Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-педагогическая технология




Социально-педагогическая технология

 

 

Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Особенностью деятельности социального педагога является то, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с учителями, конфликтом с группой детей и др. ), поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации ребенка и поставить диагноз.

Следующий этап – поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности. Выполнение поставленных задач может осуществляться двумя путями. Первый – такую проблему можно решить известным способом, с применением уже разработанных технологий, поэтому задача социального педагога заключается в выборе именно той технологии, которая обеспечит успешное разрешение проблемы. Для этого социальный педагог должен быть вооружен знаниями о всех существующих социально-педагогических технологиях, а также умениями выбирать ту, которая необходима в данном конкретном случае.

Если ему это не удается (случай исключительный), тогда социальный педагог должен уметь составить свою собственную программу решения проблемы, т. е. самостоятельно разработать технологию своей деятельности в данном случае. Для этого социальному педагогу необходимо знать, что такое индивидуальная программа, как она составляется, как при этом учитываются особенности ребенка и особенности его проблемы и многое другое.

В любом случае эти две ветви, обозначенные на схеме, ведут к решению проблемы. Для этого социальный педагог, в зависимости от того, какую технологию он применяет, выбирает соответствующие методы (убеждение, упражнение и др. ) и формы организации (индивидуальная, групповая) своей деятельности, определенные средства, которые он использует в работе и которые ему позволяют решить проблему ребенка.

По окончании работы социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка. При этом возможны по крайней мере два случая: социальный педагог положительно решает проблему ребенка, и на этом его деятельность с ребенком заканчивается; второй случай – социальный педагог не смог или только частично решил проблему ребенка, тогда необходимо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапе диагностирования, выбора решения или определения методов и средств. В этом случае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторение решения проблемы.

Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики – диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.

 

Социальная педагогика: Курс лекций /

Под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.,

2000. - С. 162-165.

Тема 9. Мотивационное программно-целевое управление в деятельности социального педагога

 

Процесс социализации личности зависит от окружающей социальной среды, представляющей целостное психосоциальное пространство, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам подросток, отдельные личности и др. Соотношение влияний (как позитивных, так и негативных), образующих это пространство, во многом определяет возможные варианты развития личности. Естественно, чем лучше организована среда, чем она нравственнее, тем благоприятнее ее воздействие на личностный рост ребенка, его социализацию.

Задача педагога как субъекта социального воспитания состоит в том, чтобы перевести социальную ситуацию развития в педагогическую, взять на себя управленческие функции для организации нравственной воспитывающей среды в микросоциуме, объединить усилия всех субъектов социального воспитания, чтобы создать условия для личностного развития подростка. Эффективности управленческого воздействия способствует технология мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ) (И. К. Шалаев). Технологический алгоритм МПЦУ включает три шага: построение «дерева целей» в логике ярусов «хочу–могу–делаю–получаю»; разработку исполняющей программы, адекватной «дереву целей»; реализацию управляющей программы. При взаимодействии с воспитанником педагог может прибегнуть к аналогии – образу «дерева». Известно, что приведение аналогий не является научным доказательством, но в данном случае аналогия становится приемом доступного выражения научно обоснованных и уже доказанных идей. Используя образ «дерева», педагог предлагает ребенку осознать взаимосвязь и взаимозависимость его потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, поставленных перед собой целей. Процесс взаимодействия педагога и подростка начинается с анализа социально-психологической ситуации в микросреде, личностных особенностей воспитанника, т. е. «почвы», на которую «высаживается дерево». «Почва» – это тот социум, та среда, которая окружает ребенка. Семья, друзья подростка – каковы они? Чем заполнено свободное время ребенка? Питает ли все это «корни дерева», обогащает ли жизнь ребенка, его личность? Ведь чем плодороднее почва, тем быстрее растет деревце, тем скорее поспевают плоды. Вокруг деревца на почве могут расти сорняки, мешающие его росту... А это значит, что педагогу вместе с подростком следует выявить факторы, препятствующие развитию личности. Что это за факторы: недостатки характера, личностные проблемы, негативные влияния среды?

На основе психолого-педагогической диагностики с учетом потенциальных возможностей, способностей ребенка, его стремлений, потребностей, а также с помощью такого приема, как перевод негативных качеств личности в позитивные, выстраивается норма-образец возможных достижений ребенка, что и может являться генеральной целью в программе его личностного развития. Соответственно определяются и актуальные цели. А далее через использование различных методов мотивационного управления -создание ситуации критической самооценки, ситуации установки, ситуации успеха и др. – педагог осуществляет целенаправленное воздействие на мотивационную сферу личности ребенка, в результате чего у него появляется потребность к саморазвитию.

Мотивационная готовность ребенка к самовоспитанию – то самое «хочу», и является «семенем», из которого вырастет «деревце», приносящее плоды. Насколько сильной будет потребность к самосовершенствованию, настолько сильными сформируются и «корни». «Корни» – это способности, возможности ребенка, то положительное в его личности, на чем и будет строиться процесс самовоспитания, т. е. его «могу». «Ствол дерева» – это обеспечение «делаю», т. е. прилагаемые ребенком усилия для достижения цели: чем больше усилий, тем мощнее «ствол». Перед нами технологический цикл построения ребенком собственного «Я». В соответствии с выявленной мотивационной готовностью ребенка строится исполняющая программа. Задача социального педагога – научить ребенка конкретным способам, приемам самоорганизации, самореабилитации и др. «Крона дерева» – это актуальные цели. И наконец, «плоды» – генеральная цель – результаты личностного роста, работы над собой, то, чего хочет достичь ребенок в результате самовоспитания – то самое «получаю». Соответствует ли оно изначальной позиции «хочу»? Это будет зависеть от того, насколько сильными были «корни», «ствол дерева». Выявление и определение условий, социальной среды референтных лиц, способных позитивно влиять на подростка, а также негативных тенденций, тормозящих личностный рост, поиск и осуществление эффективных путей и способов нивелирования, коррекции негативных влияний в микросоциуме и использования позитивных факторов в качестве надежных компенсаторов – вот те задачи, которые призван решать социальный педагог, помогая ребенку в его саморазвитии.

Успешная реализация управляющей программы зависит от того, насколько грамотно осуществляет педагог многоуровневое планирование, многоуровневую организацию, многоуровневый контроль и многоуровневое регулирование.

Итак, социальный педагог должен уметь: анализировать социально-психологическое состояние в микросоциуме; определять социальный и психолого-педагогический диагноз воспитанника; разрабатывать конструкцию стимульных ситуаций, модель мотивации поведения ребенка; строить норму-образец развития личности, «дерево целей» с учетом решения проблем в микросоциуме; составлять адекватные исполняющую и управляющую программы, а также обеспечивать их реализацию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...