Этика всеединства.. Учение о человеке и Богочеловечестве.
Этика всеединства. Всеединство как единый мировой процесс, согласно учению Соловьёва, подразумевает важную роль нравственного начала. Основные положения этики всеединства были выработаны философом в его работе «Оправдание добра». Этика всеединства есть учение о сознательном служении человечества высшему божественному началу. Суть его - в признании Добра и его объективного существования в Абсолюте как некой идеальной сущности. Добро как высшая категория этики Соловьёва является основообразующим и направляющим началом человеческой истории. В жизни общества, по Соловьёву, именно нравственное начало определяет все общественные отношения, в том числе политические, правовые и даже экономические. В этике Соловьёв отводит особую роль свободе воли. Если в природе действует слепая сила механического детерминизма, то в этом смысле природа есть зло для человека. Таковой она является потому, что противна истинной природе человека. Он, как носитель нравственности и свободной воли, по своему реальному состоянию ограничен рамками законов эмпирической реальности. Но сама по себе природа не есть зло. Она является необходимым звеном в цепи последовательных этапов, составляющих единый теокосмогонический процесс. Согласно Соловьеву, уже в эволюции природы заложен нравственный смысл. Это стремление к Абсолюту как к цели, как осуществления возможности «положительного всеединства». Природа есть всеединство в состоянии становления. Этапы эволюции есть ступени осуществления реального всеединства в Абсолюте. Философ выделяет пять последовательных ступеней: минеральное, растительное, животное, человеческое и божественное царства. Логика подобного развития такова: в минеральном царстве получает своё существование то, что должно быть, растительное царство даёт начало живому бытию, на этапе животного царства живое становится сознательным и активным, в человеческом царстве сознательное становится разумным, разумное в божественном царстве достигает своего совершенства.
Таким образом, можно отметить, что эволюционное учение Владимира Соловьёва есть одна из философских форм креационизма. В историческом аспекте оно явилось предшественником грандиозных эволюционных учений Анри Бергсона и Тейяра де Шардена. Можно провести некоторые параллели между учением Соловьева и идеями Шардена о центробежном и центростремительном движениях. Божественный Абсолют Соловьева, по сути, является началом и концом, «альфой и омегой» всеединого мирового процесса. Главной же идеей этики русского философа можно считать мысль, что всеединство нравственно , а эгоизм безнравственен. Эгоизм как состояние отдельности есть пережиток, атавизм предшествующих этапов развития природы. А потому эгоизм с точки зрения человеческого бытия есть зло, препятствующее реальному становлению всеединства – единения многого в Абсолюте.
Учение о человеке и Богочеловечестве. В истории также действуют противоположные силы. Одни из них стремятся к объединению, другие – к разобщению. Но и те, и другие необходимы для осуществления реального всеединства. Одним из самых значимых моментов учения Соловьева является учение о личности. Идея личности как особого индивидуального состояния содержится уже в Абсолюте. Абсолютное есть единство многого - максимально возможного количества единиц бытия. Оно само представляет собой абсолютно уникальную Индивидуальность. Как отмечает Владимир Соловьёв, индивидуальность представляет собой разнообразные отношения внутринеё самой – между её внутренними составляющими. И чем больше этих внутренних элементов, тем сложнее совокупность связей между ними, и тем значительнее данная индивидуальность будет отличаться от других. И тем более будет индивидуальна личность. Абсолют есть не только всё [98], он есть нечто абсолютно индивидуальное.
Но, объединяя в себе всё, Абсолют осуществляет невольное насилие над множественностью единичных элементов, содержащихся в нём. Он не может быть удовлетворён таким состоянием. Потому теокосмологический процесс есть одновременно процесс последовательной реализации свободы. Мировая идея, которая составляет внутреннее содержание абсолютного, получила возможность самоосуществления и реализации сначала как материи (чистой потенции бытия), потом как мировой души (единство многого), а потом как множество единичного. Этот процесс, согласно терминологии Шардена, мы могли бы соотнести с центробежным движением – разбеганием от центра как источника. У Соловьёва этот процесс связывается с «грехопадением» мировой души, которая разорвав связь с абсолютным, тем самым потеряла и контроль над многим как множеством единичных существований. «Свободным актом мировой души объединяемый ею мир отпал от Божества и распался сам в себе на множество враждующих элементов; длинным рядом свободных актов все это восставшее множество должно примириться с собою и с Богом и возродиться в форме абсолютного организма». [99] Таким образом, материя «рассыпается» на мельчайшие атомы. Но это же событие логически является необходимым моментом для начала обратного центростремительного движения – к Абсолюту. Так атомы начинают собираться вместе и объединяться. Эта тенденция в природе проявила себя как закон всемирного тяготения, который проявляет соответствующее и пока бессознательное состояние «отпавшей» от божественного начала мировой души. Такое стремление единичного к единению как бы просыпается внутри самого единичного. Но этот своеобразный инстинкт подталкивает элементы природы к возникновению новых образований и более сложных систем. Так возникает природный мир, сначала неорганический, а потом органический. Реальное всеединство может стать таковым лишь при свободном волепроявлении – свободном устремлении многого единичного к объединению. Но для этого каждый отдельный элемент бытия должен стать относительно самостоятельным, самодостаточным, индивидуальным, то есть независимым от внешнего детерминизма, так сказать, «уподобиться богу», поскольку в отношении Абсолюта не существует ничего внешнего.
В истории, как частном случае единого мирового процесса, ситуация подобная же. В историческом процессе возникновение общества знаменовало собой появление человеческого рода. Но, осуществляя возможность бытия человека в пределах общественных отношений, общество должно обеспечить проявление свободы воли каждого человеческого существа. Сам по себе человек есть ничто, просто элемент множества. Общественный способ бытия даёт возможность выжить этому множеству человеческих элементов. Но на определённом этапе существования общественная и государственная доминанта оказывается тормозом на пути реализации всеединства. Поэтому необходимо обратное – свободное самоопределение каждого человека как свободной индивидуальности в пределах общественного бытия, - как личности. «Человеческая личность только потому может свободно, извнутри соединяться с божественным началом, что она сама в известном смысле божественна, или точнее — причастна Божеству. Личность человеческая — и не личность человеческая вообще, не отвлеченное понятие, а действительное, живое лицо, каждый отдельный человек — имеет безусловное, божественное значение». [100] В результате такого самоотрицания общество обретает единство личностей, сознательно стремящихся к объединению, проявляющих себя в свободе доброй воли и творческом акте созидания. Личность есть полнота, но для завершения этой полноты она нуждается в обществе. Солидарность же, согласно Соловьёву, - всеобщий факт мирового развития человечества. «Нравственное значение общества, не зависящее, таким образом, ни от материального, или природного, начала в человеке, практически выражающегося в отношениях экономических, ни от его рационального начала, практически выражающегося в отношениях юридических и государственных, определяется религиозным, или мистическим, началом
в человеке, в силу которого все члены общества составляют не границы друг для друга, а внутренне восполняют друг друга в свободном единстве духовной любви». [101] Сущность свободы, по Соловьеву, есть добровольное усвоение человеком божественной воли. Она не навязывается человеку извне, но как бы рождается внутри него самого и проявляется в свободном волепроявлении. Сам по себе человек есть ничто, но становится человеком только в единстве с Богом. Человек является связующим звеном между божественным и природным мирами. В объединении человечества себя являет «лик божества» или София. «Если в божественном существе — в Христе первое, или производящее, единство есть собственно Божество — Бог как действующая сила, или Логос, и если, таким образом, в этом первом единстве мы имеем Христа как собственное божественное существо, то второе, произведенное единство, которому мы дали мистическое имя Софии, есть начало человечества, есть идеальный или нормальный человек». [102] Это идеальное человечество, принимая участие в мировом космотеогоническом процессе, становится Богочеловечеством и проявляет себя трояко – в теургии, теософии и теократии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|