Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение о свободной теургии, теософии и теократии.




Проблемы осуществления свободной теургии, теософии и теократии Владимир Соловьёв разрабатывал в таких трудах как «Критика отвлечённых начал» и «Философские начала цельного знания». Теургический, теософский и теократический процессы, по сути, являются единым созидательным процессом становления Богочеловечества в реальном осуществлении божественного всеединства. «Откровение и слава сынов Божиих, которой с надеждою ожидает вся тварь, есть полное проведение свободной богочеловеческой связи во всем человечестве во все сферы его жизни и деятельности…»[103]

Свободная теократия или цельное общество есть свободный внутренний союз церкви как духовного общества с обществом как политическим, так и экономическим. Вместе они представляют собой один цельный организм. Каждая система органов в нём сохраняет свою самостоятельность и свободно распоряжается «своими собственными средствами и силами»[104]. Так своеобразно проявляется принцип разделения властей в идеальном государстве Соловьёва. Но на долю церкви выпадают контролирующие функции по отношению к двум другим «ветвям власти», чтобы они осуществляли именно «высшие потребности» человечества.

Суть любой власти в объединении, собирании людей в Боге. Управление обществом должно осуществляться во БЛАГО всего народа. Поэтому государи и властители должны править не ради собственных интересов, преследуя корыстные цели, но объединять и сплачивать людей во имя божественного всеединства.     

Поскольку государственная власть, как правило, ограничена светскими интересами, она должна координировать свои действия и усилия с церковной властью – властью служителей бога. Владимир Соловьёв был сторонником сближения и непосредственного постоянного взаимодействия этих двух ветвей власти - светской и духовной. При этом представители государственной власти должны быть ведомы Церковью, представляющей собой и осуществляющей божественное начало в обществе. Сферы же государственная и экономическая должны служить формальной и материальной основой для такого осуществления. Таким образом, мы видим, что Владимир Соловьёв является сторонником теократической формы правления в государстве. [105] С точки зрения философа «истинное, нормальное общество должно быть определено как свободная теократия». [106]

Но, в силу того, что византийско-московская церковь, согласно Соловьёву, есть «мёртвая церковь», лишь «казённое православие», находящееся в полной зависимости от государства, а потому не обладающая духовной свободой и не способная возглавить единую духовную власть на земле, он устремляет свой взгляд на Запад. [107] Он не только мечтает о взаимосвязи и взаимодействии русского государства и католической церкви, но и возлагает свои надежды на то, что папа римский возьмет на себя роль духовного предводителя в отношении правительства России.

Подобная идея была воспринята с недоумением и неприязнью как российской общественностью, так и православной церковью, и отвергнута. Славянофилы, посчитав его за предателя национальных интересов, исключили из своих рядов и причислили к лагерю западников.

Другой весьма спорной идеей философа была идея объединения церквей. В молодые годы он увлёкся возможностью создания единой вселенской религии, которая, по его мысли, должна была бы объединить в себе все существующие конкретные религии мира. В более зрелом возрасте он будет стараться объединить три христианские концессии под эгидой папы римского.

Для осуществления этих своих идей Владимир Соловьёв предпринял попытку связаться с представителями католической церкви, «завёл дружбу с целым рядом католических деятелей», и даже в сентябре 1886 г. посетил в Загребе епископа И. Г. Штроссмайера, который тоже был восторженным сторонником объединения церквей. А. Ф. Лосев замечает, что, благодаря стараниям этого пожилого епископа Соловьёва ждали в Ватикане с дружественным визитом. Но по каким-то причинам эта поездка так и не состоялась[108].

«Реализация божественного начала в действительности», согласно русскому мыслителю, есть задача мысли созидающей (или творчества). Вся природа, все элементы эмпирической реальности должны быть организованы и подчиняться духовному началу. В этом заключается главная задача теургии.  

Свободная теургия или цельное творчество – это созидательный мировой процесс, который охватывает собой всё мироздание, «свободное, общечеловеческое творчество, в котором свои высшие идеалы человечество осуществляет в материальной действительности, в природе»[109]. Под свободной теургией здесь подразумевается и искусство в самом широком понимании этого слова. В искусстве заключён колоссальный творческий потенциал человечества, который реализует себя в практической области, преображает и одухотворяет природное бытие. «Задача искусства в полноте своей, как свободной теургии, состоит … в том, чтобы пересоздать существующую действительность, на место данных внешних отношений между божественным, человеческим и природным элементами установить в общем и частностях, во всем и каждом, внутренние, органические отношения этих трех начал»[110].

Согласно Владимиру Соловьёву, из трёх общих сфер «нормального человеческого Бытия» свободная теургия и свободная теократия не связаны и никаким образом не зависимы от воли или деятельности какого-то отдельного лица. «Только в одной сфере - свободной теософии или цельного знания — отдельный человек является настоящим субъектом и деятелем, и здесь личное сознание идеи есть уже начало ее осуществления»[111]. Труд в этой сфере, таким образом, становится возможностью и даже обязанностью для каждого человека, осознающего свою причастность к общему делу.

Свободная теософия в философии Соловьёва – это учение об Истине, олицетворяющей собой «цельное знание», объединившее в себе естественнонаучные достижения человечества, философские изыскания и религиозное откровение. Содержанием свободной теософии и целью её деятельности является Истина. В таком случае, учение о свободной теософии как учение о познании истины выступает как гносеологический аспект концепции «положительного всеединства».

Вл. Соловьёв как необходимые признаки истины предположил её безусловную реальность и безусловную рациональность. Всё знание, которым обладает человечество, независимо от характера содержащихся знаний на самом деле имеет своим источником Бога. «Этого безусловного характера истины мы не находим ни в отвлеченно-эмпирическом, ни в отвлеченно-рациональном познании, ни в отвлеченной науке, ни в отвлеченной философии; первая дает нам только относительную реальность, вторая — только относительную разумность». [112] Но для свободного и сознательного осуществления божественного начала в практике необходимо убеждение в его безусловной истине.

Человек стремится к познанию мира, но человеческие знания разрознены. Мы привыкли различать естественнонаучные знания, философские познания и религиозные истины. Для обыденного взгляда эти виды знаний не просто самостоятельны, но и противостоят друг другу. Но философ отмечает, что ни один из них сам по себе не может претендовать на истинность.

Мудрость заключается в объединении знаний, их взаимодействии и взаимодополнении. Любой предмет исследования, согласно Соловьёву, может быть рассмотрен и с точки зрения науки, и философии, и с религиозной точки зрения. Без поддержки опыта философские знания остаются бесплодными и умозрительными, а знания естественных наук должны быть рационально обработаны и осмыслены. Но особую роль и в этом триединстве Вл. Соловьёв отводит религии.

Кроме перечисленных видов знаний самоценным является личный мистический опыт. Подобные прозрения и откровения помогают человеку непосредственно соприкоснуться с Истиной, с Мудростью как таковой. В результате он начинает осознавать ограниченность разрозненных знаний. А потому все, с чем он сталкивался в своих духовных поисках: естествознание, философия, религия и даже мистика – он стремился объединить в своем учении в единое целое.

Таким образом, центральной идеей творчества В. С. Соловьёва была идея всеединства. Она является стержневой, определяющей для всей философии мыслителя. Полнота «положительного всеединства» достижима только в Абсолюте. Основанием, «материнским лоном» всеединства является мировая душа. Осуществление его падает на долю Богочеловечества – истинного человечества, то есть Софии. Оно связано с собиранием (соборности) в Боге всего множества индивидуальных сознательных единиц бытия в тройственном процессе – теургии, теософии и теократии.

Значительным вкладом в развитие философской мысли, на наш взгляд, является своеобразная «реабилитация» философом материи, «восстановление её прав» в мировом богокосмическом процессе и придание ей статуса божественности. Традиционно философскую систему считают идеалистической, но, как раз в силу вышеизложенного, отнести его философию к «идеалистическому лагерю» сложно. Соловьёва называют русским религиозным мыслителем, но проблематика его философии выходит за рамки религиозной мысли в собственном смысле слова. И, несмотря на то, что основные идеи Соловьёва базировались на идеях христианства, слишком уж сложными были взаимоотношения философа и церкви, как православной, так католической.

Несмотря на элементы эклектицизма, его учение представляет собой целостную систему. Именно из-за того, что учение всеединства вбирает в себя все возможные крайности, объединяет самые разнообразные учения и проявления жизни, отнести его философию к какому-то определённому направлению, на наш взгляд, весьма проблематично.

В целом учения и труды Владимира Сергеевича Соловьёва подняли русскую философию на значительный уровень в сравнении с её предшествующим состоянием; были критически усвоены достижения западноевропейской философии, «пропущены» через национальное самосознание, сформированы проблематика и основные направления русской философии. Многие учения Владимира Соловьёва получили своё развитие в трудах П. Флоренкого, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова и многих других.

 

 

                                                   Литература:

1. Асмус В. Ф. Владимир Сергеевич Соловьёв. //Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. T. 1. Философская публицистика. М.: Правда, 1989.

2. Блок А. М. В. С. Соловьёв: «Благо через истину к красоте». //Философия. Культура. Медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. М., 2009.  

3. Гайденко П. П. Об авторе и его герое. //Соловьев С. М. Владимир Соловьёв. Жизнь и творческая эволюция. М.: Республика, 1997.

4. Гулыга А. В. Философия любви. //Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. T. 1. М.: Мысль, 1988.

5. Козырев А. П. Парадоксы незавершенного трактата. //Логос № 2, 1991, С. 152-170.

6. Лосев А. Ф. Творческий путь Владимира Соловьёва. //Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. T. 1. М.: Мысль, 1988.

7. Майоров Г. Г. Роль Софии-Мудрости в истории происхождения философии. //Логос № 2, 1991, С. 139-151.

8. Минц З. Владимир Соловьев //Соловьёв В. С. Стихотворения и шуточные пьесы. Ленинград, 1974.  

9. Мотрошилова Н. В. Владимир. Соловьёв. //История философии: Запад-Россия-Восток. М., 1996.

10. Соловьёв В. С. Избранное. СПб, 1998.  

11. Соловьев В. С. Сочинения в 2 –х тт. М.: Мысль, 1988.

12. Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. T. 2. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. М.: Правда, 1989.

13. Соловьев В. С. София. //Логос, № 4, 1993. С. 274-296; Логос, № 2, 1991. С. 171-198; Логос № 7, 1996. С. 145-167.

14. Соловьев С. М. Владимир Соловьёв. Жизнь и творческая эволюция. М.: Республика, 1997.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...