Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пантеизм, его сущность в том, что Бог растворен в природе.




Макиавелли, «Государь», Баден – политические вопросы.

Томас Мор – «Утопия» - книга об идеальном обществе, в которой показаны черты, которые должны быть присущи коммунизму и социализму.

16 в. – учения социалистов-утопистов. Хотели построить общество без эксплуатации. Для этого нужно уничтожить частную собственность, бесплатная медицина и образования, против власти церкви. Это все зародилось еще до Марксизма, об этом еще говорил Сократ. Мор, Мюнсен, Кампанелла – «Город Солнца». Изменили направление философии от схоластики к власти.

Философия Нового времени и её роль в развитии европейской философской традиции.

Основные черты:

-освобождение науки от религиозного влияния; никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета разума

-выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества, она – главная ценность; именно она способна обогатить человечество, избавить от бед и страданий, обеспечить общественный прогресс

-развитие наук возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления; теория познания – гносеология, вырабатывает методы познания и становится центром философии того времени

-другие проблемы переходят на второй план из-за поиска главного метода мышления

Эта философия наиболее ярко развивалась в Англии. Там жили родоначальники европейской материалистической философии Нового времени: Локк, Гоббс, Беркли, Юм. Бэкон – новый метод исследования, в котором главное – это метод, эксперимент.

Новая философия начинается двумя главными течениями: эмпиризмом=сенсуализмом и рационализмом.

1 эмпиризм – основатель Бэкон; истинный метод познания - эксперимент;

Эмпиризм новоевропейской философии возник как результат трансформации весьма давней гносеологической традиции сенсуализма под влиянием развивающегося естествознания. Эмпиризм утверждал, что все знание основывается на опыте. Сторонники эмпиризма акцентировали внимание на экспериментальных методах исследования природы и рассматривали индуктивный метод в качестве средства обобщения данных эксперимента. Разработка идей материалистического эмпиризма в Новое время начинается Ф. Бэконом, которому принадлежит постановка проблемы научного метода исследования природы.

С именами философов-материалистов Т. Гоббса и Дж. Локка, разделявших позиции эмпиризма, связано также становление новых социальных идей в философии XVII в. Концепции политической философии, созданные этими мыслителями, в частности, утверждали необходимость подчинения всех людей одним и тем же юридическим законам (при естественном несходстве разных индивидов) на основе «общественного договора», без которого они не способны к мирному сосуществованию друг с другом.

Идеалистическое крыло в эмпиризме представлено Д. Юмом и Дж. Беркли, в XVIII в. заложившими субъективно-идеалистическую традицию в классической философии.

 

2 рационализм – француз Декарт; за исходный пункт познания принимается абстрактное мышление, верили в безграничные возможности человеческого разума. Все они, кроме Декарта, т. е. Спиноза и др. считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой для общенаучного метода, т. к. восприятия и ощущения иллюзорны. Опытные данные всегда сомнительны, но в душе есть интуитивно-ясные отчетливые идеи. Мышление основано на интуиции и дедукции.

В Германии этот спор разрешили, так там господствовала антидиалектика, т. е. если одно положение правильное, то другое правильным быть уже не может.

Рационализм отдавал предпочтение разуму человека в сравнении с чувственными формами познания — ощущениями, восприятиями, представлениями. В познании природы особое значение он придавал математическим методам исследования, склонялся к дедуктивному методу, включающему интеллектуальную интуицию.

Представителями рационалистической философии XVII века являлись: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Данная программа обоснования знания у основателя новоевропейского рационализма Р. Декарта предполагала использование метода радикального сомнения, с одной стороны, и математического языка как способа выражения научного знания — с другой. Обособив ум человека от всего телесного, Р. Декарт сформулировал концепцию двух субстанций: души и тела, атрибутами которых являются мышление и протяжение. Дуализм Р. Декарта преодолел Б. Спиноза, выдвинувший материалистическую идею единой субстанции — протяженной и мыслящей, являющейся причиной самой себя. Идеи рационализма Б. Спиноза воплотил и в решении этических проблем. Человек, с его точки зрения, должен руководствоваться в своей деятельности только разумом.

Учению Б. Спинозы о единой субстанции представитель идеалистического направления в рационализме Г. Лейбниц противопоставил идею множественности субстанций — монад. Благодаря Г. Лейбницу в философию проникла идея эволюции. В своей монадологии мыслитель предпринял попытку нарисовать картину мира как огромной системы, в которой господствует предустановленная гармония, восходящая к высшей монаде — Абсолюту, Богу.

 

 

Философская мысль эпохи Просвещения (18 в. )

Просветители внесли в философию идею социальности, идею наилучшего общественного устройства. «Свобода, равенство, братство» - лозунг Французской революции. Вольтер, Гегель, Руссо, Дидро. Важнейшим этапом развития фил нового времени явл философия Просвещения. Просвещение-это век разума, век философов. Просвещение характерезуется как период времени бесконечной веры в разум, возможность пеестроить общество на разумных знаниях. Просвещение –это вссемирно-историческое время.

Больше всего фр. просветителей, т. к Франция стояла на кануне бурж. революций. (Дидро, Руссо). «Просвещение-век разума. »Черты просвещения: 1)демократизм(необходимость независимо от религиоз. особен. преобщения к знаниям нисших слоев общества, преобщить к знаниям и культуре) 2)Рационализм(вера в неогр. возм. чел разума) 3)Прогресизм(вера в чел прогресс, его движение вперед, развитие общ-ва как постоянное движение) 4)антиклерикализм(убеждение необходимости уничтожение неогр. власти церкви над общестовм., просветители были атеисты и выступали против религии и церкви).

 Наиболее выдающиеся: Гольбах, Ламетри у них много материалист идей. Были выдвинуты идеи эволюции идеи. Верели в общественный прогресс. Материализм-в объяснении природных явлений.

 

Черты Просвещения:

-оно характеризуется верой в бесконечные возможности человеческого разума, т. е. это был век разума, можно создать идеальное общество - исторический оптимизм

-в наибольшей ступени разработано французскими учеными, т. к. Франция уже была накануне буржуазной революции

-прогрессизм

-демократизм – доступ к просвещению

-развитие идей эпохи Возрождения

-вера в бесконечный прогресс; полагали, что общество идет по пути прогресса

-критика религии

-исторический оптимизм (вера в постоянное улучшение общества)

-в целом французские мыслители были материалистами (материя первична, сознание вторично, материя вечна, нет сверхъестественных сил, познание – продукт природы)

-создали культ разума, идея разумного преобразования природы и общества.

 

Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской фил. мысли. «Критическая философия» Канта.

Кант. (1724-1804) по философским убеждениям – рационалист, дуалист, умеренный агностик, субъективный идеалист, автор большого множества книг. Главное открытие в философии состоит в том, что не мышление согласуется с бытием, а бытие с мышлением.

Два периода творчества: 1 - докритический, научный (гипотеза о происхождении вселенной); “Всеобщая история и теория неба”. 2 - критический (осмыслены все темы философии); “Критики чистого разума”, “Критики способности суждения”. Главная тема – границы человеческого познания (что я могу знать? На что могу надеяться? Что я должен делать? Что есть человек? ). Эти границы человеку дают априорные формы: пространство, время, способность суждения. В процессе познания человек сталкивается с вещью в себе (поверхностные свойства предметов могут быть познаны человеком, но по сути своей, мир непознаваем). Причина – априорная форма. Он проводит революцию в области морали, рассматривает автономию морали, долженствование морали и серию императивов. Утверждает, что антропный мир управляется 3-мя идеями разума: бог, свобода воли, бессмертие души.

В итоге теорию познания Канта называют наиболее совершенной философской теорией.

Немецкая классическая философия – вершина философии того времени (к. 18 – н. 19).

Кант создал космогонию, т. е. Вселенная произошла из первичной туманности. Что-то про концепцию историзма – что было время, когда не было ни природы, ни Солнца и т. д. Т. е. у всего есть своя история – вместо погибшего возникает что-то новое, развивает, живет, умирает. Он проложил дорогу диалектическому воззрению на мир = все находится в движении. Но большую часть жизни он занимался проблемой гносеологии, о возможностях человеческого разума, пришел к выводу, что мы познаем только явления, а не сущность идей. Следовательно, не безграничны. Кант агностик, т. к. считал, что возможности разума не безграничны. Был диалектиком, выдвинул учение о антиномии – противоречия между 2 взаимоисключающими суждениями или высказываниями, признаваемые в раной степени истинными. Напр., мир конечен (каждая вещь имеет рамки существования), но он бесконечен (одна вещь заменяется другой). Наш разум мечется в противоречии, значит, мы не можем познать мир. Задача философии – исследовать источники и границы знания. Конец 18 начало 19 вв.

Период развития нем. Философии кон 18-19 в в течении которого последов появились нем классический идеализм и материализм Фибаха. Главное достижение этого периода-создание диалектики. Вершины добилась немецкая философия. Представители: Кант, Гегель, Феерасх. Основоположник Эмануил Кант. Создатель космогалической концепции, т. е концепции создания солнечной системы из первоначальной гигантской туманности. Кант выдвинул теорию о сущесвовании множества галактик. По Канту природа-внеисторическое образование. Историзм-идея развития. Кантн проложил дорогу к диалектическому взгляду на мир(метафизика). 2 часть жизни Канта посвящена гносеологии. Поставил задачу выявить принцип способов, возможносей разума. Кант, иследует возможности разума, ввел в оборот понятие антиномия-равнодоказуемые суждения. Это противоречия между двумя взаимоисключающими суждениями. Учение о антиномии отражало диалектические тенденции. Кант видел противоречия только в нашем разуме, в духовном мире их не видел. Кант выработал систему логических категорий и понятий, таких как причина, действие, необходимость, случайность. Учение Канта оказала влияиние на дальнейшее развитие философской мысли.

• дал объяснение возникновению Солнечной системы

• выдвинул теорию о наличии границ познания и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего (" вещей в себе" );

• выдвинул учение о категориях — основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

• сформулировал моральный закон (" категорический императив" );

 

Основные положения философской системы Г. В. Ф. Гегеля, ее методологическое значение для развития теории философии и практики философствования

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Апогей мировой философской мысли. Вершина классики, целостная философская система, последняя в своем роде и новый метод «научная диалектика». Он, объективный идеалист, полагает, что первосубстанцией является абсолютная идея, абсолютный дух. Жизненный процесс – самопознание абсолютного духа. Абсолютный дух познает себя в логике, природе, в жизни человека.

Философская система Гегеля состоит из 3 частей:

1. Логика, учение о бытии: количество, качество, мера;

2. Учение о сущности: существование, явление, действительность;

3. Учение о понятиях: субъективные понятия (вся классическая логика), объективные понятия, идея.

Философия природы: механика (материя и движение, пространство и время); физика (индивидуальность, особенная индивидуальность, всеобщая индивидуальность, тотальная индивидуальность); органическая физика (геология, растительная природа, животная природа).

Философия духа: субъективный дух (психология, антропология, феноменология); объективный дух (право, мораль, нравственность); абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Гегелю принадлежит открытие научной диалектики, её 3-х законов и 7 парных категорий. В основании – принцип триады, согласно которому всякий предмет и явление в начале равен самому себе, потом проходит стадию изменений и в итоге синтез. Диалектика – теория противоречий, причинности, необходимости. Тезис – антитезис – синтез.

• В немецкой классической философии разрабатывается идея закономерности. У Гегеля эта закономерность связана с развитием мирового разума. Возрастает степень свободы людей. На основе этих концепций сформировалась марксовская концепция развития социума.

Закон, по определению Гегеля, есть отношение между сущностями.

Идеалистическое направление в философии понимает под законом форму рассудочной деятельности, средстве упорядочивания ощущений и эмпирических данных, либо как мысленное воспроизведение человеком развития абсолютной идеи, что характерно для объективного идеализма Гегеля. Создал философскую систему Абсолютного Идеализма, построенную на следующих положениях:

Первым принципом правильного познания, правильной философии, должен быть принцип абсолютного идеализма – источником и первоосновой мира является его всеобщее духовное начало в виде Абсолютной Идеи.

Вторым принципом правильного познания, правильной философии, должен быть принцип диалектики – принцип постоянного становления Бытия Всего в результате столкновения и перехода друг в друга противоположностей.

Третьим - принцип системности, то есть строгий и неукоснительный логицизм теоретических построений разума.

Четвертый– принцип историзма, подразумевающий рассмотрение познаваемого явления во всей последовательности всех этапов его изменения и развития.

Пятый принцип правильного познания, принцип теологизма – то есть принцип того, что философия должна пониматься как основа религиозного сознания, решающего всеобщие проблемы возникновения мира, развития мира и общей цели существования мира.

Таким образом, в окончательной концепции Гегеля Абсолютная Идея – это саморазвивающаяся духовная первооснова мира, которая существует вечно и содержит в скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений, и саморазвивается в направлении к определенной цели.

В процессе саморазвития Абсолютная Идея проходит несколько стадий:

1.     Формирование системы теоретических категорий чистого разума.

2.     Отчуждение от себя своего же природного инобытия для формирования из него мира конечных вещей.

3.     Возникновение в мире конечных вещей человека и вместе с ним человеческого духа.

4.     Высшая форма самореализации Абсолютной Идеи, формирование из неё Абсолютного Духа, понимаемого как совокупность духовной деятельности человечества, накопленной на протяжении тысячелетий.

Основным же методом философии Гегеля является диалектический метод: рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи и во взаимообусловленности их развития.

Диалектический метод Гегеля включал в себя несколько принципов анализа действительности:

1.     Восхождение от абстрактного к действительности, то есть переход от общих теоретических концепций действительности, к практическим фактам действительности.

2.     Соответствие исторического и логического, то есть усмотрение в непрерывной истории развития логически необходимых по своей последовательности этапов.

3.     Принцип всесторонности, то есть понимание действительности, как результата всеобщей закономерной связи всех элементов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...