Выдержки из интервью с Шри Лакшми Татачаром
Преданный ИСККОН: Наше мнение заключается в том, что само по себе физическое отсутствие Шрилы Прабхупады не лишает его права продолжать действовать в качестве дикша-гуру.
Шри Татачар: Определенно так. Это и мое мнение.
Преданный ИСККОН: Может ли отсутствие физического тела ограничить функции ачарьи, такие как способность наделять знанием или принимать карму учеников? Может ли Шрила Прабхупада делать это сейчас?
Шри Татачар: Просто потому, что кто-то имеет физическое тело, может ли он взять вашу карму? Компетентен ли он для этого? Присутствие или отсутствие физического тела не является критерием для способности принимать карму. Это зависит от преданности ученика и милости ачарьи. Например, духовного учителя Шрилы Прабхупады не было здесь физически, когда присутствовал Шрила Прабхупада. И что? Вы хотите сказать, что они не способны принимать карму своих учеников? Вот интересная шлока (цитирует санскритский стих из «Ятиндра вимшати», составленного Шри Манавала Махамуни из Шри-сампрадаи, который приходил на двести лет позже Шри Рамануджи).
Преданный ИСККОН: Что говорится в этой шлоке?
Шри Татачар: Здесь говорится, что, даже отсутствуя физически, гуру может забрать всю карму ученика. Таково могущество ачарьи. Таким образом, неважно, присутствует физическое тело ачарьи или нет. Это несущественно.
Преданный ИСККОН: Вы сравнили систему в Шри-сампрадае с системой ритвиков, которой, как приказал Шрила Прабхупада, мы должны следовать. Он также наблюдал за действием этой системы с июля по ноябрь 1977 года. Система ритвиков имеет одно существенное отличие: Шрила Прабхупада не дает ритвикам никакого статуса гуру...
Шри Татачар: Да, правильно. Это также становится понятным из письма.
Преданный ИСККОН: В том случае, если ритвики являются только представителями, а не гуру, есть ли нарушение каких-либо принципов шастр или противоречие духовным...
Шри Татачар: Нет, ничего не нарушается. Более того, это соответствует тому, о чем я говорил. Я сказал, что Шри Рамануджа назначил 74 симхасана-адхипати и сделал их гуру. Несмотря на это, мы должны быть преданы только Шри Раманудже.
Преданный ИСККОН: Вы говорите, что, несмотря на существование определенного типа гуру, вы ученик только Шри Рамануджи?
Шри Татачар: Да, именно так. Вот почему мы говорим, что все мы — Шри Рамануджа дасы. Когда я кланяюсь, я должен сказать: «Адиен мадхура кави лакшми татачарйа рамануджа дасан». «Шри Рамануджа даса» — часть имени любого Шри-вайшнава, хотя каждый из нас был инициирован одним из симхасана-адхипати, назначенных самим Шри Рамануджей, и они считаются гуру. Тем не менее мы должны считать себя учениками только Шри Рамануджи. <...> Использование слова «ритвик» имеет особое значение. Что понимается под этим термином? «Личность, совершающая определенный обряд». Предположим, царь решил провести жертвоприношение. Он будет считаться яджаманом[14]. Даже сейчас состоятельные люди организуют для нас проведение Сударшана-хомы. Возможно, у вас тоже. Когда мы приходили к вам, Мадху Пандит дас был яджаманом. Сам он не проводил жертвоприношения, он занимал всех этих людей: Венкатеша, меня и многих других — для выполнения хомы [жертвоприношения, ритуала — прим. ред. ]. После проведения хомы мы получили дакшину [вознаграждение — прим. ред. ], и наши взаимоотношения на этом закончились. Мы выполнили определенное служение и получили за это дакшину. Но кому достается конечный результат? Только яджаману. <...> Именно поэтому я привел определение этого слова. Оно приходит из «Риг-веды». Ритвик — это священнослужитель, которого назначает яджаман для проведения жертвоприношения. Предположим, ты — яджаман. Ты можешь назначить меня ритвиком, и этот ритвик будет исполнять роль жреца от имени яджамана. Это может иметь место, когда яджаман не знает ведических ритуалов или когда знает, но в силу каких-то обстоятельств не может выполнять функций жреца. В таких случаях он назначает ритвика. Таким образом он совершает жертвоприношение и потом раздает дакшину ритвикам... Кому достается результат жертвоприношения? Совершенно очевидно, что плоды жертвоприношения получает тот, кто задействовал этих ритвиков и потратил деньги на жертвоприношение, — яджаман. Слово «ритвик» имеет очень важное значение. Шрила Прабхупада был настолько мудрым, что подчеркнул, что они назначаются именно ритвиками, а не ачарьями. Поэтому результат достается только Шриле Прабхупаде. (Выдержки из публикации «Вайшнавы-пандиты из других сампрадай поддерживают систему ритвиков» [96])
Глава 8. Нарушение указаний Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и распад
8.1. Создание Гаудия-матха и уход его основателя
Его Божественная Милость Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада, основатель и ачарья Гаудия-матха
Для более глубокого понимания истории ИСККОН и современной ситуации в этом Обществе необходимо рассмотреть историю предшествующей организации — Гаудия-матха. Его основатель, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, стал продолжателем духовной миссии своего отца Шрилы Бхактивиноды Тхакура (1838–1914) и своего духовного учителя Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи (1838–1915). Все эти вайшнавы являются святыми последователями гаудия-вайшнавизма — традиции бхакти (любви к Богу), передающейся в цепи ученической преемственности Шрилы Рупы Госвами и Господа Чайтаньи Махапрабху. Бхактивинод Тхакур написал много книг, объясняющих ведические шастры (священные писания), а Бхактисиддханта Сарасвати, которого называли симха-гуру (гуру-львом) и «ходячей энциклопедией», основывал храмы, давал лекции и писал комментарии по его книгам и по шастрам. Они оба боролись с засильем апасиддхант (теологических заблуждений), таких как майявада (адвайта-вада, имперсонализм) и сахаджия (легковесный подход к бхакти). В 1915 году Бхактисиддханта Сарасвати дал интересное описание влияния, которое оказали мнимые вайшнавы и их проповедь:
«После ухода Шри Чайтаньи Махапрабху те, кто был верен Ему, держались в стороне от непреданных, чтобы избежать осквернения. Видя это, олицетворенный Кали отправил своих замаскированных представителей, чтобы загрязнить вайшнава-сампрадаю. Выдавая себя за вайшнавов, они распространяли свои нечестивые доктрины и казались настолько интеллигентными и преданными, что лишь чистые вайшнавы были способны распознать их истинную сущность. Большинство преданных — не только самые начинающие — были очарованы их уловками. Так агенты Кали очень умело внедрили карму, гьяну и аньябхилашу[15] в вайшнава-сампрадаю, доведя ситуацию до того, что шуддха-бхакти[16] исчезла из этого мира». Сиддханта Сарасвати, журнал «Шри Садджана-тошани», 18.2.13-14, 1915 год [392]
В 1918 году, вскоре после принятия отречённого образа жизни (санньясы), Бхактисиддханта Сарасвати основал общество Гаудия-матх, основную цель которого он видел в распространении гаудия-вайшнавизма по всей Индии и за её пределами, в первую очередь через публикацию вайшнавской литературы. У Бхактисиддханты Сарасвати было множество последователей, многие из них происходили из аристократических семей. Расцвет Гаудия-матха пришёлся на 1920–1930-е годы. Всего он основал 64 филиала Гаудия-матха — храмов и ашрамов. Одним из ключевых храмов был 29-башенный Шри Чайтанья Матх в Майяпуре (Бенгалия, Индия) на берегах Ганги (в журнале «Шри Садджани-тошани» («Гармонист») этот храм указывался как parental (исходный, первый), а остальные матхи — в качестве филиалов [389]). В книге «Луч Вишну», биографии Бхактисиддханты Сарасвати, написанной учеником Шрилы Прабхупады Рупа-виласой дасом, сказано:
«Он основал 64 храма, из них 17 в Навадвипа-Мандале, включая такие как двадцатидевятиглавый Шри Чайтанья Матх, Шри Адвайта Бхавана, Шри Шринивасангана, большой храм в Йогапитхе, который был открыт царем Трипуры в 1935 году, Свананда-сукхада кунджа, место бхаджаны и самадхи Шрилы Бхактивиноды Тхакура, Модадрума Гаудия Матх, место явления Вриндавана даса Тхакура, и многие другие. Тринадцать храмов он основал в других частях Гауда-мандалы и Бенгалии. Среди них особенно выделяется Шри Гаудия Матх в Калькутте, начало которому было положено на Ултаданга Джанкшн Роуд, 1 в 1920 году и который позднее перенесли в мраморный храм в Багхбазаре. Еще пять храмов было открыто в Шри Кшетра-Мандале в Пури, Алаланатхе, Бхуванешваре и Каттаке. Во Враджа-мандале было открыто десять храмов во Вриндаване, Матхуре, Варшане, Нандаграме, Ходале, Говардхане, Радха-кунде и т.д. Еще четырнадцать храмов открылись в других значительных городах Индии: Ассаме, Мадрасе, Бихаре, Бенаресе, Аллахабаде, Наимишаранье, Харидваре, Дели, Курукшетре, Балешваре, Бомбее, Гайе и в Ковуре, где беседовали Шри Чайтанья Махапрабху и Рамананда Рай. За пределами Индии храмы были открыты в Рангуне и в Лондоне и Германии (небольшие центры)».
Калькуттский храм Гаудия-матха Багх Базар времен Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
Перед своим физическим уходом Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур попросил своих последователей сообща заниматься преданным служением и активно проповедовать послание Господа Чайтаньи и Его последователей. Вот как об этом написал в 1944 г. его ученик, основатель и ачарья ИСККОН Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада:
Перевод фрагментов:
«Его Божественная Милость Шри Шримад Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Мохарадж, прославленный Ачарья (Духовный Глава) Гаудия Вайшнавов, произнес следующие несколько строк в качестве Своего Послания всего за несколько дней (23 декабря 1936 г.) до Своего ухода из этого смертного мира.
«Скорее всего, я вызвал беспокойство в умах многих людей. Некоторые из них могли подумать обо мне, что я их враг, поскольку я был обязан говорить чистую правду ради служения и преданности Абсолютному Богу. Я создал им все эти проблемы только по той причине, чтобы они могли повернуть свое лицо к Личности Бога без какого-либо стремления к прибыли и с беспримесной преданностью. Надеюсь, однажды они смогут правильно понять меня».
«Я советую всем проповедовать наставления Рупы-Рагхунатхи (учеников Господа Чайтаньи) со всей энергией и ресурсами. Наша высшая цель — стать пылинкой на лотосных стопах Шри Шри Рупы и Рагхунатхи Госваминов. Всем вам следует трудиться сообща под руководством вашего духовного учителя, сохраняя намерение служить Абсолютному Знанию, Личности Бога. Вам следует так или иначе жить без каких-либо ссор в этом смертном мире только во имя служения Богу. Пожалуйста, не отказывайтесь от служения Богу, несмотря ни на какие опасности, ни на какую критику и ни на какой дискомфорт. Не впадайте в уныние из-за того, что большинство людей в этом мире не служат Личности Бога; не бросайте свое собственное служение, которое является вашим всем, и не отвергайте процесс повторения и слушания трансцендентного Святого Имени Бога. Вам следует всегда повторять трансцендентное Имя Бога с терпением и сдержанностью подобно дереву и со смирением подобно соломинке».
<...> «Мы никогда не проявим ни малейшего угасания энтузиазма относительно движения «Самкиртана», обладающего семью языками. Если мы обладаем непоколебимой верой в него, лишь тогда мы достигнем всех совершенств. Поэтому всем вам следует проповедовать с бесстрашием и величайшей энергией послание Рупы и Рагхунатхи под руководством последователей Шри Рупы». (Переведено с бенгали редактором [Шрилой Прабхупадой — прим. переводчика ])». Первая статья первого номера журнала «Обратно к Богу», 1944 г. [282]
Шрила Прабхупада говорил, что перед своим уходом его духовный учитель предсказал, что множество его учеников, к сожалению, станут сахаджиями (ведь «тенденцию к сахаджии очень легко перенять», из беседы со Шрилой Прабхупадой во время утренней прогулки, 07.06.1976) и в Гаудия-матхе запылает «пожар»:
«Множество преданных превратится в сахаджиев. Что можно поделать? Из учеников моего Гуру Махараджи вышло много сахаджиев. Их называют сахаджиями. Заразиться этим очень легко. Поэтому мой Гуру Махараджа неоднократно говорил: «Когда мои ученики станут сахаджиями, это станет еще опаснее». Из беседы со Шрилой Прабхупадой, 28.01.1977
«Мой Гуру Махараджа очень ценил издание книг — больше, чем строительство огромных храмов и создание учеников-неофитов. Как только он увидел, что количество Его учеников-неофитов возросло, он сразу же решил покинуть этот мир». Из письма Шрилы Прабхупады Сатсварупе и Уддхаве, 27.07.1970
«Отчет о печатании книг одновременно вдохновляет и удивляет. Каждый раз, когда я вижу сообщения об этом, я вспоминаю слова моего Гуру Махараджи, когда он сказал мне, что где бы ни появились деньги, их следует тратить на издание книг, а не на то, чтобы возводить огромные храмы и затем бороться за них в судах. Он попросил меня сделать это, и я прилагаю небольшие усилия, вот и всё. Это происходит благодаря его благословениям, поскольку без них это чудо никогда бы не произошло. Он сказал мне во время личной беседы: «Если бы я мог продать здание Гаудия-матха, было бы лучше». Он предсказал, что в стенах этого здания начнется «пожар». Так что я принял его слова: «О, Его Божественная Милость хочет книги». Я воспринял его наставления так: «Да, я сделаю это». Всё это происходит благодаря его благословениям. Мукам кароти вачалам пангум лангхайате гирим — по его милости немой заговорит и хромой перейдет гору». Из письма Шрилы Прабхупады Рамешваре и Радхаваллабхе, 14.08.1976
8.2. Размежевание Гаудия-матха на два лагеря и последующее дробление
«Главная обязанность людей состоит в том, чтобы постоянно думать о Верховной Личности Бога, стать преданными Верховного Господа, почитать Его и падать ниц перед Ним. Ачарья, полномочный представитель Верховного Господа, устанавливает эти принципы в человеческом обществе, но после его ухода порядок опять нарушается. Его лучшие ученики стараются исправить положение, искренне следуя наставлениям своего духовного учителя». «Шримад-Бхагаватам», 4.28.48, комментарий Шрилы Прабхупады
«Слова даивера карана указывают на то, что по воле провидения, то есть по воле Бога, последователи Адвайты Ачарьи разделились на два лагеря. Такой раскол между последователями одного ачарьи произошел и в Гаудия-матхе. Поначалу, при Ом Вишнупаде Парамахамсе Паривраджакачарье Аштоттара-шата Шри Шримад Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре Прабхупаде все ученики действовали согласованно, но сразу после его ухода между ними возникли разногласия. Одни продолжали строго следовать наставлениям Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, тогда как другие стали выдавать за его волю собственные выдумки. Перед своим уходом Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур попросил учеников создать управляющий совет и совместно заниматься миссионерской деятельностью. Он никого не назначил на пост следующего ачарьи. Но сразу после его ухода его главные секретари, не имея соответствующих полномочий, решили стать ачарьями, и это привело к расколу Матха на две фракции, каждая из которых выдвигала своего ачарью. В результате оба враждующих лагеря стали асара, то есть бесполезными, поскольку ослушались приказа духовного учителя и таким образом лишились авторитета. Невзирая на приказ духовного учителя учредить руководящий совет и заниматься проповеднической деятельностью, два лагеря самовольно начали судебную тяжбу, которой не видно конца даже сейчас, спустя сорок лет». «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 12.8, фрагмент комментария Шрилы Прабхупады
«Поэтому руководить нужно очень внимательно, чтобы каждый был удовлетворен в своих независимых управленческих возможностях. Конечно, центральным моментом является указание духовного учителя, и я очень рад, что ты стараешься уделять внимание этому аспекту управления. Сложность в том, что иногда появляются интерпретации, направленные на удовлетворение своих чувств. У меня был такой личный опыт в организации моего Гуру Махараджи. Разные духовные братья восприняли слова Гуру Махараджи с разными интерпретациями, направленными на удовлетворение чувств, и вся миссия распалась. Это продолжается вот уже сорок лет без какого-либо должного решения. Я всегда опасаюсь этого раскола, но я уверен, что если нашей целью будет искренне служить одновременно Кришне и духовному учителю, то мы добьемся успеха». Из письма Шрилы Прабхупады Тамала Кришне, 10.18.1969
Прабхупада:...Это сахаджия-вада, когда думают: «О, я стал освобожденным. Мне не нужны никакие указания моего гуру. Я освобожден». Тот, кто так думает, — негодяй. Почему Гаудия-матх потерпел неудачу? Потому что они попытались превзойти гуру. Прежде чем уйти, он дал все указания, но ни разу не сказал, что этот человек должен быть следующим ачарьей. Но сразу после его ухода эти люди начали сражаться друг с другом за право стать ачарьей. Это провал. Они никогда не задумывались: «Почему Гуру Махараджа дал нам указания по стольким вопросам, почему он не сказал, что этот человек должен стать ачарьей?» Они хотели искусственно сделать кого-то ачарьей, и в результате всё было разрушено. Они не считались даже со здравым смыслом: если Гуру Махараджа хотел назначить кого-то ачарьей, почему он не сказал об этом? Он говорил о стольких вещах, а этот вопрос пропустил? Действительно важный вопрос? И они настаивают на этом. Они объявили неквалифицированную личность ачарьей. Затем другая личность пришла, еще один ачарья, еще один ачарья. Поэтому лучше всегда оставаться глупцом, направляемым Гуру Махараджем. Это совершенство. А не так, что как только он узнает о том, что Гуру Махараджа умер, — «Теперь я настолько возвышен, что могу убить своего гуру и сам стать гуру». Тогда ему конец. Из беседы, 16.08.1976, Бомбей
Лагерь 1. Бхактивилас Тиртха Махараджа и «группа Майяпура» (Шри Чайтанья Матх)
Первым шагом на пути к распаду Гаудия-матха на части стало обособление упоминавшегося выше изначального матха, расположенного в Майяпуре в 29-главом храме в месте явления Господа Чайтаньи. Данный матх оказался под контролем Бхактивиласа Тиртхи Госвами (Кунджи Бабу), который неправомочно занял положение ачарьи. Вот что об этом говорит Шрила Прабхупада:
Прабхупада: Да. Если вы облачаетесь в одежду санньяси, чтобы зарабатывать деньги, есть и спать, то это трансцендентное мошенничество (смеется). <...> Мой Гуру Махараджа говорил: тхакура декхийе пара раста караче, растайе ‘йандийа дживика бадрам карам бхари. Вместо того чтобы зарабатывать на жизнь, показывая Божество в храме, лучше выбрать профессию дворника и жить честно. Он так говорил. <...> Наш Кунджа Бабу тоже планировал это. Он думал: «Обманув всех своих духовных братьев, я получил Чайтанья Матх. Люди будут приходить, чтобы посетить место явления Чайтаньи Махапрабху. Я буду получать от этого хороший доход и распределять его между своими братьями, сыновьями и собой. Вот так». Таков был его план.
Тамала Кришна: Идеальный материалистический план.
Прабхупада: Да. Это просто другой способ зарабатывать деньги. И он всегда служил Гуру Махарадже только ради этой цели. Гуру Махараджа относился к этому так: «О, этот человек помогает мне». Но у него никогда не было плана помогать Бхактисиддханте Сарасвати. Его план был таким: «Держаться за Бхактисиддханту Сарасвати, зарабатывать деньги и класть их себе в карман». Так он поступал с самого начала. Он брал деньги, но при этом являлся хорошим руководителем. Другие духовные братья, санньяси, жаловались. Гуру Махараджа обычно отвечал так: «Почему вы жалуетесь? Вы не можете изменить его, своего духовного брата? И если мне придется нанять другого такого же отличного менеджера, как он, я буду вынужден платить ему. Предположим, он берет что-то, почему вы так враждебно относитесь к нему?» (Смеется.) Он отвечал им так. И никто не мог ничего сказать. Но после его ухода все взорвалось. «Кунджа Бабу должен быть выдворен!» В этом состоял весь план раскола в Гаудия-матхе. Вражда с Кунджей Бабу.
Тамала Кришна: Кто этот Кунджа Бабу?
Прабхупада: Тиртха Махараджа. Его имя Кунджа Вихари Сар. Это кипело в сердце у каждого. Как только Гуру Махараджа ушел, это вырвалось наружу. И весь их план состоял в том, как избавиться от этого Кунджи Бабу.
Тамала Кришна: А не как проповедовать.
Прабхупада: Да. Это было причиной раскола. Это сдерживалось Гуру Махараджей, его влиянием, но раскол намечался уже во время его присутствия. И он произошел... Поэтому он дал указание: «Создайте руководящий совет, а Кундже Бабу будет позволено оставаться менеджером». Он прямо об этом сказал. Он никого не просил становиться ачарьей. Он попросил: «Создайте руководящий совет из двенадцати человек и продолжайте проповедовать, а Кунджа Бабу может оставаться менеджером до конца своей жизни». Он никогда не говорил, что Кунджа Бабу должен стать ачарьей. Никто, ни один из них не был рекомендован Гуру Махараджей стать ачарьей. Его идея была такой: «Пусть они управляют, и тот, кто действительно будет квалифицирован стать ачарьей, они изберут его. Почему я должен принуждать их?» Таков был его план. «Пусть они управляют с помощью сильного руководящего совета так, как это происходит сейчас. Тогда ачарья проявится через свои качества». Но они хотели, чтобы... В душе они лелеяли такое желание: «После ухода гуру я стану ачарьей», «я стану ачарьей». Вот эти ачарьи и начали воевать между собой. С одной стороны Васудева Ачарья, с другой — Кунджа Бабу Ачарья. Еще был Парамананда, он думал так: «Тот, кто окажется сильнее, я присоединюсь к нему». (Смеется.) Он только думал так. Но Гуру Махараджа никогда не говорил, что эти трое должны стать попечителями. Он хотел, чтобы был руководящий совет. Так вот раскол произошел сразу же после его ухода. Затем началась тяжба в суде. А Кунджа Бабу, он очень умный человек. С самого начала он знал: «Будет борьба после ухода Гуру Махараджи. Борьба перейдет в суд, поэтому за счет Гуру Махараджи мой брат и сыновья станут адвокатом и поверенными, и мне ничего не придется оплачивать самому». Это планировалось, и так действительно произошло. Он был простым клерком, и это было не в его возможностях сделать своего брата и сыновей адвокатом и поверенными. Все это было сделано за счет Гаудия-матха, чтобы вести тяжбу с...(неразличимо)... в пользу Тиртхи Махараджи. Все это было спланировано. Я в то время был «гнилым грихастхой» [так называли Шрилу Прабхупаду некоторые духовные братья — прим. ред. ]. Я не присоединился ни к тем, ни к другим. (Прабхупада смеется.) Я «гнил» в своей семейной жизни. Вот так. Но я планировал, как исполнить, как осуществить это. Таким было мое желание с самого начала, с тех пор, как я услышал указания Гуру Махараджи. Но я никогда не был с ними — ни с той группой, ни с другой. Гуру Махараджа также советовал: апнадер тастури тублиа тхаки бхаван. Такхона. «Когда появится необходимость, он всё сделает сам. Ему не нужно жить с вами. Будет лучше, если он будет жить отдельно от вас». Госвами Махараджа рекомендовал, чтобы я жил в Матхе, он сказал: «Он такой замечательный». Однажды он порекомендовал. В Бомбее, здесь в Бомбее. В том доме. Да. Он [Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур] ответил: «Да, он очень хороший. Но будет лучше, если он будет жить отдельно от вас. Он всё сделает сам, когда будет необходимо». Он говорил это, но тогда я еще не понимал. Хотя я старался жить отдельно от них, я был грихастхой. Здесь в Бомбее я занимался своим бизнесом. Из беседы со Шрилой Прабхупадой, 21.09.1973
Бхавананда: Напечатано крупным шрифтом: «Ачарьядева Триданди Свами Шрила Бхактивиласа Тиртха Махараджа. Все ученые люди знают, что в темные для Индии времена, когда индуизм был в большой опасности…»
Шрила Прабхупада: (смеется) Чепуха.
Бхавананда: «...В должное время, он [Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур] имел великую личность, которая охотно взвалила на плечи...»
Шрила Прабхупада: Ты только посмотри! «Он имел великую личность». Это он-то та личность. Он докажет это.
Бхавананда: «...Которая охотно взвалила на плечи грандиозную миссию Шрилы Сарасвати Тхакура. Эта великая личность — Президент и Ачарья, его святейшество Шри Шримад Бхактивиласа...»
Прабхупада: Но ты... Джайа морена апне морол. Почему эту великую личность не признают другие ученики? Как он стал великой личностью?
Тамала Кришна: Да. Если человек провозглашает себя царем и никто...
Прабхупада: Никто не признаёт его.
Тамала Кришна: Что это за царь?
Прабхупада: Так говорится на бенгали: джайа мане апна морол. Морол означает лидера сообщества, лидера деревни. Здесь есть такие моролы. Никто в деревне не обращает на него внимания, а он заявляет: «Я морол».
Тамала Кришна: Такой человек безумен.
Прабхупада: Никто не принимает его, а он считает себя «великой личностью». Где его величие? Кто знает его? Подумать только. Значит, он создает план объявить себя великой личностью. <...> Бхавананда: «...Тиртха Махараджа в те дни был известен как гуру-прештха, дорогой слуга своего гуру. Ученикам Шрилы Сарасвати Тхакура он также был известен как Кунджада, дающий прибежище. Во всей миссионерской деятельности и в вопросах управления матхами Шрила Бхактивиласа Тиртха Госвами Махараджа был правой рукой своего Гурудева. Благодаря своему непрерывному, безграничному служению Шриле Прабхупаде [Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру], очень близким учеником которого являлся, он практически стал двойником этого великого святого».
Тамала Кришна: О, это не... «Двойником». Перепрыгивает... Пытается уравнять...
Прабхупада: То есть те, кто не признаёт его, они все глупцы.
Тамала Кришна: Это очень плохо, Прабхупада. Здесь говорится, что он хотел... Он практически стал двойником. То есть он пытается стать равным или выше своего гуру.
Прабхупада: Выше. <...> Бхавананда: Многие люди спрашивают его: «Что насчет этого матха ИСККОН?» Вот почему он... Это сводит его с ума.
Тамала Кришна: Он постоянно критикует нас. Он никогда не говорит о нас ничего хорошего.
Прабхупада: Да, он очень завидует нам. <...> Бхавананда: Людей привлекает то, что западные вайшнавы приходят в матх. Так что если мы приходим в матх, любой из нас, тогда они говорят: «Посмотрите». Они говорят на бенгали: «Вы только посмотрите, они приходят, чтобы встретиться с нашим Гуру Махараджем».
Прабхупада: Такой была политика Мадхавы Махараджи и Шридхары Махараджи, что «хотя Бхактиведанта Свами проповедует повсюду, он подчиненный по отношению к нам, находится под нашим руководством». Поэтому все эти трое...
Тамала Кришна: Они поистине живут в мире грез.
Бхавананда: Здесь они даже включили наш храм в свою территорию. «Территория штаб-квартиры простирается на милю с прекрасными храмами и рисовыми полями». Когда мы поставим свою стену, они больше не припишут нас в свои владения (смеются). Из беседы, 19.01.1976, Майяпур
«В письмах Ишаны и его жены упоминается имя Тиртхи Махараджи в таком ключе, как будто Брахмананда Махараджа и компания посоветовали им приехать в Индию и присоединиться к Тиртхе Махарадже. Выглядит именно так. Будь добр, проясни этот момент. Буду рад, если сделаешь это. Теперь ясно, что мои духовные братья выступают против того, что меня называют Прабхупадой и что на этом основании они хотят отравить всё наше Общество. Теперь это очевидно. Но как им удалась эта манипуляция, остается загадкой». Из письма Шрилы Прабхупады Рупануге, 25.09.1970
«Бхакти Вилас Тиртха очень враждебно относится к нашему Обществу, и у него нет ясного понимания преданного служения. Он осквернен». Из письма Шрилы Прабхупаде Шукадеве, 14.11.1973
«Что касается Бхакти Пури, Тиртхи Махараджа, то они мои духовные братья и им следует оказывать почтение. Но вы не должны иметь каких-либо близких контактов с ними, так как они пошли против указаний моего Гуру Махараджа». Из письма Шрилы Прабхупады Прадьюмне, 17.02.1968
Лагерь 2. Ананта Васудева дас, Б. Р. Шридхара Махараджа, группа калькуттского Багх Базар Матха
Несмотря на начавшуюся борьбу с Бхактивиласом Тиртхой Махарджей, основная часть Гаудия-матха первое время сохраняла единство, однако там тоже начали происходить драматические события. Вот как о них рассказывается в статье ученика Шрилы Прабхупады Равиндры Сварупы даса:
«Как сообщил Бхакти Ракшака Шридхара Дэва Госвами (который обсуждал данную тему во время записанной на аудиопленку беседы с группой членов GBC 17 октября 1980 г.), через десять дней после ухода Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура был создан совет GBC, состоявший из 13 человек. Однако Шридхара Махараджа, не вошедший в состав совета, был недоволен этим. Он и еще несколько других старших учеников оказали давление на Гаудия-матх с целью добиться возвышения Ананта Васудевы даса, брахмачари, обладавшего блестящими способностями к запоминанию шастр и служившего ранее в качестве секретаря Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, на пост ачарьи. <...> Тем не менее, через два года после возвышения «Васудевы Прабху», к кому-то в руки попало несколько «любовных писем» — часть корреспонденции между Анантой Васудевой и одной женщиной. Эти письма принесли Б. Р. Шридхаре Свами, который вместе с некоторыми другими старшими членами Матха пришел к выводу, что Ананта Васудева «не заслуживает занимать место нашего Гуру Махараджи» и что ему следует отказаться от статуса ачарьи. Однако Ананта Васудева не согласился с этим. Он и лояльные ему последователи начали длительную, болезненную вражду, которая включала в себя систематическую дискриминацию, высмеивание, а порой и рукоприкладство. В конечном итоге, как выразился Шридхара Махараджа, «Прабхупада лишил его своих благословений», и Ананта Васудева начал проповедовать против Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Как сказал Шридхара Махараджа, это поношение стало результатом многочисленных оскорблений, совершенных Анантой Васудевой в адрес преданных. После этого он покинул миссию. Он сам себе дал санньясу в Аллахабаде, а позднее получил инициацию (под именем Пури Госвами) у одного из бабаджи с Радха-Кунды — группы, которая была настроена крайне враждебно по отношению к Бхактисиддханте. Он продолжил жить среди них в качестве ведущего интеллектуала, но в конце концов женился. После того как Ананта Васудева отказался от положения ачарьи, Гаудия-матх раздробился на несколько фракций, которые начали сражаться за право стать новыми ачарьями. В итоге тяжба дошла до Высокого суда Калькутты». Из статьи Равиндры Сварупы даса «Столпы успеха: принципы и практика реформы в ИСККОН», опубликованной в журнале «ISKCON Communications Journal», том 7, № 2, декабрь 1999 г. [116]
Перед там как уйти из Гаудия-матха, Ананта Васудева созвал санньяси и объявил о том, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур якобы не был должным образом инициирован, что это неавторитетная парампара, что полученная ими санньяса не имеет смысла и что нужно получить посвящение у кого-то другого. Разумеется, эти обвинения в адрес Бхактисиддханты Сарасвати, по сути, были беспочвенными. Однако действия Ананты Васудевы привели к тому, что часть последователей Гаудия-матха покинула это Общество. Сам он ушел к противникам Бхактисиддханты Сарасвати, которых Сарасвати Тхакур и Бхактивинода Тхакур опровергали и разоблачали как представителей апа-сампрадай (еретических течений). Вот как, по словам Шрилы Прабхупады, закончилась жизнь Ананты Васудевы после того, как он, уйдя из Гаудия-матха, женился:
Прабхупада: Один из моих духовных братьев из Гаудия-матха, он возглавил этот Бхаг Базар Гаудия Матх. Его жена была распутной. Однажды она привела домой нового любовника, и ее ребенок начал протестовать.
Пушта Кришна: Нового?
Прабхупада: Любовника. Мальчику было десять или двенадцать лет, и он уже все понимал: «Кто этот человек?» Он возмутился и сказал: «Я всё расскажу своему отцу». И он был убит.
Пушта Кришна: Мальчик был убит?
Прабхупада: Своей матерью.
Хари-Шаури: Она убила его?
Прабхупада: Да. Подсыпала ему яд. Тогда его отец, мой духовный брат, увидев это, тоже принял яд. Этим закончился скандал Гаудия-матха. Он также был одним из попечителей. Тиртха Махараджа был попечителем, еще один мой духовный брат и этот человек [Ананта Васудева]. Вначале они были назначены попечителями. Однажды Прабхупада должен был перенести операцию, он немного беспокоился: «Я могу умереть». Поэтому он написал записку: «В случае если я умру, эти трое учеников будут попечителями Гаудия-матха». Вот и всё. Так вот, Кунджа Бабу сохранил эту записку. Про это есть много историй. Одним из этих так называемых попечителей был этот Васудева. Он принял яд, такой была его смерть.
Пушта Кришна: Его сын был убит?
Прабхупада: Его жена была профессиональной проституткой, и она убила собственного ребенка. Не пережив этого шока, он принял яд и умер.
Пушта Кришна: Он совершил самоубийство. Ох...
Прабхупада: Естественно, он был шокирован: «Вот она, моя семейная жизнь, — жена проститутка, а сын убит. В чем ценность моей жизни?». Это была его духовная реализация. Вы только посмотрите. (Смеется.) И его еще сделали главой Матха, и одним из тех, кто его поддерживал, был Шридхара Махараджа.
Пушта Кришна: Васудева Шридхара?
Прабхупада: Нет-нет. Его выбрали главой. Гуру Махараджа не назначал его главой. Но после его ухода некоторые из наших духовных братьев выбрали его голосованием.
Пушта Кришна: Я не оши..? Однажды Вы сказали мне... Я не уверен, может быть, я ошибаюсь. Вы сказали, что этот Васудева... что был хорошо известен тот факт, что он был гомосексуалистом?
Прабхупада: Да.
Пушта Кришна: Васудева.
Прабхупада: Он был и гомосексуалистом, и сексуалистом, всяким. Из беседы, 18.06.1976, Торонто
«Что касается пункта 92 судебного иска против Гаудия-матха, я не думаю, что есть какая-либо возможность компромисса. И сторона Бхагбазар, и сторона Майяпура незаконно захватили миссионерскую организацию Шрилы Прабхупады [Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура]. Когда бы они ни говорили о компромиссе, это означает только дальнейшее усугубление ситуации». Из письма Шрилы Прабхупады Нараяне Махарадже, 30.09.1969
Напряженная борьба внутри Гаудия-матха привела к тому, что активная проповедь фактически сошла на нет. В ходе борьбы с Анантой Васудевой и после его ухода основная часть Гаудия-матха к 1938–1939 гг. также утратила единство и распалась на отдельные матхи. Стало появляться всё больше новых инициирующих «ачарьев». В своих поэмах, написанных в конце 1950-х — начале 1960-х годов, Шрила Прабхупада объясняет суть тех событий и раскрывает свое отношение к ним. Цитата из поэмы Шрилы Прабхупады «Вираха-аштака» (восемь молитв в разлуке с моим духовным учителем), декабрь 1958 г.:
Четвертый октет. Суть послания проигнорирована (фрагмент)
1. Всё, что касается материального благоденствия и мистического совершенства, полностью представлено в Вашем [Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура] трансцендентном послании: «Поскольку в обитателях Враджа есть жизнь, они посвящают себя проповеднической работе» (стих «Душта мана»).
2. «Разум, исполненный решимости» («вйавасайатмика буддхи»), объяснение которому да
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|