Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тамал Кришна Госвами также спросил Шрилу Прабхупаду, может ли быть больше ритвиков в будущем. Шрила Прабхупада сказал, что другие ритвики могут быть назначены на заседаниях GBC в Майяпуре.




 

Тамал Кришна Госвами спросил Шрилу Прабхупаду, что делать, если ритвик падёт, Шрила Прабхупада ответил, что GBC могут отстранить его. Все эти беседы записывались на магнитофон, но этих кассет нет в архивах».

Из статьи «От моего имени» Гауридаса Пандита прабху — личного слуги Шрилы Прабхупады с апреля по июль 1977 г, свидетеля бесед о назначении ритвиков в июле 1977 г.

 

Даже с точки зрения здравого смысла назначение ритвиков советом GBC — наиболее логичный и очевидный вариант. Директива от 9 июля 1977 г. адресована не только президентам храмов, но и «всем членам GBC», а в завещании Шрилы Прабхупады сказано, что совет GBC будет «высшей управляющей инстанцией» в ИСККОН, поэтому если появится «необходимость» в добавлении ритвиков (кто-то из них оставил тело или отклонился), то назначать их — обязанность именно GBC. Вообще, Шрила Прабхупада создал гармоничную систему: президент храма обучает преданного (по крайней мере, следит за его служением в течение установленного для получения инициации срока) и принимает решение о выдачи рекомендации на посвящение нового ученика, но он не может контролировать ритвика, который вправе, проверив рекомендацию, не одобрить ее. От ритвика в свою очередь не зависит, кто получает рекомендации, но в его возможностях — принять преданного как ученика Шрилы Прабхупады, дать ему духовное имя и начитать четки (священный шнур), после чего президент храма может провести ягью. Члены GBC не контролируют решения ритвика относительно инициаций, но они вправе в случае необходимости заменить его на другого или назначить дополнительных ритвиков. Поэтому не существует никакой проблемы, если сейчас GBC назначит новый список ритвиков из старших преданных и впоследствии будет его поддерживать, добавляя при необходимости новых ритвиков. Как сказано в директиве от 9 июля 1977 г., Шрила Прабхупада назначил ритвиков «с целью проведения инициаций, как первой, так и второй». В этом и заключается цель этих указаний Шрилы Прабхупады: чтобы официальное проведение инициаций в ИСККОН продолжалось, и для выполнения этой задачи у GBC есть все основания сохранять эту систему, уполномоченную Шрилой Прабхупадой на будущее и никогда не отменявшуюся им. И при этом GBC может по мере необходимости назначать новых ритвиков.

 

В конце концов, суть этой системы не в «ритвиках» и ритуалах как таковых, а в том, чтобы преданные принимали своим шикша- и дикша-гуру именно Шрилу Прабхупаду, предавались ему, очень тщательно изучали его наставления (книги, лекции, письма и т. д.), со всей серьезностью и решимостью следовали им, медитировали на него как на своего гуру и считали его своим авторитетом, пели молитвы во время утренней службы ему, читали пранама-мантру ему, предлагали пищу и всё свое служение Господу Кришне через него, проводили вьяса-пуджи для него, и тем самым избегали совершения третьего оскорбления Святых Имен (гурор-авагью), успешно развивая в себе любовь к Богу» [87]. 

 

 

 

Глава 6. Значение дикши. Указание Господа Чайтаньи амара агйайа гуру хана тара эи деша [Ч.-ч., Мадхья, 7.128] и призывы Шрилы Прабхупады ко всем становиться гуру


Существует мнение, что шикша (наставления) значительно важнее дикши (инициации). Однако, чтобы не было возможного недопонимания, необходимо определиться с тем, какой смысл вкладывается в эти понятия. Кроме того, остается открытым вопрос, где именно в шастрах или в книгах ачарьев сказано, что шикша важнее дикши или что наша гуру-парампара (преемственность духовных учителей) — именно «шикша-парампара». Шрила Прабхупада не давал таких формулировок. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» говорится, что шикша-гуру (наставляющий учитель) и дикша-гуру (инициирующий учитель) — равноправные проявления Господа и что проводить различия между ними не следует, хотя там же, в комментариях Шрилы Прабхупады, отмечается, что, несмотря на равноправное проявление, между ними есть и различия (бхеда-абхеда) в том плане, что они по-разному относятся к ученику (Ч.-ч., Ади-лила, 1.34, комм.). Шикша включена в процесс дикши. Шикша-гуру может стать дикша-гуру и инициировать учеников (если уполномочен своим гуру и Верховным Господом занять это положение). Дикша-гуру также дает наставления (шикшу), а не только передает мантру или проводит обряд:

«В соответствии с предписаниями шастр, между шикша-гуру и дикша-гуру нет разницы, и, как правило, шикша-гуру впоследствии становится дикша-гуру».
«Шримад-Бхагаватам», 4.12.32, комментарий Шрилы Прабхупады

«Обычно духовный учитель, регулярно наставляющий ученика в духовной науке, позже становится его инициирующим духовным учителем».
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.35, комментарий Шрилы Прабхупады

Кстати, именно так происходило в ИСККОН: новые люди читали книги Шрилы Прабхупады и слушали лекции, которые давались на основе его книг, а потом становились инициированными учениками Шрилы Прабхупады. Однако шикша-гуру бывают двух категорий, как указано в комментариях Шрилы Прабхупады в «Шри Чайтанья-чаритамрите». Наставник первой категории — «освобожденная личность, полностью поглощенная медитацией на преданное служение», то есть личность, обладающая такой же квалификацией, что и дикша-гуру. Шикша-гуру второй категории — те, «кто развивает духовное сознание ученика необходимыми наставлениями», то есть личности более низких уровней квалификации, начиная от способности пересказать наставления Бога (или, как Шрила Прабхупада сказал в беседе 30 мая 1976 г., начальный уровень шикша-гуру — это наставник-стажер):

 

Гопала Кришна: Шрила Прабхупада, я просто пытаюсь прояснить, я не хочу никакого оскорбить, но никому из ваших учеников не следует называть себя дикша-гуру или шикша-гуру. Я прав?

 

Прабхупада: Ну, я всех задействую так, чтобы они становились шикша-гуру, но следует стать совершенным. Эта попытка... Как это называется? Стажер.

Из беседы в комнате, 30.05.1976

 

Итак, минимальная квалификация наставника-стажера — обладать некоторой верой в Господа Кришну и Шрилу Прабхупаду и как можно точнее пересказывать их наставления (либо просто помогать Шриле Прабхупаде в его проповеди через распространение его книг, лекций и т. д.). Максимальная квалификация совершенного шикша-гуру — непоколебимая вера, глубокое знание шастр и понимание их сути, спонтанная преданность Господу на уровне маха-бхагаваты (соответственно, непосредственная четко воспринимаемая связь со Сверхдушой). Искажение духовного знания при его передаче выводит наставника из положения шикша-гуру и представителя парампары.

 

Дикша-гуру, от которого следует принимать посвящение, не может иметь недостаточной квалификации (в отличие от шикша-гуру-стажера), он должен быть маха-бхагаватой, уттама-адхикари [88]. Другое отличие, касающиеся наших конкретных обстоятельств, — становиться наставляющими гуру не только могут все люди, даже не обладающие высокой квалификацией, но также всем приказывают, всех призывают к этому, то есть все уже уполномочены становиться наставляющими гуру (содержащиеся в «Бхагавад-гите» слова Господа Кришны, о том, чтобы знание о Нем распространялась среди Его преданных, указание Господа Чайтаньи брахману Курме и другим людям наставлять окружающих в кришна-упадеше, многочисленные призывы Шрилы Прабхупады ко всем становиться проповедующими гуру):

 

«Наставляй каждого следовать указаниям Господа Шри Кришны, как они изложены в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». Таким образом стань духовным учителем и постарайся спасти всех в этих краях». Шри Чайтанья Махапрабху далее сказал брахману Курме: «Если поступишь так, как Я сказал, твоя материальная жизнь дома не помешает твоему духовному развитию. Более того, если будешь следовать этим предписаниям, мы снова встретимся здесь, точнее, ты никогда не расстанешься со Мной». В каком бы доме Шри Чайтанья ни просил милостыню в виде прасада, всех его жителей Он убеждал присоединиться к Своему движению санкиртаны и давал им те же наставления, что и брахману Курме».

КОММЕНТАРИЙ: <...> Многие люди приходят к нам и спрашивают, нужно ли им отречься от семейной жизни, чтобы вступить в это Общество, однако наша цель заключается в другом. Человек может спокойно оставаться у себя дома. <...> Здесь очень хорошо объяснена философия Шри Чайтаньи Махапрабху. Тому, кто предается Ему и готов следовать за Ним всем сердцем и душой, нет необходимости менять свое местонахождение. Не требуется также изменять свой жизненный статус. Можно оставаться домохозяином, практикующим врачом, инженером или кем угодно. Это не имеет значения. Но необходимо следовать указаниям Шри Чайтаньи Махапрабху, повторять маха-мантру Харе Кришна и обучать своих родных и друзей «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». Необходимо научиться смирению и покорности дома, следуя наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху, и так жизнь станет успешной с духовной точки зрения. Не следует стараться искусственно быть возвышенным преданным, думая: «Я первоклассный преданный». Такого образа мыслей следует избегать. Лучше всего не принимать никаких учеников. Необходимо очиститься дома, повторяя маха-мантру Харе Кришна и проповедуя принципы, указанные Шри Чайтаньей Махапрабху. Так человек может стать духовным учителем и освободиться от скверны материальной жизни».
«Шри Чайтанья-чаритамрита» (1975), Мадхья-лила, 7.128–130

 

Прабхупада:...Поэтому Чайтанья Махапрабху... Йаре декха таре каха 'кршна'-упадеша: «Cтановитесь гуру. Не требуется никакой квалификации. Просто повторяйте то, что говорит Кришна». Посмотрите, насколько всё просто. Не говорите чепухи. Йаре декха таре каха 'кршна' — бас [ хинди «всё, достаточно» — прим. ред. ]. Кто не может делать это? Любой может, даже ребенок. (Смеется.) Дочка нашего Шьямасундары. Она проповедовала: «Вы знаете, кто такой Кришна?» Они ответили:

 

— Нет, мы не знаем...

— Это Верховная Личность Бога.

 

Это проповедь, если вы просто скажете: «Кришна — это Верховная Личность, высший контролирующий. Просто будьте послушны ему». В чем сложность? Любой может проповедовать. Повторяйте Харе Кришна. Бас. Три слова: Кришна — Верховная Личность Бога, предайтесь Ему и повторяйте Харе Кришна. Ваша жизнь станет успешной. Разве очень трудно проповедовать эти три фразы? Хм? Есть ли какая-то сложность? Даже ребенок, Сарасвати, она может проповедовать. Что же говорить о других? Взрослые, образованные, продвинутые, они могут преподнести это более привлекательно, более убедительно, более философски. Это другой момент. Но эти три фразы: Кришна является Верховным Господом, вы — Его слуга, повторяйте Харе Кришна — бас, проповедь совершенна. Это очень простая вещь и очень важное наставление. Каждый может стать гуру, просто обучая этим трем фразам.

Из беседы, 25.01.1977, Пури

 

Прабхупада:...Но Чайтанья Махапрабху сказал: «Становитесь гуру». Амара агйайа гуру хана тара эи деша [Ч.-ч., Мадхья, 7.128]. «Становитесь гуру и спасите их. — Я глупец, у меня нет образования. Как я могу стать гуру?» Ответ: «Нет-нет. Йаре декха таре каха кршна-упадеша [Ч.-ч., Мадхья, 7.128]». Если вы просто будете советовать людям делать то, что сказал Кришна, то вы станете гуру. Если же будете придумывать свои идеи, то вы не гуру.

Из беседы в комнате, 07.01.1977, Бомбей

 

«Йаре деха, таре каха, кршна-упадеша. Вам не надо ничего выдумывать. Повторяйте то, что Кришна уже сказал. Вот и всё. Ничего не добавляйте. Тогда вы станете гуру. <...> Я могу быть глупцом, негодяем. <...> Поэтому мы должны следовать по этому пути, так вы станете гуру, освобождая своих соседей, товарищей, но пользуйтесь авторитетными словами Кришны. Тогда будет эффект. <...> Любой может сделать это. Ребенок может сделать это».

Вечерний даршан Шрилы Прабхупады, 11.05.1977, Хришикеш

 

«Чайтанья Махапрабху... Он говорит: «Становитесь гуру, каждый»... [запись прерывается] Просто повторяйте. Не истолковывайте превратно. Болийе. Таково [указание] Чайтаньи Махапрабху... Все вы становитесь гуру, не обманщиками, а гуру, настоящими гуру. «Как стать настоящим гуру? Что я могу сделать? У меня нет квалификации». Йаре декха таре каха кршна-упадеша [Ч.-ч., Мадхья, 7.128]. «Просто бери слова Кришны и проповедуй». Кришна говорит: маттах паратарам нанйат [Б.-г., 7.7] Просто повторяй: «Господин, Кришна является Верховным Существом, Богом». В чем сложность? Кришна говорит: «Нет авторитета выше, чем Я». Вы просто скажите: «Кришна является высшим авторитетом». Вот и всё. Кришна говорит: ман-мана бхава мад-йаджи мам... Проповедуйте: «Приходите сюда, в храм. Смотрите на Божество Кришны и всегда думайте о Нем». В чем сложность?»

Вечерний даршан Шрилы Прабхупады, 09.05.1977, Хришикеш

 

«И продолжайте проповедовать. Проповедовать не очень сложно, потому что вам не надо ничего придумывать. Всё уже есть, и это приказ Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья Махапрабху тоже принял санньясу в очень раннем возрасте, когда ему было всего лишь двадцать четыре года. Он на практике показал, как нужно проповедовать сознание Кришны по всему миру. И Он дал указание для всех: амара агйайа гуру хана тара эи деша [Ч.-ч., Мадхья, 7.128]. «В какой бы стране ты ни жил, это не имеет значения, попытайся освободить их, став их гуру». Санньяси должен быть гуру для всех других укладов: брахмана, кшатрия, вайшьи, шудры, брахмачари, грихастхи, ванапрастхи. Санньяса — это высшая ступень. Поэтому если станете гуру, наставником, помня указание Шри Чайтаньи Махапрабху, то никогда не падете. Он спасет вас. И как же стать гуру? Это тоже очень просто. Шри Чайтанья Махапрабху говорит: йаре декха таре каха кршна упадеша [Ч.-ч., Мадхья, 7.128]. Вам не нужно ничего придумывать. Просто старайтесь повторять наставления «Бхагавад-гиты», кршна-упадешу. Не только «Бхагавад-гиты», есть много других наставлений. Но особенно «Бхагавад-гита». Поэтому если просто передадите послание «Бхагавад-гиты», тогда вы станете гуру. Не нужно никаких измышлений. Иначе всё будет испорчено. Просто придерживайтесь в основном... Ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру [Б.-г., 18.65]. Вы можете, и все могут сказать это. Кришна говорит: «Всегда думай обо Мне». Вы можете лишь повторить. Вы можете говорить другим людям: «Мой дорогой господин, пожалуйста, думайте о Кришне». Для этого не требуется быть высокообразованным. Просто передавайте послание как курьер: «Господин, всегда думайте о Кришне». Ман-мана. Тогда вы становитесь гуру. Если вы строго следуете этому, сами думаете о Кришне и учите других: «Мой дорогой господин, моя единственная просьба — думайте о Кришне», — никто вас не убьет. Все будут... Если он и не последует совету, то, по крайней мере, высоко оценит вас: «О, эти санньяси такие замечательные. Они советуют думать о Кришне». Тогда вы станете гуру. Всё просто. <...> Итак, вы должны учить только этим вещам. В чем сложность? Делайте это сами и учите их. Тогда вы станете гуру. Для этого не требуется изучать большие грантхи, такие как Веданта. <...> Поэтому всегда продолжайте... Эта обязанность была возложена Чайтаньей Махапрабху на индийцев:

 

бхарата-бхумите манушйа джанма хаила йара

джанма сартхака кари кара пара-упакара

[Ч.-ч., Ади, 9.41]

 

Такова миссия Чайтаньи Махапрабху: каждый индиец должен узнать, что такое сознание Кришны, и проповедовать его по всему миру. Таков Его приказ. Но индийцы не заботятся об этом. Поэтому не имеет значения, кто исполнит наказ Чайтаньи Махапрабху — индиец, европеец или американец. Он получит благо. Он будет прославлен. Поэтому не сомневайтесь, потому что душа не индийского и не американского происхождения. Ахам брахмасми. Каждый из нас, все мы являемся неотъемлемыми частицами Кришны, и наше положение — Брахман. Брахма-бхутах прасаннатма [Б.-г., 18.54]. Поэтому продолжайте проповедовать сознание Кришны с этого уровня. Исполнив приказ Шри Чайтаньи Махапрабху, вы будете прославлены, страна будет прославлена, весь мир получит благо. Большое спасибо».

Из лекции Шрилы Прабхупады, Вриндаван, 06.12.1975

 

«Йаре декха тара каха 'кршна'-упадеша амара агйайа гуру хана тара' эи деша [Ч.-ч., Мадхья, 7.128]

 

Господь говорит: амара агйайа. Поскольку Он явился с этой миссией — проповедовать сознание Кришны, — Он говорит: «Просто примите Мой приказ, и все вы становитесь духовными учителями». Гуру хана. Любой, кто учит людей сознанию Кришны, неважно кто он и где находится, его следует считать духовным учителем. Поэтому Господь Кришна, Господь Чайтанья дает указание каждому: амара агйайа гуру хана тара' эи деша — «В каждой стране, в каждой провинции, путешествуйте повсюду и просто проповедуйте это сознание Кришны».

 

йаре декха тара каха 'кршна'-упадеша амара агйайа гуру хана тара' эи деша [Ч.-ч., Мадхья, 7.128]

 

Кршна-упадеша относится к «Бхагавад-гите», наставлениям, данным Кришной. Это кршна-упадеша. «Шримад-Бхагаватам» также является кршна-упадешей. «Шримад-Бхагаватам» полон наставлений, которые помогают обрести сознание Кришны. Аналогично этому, из «Бхагавад-гиты» мы также получаем наставления о том, как можно стать сознающим Кришну. Поэтому Господь Чайтанья выбирает именно эти две книги, «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту», и просит всех, в какой бы части мира они ни находились, воспринять это знание и проповедовать его по всему миру. Это прямое указание Кришны».

Из лекции Шрилы Прабхупады по «Бхагавад-гите», 4.14-19, Нью-Йорк, 03.08.1966

 

«Нам требуются сотни и тысячи духовных учителей, которые поняли эту науку о Кришне и проповедуют ее по всему миру. Вот в чем проблема. Поэтому мы создали это общество и приглашаем всех искренних душ принять в нем участие и стать духовным учителем, и проповедовать эту науку по всему миру. Это... Потребность в этом знании огромна.

<...>

Поэтому «Бхагавад-гита», наука о Кришне, не предназначена для конкретной группы или нации, или какой-то страны. Это предназначено для всех, даже для животных. Мы должны изучить эту науку и проповедовать ее по всему миру, чтобы они избавились от невежества. Они совершают кражу. Они воруют. Мы должны спасти их от невежества, от этого состояния невежества. Вот что требуется. Поэтому мы создали это ассоциацию, Международную ассоциацию Кришны, Международное общество сознания Кришны. И я приглашаю каждого из вас, не только в Америке, а во всех частях мира: приходите, присоединяйтесь и изучайте эту науку о Кришне, и проповедуйте по всему миру, чтобы люди стали счастливыми».

Из лекции Шрилы Прабхупады по «Бхагавад-гите», 4.34-38, Нью-Йорк, 17.08.1966

 

«Поэтому я очень надеюсь обучить некоторых из своих учеников вести проповедническую работу, даже после моего ухода. Я в преклонном возрасте и испытываю приступы тяжелой болезни, смерть может одолеть меня в любой момент. Поэтому я хочу оставить после себя обученных проповедников, чтобы они могли продолжить работу сознания Кришны в западном мире. Такова моя цель. Я надеюсь, все вы будете молиться Кришне о том, чтобы я смог исполнить свой долг надлежащим образом».

Из письма Шрилы Прабхупады Джанардане и другим ученикам, 28.06.1967

 

«Если Киртанананда Махараджа говорит то, что я говорю, тогда к нему можно относиться как к шикша-гуру. Гуру-шастра-садху. Духовный учитель один, это факт. Киртанананду Свами можно принимать как садху, а не духовного учителя, или как наставляющего духовного учителя. Я не думаю, что он говорит что-то против наших принципов, так в чем же проблема?»

Из письма Шрилы Прабхупады Парамананде, 20.07.1974

 

«Амара аджнайа [Ч.-ч., Мадхья, 7.128], Чайтанья Махапрабху сказал: «По Моему указанию». Итак, от всех моих учеников ожидается, что они станут шикша-гуру по моему указанию, а не по собственному указанию. Это значит, что я даю санньясу, я отправляю вас в различные места. Это означает, что вы должны исполнять указание гуру очень строго. Тогда вы станете зрелыми».

Из беседы в комнате, 30.05.1976

 

«Все члены GBC должны быть наставляющими гуру. Я — инициирующий гуру, а вы должны быть наставляющими гуру, обучая тому, чему я учу, и делая то, что я делаю. Это не просто титул, вы должны действительно подняться на этот уровень. Вот чего я хочу».

Из письма Шрилы Прабхупады Мадхудвише, 04.08.1975

 

«Чайтанья Махапрабху дал благословение, чтобы каждый из нас стал садху и проповедовал сознание Кришны. Что же касается сознания Кришны, то у нас есть новые книги, в достаточном количестве, и если мы будем внимательно их читать и воспроизводить комментарии своими словами, это и будет идеальной проповедью».

Из письма Шрилы Прабхупады Трипурари Свами, 09.11.1975

 

Таким образом, тот факт, что Шрила Прабхупада много раз призывал своих учеников и вообще всех людей «становиться духовными учителями» (причем как можно скорее, не дожидаясь его физического ухода, и это притом, что он, несмотря на подобные призывы, никому другому не позволял инициировать в ИСККОН своих учеников), не означает, что тем самым он автоматически уполномочил всех становиться дикша-гуру в ИСККОН, инициировать своих учеников, принимать поклонение на одном уровне с Богом и т. д. Шрила Прабхупада много раз просил своих учеников становиться гуру, духовными учителями, чтобы помогать ему в проповеди сознания Кришны, а не для того, чтобы принимать своих учеников в ИСККОН. Для того чтобы стать дикша-гуру, принадлежащим к парампаре, нужно получить соответствующее указание, полномочия от предыдущего ачарьи [89]. То есть неверно считать, что все уже полностью уполномочены занимать положение дикша-гуру, инициировать своих учеников, принимать на себя их грехи и получать от них поклонение на одном уровне с Богом. Другое отличие дикша-гуру от шикша-гуру состоит в том, что ученику можно принимать только одного дикша-гуру, тогда как шикша-гуру можно принимать неограниченно много (Ч.-ч., Ади, 1.35, текст и комм.). Дикшей иногда называют церемонию посвящения, но при этом надо иметь в виду, что это внешний аспект дикши. Суть дикши в том, что это процесс изменения сознания (возвращения сознания души в естественное состояние) благодаря наделению дивья-гьяной (духовным знанием), уничтожению всех видов последствий грехов, что в конечном итоге пробуждает трансцендентное знание живого существа, которое из теоретического становится осознанным, и душа восстанавливает свои вечные отношения с Богом в своей сварупе (изначальной духовной форме). Дикша-гуру — это, по сути, не тот человек, который проводит церемонию (церемонию могут провести и другие от имени дикша-гуру, как на практике в ИСККОН продемонстрировал Шрила Прабхупада, передав все обязанности по проведению церемонии посвящения президентам храмов, санньяси и ритвикам). В ИСККОН обряд инициации разделяется на харинама-инициацию (первое посвящение) и инициацию в мантру гайатри с вручением священного шнура (второе посвящение). Шрила Прабхупада отмечает, что вторая инициация — это одна из ведических самскар, которая называется упанаяна:

 

«Брахман должен изучать Веды под руководством духовного учителя, и после прохождения очистительного процесса упанаяна-самскары он становится двиджей, дваждырожденым. В это время такому человеку предлагается священный шнур. Это знак, по которому мы можем понять, что человек официально принял духовного учителя. Это что-то вроде опознавательного знака».

Из книги Шрилы Прабхупады «Еще один шанс»

 

Панчаратрика-церемония инициации (с разделением церемонии на хари-наму и второе посвящение), включающая в себя самскару упанаяна, для гаудия-вайшнавов была введена на практике в XX веке Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, чтобы, как пишет Шрила Прабхупада, спасти людей от оскорбительного отношения к вайшнавам как принадлежащим к некой касте, стоящим ниже наследственных брахманов и т. д. Даже тех, кто приходил к нему из семей брахманов, он считал шудрами и инициировал в соответствии с принципами панчаратрики.

 

«В ямале говорится:

 

ашуддхах шудра калпа хи брахманах кали самбхавах

 

«Брахманы, рожденные в Кали-югу, нечисты и не лучше шудр». В Кали-югу, век ссор, родовая преемственность нечиста, поэтому брахманы по рождению тождественны шудрам и квалифицированы лишь на словах. Таких брахманов невозможно очистить с помощью ведических обрядов. Вместо этого они могут очиститься, следуя Тантрам. Разве царь смрити, «Хари-бхакти-виласа», не был проигнорирован такими личностями из-за того, что процитированный выше стих из «Вишну-ямалы» приводится в начале пятой виласы? Это эпоха Кали, так что возможно всё!»

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура, «Брахмана и вайшнава» [90]

 

Цитата из журнала Бхактисиддханты Сарасвати «Шри Садджана-тошани» («Гармонист»):

 

 

 

 

Перевод:

 

«6. Три вида процесса инициации (дикши)

 

Слово «инициация» не полностью передаёт значение дикши — «процесса, освобождающего обусловленную душу от греховности и в то же время наделяющего ее знанием о трансцендентном». Служение Кришне — духовная деятельность. У эмпириков нет доступа к этому служению. Поэтому способность поклоняться Кришне должна быть передана обусловленной душе, которая искренне желает служить Кришне на трансцендентном уровне, полностью отказавшись от всякой эмпирический деятельности. Такое желание, если оно искреннее, предполагает индивидуальное действие милости Кришны в ее скрытой форме. Милость Кришны направляет шаги искреннего искателя служения Абсолютной Истине в упомянутом выше смысле к Его собственному чистому преданному для того, чтобы получить от него духовное просветление с помощью процесса, опирающегося на Священные Писания. После того как он таким образом получит просветление, он станет способен совершать духовное поклонение Кришне, которое описано в Священных Писаниях. Изучение Веды под руководством Ачарьи не следует путать с методом, с помощью которого студент получает от преподавателя знания о том или ином мирском предмете в академиях эмпириков. Знание о трансцендентном неделимо и не передается по частям. Поэтому изучение Веды до достижения просветления имеет перспективную и более или менее отрицательную ценность. Изучение Священных Писаний после просветления имеет совершенно другую основу и является неотъемлемой частью подлинного духовного служения Кришне. Таким образом, на любой стадии изучения Священных Писаний под руководством Ачарьи, предписанного Священными Писаниями дваждырожденным, не имеет ничего общего с эмпирическим процессом получения знания. Процесс наделения духовным просветлением, изложенный в Священных Писаниях, бывает трех видов: ведический, пауранический и панчаратрический.

 

Ведический процесс инициации (дикши)

 

Чистота рождения из семени в роду дваждырожденных является предварительным условием, на котором настаивают для принятия в ученики, способные изучать Священные Писания. Но, как мы узнаём из случая с Сатья-Камой, описанного в «Чхандогья-упанишаде», даже в ведический период искренность намерений считалась подлинной проверкой для допуска кандидата к изучению Вед.

 

Ачарья вручал священный шнур (проводил упанаяна-самкару) кандидату, который происходил из неподлежащего сомнению рода дваждырожденных. Благодаря этому кандидат становился достойным изучать Веды под абсолютным руководством Ачарьи.

 

Ученик, которого Ачарья считал обладающим искренней склонностью к трансцендентному служению Вишну, получал от него духовное просветление с помощью процесса ведической инициации (дикши). Получивший посвящение становился способным по-настоящему проводить ведические ритуалы и обряды.

 

Пауранический процесс инициации (дикши)

 

Этот процесс схож с ведическим. Ачарья вручает священный шнур, то есть признаёт ученика достойным изучать Веды. При этом кандидат должен принадлежать к трем высшим варнам, формирующим группу дваждырожденных. Пройдя курс обучения в соответствии с абсолютными наставлениями Ачарьи, кандидаты, которых Ачарья сочтет достойными, получают духовное просветление и становятся способными по-настоящему проводить ведические ритуалы и обряды.

 

Дхруба, принадлежавший к кшатриям — одной из групп дваждырожденных, — был инициирован Шри Нарадой Муни с помощью описанного выше процесса.

 

Панчаратрический процесс инициации (дикши)

 

Данный метод рекомендован в Священных Писаниях и должен приниматься в Кали-югу, когда существуют обоснованные сомнения в непрерванной, незагрязненной чистоте правомочной линии происхождения от дваждырожденных родителей, а также учитывая реальное наличие настоящей склонности в теизму у большей части населения. С помощью этого метода духовное просветление (дикшу) можно дать любому кандидату, независимо от высокого рождения. Вначале кандидату дается посвящение (дикша), а потом Ачарья вручает ему священный шнур (проводится упанаяна-санскара), что делает его достойным изучать Веды. Шрила Расикананда Мурари, признанный наставник всей южной Бенгалии, был инициирован Ачарьей (Шрилой Шьяманандой Прабху) с помощью этого метода».

Из журнала «Шри Садджана-тошани» («Гармонист»), том XXIX, № 3, сентябрь 1931 г. [389]

 

Шрила Прабхупада следовал такой же практике первой и второй панчаратрической инициации, поскольку в Кали-югу рекомендуется проводить обряд посвящения в соответствии с правилами панчаратрика-видхи:

 

«Теперь по поводу того, как мы относимся к статусу брахмана. Поскольку в наше время не проводится церемония гарбхадана, то даже если человек рождается в семье брахманов, он не считается брахманом, а называется двиджа-бандху, то есть неквалифицированным сыном брахмана. Вывод такой, что в данных обстоятельствах всё современное население — шудры, как это и утверждается в стихе калау шудра самбхава. В соответствии с ведической системой, шудрам не дают посвящения, но согласно системе панчаратрики, тот, у кого есть склонность к принятию сознания Кришны, может получить посвящение.

 

При моем Гуру Махарадже даже отпрыски брахманских семей получали посвящения по системе панчаратрики-видхи, как если бы они были шудрами. В наше время наследственный брахманизм роли не играет. Практика возложения священного шнура, которую ввел мой Гуру Махараджа в соответствии с панчаратрики-видхи и «Хари-бхакти-виласой» Шрилы Санатаны Госвами, должна продолжаться. И не важно, нравится это кастовым священникам, или нет. Когда мой Гуру Махараджа Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада ввел эту систему, против нее возражал даже ближайший круг Его духовных братьев и друзей. Конечно, настоящих духовных братьев у Него не было, но было много учеников Бхактивиноды Тхакура, которые считались Его духовными братьями, и они протестовали против того, что делал мой Гуру Махараджа, но его это не заботило.

 

На самом деле тот, кто начинает повторять Мантру Харе Кришна без оскорблений, сразу же поднимается на трансцендентный уровень и поэтому не нуждается в инициации, при которой вручают священный шнур, однако Гуру Махараджа учредил возложение священного шнура, потому что вайшнавов ошибочно считали относящимися к материальной касте. Считать, что вайшнав принадлежит к материальной кастовой системе — значит иметь адский образ мыслей (нараки буддхи). Поэтому, чтобы спасти обычных людей от оскорблений в адрес вайшнава, он настойчиво вводил эту церемонию возложения священного шнура, и мы должны следовать по его стопам».

Из письма Шрилы Прабхупады Ачьютананде Махарадже, 14.11.1970

 

Шрила Джива Госвами, давая определение дикши, пишет, что это процесс наделения дивья-гьяной и уничтожения грехов:


«Шрила Джива Госвами объясняет, что такое дикша, в «Бхакти-сандарбхе» (283):

 

дивйам джнанам йато дадйат

курйат папасйа санкшайам

тасмат дикшети са прокта

дешикаис таттва-ковидаих

 

«Дикша — это процесс, позволяющий пробудить в себе трансцендентное знание и уничтожить все последствия греховных поступков. Те, кто хорошо знает богооткровенные писания, называют этот процесс дикшей».
«Шри Чайтанья чаритамрита», Мадхья-лила, 15.108, комментарий Шрилы Прабхупады

Шрила Прабхупада говорит, что Васудева, приняв в свое сердце Господа Кришну, «инициировал» Деваки, передав Кришну в ее сердце. Шрила Прабхупада пишет о Нараде Муни: «Он — главный деварши, первый мудрец среди полубогов. Как сын и ученик Брахмаджи, он продолжил линию ученической преемственности, идущую от Брахмы. Нарада дал посвящение Прахладе Махараджу, Дхруве Махараджу и многим прославленным преданным Господа. Он дал посвящение даже Вьясадеве, автору ведических писаний, а от Вьясадевы посвящение получил Мадхвачарья» («Шримад-Бхагаватам», 1.9.6-7, комм.). Прахлада Махараджа был посвящен в духовное знание, когда еще находился во чреве своей матери, которую наставлял в духовных вопросах Нарада Муни. Шрила Прабхупада пишет: «Махараджа Парикшит был таким преданным маха-бхагаватой, так как ему дал посвящение другой маха-бхагавата — Шукадева Госвами» («Шримад-Бхагаватам», 1.18.16, комм.). Но Шукадева Госвами не проводил обрядов для Махараджи Парикшита, он рассказывал ему «Шримад-Бхагаватам» в течение семи дней. Также можно отметить, что слова «упадекшйанти те джнанам» в стихе «Бхагавад-гиты как она есть», 4.34 переводятся в пословном переводе как [гуру] «инициирует» (посвятит) тебя в знание (вообще, не только этот стих, но и несколько последующих говорят о важности трансцендентного знания). Некоторые «традиционные гаудии» (кастовые госвами, бабаджи и другие) критиковали Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати, говоря, что тот не был должным образом инициирован с соблюдением всех церемоний и потому якобы не имел права давать мантру Радхи-Кришны для поклонения Божеству, поскольку для этой цели сам получил от Бхактивинода Тхакура Нрисимха-мантру. В 1932 г. один из бабаджи опубликовал об этом книгу. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ответил, что действует по указанию Бхактивиноды Тхакура и что ачарья имеет право принимать особые практические меры (вайшиштья), даже если это идет в разрез с деталями, на которых столь сильно сосредоточены смарта-брахманы (но при этом действия ачарьи не противоречат принципам, изложенным в священных писаниях). Тот, кто получил бхагавати-дикшу (суть дикши, как называл ее Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур), может давать и панчаратрика-дикшу (различные церемонии и мантры, даже те, которые не получил сам) [91]. Можно увидеть, что Шрила Прабхупада учил тому же определению дикши, что и Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур:

 

«Церемония дикши, или инициации, — обряд, с помощью которого духовный Наставник принимает человека в качестве новичка, вставшего на путь духовных усилий. Эта церемония предназначена для того, чтобы наделить духовным просветлением посредством аннулирования греховности. Ее реальное воздействие зависит от степени добровольного сотрудничества со стороны ученика и поэтому неодинаково во всех случаях. Она не устраняет возможность возврата новичка к недуховному состоянию, если он проявит слабость в своих усилиях или же если его поведение будет предосудительным. Посвящение ставит человека на истинный путь, а также дает первоначальный импульс идти по этому пути. Оно, однако, не может постоянно подталкивать ученика продолжать двигаться по этому пути, если он не сделает выбор: добровольно прилагать свои собственные усилия. Природа первоначального импульса также различается в зависимости от состояния получателя. Но хотя милость хорошего наставника дает нам возможность получить некоторое представление об Абсолюте и о пути Его достижения, посеянное таким образом семя требует очень тщательного ухода в соответствии с руководством наставника, чтобы оно могло прорасти и превратиться в дерево, дающее плоды и тень. Если, получив работающую идею о своей подлинной природе, наша душа сама не примет добровольного решения служить Кришне, она не сможет надолго сохранить Духовное Ви

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...