Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

13.Фундаментальные характеристики классической Ф. и специфика современного философского знания. Важнейшие черты философского мышления.




13. Фундаментальные характеристики классической Ф. и специфика современного философского знания. Важнейшие черты философского мышления.

 Общая характеристика немецкой классической философии.

Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

*объективный идеализм (Шеллинг, Гегель)

*субъективный идеализм (Фихте)

*материализм (Фейербах)

Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:

• учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;  

• немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;

• рассматривала историю как целостный процесс;

• обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

 

Черты философского мышления:

*имеет предельно широкий уровень обобщения, выходящие на грань бытия и небытия

*предстает формой человеческого самосознания, мышлением с точки зрения человека, его жизненного  выбора

*очерчивает действительность не только такой, какая она есть, но и такой, какой должна быть в большей степени мышлением о мышлении, чем мышлением и мыслью о какой реальность есть внутреннесвязанным, логически последовательным, аргументированным и обоснованным стремится поставить и решить предельные, абсолютные проблемы человеческого бытия.

14. Иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. «Философия жизни».

1831 – смерть Гегеля. Его начинают критиковать, и появляется иррациональная (неразумная, недоказуемая) философия.

Иррационализм (со 2 п. 19 в. )– философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления, непостижимым характере бытия и признающая основными видами познания инстинкты: интуицию, озарение, чувства. Иррационализм как философское направление в 20 в. становится ведущим философским течением, отразив тем самым разочарование в разумности поведения человека и человечества. В центре внимания человек. Маркс полагал, что общество развивается как природа, его движущая сила развития – способ производства материальных благ. Производительные силы определяют характер общественных отношений. Марксизм впервые придал философии революционный характер. Причины всех проблем – частная собственность.

К. 19 – н. 20 в. возникают новые направления философии:

Артур Шопенгауэр (1860 – умер), сущность мира = подлинная реальность – это воля, воля к жизни. В мире нет разумности, прогресса; жизнь – мучение. В природе и обществе нет закономерности, следовательно, нет возможности научного познания мира. Он отрицал исторический прогресс – это все относят к волюнтаризму.

Сёрен Кьеркегор (1813-1855) – «Страх и трепет», «Или-или», «Болезнь к смерти». Противопоставляет себя рационалистической традиции. Постижение мира с помощью переживаний, экзистенции, существования. Экзистенциональное мышление связано с внутренней жизнью человека. Неустойчивость, текучесть существования, обречённость на смерть, страх, сомнения, страдание. В моменты выбора (или-или) индивид встречается со своим «Я». Способность к свободному выбору – черта свободного существа. «Диалектическая лирика».

Фридрих Ницше (1844-1900) – «Воля к власти» - центральное понятие. Жизнь есть становление. Осмеивал нормы и правила, разумность мира; в истории нет ни цели, ни прогресса, только вечная борьба сильных и слабых. Считал, что человек должен стать нигилистом, перестать верить в счастье и победу добра. Он прославляет сверхчеловека: без слабостей, иллюзий, творящего мир по своему усмотрению, он относится к человеку так же, как человек к обезьяне, должен быть вне рамок.

Возникает экзистенциализм (философия существования), основатель немец Хайдеггер. Основоположники Сартр, Ясперс, Камю, Ортега-и-Гассет. Мир абсурден, задача философии – человек должен научиться жить в этом мире. Человек всегда и везде одинок, все люди чужды ему в его горе. Смысл жизни и бытия человек познает только на грани смерти. Это направление разрабатывает вопрос о свободе: человек должен сам формировать себя и отвечать за свою жизнь не ссылаясь ни на что и ни на кого.

15. Основные черты философии марксизма и феномен постмарксизма.

Источники марксизма – немецкая классическая философия (взята диалектика, материалистические позиции), классическая английская политэкономия, французский утопический идеализм.

Марксистская философия сост. из 2 частей:

Исторический материализм. Экономические отношения – фундаментальная основа всех общественных отношений. Идея о производственных отношениях. Базис и надстройка взаимодействуют друг с другом. 6 общественных формаций в зависимости от развитости производительных сил, отношений:

• Первобытно-общинный строй (общ-ная собст. )

• Рабовладельческий (ч. с. на людей)

• Феодализм (ч. с. на землю)

• Капитализм (ч. с. на средства производства)

• Коммунизм/социалистическое общество (общественная собственность)

Диалектический материализм. «Бытие определяет сознание». Сознание – свойство высокоорганизованной материи, высшая форма отражения действительности. Материя – объективна, сознание – субъективно. Человек стремится преобразовать материю. Ленин: «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». «Не сознание определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Задача – изменить мир; эта философия носит революционный характер. Идеальное общество – общество без частной собственности (согласно социализму). Частная собственность делает общество антагонистическим. История общества – история борьбы.

Маркс: «Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство – лишь особые формы производства и подчиняются всеобщему закону».

Основные принципы марксизма:

- материалистическая

- диалектическая

- классовая борьба

Постмарскизм -

 

Основные исторические формы позитивистской философии. Аналитическая философия.

Позитивизм – Конт. Наука сама себе философия. По их мнению, современная философия – псевдознания. Для исследования всего философия должна использовать научные методы – наблюдение. Позитивизм основан на фактах. Философия может стать наукой, если она основана на фактах. Дух, сознание, материю нельзя доказать эмпирическими фактами. Наука может заменить философию. Цель позитивизма – не объяснять какие-либо факты, а фиксировать их.

Конт полагал, что философия должна заниматься синтезом результатов частных наук и представлением этих знаний в форме системы. Подлинное познание - познание, основанное на опыте. История познания по Конту – это состояние человеческого духа в динамике. Выделял теологическую, метафизическую и позитивную эпохи.

Наука способна решить все социальные проблемы, поэтому в середине 19 в. зародился позитивизм=положительный – направление философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные, эмпирические науки, и отрицающая познавательную ценность философского исследования. Исходный тезис выдвинул француз О. Конт – наука должна ограничиваться описанием внешнего облика явлений, а философия должна быть отброшена. Позитивизм означает отказ от общих закономерностей общественного и правового развития, главный метод изучения мира – наблюдение, констатация и описание фактов. Исследователь имеет дело только с фактами, а факты – это то, что дано нам в ощущениях.

Аналитич́ еская филосо́ фия (analytic philosophy, иногда analytical philosophy) — направление философии, ставшее в XX веке доминирующим в англоязычных странах.

Термин «аналитическая философия» может обозначать следующее:

(a) Определенный стиль философского мышления, способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики и анализа языка, а также привлечением результатов естественных наук.

(б) Определенные философские исследования начала XX века. В частности, работы представителей логического позитивизма. В этом смысле аналитическая философия определяется довольно узко. Такое определение отвергается многими современными философами-аналитиками. Аналитическая философия, определенная таким образом, предполагает следующее:

Позитивистская точка зрения о том, что философских истин не существует и что задачей философии является логическое прояснение мыслей.

Точка зрения, что логическое прояснение мыслей может быть достигнуто лишь путем анализа логической формы философских предложений. Логическая форма предложения представляет собой способ репрезентации этого предложения (обычно используя формальную грамматику или символизм какой-либо логической системы) для того, чтобы показать его сходство с другими предложениями того же типа.

Отрицание значимости всеобъемлющих философских систем в пользу более пристального внимания к деталям, здравому смыслу и обыденному языку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...