Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8.Статус философии и основные решаемые ею проблемы в эпоху средневековья и Возрождения.




8. Статус философии и основные решаемые ею проблемы в эпоху средневековья и Возрождения.

Философия средневековья

Средневековье – большой хронологический период, охватывающий 5-15 вв. Средневековая философия – сложное образование, связанная с идеями нарождающегося христианства и античностью. Возникла философия феодального общества, развивалось с падения Рима до возникновения ранних форм капиталистического общества.

Философия стала служанкой религии. Философия должна была подтверждать правильность философских догматов. Церковь – материальная и духовная сила феодального государства.

Выделяет два этапа средневековья:

-патристика (8 век, распространение христианства)

-схоластика (с 9 века, от гр. – школьная философия; философия стала предметом изучения во всех учебных заведениях)

Важную роль в средневековой философии сыграл Аквинский (1225-74), использовал философию для обоснования христианства. Наука может расходиться с мнением богослова, т. к. есть разные истины; здесь высшим судьей будет текст Священного писания. Основные принципы – гармония, вера, разум.  

11-14 вв. – философский спор номинализма и реализма. Реалисты рассматривали общие понятие как духовные сущности. Номиналисты считали, что реально существуют конкретные вещи, предметы, люди.

Все открытия считались ересью, т. к. все должно происходить только по воле Божьей.

Средневековье — V — XV вв. Средневековое мышление по своему существу было теоцентричным. Идея творения лежала в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляла фундамент учения о познании.

Основными этапами развития средневековой философии являются патристика и схоластика. Патристика — этап в истории философии, охватывающий период со II по VIII вв. — совокупность теологических и философских доктрин Августина Блаженного, Василия Великого, Григория Нисского, Оригена и др. Ранняя патристика (II — III вв. ) носит название апологетики. Для патристики характерно интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, развивавшейся под влиянием идей Платона. Главные проблемы патристики: сущность Бога, отношение веры и разума, души и тела, свободы человека, происхождение добра и зла и т. д.  

Эпоху схоластики датируют VIII — XV вв. На этапе схоластики происходила систематическая разработка христианской философии под огромным влиянием философского наследия Аристотеля. Цель схоластической философии заключалась в оправдании веры посредством разума, т. е. в рациональном обосновании веры в Бога и христианского вероучения. Представителями средневековой схоластики являлись И. Росцелин, П. Абеляр, У. Оккам, И. Дунс Скотт и Фома Аквинский.

Поиск доказательства бытия Божия и толкование догмата о троичной сущности Бога в средневековой схоластике велись с позиций номинализма и реализма. Номинализм связывал общие понятия только со сферой мышления и трактовал их как имена реально существующих единичных объектов. В истории средневековой философии его представляли И. Росцелин, У. Оккам. Реализм, напротив, базировался на признании объективной реальности универсалий. Позиция средневекового реализма разделяли И. Дунс Скотт, Ансельм Кентерберийский.

Концептуализм, развивавшийся П. Абеляром, пытался примирить номинализм и реализм. Их крайности были преодолены Фомой Аквинским, который, опираясь на учение Аристотеля, в XIII в. обосновал основные принципы христианской теологии. Выдвинутый им принцип гармонии веры и разума утверждал необходимость использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии.

 

Философия эпохи Возрождения

Это термин использовался для обозначения совокупности философских учений, выдвинутых в период распада феодальной формации и зарождения капитализма – 15-16 вв.

Культура нового времени – культура буржуазного общества. Возрождение - перевод возврат традиции и философии Античности.

Наиболее важные явления этой эпохи:

-в экономике, хозяйстве – зарождение капиталистических, производственных отношений

-в политической сфере – формирование и становление класса буржуазии

-в науке – преимущественное распространение точных наблюдений, экспериментальные методы исследования, следовательно, большое значение приобретают науки, связанные с торговлей, мореплаванием, механикой, гидростатикой, математикой, астрономией.

Эта философия ориентирована на земное бытие, а не на потусторонний мир как в Средневековье.

Эта философия создает новое представление о человеке, выдвигает новые качества для него. Создается новая наука – гуманизм. Лозунг гуманистов: я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.

Идеал Возрождения – человек творческий, талантливый, энергичный, всесторонне развитый, следовательно, человек-поклонение. Выступают против религиозной догматики.

Развиваются новые представления о природе. Возникает натурфилософия – попытка объяснить природу, исходя из нее самой. Существование бесконечного, материального мира объяснялось законом природы и существование бесконечных связей. Направление натурфилософии – пантеизм. Согласно ему, Бог растворяется в природе, природа и есть Бог, отвергается сверх природное начало. Первые натурфилософы – итальянцы Телезио, Кардано – в основе всех вещей единая первоматерия; швейцарец Парацельс – мир саморазвивается, основа научного познания – опытное познание; немец Кузанский – идея о бесконечности Вселенной; итальянец Джордано Бруно – выдвинул идею, что земля не является центром Вселенной и систему мира вместе с Коперником + существует еще множество миров со своими системами, и существуют другие планеты, где существует мир, 1592 – был захвачен инквизицией, 1600 – сожжен в Риме на площади Цветов, он сказал: «Сжечь не значит опровергнуть». Доклад про Дж. Бруно, создал пантеистическое мировоззрение – и это высшая точка развития философии Возрождения. Был пантеистом.

Переходная эпоха между Средневековьем и Новым временем (XIV —XVI вв. ) носит название Возрождение (или Ренесанса). К числу отличительных особенностей философии Возрождения относятся антропоцентризм, гуманизм, антисхоластическая направленность, пантеизм. В центре внимания в эпоху Возрождения оказался человек. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Основой ее понимания являлся пантеизм, отождествлявший Бога и природу.

В качестве основных этапов в развитии философии Возрождения выделяют гуманистический, неоплатонический и натурфилософский. Гуманистическая традиция (сер. XIV в. ) противопоставила средневековому теоцентризму глубочайший интерес к человеку. Неоплатоническая традиция (с сер. XV в. ) связана с постановкой и разработкой онтологической проблематики, со систематизацией и развитием учения Платона. Для натурфилософской традиции (2-я половина XVI века — начало XVII века) было характерно стремление сформировать научное мировоззрение, свободное от теологии, обосновать материалистический взгляд на мир, отыскать экспериментальные методы обоснования новой космологии.

Представителями философии Возрождения являлись: гуманисты А. Данте, Ф. Петрарка, Эразм Роттердамский, Т. Мор и М. Монтень; неоплатоники Дж. Пико делла Мирандола и Николай Кузанский; натурфилософы Н. Коперник, Дж. Бруно и Г. Галилей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...