17. Феноменология и философия экзистенциализма.
17. Феноменология и философия экзистенциализма. Феноменология - ф. сознания, которая возникает как критика натурализма и объективизма. Феноменология – учение о бытии сознания, которое несводимо к “практическим последствиям”. Э. Гуссерль определяет жизнь как мир человеческих смыслов и развивает феноменологию как ф-ю сознания. Он рассматривает все структуры сознания, в которых есть идеальные значения, переживания и языковая форма. Экзистенциализм. Самаяпопулярная философия 20 века. В переводе «философия существования», которая рассматривает экзистенцию как обозначение конкретной, частной, интимной жизни человека, без маски и роли, жизни идентичной, негарантированной, свободной, открытой, заброшенной. Это философия абсурда, в которой нет ценностей смысла жизни. Начинается в годы Первой Мировой войны. Основоположниками экзистенциализма являются русские философы Н. Бердяев, Лев Шестов. Во Франции: Сартр «Бытие и ничто», Камю «Бунтующий человек». В Германии: М. Хайдеггер «Бытие и время», Ясперс «Смысл и назначение истории». Среди этих авторов есть и атеисты (Сартр), и религиозные мыслители. Цель – разработать нередукционистскую фил. человека.; рассматривать человека – единичного, конкретного, существующего в реальной ситуации в мире, “среди вещей и Других” под знаком его самосущественности, незаместимости, конститутивности. Экзистенциализм критикует рационалистическую философию. В целом аналитика человеч. бытия раскрывает модусы: свободу, на которую обречены люди, выбор (мы не можем не выбирать), страх, одиночество, отчуждение, любовь, пограничная ситуация, абсурд. Экзистенциализм возник как философия интеллектуалов, в кот. есть напряжённость поиска самого себя, есть тонкая линия частной жизни, но нет пессимизма, отчаяния.
18. Современная религиозная философия. Неотомизм, неопротестантизм и современные тенденции православного мировоззрения, их основные особенности. Неотомизм. Модернизированная философия Аквинского (жил в 13 в. ). Мир познаваем с помощью Бога, союз религии с наукой. Нет почвы для их конфликта. Два источника познания: естественный разум (наука) и божественное откровение (религия). Человек – сложная субстанция, состоящая из двух простых – души и тела. Душа – основа личности. Цель её существования: созерцание божественного блага, творение добра, избегание зла. Общество – «сверхличность». Приоритет отдаётся общечеловеческим ценностям, соблюдение которых призвано обеспечить примирение противоречий между социальными слоями, движение к нравственному совершенствованию. Поднимается проблема современной жизни, институт частной собственности подвергается критике. Проблема справедливости, человеческих страданий не решена. Главное – духовные ценности. Эта философия не изолирует себя от земной жизни, дает человеку право на труд. В основе этой философии – идея об идеальном обществе, это возможно, когда у власти будет стоять церковь. Неопротестантизм, человек изначально по своей природе греховен, и это нельзя изменить. Это и есть принцип неустранимости человеческой духовности. Считалось, что все надежды людей на развитие и все достижения иллюзорны. Религия и религиозная совесть выполняют критическую функцию, т. е. разоблачают греховность человека. Было противопоставление мирской (мирские, материальные интересы, компромиссный характер) и христианской (абсолютна и безусловна) морали. Эта философия стремится убедить людей в греховности их поведения, но это безрезультатно. Пессимистический характер философии.
Учение Фрейда. В основе человеческого поведения и двигателем истории является секс. Если человек теряет все свои моральные качества, то он превращается в животное. Пьер Тейяр де Шарден отверг идею создания мира Богом. Аргумент: материя не имеет ни начала, ни конца, но существует, подвергаясь постоянным изменениям и преобразованиям. Жизнь человека включает две сферы: активную и пассивную. Хороший христианин созидает свою душу и участвует в цивилизационных изменениях мира. Это значит, что Тейяр предложил две принципиально новые для христианства идеи, поставив под сомнение тезис о дуализме Бога и мира, души и тела, добра и зла. Людвиг Витгенштейн – неопозитивист. Аналитическая философия языка. “Философские исследования”, “Логико-философский трактат”. 19. Герменевтика и структурализм: их сущность и роль как методов философской рефлексии действительности. Герменевтика – теория и практика толкования текстов. Особое значение приобритает в теологии протестантизма, где она рассматривается как средство выявления “истинного” смысла Св. Писания. Герменевтика нужна там, где существует непонимание. Если смысл скрыт от субъекта познания, то его надо понять, истолковать. Вильгельм Дильтей. Критерии интерпритации истории на ходятся в ней самой. Исследователь истории, как субъект истории, является частью своего же собственного объекта и не может выйти за пределы истории. Фундамент исторического знания – переживание. Оно возможно, так как история – непрерывный поток жизни. Герменевтика известна со времён греческой ф-и. Призвана переводить, трактовать вербальные и невербальные тексты. В 20 веке крупнейшим представителем являлся нем. философ Ганс-Георг Гадамер. В книге «Истина и метод» он утверждает: 1)современная герменевтика рассматривает типы реконструкций, отношения текст-интерпретатор. Задача- восстановить смысл, понять и передать содержание. В то время как классическая герменевтика акцентировала тему автор-текст. 2) Гадамер особо рассматривал связь субъекта и объекта, что интерпретатор явл-ся частью того, что он интерпретирует. Это и есть герменевтический круг. «Понять что-либо можно тогда, когда заранее это понимаешь».
3) Герм-кий метод понимания использует слово, логос (особенности мышления) и поступок. При этом контекст оказывается зачастую важнее текста. Поль Рикёр рассматривал конфликт интерпретаций, который является достоинством понимания. “Текстуальная полисемия” – позитивное осмысление множественности интерпретаций. Конгениальность (соучастие с текстом).
Структурализм — направление и интеллектуальное движение в современной философской мысли, связанное с развитием гуманитарного познания. Сущность его в выделении и исследовании структуры как совокупности “скрытых” отношений между элементами целого, выявление которых возможно лишь “силой абстракции”. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на развитие семиотики. Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр. Основные представители: Клод Леви-Строс (антропология), Роман Якобсон (лингвистика), Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак HYPERLINK " http: //ru. wikipedia. org/wiki/%D0%96%D0%B0%D0%BA_%D0%9B%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD" Лакан (психоанализ), Жан Пиаже (психология), Николя Бурбаки (математика).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|