Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовные братья необоснованно критиковали Шрилу Прабхупаду 3 глава




 

Письмо Хришикеше: «Мой дорогой Хришикеша, пожалуйста, прими мои благословения. Я получил твое письмо от 8 мая 1973 г. Мы будем рады принять тебя в любой момент, если ты присоединишься к нам, при условии, что ты сделаешь это в своем первоначальном статусе. Тебе следует немедленно уехать из Индии, чтобы трудиться в другом месте. Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии» (письмо Шрилы Прабхупады Хришикеше, 16.05.1973). Хришикеша не последовал указанию Прабхупады. Джая Говинда отправился в Германию и позднее отошел от Движения.

 

Шрила Прабхупада (справа) и Б. Р. Шридхара Махараджа (слева)

 

Я постарался документально изложить эту историю и процитировал другие чувствительные письма на тему о Шрипаде Шридхаре Махарадже, чтобы проиллюстрировать несколько ключевых тезисов. Хотя это факт, что Шрила Прабхупада считал Шридхару Махараджу своим другом, что Шридхара Махараджа жил вместе со Шрилой Прабхупадой в течение многих лет, что у них были философские беседы, что Шрила Прабхупада хвалил его, что Прабхупада называл его шикша-гуру... Однако также фактом является следующее:

 

1. Шрила Прабхупада советовал своим ученикам не иметь близкого общения со Шридхарой Махараджей.

 

2. Сказал, что Шридхара Махараджа сыграл ключевую роль в распаде Гаудия-матха. Помимо письма Рупануге Шрила Прабхупада сделал следующие комментарии в ходе беседы с Тамала Кришной в Бомбее 22.04.1977:

 

Тамала Кришна: Сегодня я прочитал прекрасный текст в «Чайтанья-чаритамрите» о том, что Кришна приходит в облике духовного учителя. И затем что...

 

Прабхупада: Духовный учитель — это проявление Кришны.

 

Тамала Кришна: Да.

 

Прабхупада: Гуру-кришна.

 

Тамала Кришна: Там говорилось о том, что инициирующий духовный учитель является представителем Шри Шри Мадана-мохана, а наставляющий духовный учитель — представителем Шри Говиндадевы. Вы дали очень хорошее объяснение.

 

Прабхупада: Я постарался представить, насколько возможно. В одном месте я раскритиковал своих духовных братьев.

 

Тамала Кришна: Прошлым вечером?

 

Прабхупада: Нет-нет, в «Чайтанья-чаритамрите».

 

Тамала Кришна: О, да, в конце одной строкой. Мы были... Когда мы прочитали это... на самом деле это приятно читать, написано очень лично.

 

Прабхупада: Шридхара Махараджа незначительный (Sridhara Maharaja is little)...

 

Тамала Кришна: Он прочитал это?

 

Прабхупада: Думаю, да.

 

Тамала Кришна: Он как-нибудь прокомментировал?

 

Прабхупада: Он не может никак прокомментировать. Всё это факты. Там было две стороны. Одна группа использовала гуру как средство для самообогащения, а вторая — ушла от гуру. Поэтому и те, и другие — оскорбители. Сторона этого Кунджи Бабу, Тиртхи Махараджи, он хотел удовлетворять свои чувства за счет гуру, а сторона Багх Базаар, они ушли.

 

Тамала Кришна: Васудева.

 

Прабхупада: Поэтому обе группы нанесли тяжкие оскорбления (So both of them are severe offenders).

 

Тамала Кришна: А что насчет Шридхары Махараджи?

 

Прабхупада: Шридхара Махараджа принадлежал к группе Багх Базаар. Я жил отдельно от них. Мой Гуру Махараджа одобрял это. Он говорил: «Будет лучше, если он будет жить отдельно от них».

 

Тамала Кришна: Он понимал, что его ученики не...

 

Прабхупада: Да, он был очень огорчен. В последнее время это вызывало у него отвращение.

 

[В этой беседе также говорится]

 

Тамала Кришна: Он (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура) называл это общежитием (имея в виду, что Миссия Гаудия превращалась в место для еды), и он сказал, что некоторые из учеников поступали так.

 

Прабхупада: Он знал это. Какая польза? Защита Тиртхи Махараджи заключалась именно в этом. «Эти люди...» Они вели борьбу против Тиртхи Махараджи в суде, заявляя: «Тиртха Махараджа — недобросовестный». Единственной защитой Тиртхи Махараджа был тезис: «Хорошо, вы хотите объединиться, чтобы назначить гуру. Замечательно, но почему вы не объединяетесь, чтобы проповедовать?»

 

Тамала Кришна: Какой была его защита?

 

Прабхупада: «Вы хотите действовать сообща, так почему же вы не трудитесь вместе? Вы объединились, чтобы навредить мне. Почему вы не проповедуете совместно?»

 

Тамала Кришна: Каким был их ответ?

 

Прабхупада: Ответа не было.

 

Тамала Кришна: Значит, это была хорошая защита.

 

Прабхупада: Да. «Вы объединились, чтобы нанести мне поражение. Почему вы не объединяетесь, чтобы сообща проповедовать? Чего вы хотите? Чтобы я тоже присоединился к вам и мы вместе проповедовали? Сделайте это. Вы разобщены между собой, но объединились, чтобы победить меня». Шридхара Махараджа является лидером.

 

Тамала Кришна: Той группы.

 

Шрила Прабхупада: И Мадхава Махараджа.

 

Тамала Кришна: Мадхава Махараджа.

 

Прабхупада: Последние сорок лет они ведут борьбу в суде. Они косвенно хотели, чтобы я присоединился к ним. «У него есть деньги. Если он присоединится, то мы получим денежную, финансовую помощь». Таково их...

 

Тамала Кришна: Шридхара Махараджа. Помню одно письмо, которое они написали вам в Лос-Анджелес в 1969 г. Вы ответили им: «Да, я присоединюсь, но поскольку я проповедовал в 11/12 частях мира, одиннадцать моих людей будут представителями, а вы можете выдвинуть одного».

 

Прабхупада: (Смеется.) Да. Да, если судить по территории, там есть мои представители.

 

Тамала Кришна: Теперь представителей должно быть все двенадцать. (Прабхупада смеется.)

 

3. Шрила Прабхупада указывал, что близкие друзья Шридхары Махараджи — Мадхава Махараджа и Дамодара Махараджа — настроены враждебно по отношению к нашему Обществу. В беседе с Тамала Кришной и Бхаванандой, состоявшейся 19.01.1976, было сказано следующее:

 

Бхавананда: Людей привлекает то, что западные вайшнавы приходят в матх. Так что если мы приходим в матх, любой из нас, тогда они говорят: «Посмотрите». Они говорят на бенгали: «Вы только посмотрите, они приходят, чтобы встретиться с нашим Гуру Махараджем».

 

Прабхупада: Такой была политика Мадхавы Махараджи и Шридхары Махараджи, что «хотя Бхактиведанта Свами проповедует повсюду, он подчиненный по отношению к нам, находится под нашим руководством». Поэтому все эти трое (имеется в виду также Тиртха Махараджа)...

 

Тамала Кришна: Они поистине живут в мире грез.

 

Бхавананда: Здесь они даже включили наш храм в свою территорию. «Территория штаб-квартиры простирается на милю с прекрасными храмами и рисовыми полями». Когда мы поставим свою стену, они больше не припишут нас в свои владения. (Смеются.)

Из беседы, 19.01.1976, Майяпур

 

Кроме того, в письме, написанном Шрипаде Шридхаре Махарадже 6 июня 1976 г., Шрила Прабхупада пожаловался на деятельность Мадхавы Махараджи и Дамодары Махараджи:

 

«Я получил одно письмо от Джаяпатаки Махараджи, в котором он информирует о том, что Мадхава Махараджа и, возможно, Дамодара Махараджа ведут пропаганду против наших попыток построить комплекс в Майяпуре, главным центром привлечения в котором станет «Ведический планетарий». <...> Однако Дамодара Махараджа и Мадхава Махараджа пытаются свести на нет наши усилия. Я приведу выдержку из письма Джаяпатаки, написанного мне: «После того как отчет (с заявкой на землю) был подан, окружной магистрат прислал несколько служащих, занимающихся земельными вопросами, чтобы посетить наш участок и проинспектировать земли, их расположение, природу и т. д. В это время местные жители каким-то образом узнали об этом приобретении. По словам некоторых людей, первоначально эта информация поступила через Дамодару Махараджу. Некоторые местные фермеры подали петицию против покупки земли примерно с 90 подписями. Местные люди также собирают подписи о продолжении планов развития этой территории, и большинство из них поддерживают план ИСККОН. В общей сложности в пользу этого проекта будет собрано две тысячи подписей. Один из наших сторонников, пришедший ко мне, чтобы показать эту петицию с 500 подписями, поставленными на ней, был похищен, и эта петиция была отобрана у него. Его отвели к дверям матха Мадхавы Махараджи, и некоторые крестьяне и прабху из Матха угрожали ему и дознавались у него, почему он поддерживает ИСККОН. Сейчас этот человек еще более решительно настроен оказать нам поддержку из-за таких грубых действий. Других людей также приводили в матх Мадхавы Махараджи и ругали за то, что они помогают нам. Они говорят, что наша миссия политическая и что мы хотим лишь краха Индии и захвата политической власти. Они очень завистливы». (Конец цитаты.)...Факты таковы, что я развиваю поселение в Майяпуре и трачу кроры [десятки миллионов — прим. переводчика ] рупий, чтобы сделать защиту от внезапных наводнений, а также чтобы построить большой планетарий, высота которого оценивается в 300 футов [~91,5 м — прим. переводчика ]. Почему же они мешают этой программе? Какой ущерб она им нанесет? Люди уже сейчас приезжают со всех концов света в Майяпур и присоединяются к Движению Санкиртаны, поэтому если будет сделано еще что-нибудь более привлекательное, то со всего мира будет приезжать еще больше людей. Так какое же их существенное возражение? Разумеется, они неспособны осуществлять такие проекты, это за пределами из возможностей, но если кто-то другой делает это, почему им следует завидовать и препятствовать реализации этого плана? Они, как я полагаю, являются очень близкими товарищами Вашего Святейшества, поэтому если вы милостиво попросите их не мешать этой программе, это будет очень любезно с вашей стороны».

 

[Дополнение относительно Б. Д. Мадхавы Махараджи.

 

(Начало записи беседы.) Сатсварупа: Если общаешься с определенным типом людей, то обретешь репутацию, что ты такой же, как они, и действительно станешь таким же.

 

Прабхупада: (посмеивается) Вот, те, с кем общается наш Шридхара Махараджа, не очень хороши. Тогда каково его положение?

 

Сатсварупа: Нельзя сказать, что он им противостоит.

 

Прабхупада: Хм?

 

Сатсварупа: Нельзя сказать, что он им противостоит, если он всегда общается с ними. Они завистливы...

 

Прабхупада: (саркастично) Очень хороший круг общения. Те, с кем он общается. Он может быть не очень... Нет, никто не занимает открыто завистливую позицию, никто, но мы можем понять по действиям. Никто не завидует открыто.

 

Сатсварупа: Просто держась в стороне, он... это... он показывает, что есть некоторая зависть (длинная пауза, беседа переходит на другие темы).

Из беседы во время утренней прогулки, 16.02.1977, Майяпур

 

«Тебе ничего не нужно писать в адрес лагеря Мадхавы Махараджи. Ты мог обсуждать многие вещи с Мангала Нилоем, но зачем официально писать им? Не следует отправлять это письмо. Их политикой всегда было сдерживать меня и причислять себе все заслуги. Все их предложения о сотрудничестве — не более чем миф. Они не приложили никаких усилий для сотрудничества. В одной из своих статей они даже написали, что Мадхава создает всемирное Движение, а мы — его подчиненные. Таким был их менталитет с самого начала. Поэтому никакой возможности сотрудничества с ними в действительности нет. Лучше всего, если ты будешь полностью избегать встреч с ними. Их целью является не проповедь, а достижение материальных целей, репутации и поклонения. Иначе они сотрудничали бы со мной. Таким образом, никакое сотрудничество невозможно. Не позволяй заманить себя в эти пустые переговоры. Всегда будь осмотрительным. Мы должны исполнять свой долг проповеди искренне и серьезно и в соответствии с нашими собственными принципами. Кришна и Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура — наша единственная надежда, и они помогают нам. Если что-нибудь нужно будет сделать, это будет обсуждаться на более высоком уровне — между Мадхавой Махараджей и мной, но я знаю, что его менталитет другой, и никакой возможности сотрудничества с ним быть не может».

Из письма Шрилы Прабхупады Ачьютананде, 08.06.1974

 

Притха д. д.: В Индии, в Майяпуре, Мадхава Махараджа подошел к Шриле Прабхупаде и начал кричать на него, довольно грубо показывая ему пальцем прямо в лицо, требуя, чтобы он перестал использовать титул «Прабхупада». Преданные были очень обеспокоены и встревожены этим взрывом эмоций, близким к рукоприкладству. Затем Прабхупада сказал (говорю по памяти): «Поставьте охрану у моей двери, поскольку мои духовные братья могут попытаться причинить мне вред» [369].

 

Пуранджана дас: Когда мы впервые приехали в Майяпур, нам сказали не посещать матх Шридхары, потому что когда Химавати пошла туда, его ученики и члены матха начали оскорблять Шрилу Прабхупаду, называя его «гуру хиппи». Она вернулась вся в слезах, и Шрила Прабхупада сказал, что никому не следует ходить туда. Также Шридхара был близким другом Мадхавы махараджа, который пришел и почти что плевал в лицо Шрилы Прабхупады и буквально кричал на Шрилу Прабхупаду за то, что тот использовал титул «Прабхупада». Шрила Прабхупада написал Шридхаре, попросив его сказать своему близкому другу Мадхаве не создавать так много беспокойств [370].

 

Шрила Прабхупада: Сейчас всё развивается, но после моего ухода всё может выйти из-под вашего контроля.

 

Тамала Кришна Госвами: Вы поняли это после беседы с тем человеком?

 

Шрила Прабхупада: Я понял это еще очень давно. Пока остается Бомбей, Вриндаван. Как вы собираетесь защищаться? Вот в чем проблема.

<...>

Тамала Кришна Госвами: На самом деле нашей недвижимости завидует вся Индия. В каждом месте наши здания лучшие.

 

Шрила Прабхупада: Не только недвижимость, наш престиж, наше положение... Всему завидуют. Во всем у нас высший класс.

 

Тамала Кришна Госвами: Да, у нас нет соперников.

 

Бхавананда Госвами: Будут люди, я знаю. Будут люди, которые попытаются выдать себя за гуру.

 

Тамала Кришна Госвами: Это уже имело место много лет назад. Ваши духовные братья думали так же. Мадхава Махараджа...

 

Бхавананда Госвами: О да. Готовые к прыжку.

 

Шрила Прабхупада: Нужно обеспечить очень серьезное управление и бдительное наблюдение.

Из беседы, 27.05.1977, Вриндаван]

 

(Продолжение статьи Рупа-виласы прабху)

 

«4. Шрила Прабхупада никогда не давал общего указания своим ученикам получать шикшу от Шридхары Махараджи, принимать его своим шикша-гуру или обращаться к нему за инициацией.

 

5. Шрила Прабхупада не признавал практику реинициации, называя ее «намеренным нарушением вайшнавского этикета», «прямым оскорблением в мой адрес» и «оскорбительным поступком».

 

6. Он не был готов принять реинициированного ученика обратно в свое Общество, если тот не собирался отказываться от своего реинициированного статуса.

 

7. Никогда не хотел распада Общества на различные фракции и явно не одобрял систему «ачарьев», которую Шридхара Махараджа активно поддерживал.

 

8. Он написал, что никто из его духовных братьев не был квалифицирован занимать положение ачарьи.

<...>

Если кто-то не понял приведенного выше анализа, то, по крайней мере, следует уяснить следующее: всё, что Прабхупада действительно санкционировал, это обращение горстки учеников к Шрипаде Шридхаре Махарадже за получением шикши в чрезвычайной ситуации, и что Шрила Прабхупада не предполагал, что такая ситуация должна продолжаться...

 

Ясно, что Шрила Прабхупада был бы разгневан на GBC за их разнообразные попытки создавать и реформировать ачарьев, которые они предпринимали с 1978 года и до недавних пор и которые, по сути, являются «бешеным слоном» оскорблений. Но также не вызывает сомнений и то, что он хотел бы, чтобы мы устранили наши разногласия, исправили совершенные ошибки, очистились и объединенными усилиями развивали движение санкиртаны. Судя по различным утверждениям Шрилы Прабхупады, которые были процитированы, также ясно, что он был бы очень недоволен тем, что продолжаются реинициации его учеников, что их переманивают из его Общества в другое...

<...>

В письме Гуру Крипе Махараджу и Яшоданандане Свами от 25.12.1973 Шрила Прабхупада не одобрил их общение с Лалита Прасадом, братом Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, который в то время был в преклонном возрасте и, очевидно, был возвышенным вайшнавом: «Теперь еще об одном. Как я понял, раньше вы уже посещали Лалита Прасада и планируете ходить к нему и в будущем, когда вернетесь в Индию. Я не одобряю это и прошу вас больше не ходить к нему. Он недоброжелательно относится к моему Гуру Махарадже, и даже если это трансцендентные разногласия, они постепенно будут выглядеть всё более мирскими в наших глазах. Всё, что заложено в учении Шрилы Бхактивиноды Тхакура, можно почерпнуть из наших книг. Нет абсолютно никакой необходимости в наставлениях со стороны. Я надеюсь, что теперь вы разобрались в этом вопросе. Я всегда молюсь Кришне о вашей защите и продвижении в сознании Кришны».

 

Здесь можно провести интересную параллель. Как ясно показано в представленном выше анализе, между Шрилой Прабхупадой и Шрипадом Шридхарой Махараджей были существенные различия во мнениях. И хотя их отношения могут быть трансцендентными, Шрила Прабхупада часто указывал на то, что нам следует быть очень осторожными с его духовными братьями и «не иметь с ними очень близкого общения» или, как сказано в процитированном выше письме насчет разногласий, «даже если они трансцендентные, они постепенно будут выглядеть всё более мирскими в наших глазах». Доказательством тому служит факт, что теперь среди последователей Шрилы Прабхупады появились отдельные движения, антагонизм и, судя по всему, различные теологические системы. Именно этого Шрила Прабхупада с самого начала стремился избежать. Поэтому даже если отношения и разногласия между Шрилой Прабхупадой и Шридхарой Махараджей являются трансцендентными, попытки вступать в отношения с другим гуру, с которым он не соглашался, нанесут ущерб единству ИСККОН и видению Прабхупады относительно проповеди.

 

Говоря в целом о своих духовных братьях, Шрила Прабхупада сделал следующие красноречивые высказывания:

 

«Сейчас есть огромная потребность в том, чтобы обучать проповедников во всех группах наших духовных братьев и отправлять их по всему миру. Разумеется, они должны быть заряжены настоящим проповедническим духом и не должны стремиться к материальной выгоде. Всякий раз, когда я прошу кого-нибудь заняться выполнением этой задачи, в ответ они молчат. Они просто удовлетворены тем, что имеют матхи, и позабыли проповеднический дух Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджа. Когда никто из них не отправился проповедовать за пределы Индии, я подумал, что возьму на себя это скромное служение Его Божественной Милости, и благодаря его благословениям со мной хорошо сотрудничают местные юноши и девушки. В этом мое удовлетворение. Но среди моих духовных братьев никто не оказывает мне существенной помощи» (из письма Шрилы Прабхупады Сатья Палу, 31.08.1969).

 

«Что касается Бхакти Пури, Тиртхи Махараджа, то они мои духовные братья и им следует выражать почтение. Но вы не должны иметь каких-либо близких контактов с ними, так как они пошли против указаний моего Гуру Махараджа» (из письма Шрилы Прабхупады Прадьюмне, 17.02.1968).

 

«Итак, ни один из моих духовных братьев не способен данным образом помочь мне в написании книг, поскольку в сфере проповеднической работы их постигла неудача. Они просто стараются проникнуть в наше Общество, чтобы навредить. Поэтому, пожалуйста, не веди никакой переписки с этим Пурушоттамой или с кем-либо из моих духовных братьев, так называемых. <...> В дальнейшем будь осторожен в отношениях с такими людьми» (из письма Шрилы Прабхупады Каруна Синдху, 09.11.1975).

 

«Я только что разослал указания о том, что всем моим ученикам следует избегать всех моих духовных братьев. Им не следует вести с ними никаких дел, включая переписку. Не следует давать им какую-либо мою книгу или покупать какую-либо их книгу, а также посещать какой-либо их храм. Пожалуйста, избегай их» (из письма Шрилы Прабхупады Вишвакарме дасу, 09.11.1975).

 

В свои последние дни Прабхупада попросил своих духовных братьев простить все оскорбления, которые он мог им нанести во время проповеди — он сказал это даже Бону Махарадже. (Конечно же, Бон Махараджа отреагировал на это критикой в адрес Шрилы Прабхупады во время церемонии помещения Его Божественной Милости в самадхи!).

<...>

После физического ухода Шрилы Прабхупады они [некоторые лидеры ИСКОН] были мотивированы своими собственными амбициями стать ачарьями и вели себя неподобающим образом. [В результате] многие ученики были деморализованы и отчаянно искали где-нибудь убежище. Но вместо того, чтобы обратиться за шикшей к Шриле Прабхупаде, они уходили к Шрипаде Шридхаре Махарадже. Такие шаги можно понять, тем менее это не было уполномочено Шрилой Прабхупадой в той степени, в какой его ученики начали действовать: получать реинициации, дикшу, создавать отдельные организации, основанные на учении Шрипады Шридхары Махараджи, и т. д. Это нужно назвать своим именем — отклонением от намерений Шрилы Прабхупады. Особенно это относится к инициированным ученикам Шрилы Прабхупады. Те, кто всерьез привержен следованию желаниям Шрилы Прабхупады, должны избегать подобных действий» (конец статьи «Намерения Шрилы Прабхупады»).

 

Отдельно следует остановиться еще на двух моментах. Иногда от сторонников гаудия-матхов можно услышать вопрос: «Вы хотите сказать, что Шрила Прабхупада был лицемером? Своим духовным братьям говорил одно, а ученикам — другое?»

 

Как показано выше, Шрила Прабхупада неоднократно прямо указывал некоторым своим духовным братьям на их образ действий, которым он был недоволен. Кроме того, повлиять на некоторых он просил других своих духовных братьев. Порой он вел себя вежливо со своими духовными братьями, но прямо говорил своим ученикам избегать общения с ними.

 

«Своей речью не следует вызывать беспокойство в умах других. Разумеется, когда говорит учитель, он может сказать своим ученикам правду ради их обучения, но такому учителю не следует давать наставления другим людям, которые не являются его учениками, если его слова вызовут в их умах возмущение. Так соблюдается аскеза речи».

«Бхагавад-гита как она есть», 17.15, фрагмент комментария Шрилы Прабхупады

 

Есть немало наставлений Шрилы Прабхупады и предыдущих ачарьев о том, что далеко не всегда речь должна быть прямолинейной и резкой. Общение — это великое искусство, в котором есть много тонкостей. Когда Шрила Прабхупада беседует со своими духовными братьями и говорит похвалы, иногда это может быть проявлением вежливости, тактичности и любви. Ведь ситуация, в которой оказался Шрила Прабхупада, действительно была непростой. Он стремился (особенно до начала 1970-х годов) предоставить своим духовным братьям возможность активнее поучаствовать в миссии проповеди, о чем всех своих учеников просил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Кроме того, нужно было поддержать хорошие отношения с некоторыми братьями, которые могли сгладить негативное отношение со стороны других, а с некоторыми своим братьями в Боге у Шрилы Прабхупады были давние дружеские отношения. Поэтому не всегда легко понять те или иные отношения Шрилы Прабхупады со своими духовными братьями в разные периоды. Для нас важно то, какие конкретно указания по этому поводу для своих последователей он оставил. Комментарий ученика Шрилы Прабхупады Сулочаны прабху:

 

«Прабхупада всегда стремился издавать как можно больше книг, и если бы Шридхар мог помочь ему, то почему бы Шрила Прабхупада не попросил его оказать такую помощь? Это просто вопрос здравого смысла.

 

Есть много возможных причин, объясняющих, почему Шрила Прабхупада порой высказывал такие высокие похвалы, а иногда резко критиковал Шридхара Махараджу. Одно из объяснений связано с тем, что Шрила Прабхупада являлся смиренным вайшнавом. Такие вайшнавы не склонны выискивать недостатки в других людях, что уж говорить своих духовных братьях, только если в этом не возникает острой необходимости. Другая причина: Шрила Прабхупада стремился поддерживать хорошие отношения со своими духовными братьями, насколько это было возможно, чтобы его миссия в Индии могла развиваться с минимальными затруднениями. Шридхар имел влияние на других членов Гаудия-матха, и Прабхупада это знал.

 

Кроме того, существует вероятность того, что подобные хвалебные слова могли соответствовать действительности в какой-то период времени. Множество преданных в течение какого-то периода занимаются искренним преданным служением, а потом, получив власть и (или) знания, увлекаются ими и падают. Это не является невозможным. После того как майяпурский храм был построен, Прабхупада никому не рекомендовал ходить в матх Шридхара. После того как ИСККОН был учрежден в Майяпуре, записанных положительных слов Шрилы Прабхупады в адрес Шридхара Махараджа были лишь единицы, если они вообще были, а вот критических утверждений много».

Из книги Сулочаны даса «Гуру-бизнес» [371]

 

Также последователи гаудия-матхов распространяют идею о том, что Шрила Прабхупада хотел сделать Шридхару Махараджу главой ИСККОН. Рассмотрим факты:

 

В беседе Шрилы Прабхупады со Шридхарой Махараджей, которая цитировалась выше в статье Рупа-виласы прабху, сказано: «После того как в организации, созданной нашим учителем, произошел раскол, я хотел создать другую организацию и сделать Шридхара Махараджа ее главой» (17.03.1973, Майяпур). Стенограмма данной беседы имеется в Vedabase.

 

В статье Рупа-виласы прабху также говорится:

 

«Ранее, в 1967 году, когда Шрила Прабхупада находился в Индии, восстанавливая свое здоровье, он сказал такие слова своему ученику [Ачьютананде Свами]: «...Я предложил ему [Шридхаре Махарадже] стать президентом нашего общества. Я знал, что он откажется. <...> Не питай никаких недобрых чувств по отношению к кому-либо из моих духовных братьев. <...> Даже в своем уме не относись к ним с неприязнью. В то же время не вступай с ними в близкое общение» (цитата из «Шрила Прабхупада лиламриты», том 3)». (Стенограмма данной беседы отсутствует в Vedabase.)

 

В книге «Наши любящие хранители» Б. Б. Вишну Свами опубликовал текст беседы, которая, как утверждает автор, состоялась между Шрилой Прабхупадой и Шридхарой Махараджей в марте 1977 года. Найти аудиозапись беседы не удалось, соответствующей стенограммы нет в Vedabase. Тем не менее, допустим, что такая беседа действительно состоялась, и ее стенограмма представлена точно. Там сказано, что Шрила Прабхупада пригласил Шридхару Махараджа к себе в Майяпур, чтобы он жил там и давал наставления. На что Махараджа ответил: "Well, I'll think it over and let you know." («Ну, я подумаю над этим и дам Вам знать»).

 

Таким образом, даже если все эти цитаты верны, факты таковы, что Шридхара Махараджа никогда не давал Шриле Прабхупаде своего согласия стать президентом ни какого-либо созданного им общества до появления ИСККОН, ни ИСККОН в Индии. И, что для нас наиболее важно, не существует никаких задокументированных указаний Шрилы Прабхупады (в книгах, на аудиозаписях, в каком-либо в частном письме или директиве всем руководителям ИСККОН или в завещании Шрилы Прабхупады) о том, что ученикам Шрилы Прабхупады следует считать Шридхару Махараджу главой ИСККОН, шикша-гуру для всего ИСККОН, авторитетным ачарьей, обращаться к нему за советами по философским вопросам или о том, как учредить в ИСККОН систему множества гуру. Напротив, 8 ноября 1975 г. Шрила Прабхупада приказал разослать «сообщение всем центрам» о том, что никому из его учеников не следует без разрешения Шрилы Прабхупады общаться с кем-либо из его духовных братьев и посещать их храмы (исключений для
Б. Р. Шридхары Махараджи сделано не было). Эта директива никогда не отменялась Шрилой Прабхупадой и не заменялась на какое-то другое общее для всего ИСККОН указание по данному вопросу.

 

 

8.5. Шрила Прабхупада, Б. П. Кешава Махараджа и Б. В. Нараяна Махараджа

 

В своей краткой автобиографии, опубликованной в 1964 г. на суперобложке «Шримад-Бхагаватам», Шрила Прабхупада написал:

 

«Для того чтобы исполнить Указание своего духовного учителя, в 1944 году Абхай Чаран Де начал издавать Журнал «Обратно к Богу», выходивший дважды в месяц. В 1947 году общество вайшнавов признало его БХАКТИВЕДАНТОЙ. В 1950 году он оставил свой дом в Калькутте, чтобы отойти от семейной жизни, которую он вел с женой, сыновьями, дочерью и внуками, и в 1954 году принял образ жизни Ванапрастхи, полностью отошедшего от семейных дел. В 1959 году он принял Санньясу, получив имя А. Ч. БХАКТИВЕДАНТА СВАМИ, и с тех пор полностью посвящает себя исполнению обязанностей, принятых по указанию его духовного учителя, хотя к настоящему времени (1964 г.) ему исполнилось 68 лет».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...