Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальный паспорт семьи




В карту вносятся следующие данные:

1. Адрес (населенный пункт, улица, дом, телефон)____________________________________________

2. Ф. И. О. мужа, дата рождения___________________________________________________________

3. Ф. И. О. жены, дата рождения___________________________________________________________

4. Имена детей, даты рождения____________________________________________________________

5. Возрастные категории детей: ____________________________________________________________

до 6 лет___________________________________________________________________________

от 6 до 16 лет______________________________________________________________________

от 16 до 18 лет_____________________________________________________________________

6. Категории семей:

полная семья ______________________________________________________________________

неполная семья: ____________________________________________________________________

а) воспитывает одна мать_________________________________________________________________

б) воспитывает один отец________________________________________________________________

в) воспитывает одна бабушка, дедушка или кто-то один

из родственников_______________________________________________________________________

г) воспитывает мать-одиночка____________________________________________________________

7. Число детей в семье:

1 ребенок__________________________________________________________________________

2 ребенка __________________________________________________________________________

многодетные:

а) 3 ребенка________________________________________________________________________

б) 4 ребенка________________________________________________________________________

и т. д.

8. Семья с опекаемым ребенком (если есть опекаемые дети, то их Ф. И. О. и даты рождения) _______________________________________________________________________________________

9. Семьи беженцев с детьми_______________________________________________________________

10. Подростки до 18 лет, которые не работают и не учатся _____________________________________

II. Образование:

высшее ___________________________________________________________________________

среднее специальное________________________________________________________________

среднее ___________________________________________________________________________

9 классов и меньше_________________________________________________________________

12. Специальность:

гуманитарная ______________________________________________________________________

техническая________________________________________________________________________

медицинская_______________________________________________________________________

педагогическая_____________________________________________________________________

экономическая_____________________________________________________________________

торговля, снабжение________________________________________________________________

сельская __________________________________________________________________________

строительная ______________________________________________________________________

мастера различных профилей_________________________________________________________

13. Место работы и должность мужа________________________________________________________

Место работы и должность жены _______________________________________________________

14. Трудовой стаж мужа__________________________________________________________________

Трудовой стаж жены _________________________________________________________________

15. Доход семьи (нуждается или нет) _______________________________________________________

16. Наличие приусадебного участка________________________________________________________

17. Наличие подсобного хозяйства _________________________________________________________

18. Наличие жилья (нуждается или нет)_____________________________________________________

19. Жилищные условия:

ветхое жилье (не пригодное для проживания) ___________________________________________

требуется капитальный ремонт________________________________________________________

требуется частичный ремонт или переоборудование______________________________________

требуется расширение жилплощади____________________________________________________

20. Состояние здоровья членов семьи:

взрослые инвалиды _________________________________________________________________

дети-инвалиды_____________________________________________________________________

хронические заболевания ____________________________________________________________

21. Награды, почетные звания, льготы______________________________________________________

22. Состоит на учете в Центре или нет______________________________________________________

23. Основные проблемы семьи_____________________________________________________________

Общие сведения (фамилия семьи, число членов семьи):

Социальный паспорт семьи группы риска

 

Общие сведения (фамилии членов семьи, число членов семьи):

_________________________________________________________________________________________

Ф. И. О. отца____________________________________________________________________________

Адрес _________________________________________________________________________________

Год рождения___________________________________________________________________________

Образование ___________________________________________________________________________

Место работы, специальность_____________________________________________________________

Состояние здоровья, прочие сведения_______________________________________________________

Ф. И. О. матери__________________________________________________________________________

Адрес _________________________________________________________________________________

Год рождения___________________________________________________________________________

Образование ___________________________________________________________________________

Место работы, специальность_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние здоровья, прочие сведения_______________________________________________________

Дети (сведения заполняются на каждого ребенка) ____________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Ф. И. О. ________________________________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________________________

Место учебы____________________________________________________________________________

Состояние здоровья______________________________________________________________________

Характеристика условий в семье:

бытовые____________________________________________________________________________

материальные_______________________________________________________________________

жилищные__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

санитарные_________________________________________________________________________

Где состоит на учете_____________________________________________________________________

По чьей инициативе______________________________________________________________________

 

К какому фактору группы риска относится.

Социально-демографический фактор:

многодетная семья;

неполная семья;

с приемными, опекаемыми детьми;

с недееспособными родителями;

с низким социально-экономическим укладом жизни (малообеспеченные).

Социально-педагогический фактор:

родители не справляются с социальной ситуацией;

конфликтные семьи;

семьи, где дети самовольно уходят из дома.

Социально-криминогенный фактор:

семьи, где имеется угроза жизни детей,

деградация родителей

 

Экономический прогноз __________________________________________________________________

Прожиточный минимум ______________________________________________________________

Реальный доход ________________________________________________________________________

Доход на 1-го человека _______________________________________________________________

Рекомендации:

необходимо встать на учет в ___________________________________________________________

нуждаются в срочной экономической помощи ____________________________________________

Другое: ____________________________________________________________________________

Потребность в реабилитации:

решение социального консилиума от _________________________________г. по социальной помощи

Специалист по социальной работе__________________________________________________________

(подпись)

Семья как фактор воспитания

 

Механизм влияния семьи на формирование личности представлен в табл. 3:

 

Таблица 3

 

I уровень II уровень III уровень
1. Социальное положение родителей: а) профессиональное б) социально-политическое 2. Демографический состав семьи: а) состав взрослых б) состав детей 3. Характер семейных отношений: а) взаимоотношения родителей б) родители и дети в) взаимоотношения детей г) внесемейные связи А. Материальные факторы Б. Образовательный уровень В. Культурный уровень Семья как фактор воспитания

 

На I уровне анализа семьи как фактора воспитания следует выделить социальное положение родителей, демографический состав семьи и характер семейных отношений. Анализ теоретических источников и педагогической практики показывает, что существенными параметрами этих трех факторов являются:

1. Социальное положение родителей: а) профессиональное положение – рабочие, служащие, работники сферы обслуживания, интеллигенция, коммерсанты, домохозяйки, различные варианты профессионального положения отца и матери; б) социально-политическое положение – активная социальная позиция, нейтральная, пассивная, антиобщественная направленность родителей.

2. Демографический состав семьи: а) состав взрослых членов семьи – мать и отец; одна мать; один отец; мать, отец и другие взрослые; отчим в семье; неродная мать; опекуны; б) состав детей – один ребенок, двое детей, многодетная семья, сводные дети, приемные дети, родные и неродные дети.

3. Характер семейных отношений: а) взаимоотношения родителей – демократические отношения на основе любви и взаимоуважения, авторитарная позиция отца, авторитарная позиция матери, аморфные (беспринципные) отношения родителей, неприязненные взаимоотношения между родителями; б) родители и дети – демократические отношения, авторитарные, либеральные, широкие (или ограниченные) взаимоотношения; в) дети между собой – неприязненные взаимоотношения, «братские» взаимоотношения; г) внесемейные связи – круг общения семьи, предметы и культура общения; связь с социальным окружением ребенка; связь со школой, с внешкольными воспитательными учреждениями; корректировка семьей влияния ближайшего бытового окружения.

Следствием действия перечисленной группы факторов являются выделенные нами факторы II уровня: материальный, образовательный и культурный уровень семьи. Основными параметрами этих факторов являются:

A. Материальный уровень семьи: а) материальное обеспечение семьи - уровень обеспеченности (высокий, низкий, средний); наличие необходимых предметов домашнего обихода (наличие необходимого, недостаток его, излишки); б) материальные потребности семьи - в пределах нормы, завышенные, заниженные; в) характер удовлетворения материальных потребностей и распределения материальных благ - преимущественное расходование средств на материальные нужды (еду, одежду, предметы быта, украшения); преимущественное расходование средств на образовательные и культурные нужды; бесплановое, беспринципное расходование средств; г) отношение детей к материальным ценностям – адекватное, потребительское, безразличное.

Б. Образовательный уровень: а) родители равного образованного уровня - высшее образование, среднее, среднее специальное, низкий образовательный уровень; б) родители с различным образовательным уровнем – незначительный приоритет отца, незначительный приоритет матери, большое различие в образовательных уровнях отца и матери.

B. Культурный уровень семьи: а) степень освоения культуры членами семьи – высокая (проповедуется специальное культурное развитие), хобби, нет потребности; б) руководство культурным развитием детей – активное участие родителей, попустительство стихийности в развитии детей, отрицательное воздействие на культурное развитие.

III уровнем анализа семьи как фактора воспитания следует считать интегральный уровень, на котором семья непосредственно влияет на ход воспитательного процесса: а) семья как воспитательная среда – наличие условий для физического и духовного развития детей; семья как организатор жизни и деятельности детей; семья как руководитель развития личности ребенка (умственного, нравственного, эстетического, трудового); б) участие семьи в формировании мировоззрения детей – влияние самой семьи, использование внесемейных факторов воздействия (школы, внешкольных учреждений, библиотек, культурно-просветительских учреждений, средств массовой коммуникации, других людей); в) семья как организатор разнообразных видов деятельности детей – учебной, трудовой, общественно-полезной, досуга (деятельности общения, игровой, художественно-творческой, физкультурной); г) семья как благоприятный эмоциональный микроклимат развития личности; д) педагогическая культура семьи – осознанное использование педагогической науки и передовой практики в воспитании детей; интуитивное создание правильного педагогического стиля в семье; непоследовательные позиции родителей в воспитании детей; неумение родителей организовать воспитательное воздействие семьи (неумение видеть цель и задачи воспитания, определить содержание воспитательных воздействий, ошибки в выборе средств, методов, приемов, организационных форм); антипедагогическое воздействие семьи (неосознанное и сознательное); е) педагогический стиль руководства детьми в семье – авторитарный, демократический, либеральный, смешение стилей руководства; ж) отношение детей к педагогическим воздействиям семьи – позитивное восприятие, нейтральное, негативное, критическое восприятие детьми отрицательных воздействий семьи.

Маленкова Л. И. Педагоги, родители и дети. - М., 1994. - С. 45-46.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...