Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этикет записи на диктофон




 

Всегда спрашивайте разрешения записать интервью перед тем, как включить диктофон. Да, вы не ослышались, всегда. Даже если законы вашего государства не обязуют вас это делать, лучшая политика – это политика взаимного согласия и осведомленности. Неэтично, а порой и незаконно записывать что‑ то без согласия собеседника. Я обычно открыто достаю диктофон и стараюсь удостовериться, что его присутствие замечено человеком, которому я собираюсь задавать вопросы, и не вызывает негативной реакции. Если мой источник информации против использования записывающего устройства, я обычно даю ему возможность подумать еще раз, сказав что‑ то вроде «Правда? На самом деле это лучший способ обезопасить нас обоих. Диктофон надежнее моих конспектов. Показать вам мой почерк? » Обычно, когда собеседники не позволяют вам пользоваться диктофоном, они вообще против любой записи, даже конспектирования от руки (больше о конфиденциальных интервью «не для записи» я расскажу в следующей главе).

Записывая интервью, я всегда кладу диктофон так, чтобы мне было видно время записи на дисплее. Ведь тогда, параллельно конспектируя (а я же говорил, что нужно обязательно делать и то и другое? ), я могу взглянуть на время и пометить на полях минуту, когда собеседник сказал что‑ то важное. Потом я смогу быстро вернуться к нужной цитате. Вот на что еще следует обратить внимание, записывая интервью на диктофон.

 

• Всегда заряжайте диктофон перед интервью. Если есть возможность вставить его в розетку на время разговора, прекрасно. Если он работает от батареек, перед интервью вставьте новые, даже если помните, что очень мало пользовались теми, что находятся внутри. У меня целый контейнер частично использованных батареек, которые пригождаются в менее важных ситуациях. Я мог бы позаботиться об окружающей среде и пользоваться аккумуляторами, но это постоянно вылетает у меня из головы.

• Положите диктофон так, чтобы он был не в поле зрения собеседника. Человека может несколько отвлекать постоянное напоминание о том, что каждое его слово записывается. Но из собственного поля зрения прибор выпускать не стоит. Нужно постоянно проверять, что он работает.

• Попросите собеседника произнести свое имя (и желательно по буквам) перед началом и после завершения интервью, чтобы это непременно попало на запись. Так вы сможете доказать, с кем разговаривали, как пишется его имя и фамилия и то, что человек сам давал согласие на запись интервью.

• Перенесите запись на флешку, в облако или куда‑ то еще сразу после интервью. Не стоит оставлять интервью исключительно в памяти диктофона: их крадут, они теряются и ломаются. Бывает, что их конфискует полиция, пограничный контроль или служба транспортной безопасности. Пограничники и другие силовики иногда таким образом самоутверждаются и демонстрируют свои властные полномочия. Точно так же фотографов, бывает, заставляют засветить фотопленку. Такие проблемы нередко сопровождают военных корреспондентов. Это не всегда законно, но люди в униформе обычно не желают спорить на месте. А когда вы уже потеряли информацию, спорить с ними несколько поздновато. Повторяю: ваша информация должна храниться на разных носителях.

• Прослушав запись своего интервью, задайте себе вопрос, как вы могли бы улучшить свои навыки. Может быть, вы слишком долго подходите к сути дела? Обращусь к моему любимому примеру из хоккея. Если вы часто смотрите хоккейные матчи, то, наверное, замечаете, что в обязанности некоторых рефери (их еще называют судьями на линии) входит вбрасывание шайбы после лобового столкновения игроков из команд‑ соперниц. Но обязательно находится один судья на линии, который забывает свое истинное предназначение и начинает читать нотации игрокам, посвящая их в тонкости игрового этикета, выбрасывает одного из игроков из круга, задерживает вбрасывание до тех пор, пока и болельщики, и игроки не придут в бешенство[69]. Ну что же, интервьюеры тоже порой имеют такую склонность, и лучший способ распознать ее в себе – это послушать собственные записи. Прерываете ли вы своего собеседника раньше времени? Начинаете спорить? Пропускаете хороший уточняющий вопрос, потому что слишком сосредоточиваетесь на следующем вопросе, который себе запланировали? Посмеиваетесь? Покашливаете? Делаете еще что‑ то раздражающее? Я, например, заметил, что слишком часто говорю «угу». Замолчи ты уже, Дин, и дай человеку договорить!

 

Кстати, к разговору о «Замолчи, Дин». Я однажды брал интервью у бизнес‑ журналиста Лу Ракейсера, ведущего пятничной программы «Неделя на Уолл‑ стрит» (Wall Street Week) на общественном телевидении. Я готовил длинный материал об изменениях в деловой и экономической журналистике и нуждался в его мнении. После долгих и настойчивых уговоров с моей стороны Ракейсер все‑ таки согласился поговорить со мной в течение нескольких минут перед тем, как отправиться на запись следующего выпуска своей программы. В начале интервью я поблагодарил его за согласие, наговорил приятных слов в отношении его успешной карьеры и интересной телепередачи, описал тонкости задуманной мной статьи и наконец задал вопрос, в котором было колоссальное количество частей. В конце концов Ракейсер прервал меня.

– Если вы остановитесь, я отвечу на ваш вопрос, – сказал он.

Кому‑ то это может показаться невежливым. Но я на самом деле был ему благодарен. Когда мой поезд отошел от станции, я понятия не имел, где он остановится. К счастью, собеседник не позволил мне слишком удалиться. Информация, которой он поделился в том интервью, была просто бесценной. Его речь, как обычно, хотелось растащить на цитаты. Когда отведенные на интервью минуты иссякли, он прямо сказал, что ему пора. Большое спасибо, Лу!

 

А если вы еще сомневаетесь…

 

Я же уже говорил, что, даже записывая интервью на диктофон, вы должны вести конспект? Без вариантов. Вы обязаны записывать основные мысли от руки. На бумаге. Ручкой или карандашом.

Ведение записей разговора – занятие далеко не простое, и не важно, кем вы работаете. Журналисты, психотерапевты, социальные работники – все должны уметь писать конспект быстро, не препятствуя ходу разговора, но при этом таким почерком, чтобы вы сами могли потом прочесть написанное. Помните, что вам могут понадобиться доказательства того, что собеседник произнес именно это хлесткое слово. Нельзя выписывать каждую букву медленно и аккуратно, чтобы вашему собеседнику приходилось ждать (иногда терпеливо, а иногда и нет), пока вы закончите предложение. Нужно долго практиковаться, чтобы научиться говорить с кем‑ то, поддерживать зрительный контакт и иногда опускать взгляд в блокнот, не разрывая ткани вашего диалога с собеседником.

Когда интервью берут у меня самого, меня порой так и подмывает немного подучить моего интервьюера и сказать: «Эй, вообще‑ то я здесь! И я с вами разговариваю! »

Своих студентов на занятиях я заставляю брать интервью друг у друга, и мы отрабатываем поддержание зрительного контакта, невербальное поведение, язык жестов и техники конспектирования текста. Я уже упоминал это чуть раньше, но с удовольствием повторюсь: то, как вы наклоняетесь, чтобы быть ближе к собеседнику, какое выражение принимает ваше лицо, как вы выдерживаете паузу, прежде чем продолжить разговор, как у вас получается писать, глядя при этом в глаза собеседнику, все ваши «угу» и «хм‑ м» – все это очень важные элементы интервью. И их можно усовершенствовать, постоянно практикуясь.

Одна моя коллега выучилась стенографировать, чтобы более эффективно брать интервью. Поясню для тех из вас, кто пока еще юн: раньше навыки стенографии были обязательны для всех секретарей (вспомните телесериал «Безумцы» (Mad Men)), и поэтому, ведя протокол заседания или записывая под диктовку своих начальников (которые, само собой, вообще писать не умели), они могли быстро фиксировать информацию со стопроцентной точностью. Если взглянуть на страницу стенографических заметок, то может показаться, что перед вами иероглифы. Я представления не имею, что написано в блокноте у моей коллеги. Но она имеет, и ее карьера в журналистике весьма успешна. Никто ни разу не обвинял ее в искажении цитат, ложном толковании фактов или выдергивании цитат из контекста.

Но вообще каждый из нас рано или поздно просто вырабатывает свою собственную закодированную схему записи человеческой речи.

Когда я конспектирую слова собеседника, я не записываю абсолютно все, что слышу. Мозг постоянно оценивает, важны ли те или иные слова или их можно опустить, и записываю я только то, что важно без всяких оговорок, избегая повторений или опуская фоновые знания, которые я и так знал и которые мне не интересны.

Но: нельзя откладывать ручку и смотреть на своего визави, как будто выжидая, пока он скажет что‑ нибудь интересное. Если вы просто пялитесь на собеседника или улыбаетесь и киваете, ничего не записывая, он может подумать: «Неужели я такой неинтересный? Или от темы отклонился? Почему он ничего не записывает? Надо срочно что‑ то интересное сказать! »

Или, что еще хуже, мысли могут быть такого порядка: «Надеюсь, он сейчас понимает, что я говорю очень ценные вещи, и если он не запомнит их верно, то меня ждут большие неприятности».

Важно продолжать писать вне зависимости от того, насколько интересные вещи сообщает вам собеседник в текущий момент. Воспользуйтесь этим временем, чтобы «подчистить» заметки, сделанные выше, или быстро набросать уточняющий вопрос. Ожидая, пока мой гость закончит мысль (не самую при этом обязательную), я не кладу ручку, а дополняю конспект, сделанный ранее и состоящий пока только из ключевых слов. Придется попрактиковаться, чтобы научиться дописывать старые предложения и при этом не упускать нить разговора. Я знаю, исследования показывают, что многозадачность – это скорее миф и делать качественно больше одного дела невозможно. И я в целом с этим утверждением согласен. Но, на мой взгляд, делать два дела одновременно в течение нескольких секунд вполне реально.

Когда я конспектирую чужие мысли (в личной или телефонной беседе), я записываю фрагменты предложений. Я фиксирую существительные, глаголы и куски интересно рассказанных или действительно важных историй. Если я слышу то, что на самом деле имеет исключительную важность для меня, я прошу собеседника остановиться, говоря: «Подождите минутку. Я хочу записать эту мысль дословно». Затем я или просто записываю слова интервьюируемого в полной тишине, или прошу повторить. Обычно, когда я так делаю, собеседник улавливает мой сигнал и делает дальнейшие уточнения или еще немного углубляется в тему. Однако сделать так можно всего несколько раз за интервью, так что не промахнитесь. В противном случае весь разговор будет дергаться, как лифт, в котором нажимают кнопки всех этажей по очереди. Так он не сможет набрать достаточной скорости.

Если собеседник сказал что‑ то очень важное, но при этом запутанное, я иногда задаю какой‑ нибудь очень простой уточняющий вопрос. Я или уже знаю на него ответ, или догадываюсь, что, задав его, я подтолкну собеседника к пересказу какой‑ нибудь истории из жизни, не нужной мне в статье. Тем самым я выигрываю время на то, чтобы дописать ответ на предыдущий, очень важный вопрос. Если такая тактика невозможна в конкретном разговоре, я пишу на полях слово «уточнить» и возвращаюсь к этому вопросу в ходе интервью. Например, я могу сказать: «Несколько минут назад вы кое‑ что сказали об Н. Я не очень уверен, что понял вас до конца. Не могли бы мы вернуться к этой теме? »

Поверьте, ваш собеседник очень хочет, чтобы вы все правильно поняли. Он не будет против небольшого шага назад.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...