Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Является ли Шрила Прабхупада спасителем для всех преданных в ИСККОН?




 

Эта беседа с ученым мадхваитом состоялась вскоре после переговоров, назначенных судом для урегулирования судебного процесса. Переговоры были проведены некоторыми из нас, представлявших группу центров ИСККОН-Бангалора, в Мумбаи с некоторыми из старших членов Международного совета GBC группы центров, связанных с Мумбаи. Один из важных пунктов дискуссии касался следующего вопроса: является ли Шрила Прабхупада освободителем для всех преданных в ИСККОН?

 

Мы, представители группы ИСККОН-Бангалора, утверждали, что Шрила Прабхупада является и будет оставаться освободителем всех преданных в ИСККОН, как сейчас, так и для всех будущих поколений преданных ИСККОН. И мы призывали к тому, чтобы этот факт подчеркивался и отмечался во всем ИСККОН.

 

Однако старшие члены GBC ИСККОН оспаривали это, утверждая, что Шрила Прабхупада — один из трансцендентных факторов, а не единственный. Они сказали, что святое имя, Божества, трансцендентное знание, получаемое из шастр, нынешние гуру ИСККОН — все они играют определенную роль, и в конечном счете Господь Кришна — тот, кто освобождает всех преданных. Поэтому, утверждали они, некорректно приписывать это положение одному Шриле Прабхупаде. Ироничная ситуация. Я беседовал с ученым мадхваитом, который с готовностью признал положение Шрилы Прабхупады как единственного освободителя для всех преданных в ИСККОН, в то время как даже старшие члены GBC не признавали это.

 

В ходе наших дебатов с членами GBC мы поделились с ними следующими цитатами Шрилы Прабхупады, чтобы обосновать наши аргументы:

 

1. «Гуру-рупе кршна крпа карена бхакта-гане

 

В облике духовного учителя Кришна дарует освобождение Своим преданным» (Ч.-ч., Ади, 1.45).

 

Эта цитата особенно важна. Даже если кто-то говорит, что Господь Шри Кришна является тем, кто в конечном счете освобождает всех преданных, то этот стих поясняет, каким образом Господь Кришна освобождает Своих преданных: Он дарует освобождение в облике духовного учителя.

 

2. «Самсара-дава. Вы поете каждый день. Самсара-даванала-лидха-лока-транайа-карунйа-гханагханатвам. Тот, кто способен освободить от оков материального, жалкого состояния жизни, он гуру. Таково первое определение гуру» (утренняя прогулка, 14 ноября 1975 г., Бомбей).

 

3. «Йахара прасаде бхаи, э бхава торийа йаи. Если гуру проливает на человека свою милость, то его путь, нацеленный на то, чтобы преодолеть невежество, становится чист. И кришна-прапти хой йаха хоите: по милости гуру человек обретает Кришну. <...> Такова бхагавад-бхакти-йога» (лекция по «Шримад-Бхагаватам», Нью-Йорк, 24 июля 1974 г.).

 

4. «Именно духовный учитель освобождает ученика из когтей майи, посвящая его в повторение маха-мантры Харе Кришна. Благодаря повторению Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе погруженный в сон человек может возродить свое истинное сознание. Иными словами, духовный учитель пробуждает в спящем живом существе его изначальное сознание, чтобы оно могло поклоняться Господу Вишну. В этом и заключается цель дикши, посвящения. Посвящение означает получение чистого знания о духовном сознании» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 9.61).

 

5. «Поэтому духовному учителю поклоняются как тому, кто освобождает ученика из трясины невежества, освещая его путь факелом знания. В этой связи следует обратить внимание на слово парагам. Это слово указывает на то, что духовный учитель помогает ученику переправиться с берега обусловленной жизни на берег свободы» (Бхаг., 3.25.8).

 

«О какой дикше вы спрашиваете?»

 

Продолжая беседу с ученым мадхваитом, я задал ему вопрос о дикше и дикша-гуру. Я спросил его: «Каково понимание дикши (инициации) в Мадхва-сампрадае?» Недолго думая, он мгновенно ответил мне своим вопросом:

 

«О какой дикше вы спрашиваете?»

 

«Вы имеете в виду, что есть много...» — произнес я с запинкой.

 

«В ведической культуре и в нашей Мадхва-сампрадае существует много видов дикши, — продолжил он. — У нас есть брахма-гаятри-дикша, когда человек получает мантру гаятри от гуру. Санньяса-ашрама-дикша, когда ученик входит в ашрам санньясы. Вайшнава-дикша, когда получают вайшнава-мантру с мудра-дхараной и так далее. Матха-дикша, когда человек получает официальное посвящение в один из Мадхва-матхов. Врата-дикша, когда принимают определенную врату [обет — прим. ред. ]. О какой дикше вы спрашиваете?»

 

Тогда я вспомнил объяснение дикши, которое дал Шрила Прабхупада, когда впервые проводил инициацию в ИСККОН в своем первом храме в помещении магазинчика в Нью-Йорке в 1966 году. В «Шрила Прабхупада лиламрите» подробно описано, как Шрила Прабхупада объяснил значение дикши, когда впервые в истории ИСККОН проводил обряд посвящения:

 

— А теперь, — сказал он напоследок, — я объясню, что такое духовное посвящение. Это означает, что духовный учитель принимает ученика и соглашается взять на себя ответственность за него, а ученик принимает духовного учителя и соглашается почитать его, как Самого Бога.

Он замолчал. Воцарилась тишина.

— Есть ли вопросы?

Вопросов не было. Свамиджи встал и вышел из комнаты.

Преданные были ошеломлены.

<...>

Вернувшись в храм, Уолли обсудил все с Говардом, и вдвоем они отправились к Свамиджи.

— Значит ли то, что Вы сказали нам сегодня утром, — спросил Говард, — что мы должны считать духовного учителя Богом?

— Это значит, что он заслуживает такого же почтения, как Бог, поскольку является представителем Бога, — спокойно ответил Бхактиведанта Свами.

— Значит, он не Бог?

— Нет, — сказал Свами — Бог есть Бог. А духовный учитель — это Его представитель. Он подобен Богу, ибо может дать Бога искреннему ученику.

Сатсварупа дас Госвами, «Шрила Прабхупада лиламрита», том 2: «Взращивая семя» (Нью-Йорк, 1965–66)

 

Иначе говоря, инициация — это официальное согласие духовного учителя освободить ученика и взаимное обязательство ученика выражать духовному учителю то же почтение, которое оказывается Богу, поскольку духовный учитель — представитель Бога, и он может дать Бога искреннему ученику.

 

Помня об этом определении инициации, я ответил ученому мадхваиту: «Инициация, которую учредил в ИСККОН Шрила Прабхупада, означает, что духовный учитель соглашается освободить ученика из материального мира и вернуть его обратно домой, в духовный мир».

 

«О, этот вид инициации! — воскликнул пандит. — В нашей сампрадае это осуществляется только Шри Мадхвачарьей».

 

«Как насчет других, которые дают мантру гаятри, учат знанию из шастр и т. д.?»

 

«Все они действуют как его агенты, представители. Но освобождает преданного один учитель — Шри Мадхвачарья». Затем он привел аналогию, связанную с его опытом преподавания в университете: «Существует много колледжей, в которых студентам преподают различные предметы, однако ученая степень дается студенту только университетом. Никто другой дать ему это не может».

 

Важно по достоинству оценить определение, или форму, инициации, которую Шрила Прабхупада учредил в ИСККОН. Для этого необходимо понимать, что происходило в гаудия-сампрадае в прошлом и что в то время сделал духовный учитель Шрилы Прабхупады — Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

 

Инициация, или дикша, преобладавшая в гаудия-вайшнавских сектах, представляла собой сиддха-пранали-дикшу. Она подразумевает раскрытие кандидату его сиддха-дехи [духовного тела — прим. ред. ] в духовном мире. Однако Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур отверг эту практику...

 

Он радикально пересмотрел концепцию инициации в учрежденной им организации — Гаудия-матхе. Следуя по его стопам, Шрила Прабхупада учредил инициацию в ИСККОН и объяснил ее значение как принятие духовного учителя для освобождения ученика, а также согласие ученика почитать духовного учителя на одном уровне с Богом. Поэтому обязанность всех последователей Шрилы Прабхупады — принимать и практиковать в ИСККОН данное понимание инициации.

 

Через несколько недель у меня состоялась встреча с еще одним признанным пандитом мадхва-сампрадаи из Удупи. Беседа с ним пошла по тому же руслу. Он тоже категорично сказал, что только один Шри Мадхвачарья является освободителем для всех мадхваитов. И тоже подтвердил, что всем преданным ИСККОН следует почитать Шрилу Прабхупаду как освободителя всех преданных ИСККОН, даже если он не присутствует физически.

 

Следующее обсуждение состоялось с одним из известных настоятелей Мадхва-матха. Дискуссия вновь была похожа не предыдущие беседы, однако этот санньяси задал важный вопрос: «Если вы принимаете Шрилу Прабхупаду в качестве освободителя всех преданных ИСККОН, значит, вы говорите, что Шрила Прабхупада имеет такое же значение, как и Шри Мадхвачарья для мадхваитов?»

 

«Именно так, — ответил я. — Преданные в ИСККОН почитают Шрилу Прабхупаду как своего спасителя, точно так же как мадхваиты почитают Шри Мадхвачарью».

 

Я выразил почтение настоятелю Мадхва-матха, и, покидая общество Его Святейшества, вспомнил несколько наставлений, в которых Шрила Прабхупада подчеркивал, что он освободит своих учеников. Он неоднократно давал заверение в том, что если мы будем строго следовать его наставлениям — повторять святые имена без оскорблений, изучать его книги, следовать ежедневной программе, установленной им, служить его миссии, — то он освободит нас.

 

На самом деле Шрила Прабхупада определял инициацию как заверение духовного учителя в том, что он освободит ученика, если тот согласится серьезно следовать его наставлениям и относиться к духовному учителю с таким же почтением, которое выражается Богу. Песня, которую все преданные ИСККОН поют во время ежедневной гуру-пуджи виграхе (божеству) Шрилы Прабхупады, подтверждает это положение Шрилы Прабхупады: йахара прасаде бхаи, э бхава тарийа йаи, кришна-прапти хайа йаха хаите — по милости духовного учителя мы можем пересечь океан материального существования и достичь Кришны. В действительности, Шрила Прабхупада учил, что все великие ачарьи гуру-парампары являются спасителями и что они относятся к одной категории:

 

«Духовный учитель, принадлежащий к цепи ученической преемственности, идущей от Нарады Муни, относится к той же категории, что и Нарада Муни» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, глава 24, текст 258, комментарий).

 

Шрила Прабхупада — звено, указанное в списке гуру-парампары, так же, как и Шри Мадхвачарья. Они относятся к одной категории. Они — спасители для своих последователей, как и все великие ачарьи, указанные в гуру-парампаре [94].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...