Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.Принципиальные черты, основные школы и историческая роль философской мысли древнего Востока.




1)Особенность индийской философии – традиционность, автохтонность, религиозность, идеалистичность, высокий общественный статус философии. Основные идеи сложились во 2-1 тыс. до н. э. Мудрость почитается больше всего, т. к. обладание знаниями – уже богатство. Знание предполагает добродетель. В Индии были касты – Рахманов, жрецов (высшие). Богатство ценилось не высоко, главное – знание.

История философской мысли начинается с памятника Веды (перевод= знания). Наиболее философичной частью вед является Упанишады (созданы до 6 века н. э. ) – впервые делается попытка узнать, что такое космос, мир и т. д.

Ко времени 4-2- в. до н. э. философские воззрения мыслителей древней Индии складываются в разных философских школах: 1- Локаята-Чарваков (мир и доходчивое слово), 2- Ньяя, 3- Вайшешика, 4- Санхья, 5- Йога, 6- Миманса, 7- Веданта. Локаята-Чарваков – наиболее материалистическое учение, это связано с основателем древнеиндийской философии Брихаспати (мир произошел из материи, сознание – свойство тела, которое исчезает со смертью тела; мир познаваем чувственным восприятием; отрицание существования Бога; против религиозной идеалистической этики). Идеалисты противостояли материализму: верховный Бог – Брахма, душа бессмертна и может перевоплощаться. Все эти школы обучали тому, как человеку обрести счастье в жизни земной и иных, следовательно, он должен воздерживаться наслаждений, страстей, забот – это истинная цель существования человека. И только так он может достичь нирваны. Главная цель этой философии и школ – достижение истинного блаженство до и после смерти, т. е. полного и вечного освобождения от всякого зла. Эта мысль встречается и в других философских концепциях – в Джайнизме (основан в 6-5 в. до н. э., Махамира Вапдхамана; жизнь человека зависит только от него самого; любая жизнь священна; отстранение от мирского богатства, материальных вещей; соблюдение принятых правил поведения; цель – нирвана) и Буддизме (6-5 в. до н. э.; в 3 в. до н. э. по решению царя Ошоке – официальная религия Индии; основатель Буддизма – Синхарта Гаутама – принц, 29 лет «ушел» в аскетизм; имя Будда=осветленный, просвещенный; никто не может избавить человека от страданий, только он сам себя, путем нравственного совершенствования).

Цель индийской философии – вырвать человека из материального мира, т. к. главное - это духовный мир. Внимание сосредоточено на человеке и его проблемах. Если мир не удовлетворяет человека, то надо изменить не мир, а человека.

2) Китайская философия носит религиозный, идеалистический характер, внимание уделялось этическим проблемам (в большей степени) и государственному устройству. В начале 1. тыс до н. э. появилось наивно-материалистическое учение: мир находится в состоянии постоянного изменения и движения, их источник – противоположные силы – инь и ян.

Религиозное течение – Конфуцианство (можно сделать доклад или НПК). Конфуций полагал, что существует иерархия: высшие и низший (правители-крестьяне) должны подчиняться силе веда + монарху. Все нормы поведения и т. д. в первую очередь должны выполнять высшие слои. Если монарх этого не делает, то народ имеет право его свергнуть. Идеал Конфуция – мудрый монарх, твердо ведущий народ по пути мира и благополучия, и это его цель. Он должен обеспечить народ пищей, оружием, доверием к власти.

Про человека. В человеке должна быть культура, иначе он – просто дикарь. Если же культура одолеет естество, то получается книжник. Человек должен все время совершенствоваться: избавляться от зло желательности, алчности, стремления поставить себя выше других, хвастовства. Чем больше благородных людей, тем меньше зла в государстве.

Стратегическая цель учения Конфуция – создание идеальной личности и совершенствование госструктуры.

Религиозное течение – Даосизм, основатель – Лао-Цзы (Ли Эр). В основе учение лежит понятие Дао, это понятие наивно-материалистическое и стихийнодиалектическое. Согласно этому учению, мир – вечен и находится в непрерывном изменении. Человек должен познать законы мира и не должен их менять, иначе будет нарушена гармония человека и природы. Дао – закономерность бытия и метод познания, познается только жизненным опытом. Человек должен следовать Дао. Центральная идея этой философии – признание закономерности природы и общества, всеобщий не определяет все и не зависит от сознания и воли человека. Считалось, что при жизни человек должен удовлетворять свои потребности. Были против войн и насилия. Душа человека исчезает вместе с его смертью.

Философское направление – от Мо-Узы, материалистическое направление. Считалось, что все должны оказывать друг другу помощь; были против насилия; страной должны управлять достойные люди, независимо от положения в обществе.

Философское направление – Легизм, главное – правильные и жесткие законы.

Вся древняя философия Востока в целом сосредоточена на проблемах духа, синтез религии, искусства. На первом плане проблема ценности, смысла и цели жизни. Внимание – на реальных проблемах человека и общества.

                                                                                      

Античное философское наследие как первая философская классика человечества.

Античная философия – совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. и древнеримском рабовладельческом обществе со 2 в. до. н. э. до 6 в. н. э.

Причины развития:

-демократическое устройство общества

-географическое положение

Значение этой философии велико, т. к. она содержала почти все позднейшие типы философского мировоззрения.

Периодизация.

Философская мысль в Древней Греции возникла на материалистической основе. Первые мыслители – физики-естествоиспытатели. Первый философ, основоположник материалистической Милетской школы – Фалес, его ученики – Анаксимен, Анаксимандр. Гераксимен, Гераклит. Хотели постичь сущность мира, его законченность. Характерная черта этих мыслителей – наивный материализм, это пошло от Гераклита. Он же выдвинул мысль «пантерей», т. е. мир прибывает в постоянном движении и изменении, причина этого – борьба противоположностей – это диалектика – это всеобщий закон, присущий природе и обществу.

Философия Демокрита, Левкипа – в основе мира лежит мельчайшая нерасчлененная единица – атом (это теория существовала довольно долго). Демокрит занимался этическими и социальными проблемами; людей делают счастливыми правота и мудрость, а не деньги и красота без ума. Высшее благо достигается обузданием своих желаний и умеренным образом жизни. Наслаждение связанно с умеренностью и внутренним богатством.

Чуть позже материализма возникает идеалистическая линия (Пифагор и пифагорейцы). Занимались математикой, считали, что числа – это принципы мира, его основа.

Важный центр античной культуры – Элея. Эти философы считали, что мир не меняется, учение об иллюзорности всех видимых изменений и подвижностей. Их доводы были важны при развитии диалектического учения. В движении есть противоречивые явления: движение – остановка на том же месте.

Сократ, его ученик Платон и ученик Платона Аристотель – классический период развития античной философии. Сократ занимался нравственной философией; считал, что предмет философии – познание добра (знания) и зла (невежества); нужно просветить разум – зло исчезнет; смысл жизни – постепенное самопознание. Считал, что человек – высшая ценность; защита добродетели и еще чего-то – высшая задача философии; нужно, в первую очередь, всегда руководствоваться своими принципами; 1 из родоначальников философской диалектики; критиковал все формы правления и выборную систему. Платон – основатель идеалистического идеализма. Мир состоит из 2 частей: мир идей (настоящий, идеальный) и мир вещей (отражение мира идей). Задача философии – интеллектуально-духовная деятельность по преодолению противоречия между несовершенством мира вещей и совершенством мира идей. Работал над идеальным государством, в его главе – самые достойные люди, преодолении социальной несправедливости путем ликвидации частной собственности. Аристотель – вершина античной философии. Он определил задачи философии, написал множество философских, политических книг, указал формы движения мира. Создатель логики, психологии. Отвергал идею о существовании вечных идей + считал, что природа существует сама по себе. Имел отношение к теории познания.

Диоген – против богатства, жил в бочке, чтобы показать иллюзорность богатства. Главное – духовность и знание.

Эпикур – развивал учения Демокрита, не соглашался с тем, что душа бессмертна, не верил в судьбу.

На 3 этапе развития античной философии возникает скептицизм, его последователи ограничивались только познанием фактов, но не делали теоритических выводов. Пирон, Эникседел.

Стоицизм - в основе этическое положение о том, как жить – свобода от страстей, спокойствие духа, равнодушие, есть судьба. Стоики (Сенека и др. ) были против рабства.

Школа Софистов – учителей мудрости и красноречия. В центре их внимания – вопросы познания. Разрабатывались способы логического доказательства.

Вывод: созданы основы философии и основные направления (идеализм и т. д. ), множество школ, поставлена проблема об устройстве мира, что такое человек и его отличие от животного мира, впервые определенно, что чел сущность состоит из природности, духовности, разумности и он социальное животное. Толчок к развитию философской мысли феодального и капиталистического общества.

Возникновение философии в древней Греции относится к VI в. до н. э., когда сформировались достаточно развитые в экономическом и политическом отношении рабовладельческие государства.

Древнегреческой философии были присущи гражданственность и стремление утвердить высокие моральные ценности.

Натурфилософская интерпретация космоса и проблема первоначала в ранней греческой философии. Начальным этапом становления и развития античной философской традиции считается доклассический период (VII – V вв. до н. э. ). В Ионии сложилась первая философская школа (Милетская школа), известная такими представителями, как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Среди ранних ионийских философов выделялся также Ксенофан из Колофона, а творчество знаменитого Пифагора с острова Самос и Гераклита из Эфеса можно рассматривать как кульминацию в становлении раннеклассической философской мысли в Элладе.

На этом этапе философия обращена преимущественно на проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы.

Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии. К середине V в. до н. э., после греко-персидских войн (500 – 449 гг. до н. э. ), древняя Греция достигла значительных успехов во всех областях общественной жизни. В классический период (V – IV вв. до н. э. ) главным культурным и философским центром стали демократические Афины. В этих условиях появилось множество новых философских концепций, существенно расширилось проблемное поле философии.

Кульминацией классического этапа было творчество великих философов древности – Сократа, Платона и Аристотеля. Главным предметом философских диалогов Сократа были вопросы о том, как следует жить. Он ориентировал своих собеседников на поиск объективной истины, заложенной в человеческой душе богом-демиургом. Приблизиться к ней можно на пути искусного определения таких философских категорий, как справедливость, мужество, прекрасное, благо. В философии Платона также отсутствует интерес к натурфилософской проблематике. Человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни – этот круг тем Платон полагал приоритетными для философского исследования. В центре философии Платона находится учение об идеях-парадигмах, которые, выражая структуру ума-демиурга, предшествуют конкретным, материально-чувственным вещам природного космоса. Они составляют вечное, умопостигаемое «царство идей», подлинное бытие, которому лишь подражает материя, воспроизводя многообразие действительности. Учение Платона заложило основы философского идеализма.

Кульминацией в развитии древнегреческой философии было творчество Аристотеля. Вслед за своим учителем Платоном Аристотель высказывал самое возвышенное представление о назначении философии, считая ее вершиной всех наук, высшим родом познания. Он был великим систематизатором философии, благодаря его творчеству она приобретает вид целостной системы знания. Философия делилась Аристотелем на теоретическую часть (цель которой – знание ради знания), практическую (знание ради деятельности) и пойетическую (знание ради творчества). Основное внимание мыслитель уделял фундаменту теоретического познания – учению о сущем. Собственно, Аристотель возвысил философию до статуса метафизики («первой философии»).

Новый, эллинистический период в истории античного общества начался после распадения империи Александра Македонского и образования на ее основе. Наибольшее значение имели такие философские школы, как эпикуреизм, скептицизм, кинизм и стоицизм.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...