3.Философия, предмет её исследования, современная структура и место в системе наук. Проблема основного вопроса философии.
3. Философия, предмет её исследования, современная структура и место в системе наук. Проблема основного вопроса философии. Ф. возникла 3000 лет назад в культуре Индии, Китая, Греции. Происхождение европейской Ф. датируется 7 веком до н. э. Автор термина – Пифагор(по Диогену Лоэртскому). Отцом и основоположником Ф. многие называют Сократа, автора трактата «Метафизика». Ф. – знание о сущем, а сущее – это единое, изначальное, вечное(по Аристотелю). В последующие времена конфликтовали различные определения предмета Ф. Наметились 3 парадигмы: • Классическая (отождествила Ф. и науку тем самым включив в Ф. стремлении к истине, объективные знания, обоснованность и проверяемость суждений. Классика не чужда рассуждениям об абсолютах, которые есть в религии. В целом классическая Ф. системна, логична, научна и строга). • Неклассическая (включила в предмет о рассуждения о неизменном мире человека. Предмет неклассики всегда предполагает метафору, образ). Ближе всего к искусству. • Постнеклассическая (уничтожила предмет Ф. т. к. отказ от всех великих идей человечества входит в замысел постмодернистской Ф. В лучшем случае-это логический анализ языка, который парадоксален). В современной Ф. имеют место все три парадигмы, но главный спор о предмете сфокусирован на вопросе: Является ли Ф. наукой? Нет! Это больше чем наука т. к. она не даёт ответов на все свои вопросы. Ф – система знаний о фундаментальных принципах и основах бытия человека и общества, природы и культуры, духовности. Специфика философского знания выражается в 4 аспектах (Ф. как мировоззрение, методология, рефлексивная система и открытая творческая система). • Ф. как мировоззрение представляет собой систему взглядов на мир и место в нем человека.
• Фил-ая методология имеет всеобщий характер. К основным методам Ф относят: главный - диалектику (учение о развитии), метафизике(о неразвитии), феноменологию (о сознании), герменевтику (о понимании и толковании текстов), структуролизм (лингвистика), синергетику (о хаотичности бытия). • Ф. как рефлексия является системной т. к. выступает в аспекте. Кроме того Ф. возникла когда-то из сомнения и культивирует критическое мышление, является индивидуализированной культурой. 1. ТеоритическаяФ. (онтологи учение о бытии), методология, сознание, познание=гносиология). 2. ПрктическаяФ. (антропология, аксиология(о ценностях), социальнаяФ., футурология). Проблемы философии: • Пр. окружающего мира, бытия, Космоса, поиск пероосновы всего сущего. • Пр. человека, смысла существования человека в мире. • Пр. отношения человека и мира, субъекта и иобъекта, идеального и материального. • Решение субъект-объектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрение человека в “мире людей”. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой. ВХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.
Простое решение основного вопроса философии: Определяемое бытием сознание определяет бытие во имя смысла своего существования.
4. Язык Ф. Философские категории как мировоззренческие основания и универсалии культуры. Философия создает свой собственный язык — язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других более широких понятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. — примеры философских категорий. Мировоззренческие универсалии – категории, кот. Аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определённой эпохи оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его бытия. Их иногда назыв. “универсалии культуры”, чтобы подчеркнуть их особую социальную значимость. Они представляют собой: • Формы мышления. • Исторически развивающиеся формы организации. Эмоциональное переживание человеком мира, его оценку явлений и событий окруж. Действительности. • Базисные, универсальные, субъект-объектные категории (пространства, времени, количества, меры, движения, содержания, случайности и т. д. ). • Субъект-субъектные категории (человек, общество, я, добро, вера, надежда, долг, красота, свобода и т. д. ). • Целостная система, обобщённая модель чел. мира. Выражает объяснение, понимание, переживание человеком мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|