20.Основные идеи философии постмодернизма.
Новейшая философия запада - постмодернизм, возникла на рубеже 70ых 20ого века и представляет собой синтез постструктурализма и деконструктивизма. Постмодернизм – неопределённая, но устойчивая характеристика стилевых и общеметодологических изменений. Постструктурализм акцентирует структуры значений, смысла, языка. Вывод сводится к идее Мишеля Фуко, согласно которой «Человек умер, остаются структуры». Ролан Барт утверждает, что структура рождает смысл, а этот смысл уничтожается формой.
Деконструктивизм призывает к перестройке традиционных дискурсов, к отказу от классики, логоцентризма, всех великих идей человечества. В этом смысле важнее не разрушение, а расшатывание, «переступание через границы». Приверженцы констатировали смерть субъекта, автора, героя, миф как хаос, калейдоскоп, ризома. Об этом писали: Делёз и Деррида. Жиль Делёз выразил идею множественности метафорой «Ризома» (корневище). Жак Деррида инициировал деконструктивизм – интеллектуальное движение, основанное на новом способе осмысления и прочтения текстов исходя из деконструкции. Деконструкция – исследовательская установка, которая помогает смыслостроительству и расшатывает старые понятия, чтобы заново обосновать, осуществить акт реконструкции, при этом распутывая логическую цепь. Философия постмодернизма приемлет синергетику как метод и теорию нелинейности (миф непредсказуем). Отвергает установку на культ разума; отвергает существование научных истин; отказывается от идеи прогресса; мир, в целом, понимается как хаос, в нем нет целостности, иерархичности, закономерной упорядоченности. Герменевтика известна со времён греческой ф-и. Призвана переводить, трактовать вербальные и невербальные тексты. В 20 веке крупнейшим представителем являлся нем. философ Х. Г. Гадавер. В книге «Истина и метод» он утверждает:
1)современная герменевтика рассматривает типы реконструкций, отношения текст-интерпретатор. Задача- восстановить смысл, понять и передать содержание. В то время как классическая герменевтика акцентировала тему автор-текст. 2) Гадавер особо рассматривал связь субъекта и объекта, что интерпретатор явл-ся частью того, что он интерпретирует. Это и есть герменевтический круг. «Понять что-либо можно тогда, когда заранее это понимаешь». 3) Герм-кий метод понимания использует слово, логос(особенности мышления) и поступок. При этом контекст оказывается зачастую важнее текста. Др. авторы, Поли Рикер, рассматр. конфликт интерпретаций, конгениальность(соучастие с текстом). Структурализм — направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на развитие семиотики. Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр. Основные представители: Клод Леви-Строс (антропология), Роман Якобсон (лингвистика), Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Лакан (психоанализ), Жан Пиаже (психология), Николя Бурбаки (математика) . 20. Основные идеи философии постмодернизма Постмодернизм оформился на рубеже 70-х гг. 20ст. в широкую концепцию культуры. Постмодернизмом рассматривается как современная общекультурная тенденция западного самосознания, оказывающая влияние на весь остальной мир. Представитель: Рола́ н Барт. Большинство исследователей приходят к убеждению, что постмодернизм связан с ощущением растерянности, с которой столкнулся человек постиндустриального общества. В обществе стала нарастать угроза самому существованию человека в век свободы и демократии, успехов науки и техники, усиление мощи СМИ. Нарастает фальшь и пустота в чел. отношениях. Именно изменения форм жизни, строительство больших городов современности, господство СМИ, приводит к кому, что в философии все чаще ведутся разговоры о смерти субъекта или автора. Действительно, современность отрицает старое, а это значит, что новое продолжает существовать как след или призрак. В современном мире утрачивается традиционная ценность диалога общения. Реальное общение заменяется пользованием информ. сети. Постмодернизм в качестве главного творческого признака радикальный плюрализм стилей и худ. программ, мировоззрение моделей и языков культуры. Идея прогресса – это мертвый миф западной культуры, происходящая констатация исчерпанности творческих потенций Запада. Мир- это хаус, в нем нет закономерностей, отвергает на установку культурного разума, истины. Постмодернистская философия отказывается от идеи прогресса.
• Исходит из того, что мир неразумен. • Отказывается от идеи прогресса. • Мир-это хаос, в нем нет упорядоченности. • Нет высшей ценности, иерархии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|