________________________________________________ хронические заболевания ____________________________________________________________ 21. Награды, почетные звания, льготы______________________________________________________ 22. Состоит на учете в Центре или нет______________________________________________________ 23. Основные проблемы семьи_____________________________________________________________ Общие сведения (фамилия семьи, число членов семьи): Социальный паспорт семьи группы риска
Общие сведения (фамилии членов семьи, число членов семьи):
_________________________________________________________________________________________ Ф. И. О. отца____________________________________________________________________________ Адрес _________________________________________________________________________________ Год рождения___________________________________________________________________________ Образование ___________________________________________________________________________ Место работы, специальность_____________________________________________________________ Состояние здоровья, прочие сведения_______________________________________________________ Ф. И. О. матери__________________________________________________________________________ Адрес _________________________________________________________________________________ Год рождения___________________________________________________________________________ Образование ___________________________________________________________________________ Место работы, специальность_____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Состояние здоровья, прочие сведения_______________________________________________________ Дети (сведения заполняются на каждого ребенка) ____________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Ф. И. О. ________________________________________________________________________________ Дата рождения__________________________________________________________________________ Место учебы____________________________________________________________________________ Состояние здоровья______________________________________________________________________ Характеристика условий в семье: бытовые____________________________________________________________________________ материальные_______________________________________________________________________ жилищные__________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ санитарные_________________________________________________________________________ Где состоит на учете_____________________________________________________________________ По чьей инициативе______________________________________________________________________
К какому фактору группы риска относится. Социально-демографический фактор: многодетная семья; неполная семья; с приемными, опекаемыми детьми; с недееспособными родителями; с низким социально-экономическим укладом жизни (малообеспеченные). Социально-педагогический фактор: родители не справляются с социальной ситуацией; конфликтные семьи; семьи, где дети самовольно уходят из дома. Социально-криминогенный фактор: семьи, где имеется угроза жизни детей, деградация родителей
Экономический прогноз __________________________________________________________________
Прожиточный минимум ______________________________________________________________ Реальный доход ________________________________________________________________________ Доход на 1-го человека _______________________________________________________________ Рекомендации: необходимо встать на учет в ___________________________________________________________ нуждаются в срочной экономической помощи ____________________________________________ Другое: ____________________________________________________________________________ Потребность в реабилитации: решение социального консилиума от _________________________________г. по социальной помощи Специалист по социальной работе__________________________________________________________ (подпись) Семья как фактор воспитания
Механизм влияния семьи на формирование личности представлен в табл. 3:
Таблица 3
На I уровне анализа семьи как фактора воспитания следует выделить социальное положение родителей, демографический состав семьи и характер семейных отношений. Анализ теоретических источников и педагогической практики показывает, что существенными параметрами этих трех факторов являются: 1. Социальное положение родителей: а) профессиональное положение – рабочие, служащие, работники сферы обслуживания, интеллигенция, коммерсанты, домохозяйки, различные варианты профессионального положения отца и матери; б) социально-политическое положение – активная социальная позиция, нейтральная, пассивная, антиобщественная направленность родителей. 2. Демографический состав семьи: а) состав взрослых членов семьи – мать и отец; одна мать; один отец; мать, отец и другие взрослые; отчим в семье; неродная мать; опекуны; б) состав детей – один ребенок, двое детей, многодетная семья, сводные дети, приемные дети, родные и неродные дети.
3. Характер семейных отношений: а) взаимоотношения родителей – демократические отношения на основе любви и взаимоуважения, авторитарная позиция отца, авторитарная позиция матери, аморфные (беспринципные) отношения родителей, неприязненные взаимоотношения между родителями; б) родители и дети – демократические отношения, авторитарные, либеральные, широкие (или ограниченные) взаимоотношения; в) дети между собой – неприязненные взаимоотношения, «братские» взаимоотношения; г) внесемейные связи – круг общения семьи, предметы и культура общения; связь с социальным окружением ребенка; связь со школой, с внешкольными воспитательными учреждениями; корректировка семьей влияния ближайшего бытового окружения. Следствием действия перечисленной группы факторов являются выделенные нами факторы II уровня: материальный, образовательный и культурный уровень семьи. Основными параметрами этих факторов являются: A. Материальный уровень семьи: а) материальное обеспечение семьи - уровень обеспеченности (высокий, низкий, средний); наличие необходимых предметов домашнего обихода (наличие необходимого, недостаток его, излишки); б) материальные потребности семьи - в пределах нормы, завышенные, заниженные; в) характер удовлетворения материальных потребностей и распределения материальных благ - преимущественное расходование средств на материальные нужды (еду, одежду, предметы быта, украшения); преимущественное расходование средств на образовательные и культурные нужды; бесплановое, беспринципное расходование средств; г) отношение детей к материальным ценностям – адекватное, потребительское, безразличное. Б. Образовательный уровень: а) родители равного образованного уровня - высшее образование, среднее, среднее специальное, низкий образовательный уровень; б) родители с различным образовательным уровнем – незначительный приоритет отца, незначительный приоритет матери, большое различие в образовательных уровнях отца и матери. B. Культурный уровень семьи: а) степень освоения культуры членами семьи – высокая (проповедуется специальное культурное развитие), хобби, нет потребности; б) руководство культурным развитием детей – активное участие родителей, попустительство стихийности в развитии детей, отрицательное воздействие на культурное развитие. III уровнем анализа семьи как фактора воспитания следует считать интегральный уровень, на котором семья непосредственно влияет на ход воспитательного процесса: а) семья как воспитательная среда – наличие условий для физического и духовного развития детей; семья как организатор жизни и деятельности детей; семья как руководитель развития личности ребенка (умственного, нравственного, эстетического, трудового); б) участие семьи в формировании мировоззрения детей – влияние самой семьи, использование внесемейных факторов воздействия (школы, внешкольных учреждений, библиотек, культурно-просветительских учреждений, средств массовой коммуникации, других людей); в) семья как организатор разнообразных видов деятельности детей – учебной, трудовой, общественно-полезной, досуга (деятельности общения, игровой, художественно-творческой, физкультурной); г) семья как благоприятный эмоциональный микроклимат развития личности; д) педагогическая культура семьи – осознанное использование педагогической науки и передовой практики в воспитании детей; интуитивное создание правильного педагогического стиля в семье; непоследовательные позиции родителей в воспитании детей; неумение родителей организовать воспитательное воздействие семьи (неумение видеть цель и задачи воспитания, определить содержание воспитательных воздействий, ошибки в выборе средств, методов, приемов, организационных форм); антипедагогическое воздействие семьи (неосознанное и сознательное); е) педагогический стиль руководства детьми в семье – авторитарный, демократический, либеральный, смешение стилей руководства; ж) отношение детей к педагогическим воздействиям семьи – позитивное восприятие, нейтральное, негативное, критическое восприятие детьми отрицательных воздействий семьи.
Маленкова Л. И. Педагоги, родители и дети. - М., 1994. - С. 45-46.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|