Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дикша помогает достичь чистого повторения Святых Имен




 

Цитаты из «Шри Чайтанья-чаритамриты», Мадхья-лила, глава 15:

 

ТЕКСТ 106

 

«Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Любой, кто хотя бы раз произнес святое имя, достоин преклонения и является лучшим из людей».

 

КОММЕНТАРИЙ: По словам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, человек, хотя бы раз произнесший святое имя Кришны, сразу достигает совершенства и должен считаться вайшнавом. Шрила Рупа Госвами подтверждает это в «Упадешамрите» (5): кршнети йасйа гири там манасадрийета. Обладая верой в святое имя, можно начать жизнь в сознании Кришны. Однако обычный человек не способен произнести святое имя Кришны с такой верой. Сначала нужно принять, что имя Кришны и есть Верховная Личность Бога, Трансцендентная Истина. В «Падма-пуране» сказано: «Святое имя Кришны неотлично от Самого Кришны и подобно философскому камню, чинтамани. Имя Кришны, будучи Его воплощением в звуке, всецело духовно и вечно свободно от материальной скверны». Из этого следует, что имя «Кришна» и Сам Кришна суть одно. Обретя подобную веру, человек должен повторять святое имя и дальше.

 

На начальной ступени преданного служения невозможно понять, в чем заключается служение чистого, беспримесного преданного. Однако если неофит посвятил себя преданному служению, особенно поклонению Божеству, и следует наставлениям истинного духовного учителя, то он сам становится чистым преданным. У каждого есть возможность слушать от подобного преданного о философии сознания Кришны и таким образом постепенно очищаться. Иными словами, любой преданный, который верит, что святое имя Господа тождественно Самому Господу, является чистым преданным, даже если он неофит. Благодаря общению с таким преданным другие тоже могут стать вайшнавами.

<...>

ТЕКСТ 107

 

«Достаточно единожды произнести святое имя Кришны, чтобы избавиться от всех последствий своего греховного прошлого. Просто повторяя святое имя, можно достичь совершенства в девяти методах преданного служения».

 

КОММЕНТАРИЙ: Девять методов преданного служения подробно описаны в «Шримад-Бхагаватам» (7.5.23–24):

 

шраванам киртанам вишнох

смаранам пада-севанам

арчанам ванданам дасйам

сакхйам атма-ниведанам

 

ити пумсарпита вишнау

бхактиш чен нава-лакшана

крийета бхагаватй аддха

тан манйе 'дхитам уттамам

 

«Преданное служение заключается в том, чтобы слушать и повторять святое имя и описания образа, игр, качеств и окружения Господа, помнить об этом, служить Господу в соответствии со временем, местом и обстоятельствами, поклоняться Божеству в храме, возносить молитвы, считать себя вечным слугой Кришны, дружить с Ним и жертвовать всем ради Него. Эти девять видов преданного служения, выполняемые непосредственно для Кришны, представляют собой высшее совершенство жизни. Таков вывод богооткровенных писаний».

 

Относительно утверждения о том, что, просто произнеся один раз святое имя Кришны, можно избавиться от всех последствий своих грехов, следует заметить, что святое имя нужно произнести без оскорблений. Тогда даже однократного произнесения имени Господа будет достаточно, чтобы живое существо искупило все свои грехи. Тот, кто повторяет святое имя Господа без оскорблений, занимает очень высокое положение и достоин преклонения. Поистине, совершенства во всех девяти методах преданного служения, начиная со шраванам и киртанам, можно достичь сразу, если просто без оскорблений произнести святое имя Господа.

 

В связи с этим Шрила Джива Госвами пишет в «Бхакти-сандарбхе» (173): йадйапи анйа бхактих калау картавйа, тада; киртанакхйа-бхакти-самйогенаива. Из девяти методов преданного служения особенно важен киртан. Поэтому Шрила Джива Госвами отмечает, что арчана, вандана, дасья и сакхья тоже необходимы, однако предварять и завершать их должен киртан, пение святого имени. Такой порядок мы установили во всех наших храмах. Каждая церемония в наших храмах — арчана, арати, подношение бхоги, одевание и украшение Божеств — начинается и заканчивается пением святого имени Господа: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

 

ТЕКСТ 108

 

«Необязательно получать посвящение или совершать обряды, предшествующие посвящению. Нужно просто произносить вслух святое имя. Так даже низший из людей [чандал] сможет обрести освобождение».

 

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Джива Госвами объясняет, что такое дикша, в «Бхакти-сандарбхе» (283):

 

дивйам джнанам йато дадйат

курйат папасйа санкшайам

тасмат дикшети са прокта

дешикаис таттва-ковидаих

 

«Дикша — это процесс, позволяющий пробудить в себе трансцендентное знание и уничтожить все последствия греховных поступков. Те, кто хорошо знает богооткровенные писания, называют этот процесс дикшей». Правила, связанные с дикшей, объясняются в «Хари-бхакти-виласе» (2.3–4) и «Бхакти-сандарбхе» (283):

 

двиджанам анупетанам свакармадхйайанадишу

йатхадхикаро настиха сйач чопанайанад ану

татхатрадикшитанам ту мантра-деварчанадишу

надхикаро 'стй атах курйад атманам шива-самстутам

 

«Даже родившийся в семье брахмана не может проводить ведические ритуалы, пока не получит посвящение и не наденет священный шнур. Несмотря на то что такой человек происходит из семьи брахмана, сам он становится брахманом лишь после посвящения и церемонии получения священного шнура. Без посвящения в брахманы невозможно надлежащим образом поклоняться святому имени».

 

В соответствии с правилами, регламентирующими жизнь вайшнавов, посвящение в брахманы является необходимостью. «Хари-бхакти-виласа» (2.6) цитирует следующее утверждение из «Вишну-ямалы»:

 

адикшитасйа вамору

кртам сарвам нирартхакам

пашу-йоним авапноти

дикша-вирахито джанах

 

«Какое бы преданное служение ни совершал человек, без посвящения у истинного духовного учителя оно не принесет плода. Тот, кто не был должным образом посвящен в ученики, может снова родиться в животных видах жизни».

 

Затем в «Хари-бхакти-виласе» (2.10) приводится еще одна цитата:

 

ато гурум пранамйаивам

сарва-свам виниведйа ча

грхнийад ваишнавам мантрам

дикша-пурвам видханатах

 

«Долг каждого человека — принять истинного духовного учителя. Отдав ему всё — свое тело, ум и разум, — следует получить у него посвящение и стать вайшнавом».

 

В «Бхакти-сандарбхе» (298) приводится цитата из «Таттва-сагары»:

 

йатха канчанатам йати

касйам раса-видханатах

татха дикша-видханена

двиджатвам джайате нрнам

 

«Как колокольная бронза, соприкасаясь с ртутью, превращается в результате алхимической реакции в золото, так и человек, надлежащим образом посвященный в ученики, способен развить качества брахмана».

 

«Хари-бхакти-виласа» (17.11–12), объясняя, что такое пурашчарья, ссылается на следующие стихи из «Агастья-самхиты»:

 

пуджа траикалики нитйам

джапас тарпанам эва ча

хомо брахмана-бхуктиш ча

пурашчаранам учйате

 

гурор лабдхасйа мантрасйа

прасадена йатха-видхи

панчангопасана-сиддхйаи

пураш чаитад видхийате

 

«Утром, в полдень и вечером следует поклоняться Божеству, повторять мантру Харе Кришна, делать подношение предкам, совершать огненные жертвоприношения и кормить брахманов. Эти пять обязанностей составляют пурашчарью. Чтобы посвящение у духовного учителя привело к полному успеху, необходимо прежде совершить обряд пурашчарьи».

 

Слово пурах означает «предварительная», а чарйа означает «деятельность». Поскольку пурашчарья необходима, мы в Международном обществе сознания Кришны не даем ученикам посвящение сразу. Сначала кандидат в ученики должен полгода посещать арати и лекции по шастрам, следовать регулирующим принципам и общаться с другими преданными. Когда он действительно проходит все этапы пурашчарья-видхи, руководитель храма рекомендует его на получение посвящения. Не следует думать, что посвящение может получить кто угодно, даже тот, кто не отвечает необходимым требованиям. Когда же человек продвигается по духовному пути еще дальше, каждый день повторяя шестнадцать кругов мантры Харе Кришна, следуя регулирующим принципам и посещая лекции, то еще через полгода ему дают священный шнур в знак признания того, что этот человек стал брахманом.

 

В «Хари-бхакти-виласе» (17.4–5, 7) сказано:

 

вина йена на сиддхах сйан

мантро варша-шатаир апи

кртена йена лабхате

садхако ванчхитам пхалам

 

пурашчарана-сампанно

мантро хи пхала-дхайаках

атах пурашкрийам курйат

мантра-вит сиддхи-канкшайа

 

пурашкрийа хи мантранам

прадханам вирйам учйате

вирйа-хино йатха дехи

сарва-кармасу на кшамах

пурашчарана-хино хи

татха мантрах пракиртитах

 

«Без пурашчарьи невозможно достичь совершенства, даже если повторять эту мантру сотни лет. Однако тому, кто прошел через пурашчарья-видхи, достичь успеха нетрудно. Если человек хочет сделать свое посвящение в ученики совершенным, он сначала должен выполнить пурашчарью. Пурашчарья — это жизненная сила, позволяющая добиться успеха в повторении мантры. В отсутствие жизненной силы человек ни на что не способен. Аналогичным образом, какую бы мантру мы ни повторяли, без жизненной силы пурашчарья-видхи невозможно достичь в этом совершенства».

 

В «Бхакти-сандарбхе» (283–284) Шрила Джива Госвами так говорит о важности поклонения Божеству и посвящения (дикши):

 

йадйапи шри-бхагавата-мате панчаратради-ват арчана-маргасйа

авашйакатвам насти, тад винапи шаранапаттйадинам экатаренапи

пурушартха-сиддхер абхихитатват,

татхапи шри-нарадади-вартманусарадбхих

шри-бхагавата саха самбандха-вишешам дикша-видханена

шри-гуру-чарана-сампадитам чикиршадбхих кртайам

дикшайам арчанам авашйам крийетаива.

 

йадйапи сварупато насти, татхапи прайах свабхавато

дехади-самбандхена кадарйа-шиланам викшипта-читтанам

джананам тат-тат-санкочи-каранайа шримад-рши-прабхртибхир

атрарчана-марге квачит квачит качит качин марйада стхапитасти.

 

«В соответствии со „Шримад-Бхагаватам“ поклонение Божеству не является обязательным, равно как и выполнение определенных предписаний „Панчаратры“ и других шастр. „Бхагаватам“ гласит, что, даже не поклоняясь Божеству, можно достичь успеха в жизни, если воспользоваться любым другим методом преданного служения. Например, достаточно найти прибежище у стоп Господа, обратившись к Нему с просьбой о защите. Тем не менее вайшнавы, идущие по стопам Шри Нарады и его последователей, чтобы установить личностные отношения с Господом, стремятся снискать милость истинного духовного учителя, получив у него посвящение. И в этой духовной традиции преданные после посвящения обязаны начать поклоняться Божеству.

 

Хотя поклонение Божеству нельзя назвать сутью преданного служения, большинство кандидатов в преданные настолько обусловлены материей, что им необходимо заниматься таким поклонением. Если посмотреть на состояние тела и ума таких людей, мы увидим, что их привычки нечисты, а ум возбужден. Поэтому, чтобы избавить их от материальной обусловленности, великий святой Нарада и другие мудрецы в свое время установили разного рода правила поклонения Божеству».

 

В «Рамарчана-чандрике» на этот счет говорится:

 

винаива дикшам випрендра

пурашчарйам винаива хи

винаива нйаса-видхина

джапа-матрена сиддхи-да

 

«О лучший из брахманов, даже без посвящения, предварительных очистительных церемоний и отречения от мира можно достичь совершенства в преданном служении, просто повторяя святое имя Господа».

 

Иными словами, повторение маха-мантры Харе Кришна настолько могущественно, что не зависит от формального посвящения, однако если человек получил посвящение и занят панчаратра-видхи (поклонением Божеству), то он очень скоро пробудит в себе сознание Кришны и перестанет считать себя частью материального мира. Чем меньше человек отождествляет себя с материей, тем отчетливее он осознаёт, что индивидуальная душа в качественном отношении подобна Высшей Душе. Тогда, достигнув абсолютного плана бытия, он понимает, что святое имя Господа и Сам Господь суть одно. Обретший такое понимание уже никогда не примет святое имя Господа, мантру Харе Кришна, за материальный звук. Тот, кто считает звуки маха-мантры Харе Кришна материальными, обречен на падение. Произносить святое имя Господа и поклоняться ему следует, почитая его наравне с Самим Господом. Для этого необходимо принять руководство истинного духовного учителя и по всем правилам получить у него посвящение, как это описано в богооткровенных писаниях. Хотя повторение святого имени благотворно и для обусловленных, и для освобожденных душ, обусловленным душам оно приносит особое благо, ибо позволяет им обрести освобождение. Когда человек, повторяющий святое имя, обретает освобождение, он достигает высшего совершенства — возвращается домой, к Богу. <...>».

«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.106-108

 

Шрила Прабхупада приводил пример: когда человек находится рядом с огнем, он в любом случае получит какое-то количество тепла, но если довольствоваться только этим, может укорениться склонность к сахаджии. Шрила Рупа Госвами говорил, что его желание — нырнуть в самую глубину океана трансцендентной жизни. Кроме того, Шрила Прабхупада приводил пример, что на рынке в Индии продаются мантры для укрощения змей, но просто купить мантру недостаточно, нужно довести ее повторение до совершенства. Точно так же, если мы не можем повторять Харе Кришна на уровне почти чистого воспевания, а тем более с любовью, то в помощь нам и предназначены все виды пурашчарья-видхи и официальная инициация. Тем не менее, наиболее важная часть процесса дикши заключается не в ритуальном (панчаратрика) аспекте, Шрила Прабхупада называл это «формальностью» (хотя пренебрегать ею все же не стоит). Смысл процесса дикши заключается в наделении дивья-гьяной, разрушении последствий грехов и возвращении живого существа в свое естественное состояние и взаимоотношения со Всевышним. Это предполагает, что необходимо принять в качестве представителя Кришны истинного духовного учителя, который имеет необходимые полномочия и квалификацию, чтобы он мог на самом деле помочь нам решить проблемы жизни. Шрила Нароттама дас Тхакур поет в одном из своих бхаджанов, что без служения лотосным стопам чистого преданного еще никто не достигал освобождения из этого мира.

 

Фрагменты из статьи о дикше, написанной Махеш Раджей прабху:

 

«ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И УЧЕНИКИ ПОЛУЧАЮТ ПОСВЯЩЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С АВТОРИТЕТНЫМИ ПРАВИЛАМИ ПАНЧАРАТРИКИ

 

Существует два аспекта инициации:

 

1. Формальность (панчаратрики) — церемония наречения именем и т. д.

2. Дикша (знание) — духовное посвящение, полученное мадхьяма-адхикари

 

Письмо всем заинтересованным лицам, 12 июня 1968 г.

«В каждом центре у нас есть сотни учеников и последователей, и наши инициированные ученики строго следуют ограничениям, соблюдая следующие принципы: 1) никакого недозволенного секса, 2) никаких одурманивающих веществ, 3) никаких азартных игр, 4) никакого употребления в пищу мяса. У нас есть ученики-брахмачари и ученики-домохозяева. Все они следуют перечисленным выше принципам. ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И УЧЕНИКИ ПОЛУЧАЮТ ПОСВЯЩЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С АВТОРИТЕТНЫМИ ПРАВИЛАМИ ПАНЧАРАТРИКИ. В соответствии со «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гитой», каждый, включая людей так называемого низкого происхождения, кто способен принять прибежище у Лотосных Стоп Господа Кришны или у Его преданных, освящается благодаря процессу инициации.

 

кирата-хунандхра-пулинда-пулкаша

абхира-шумбха йаванах кхасадайах

йе 'нйе ча папа йад-апашрайашрайах

шудхйанти тасмаи прабхавишнаве намах.

 

То, каким образом это возможно, объясняется в «Шримад-Бхагаватам»: всепроникающая энергия Вишну делает это возможным».

 

Лекция, 27 октября 1972 г., Вриндавана

«Итак, мы стараемся следовать Санатане Госвами. С помощью дикша-видханены, инициируя любого человека, откуда бы он ни был — это не имеет значения. Потому что в нынешнюю эпоху, Кали-югу, дикша-видхана совершается в соответствии с панчаратрика-видхи, а не вайдика-видхи. Вайдика-видхи — очень строгий метод. Если человек не являлся достойным сыном двиджы [дваждырожденного — прим. ред. ], ему не давалось посвящение. Шудрам не давалось посвящение. Брахмана, кшатрия, вайшья. Таков ведический процесс. СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ, ЧТО В КАЛИ-ЮГУ ВСЕ ЯВЛЯЮТСЯ ШУДРАМИ, ПОЭТОМУ МЕТОД ВАЙДИКА-ВИДХАНА НЕ ПРИМЕНИМ. ВАЙДИКА-ВИДХАНА ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК ПО РОЖДЕНИЮ ЯВЛЯЛСЯ БРАХМАНОМ, КШАТРИЕМ. ТОГДА ОН ДОСТОИН ПОЛУЧИТЬ ИНИЦИАЦИЮ. НО В КАЛИ-ЮГУ ЭТО НЕВОЗМОЖНО. ПОЭТОМУ ПРИНИМАЕТСЯ ПАНЧАРАТРИКА-ВИДХИ».

 

Лекция, 25 июля 1968 г, Монреаль

шрути-смрити-пуранади

панчаратрики видхим вина

аикантики харер бхактир

утпатайаива калпате

 

Таково определение, данное Шрилой Рупой Госвами: для того, чтобы стать преданным Господа, Кришны, необходимо следовать принципам шрути и смрити, а также панчаратрики-видхи. Особенно в современную эпоху, Кали-югу, не существует ведического виддхи. Потому что ведический виддхи утрачен. В прошлом посвящение предлагалось тому, кто действительно рожден от отца-брахмана. Либо другой высшей касты: брахманы, кшатрии или вайшьи. Им давали возможность получить инициацию. У шудр этой возможности не было. Такой была ведическая система. Но в нынешнюю эпоху, как утверждает шастра, калау шастра самбхава. В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ, КАЛИ, ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОСТАЛОСЬ БРАХМАНОВ, КШАТРИЕВ ИЛИ ВАЙШЬЕВ. МОЖЕТ БЫТЬ, ОНИ ЕСТЬ ПО НАЗВАНИЮ, НО ПО КВАЛИФИКАЦИИ ИХ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН СЧИТАТЬСЯ ШУДРОЙ. ПОЭТОМУ В КАЛИ-ЮГУ ПРИНИМАЕТСЯ ПАНЧАРАТРИКИ-ВИДХИ. Панчаратрики-видхи — это тоже ведический виддхи, дополнение, данное Нарадой Муни, но это дополнение, панчаратрики-видхи, принимается последователями Вед.

 

Панчаратрики-видхи означает, что если у кого-то есть хотя бы небольшая склонность к духовному развитию, ему следует дать шанс. Эта инициация означает дать шанс. «Бхагавата» утверждает: кирата-хунандхра-пулинда-пулкаша абхира-шумбха йаванах кхасадайах. Это список чандалов, или тех, кто находится ниже шудр. Итак, «Бхагавата» открывает путь перед всеми. Даже если человек является киратой... Кирата — это... Как правило, их называют аборигенами или очень черными аборигенами, живущими в джунглях. Их называют киратами».

 

Лекция, 29 марта 1971 г., Бомбей

«Наш Санатана Госвами дает следующее наставление в «Хари-бхакти-виласе»: человек может стать брахманом благодаря регулярному процессу дикши. Дикшу, инициацию, нельзя предлагать шудре. Но в эту эпоху, Кали-югу, как говорится в шастрах, большая часть населения — шудры. Калау шудра самбхавах. Как они могут быть инициированы? Инициация дается им вопреки ведическим правилам, потому что очень сложно найти квалифицированного брахмана. ДИКША ПРЕДЛАГАЕТСЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОМУ БРАХМАНУ. ПОЭТОМУ ЭТА ДИКША ДАЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПАНЧАРАТРИКИ-ВИДХИ. ЭТО РЕКОМЕНДОВАНО ДЛЯ НЫНЕШНЕЙ ЭПОХИ. МОЙ ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ УЧРЕДИЛ СЛЕДОВАНИЕ ПАНЧАРАТРИКИ-ВИДХИ, И ВСЕ МЫ СЛЕДУЕМ ПО ЕГО СТОПАМ. Любого, кто проявляет склонность посвятить свою жизнь Кришне, следует принять в качестве брахмана».

 

Обратите внимание: МАДХЬЯМА-АДХИКАРИ ПОЛУЧИЛ ДУХОВНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ ОТ ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ, КОТОРЫЙ ПОЛНОСТЬЮ ЗАНЯЛ ЕГО ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМ ЛЮБОВНЫМ СЛУЖЕНИЕМ ГОСПОДУ. **ЭТО И ЕСТЬ ДИКША**

 

Антья 4.192, глава «Санатана Госвами посещает Господа в Джаганнатха-Пури»:

ДИКША-КАЛЕ бхакта каре атма-самарпана

сеи-кале Кришна таре каре атма-сама

 

«Во время посвящения, когда преданный ПОЛНОСТЬЮ ПРЕДАЕТСЯ СЛУЖЕНИЮ ГОСПОДУ, Кришна принимает его как равного Себе».

 

Антья 4.193, глава «Санатана Госвами посещает Господа в Джаганнатха-Пури»:

«Когда тело преданного таким образом трансформируется в духовное бытие, преданный, пребывая в этом трансцендентном теле, совершает СЛУЖЕНИЕ лотосным стопам Господа».

 

Антья 4.194, глава «Санатана Госвами посещает Господа в Джаганнатха-Пури»:

«Когда живое существо, подверженное рождению и смерти, отказывается ото всякой материальной деятельности и посвящает Мне свою жизнь ради исполнения Моего указания, и таким образом действует в соответствии с Моими наставлениями, В ЭТО ВРЕМЯ ОНО ДОСТИГАЕТ УРОВНЯ БЕССМЕРТИЯ И СТАНОВИТСЯ ДОСТОЙНЫМ НАСЛАЖДАТЬСЯ ДУХОВНЫМ БЛАЖЕНСТВОМ, КОТОРЫМ НАПОЛНЕН ОБМЕН СО МНОЙ ЛЮБОВНЫМИ ВКУСАМИ».

 

«Нектар наставлений», 5:

«Разумное осуществление шести принципов любовных взаимоотношений с преданными, упомянутых в предыдущем стихе, предполагает тщательный отбор людей, составляющих круг нашего общения. Поэтому Шрила Рупа Госвами советует нам строить свои отношения с вайшнавами в соответствии с их духовным уровнем. В данном стихе он рассказывает о том, как вести себя с преданными трех типов: каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари. Каништха-адхикари — это неофит, который получил от духовного учителя посвящение в святое имя, хари-наму, и пытается повторять святое имя Кришны. Такому преданному, каништха-вайшнаву, следует оказывать почтение мысленно. МАДХЬЯМА-АДХИКАРИ ПОЛУЧИЛ ДУХОВНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ ОТ ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ, КОТОРЫЙ ПОЛНОСТЬЮ ЗАНЯЛ ЕГО ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМ ЛЮБОВНЫМ СЛУЖЕНИЕМ ГОСПОДУ. Считается, что мадхьяма-адхикари находится на середине пути преданного служения. Уттама-адхикари — это преданный самого высокого уровня, тот, кто достиг вершин преданного служения. Уттама-адхикари свободен от желания оскорблять других, его сердце абсолютно чисто, и у него есть полный опыт беспримесного сознания Кришны. По словам Шрилы Рупы Госвами, общение с таким маха-бхагаватой, совершенным вайшнавом, и служение ему — это то, к чему должен стремиться каждый преданный».

 

Обратите внимание: в этом комментарии Шрила Прабхупада проводит различие между инициациями — формальностью и дикшей, которую получил мадхьяма-адхикари.

 

Беседа, 16 октября 1976 г., Чандигарх:

Журналист: Какова процедура в Вашем Движении? Вы сами инициируете всех учеников или же Ваши ученики тоже делают это?

 

Прабхупада: Ну, есть инициация или нет инициации, на первом месте знание. [Запись прерывается]...знание. Инициация — это формальность. Подобно тому, как вы ходите в школу, чтобы получить знание, а зачисление — формальность. Это не очень важная вещь».

 

Шрила Прабхупада дает освобождение, давая ДИКШУ, знание, тогда как формальности осуществляются ритвиками (представителями ачарьи).

 

Считается, что каништха-адхикари находится на уровне гуны благости, саттва-гуны, а не на уровне вишуддха-саттвы, чистой благости. Поэтому он НЕ В СОСТОЯНИИ дать дикшу. Как каништха-адхикари может давать дикшу, если он сам не свободен от всего материального осквернения?

<...>

Обратите внимание: ниже приводится показательный пример дикши. Васудева находился на уровне шуддха-саттвы, вот почему из него Кришна был перемещен в Деваки.

 

Бхаг., 10.2.18, глава «Молитвы полубогов, обращенные к Господу Кришне во чреве Деваки»

«Затем Верховный Господь, исполненный божественных совершенств и дарующий благо всему мирозданию, был вместе со Своими всемогущими экспансиями перемещен из ума Васудевы в ум Деваки. Получив таким образом посвящение от Васудевы, Деваки стала очень красивой, ибо носила в сердце своем Господа Кришну, изначальное сознание каждого и причину всех причин. Так становится прекрасным восток, несущий восходящую луну.

 

КОММЕНТАРИЙ:

 

Слово манастах, употребленное в данном стихе, указывает на то, что Верховный Господь был перенесена из ума, то есть сердца, Васудевы в сердце Деваки. Следует обратить особое внимание на то, что Господь был перемещен в Деваки не так, как это обычно происходит у людей, а посредством дикши, посвящения. Иначе говоря, этот стих указывает на важность получения посвящения. Не получив посвящения от подлинного учителя, который всегда носит в своем сердце Верховную Личность Бога, человек не сможет обрести силу, необходимую для того, чтобы носить Верховного Господа в собственном сердце.

 

Бхаг., 8.5.29, глава «Полубоги просят у Господа защиты», комментарий:

«В «Бхагаватам» (4.3.23) сказано: саттвам вишуддхам васудева-шабдитам. В материальном мире господствуют три гуны природы — благость, страсть и невежество. Из них благость представляет собой знание, страсть — смесь знания и невежества, а гуна невежества исполнена тьмы. Верховный Господь находится за пределами страсти и тьмы. Он пребывает на уровне, где благость не осквернена страстью и невежеством. Этот уровень называется васудевой. Васудева, нисходит в материальный мир, оставаясь на этом уровне».

 

Бхаг., 5.3.20, глава «Как явился Господь Ришабхадева, сын царя Набхи и Мерудеви», комментарий:

«Тело, в котором нисходит Господь Вишну, состоит из шуддха-саттвы. Шуддха-саттвой называют саттва-гуну, которая неподвержена осквернению. В материальном мире даже гуна благости (саттва-гуна) осквернена примесями раджо- гуны и тамо-гуны. Но шуддха-саттва — это саттва-гуна, свободная от этих примесей. Саттвам вишуддхам васудева-шабдитам (Бхаг., 4.3.23). Уровень шуддха-саттвы называют уровнем васудевы: поднявшись на него, можно постичь Верховную Личность Бога, Васудеву».

Из статьи Махеш Раджи прабху «Дикша, данная преданному мадхьяма-адхикари, не является формальностью» [93]

 

Итак, цитаты и доводы, приведенные в данном разделе, а также в других разделах этой публикации, подтверждают следующие выводы:

 

Основной шикша-гуру, которого впоследствии следует принять своим дикша-гуру, это:

 

1. Тот, кто является нынешним звеном в авторитетной цепи преемственности духовных учителей (обладает (а) квалификацией преданного высшей категории, (б) надлежащими полномочиями от своего гуру и Верховного Господа).

 

2. Тот, кто дает семя лианы чистого преданного служения Богу (без примесей кармы и др.), устанавливает наиболее актуальную конфигурацию правил, стандартов и предписаний регламентированной практики преданного служения на основе указаний шастр и предыдущих ачарьев в соответствии со временем, местом и обстоятельствами. Это, в частности, означает, что установленные инициирующим учителем стандарты практики преданного служения должны тщательно поддерживаться и защищаться от искажений. Они не могут заменяться на что-либо другое под влиянием указаний других учителей, будь то современные наставники, преподаватели, администраторы или даже ачарьи прошлого.

 

3. Тот, кто дает дивья-гьяну (божественное, трансцендентное знание) — как правило, ее основной или ключевой массив, — передавая ученику наставления священных писаний и предыдущих ачарьев (совершенных личностей, апта-пуруш) и объясняя их (парипрашна). Это знание должно быть свободным от присущих обусловленным душам изъянов, должно исходить от Верховного Господа и передаваться через учителя как прозрачную среду, и его должно быть достаточно для того, чтобы ученик смог достичь совершенства своей жизни. Не следует принимать наставления других учителей как руководство к действию, если они не подтверждены или санкционированы наставлениями дикша-гуру, или вообще противоречат им. Принимать кого-либо в качестве шикша-гуру можно, если его наставления не противоречат тому, чему учит дикша-гуру.

 

4. Тот, кто принимает на себя максимально полную ответственность за ученика, в том числе за очищение его от последствий грехов (совершенных и будущих), за передачу служения (севы), выполняемого учеником, Богу по цепи парампары (произносить пранама-мантру гуру, проводить арати, предлагать пищу и т. д. — всё это осуществляется через своего дикша-гуру), за его обучение практическим аспектам преданного служения (это также может осуществляться представителями гуру и через его записанные наставления). Соответственно, среди всех учителей именно дикша-гуру является основным объектом медитации и преданности ученика (пранипат), и ему ученик дает обеты как представителю Бога.

 

5. Тот, кто инициирует в повторение мантр, обеспечивает парикшу — взаимную проверку ученика и гуру, — процедуры пурашчарьи и обрядовый аспект дикши (наречение духовным именем, начитывание четок, вручение священного шнура, проведение огненной ягьи). Это может обеспечиваться как самим духовным учителем, так и, с его разрешения, физически присутствующими представителям духовного учителя, его аудиозаписями и т. д.

 

6. Тот, кто дает ученику духовное посвящение, раскрывает в его сердце Господа и дает освобождение — возвращает ученика домой, к Богу (выводит из состояния материального сна в естественное состояние чистого сознания Кришны).

 

Наделение по-настоящему божественным, абсолютным знанием (самбхандха-гьяной, абхидхейа-гьяной и прайоджана-гьяной) и максимально полная ответственность за судьбу ученика (избавление от последствий грехов и так далее вплоть до возвышения ученика до освобождения) — ключевые обязанности дикша-гуру. Внешние аспекты дикши не являются ее сутью и могут, с одобрения гуру, осуществляться его представителями. Поэтому Шрила Прабхупада установил в ИСККОН систему инициаций с участием президентов храмов и ритвиков, и еще в 1977 году эта система приняла свой окончательный облик, когда Шрила Прабхупада физически не имел никаких контактов со своими новыми инициированными учениками, передав право ритвикам от его имени и «по своему усмотрению» (беседа во Вриндаване, 07.07.1977) принимать от президентов храмов рекомендации на посвящение в ученики Шрилы Прабхупады и начитывали четки и священные шнуры, после чего президент храма или ритвик проводили обряд посвящения от имени Шрилы Прабхупады. Поэтому данной системе часть центров и последователей ИСККОН следуют и сейчас, после физического ухода Шрилы Прабхупады, тем более что таковы указания основателя и ачарьи ИСККОН.

 

 

Диаграмма «Дикша» из книги Кришнаканта Десая «Последний приказ», написанной в 1996 г. по заказу специальной комиссии GBC

 

Глава 7. Вайшнавы-пандиты из Мадхва- и Рамануджа-сампрадаи признают Шрилу Прабхупаду гуру-освободителем для всего ИСККОН и учрежденную им систему ритвиков

 

Статья Чанчалапати даса «Шрила Прабхупада — спаситель всех преданных ИСККОН»:

 

Недавно у меня была возможность пообщаться с несколькими пандитами[9] Мадхва-сампрадаи в Бангалоре и Удупи. Одним из них был пожилой знаток санскрита, 70-летний профессор университета, уважаемый преподаватель и последователь философии Мадхвы в Бангалоре.

 

Беседуя с ним, мы подошли к теме теологических разногласий между ИСККОН-Бангалором и ИСККОН-Мумбаи.

 

В ходе разговора я спросил пандита: «В вашей сампрадае, когда проводится церемония упанайана, практика такова, что человек может получить мантру гаятри от своего отца, дяди или деда. В таких случаях кто считается спасителем кандидата, прошедшего обряд упанайана?»

 

Он выразительно и гордо ответил: «Мы — мадхваиты! Для всех мадхваитов спаситель — Шри Мадхвачарья[10]. Он наш мула-гуру. Мы следуем его сиддханте [философской доктрине, окончательным выводам — прим. ред. ], его пониманию, его наставлениям, его практикам, и потому он — тот, кто дает нам освобождение».

 

«В том случае, если человек получает мантру гаятри от одного из санньяси Мадхва-сампрадаи, главного настоятеля матха, кто тогда считается спасителем?»

 

Он вновь категорично ответил: «Даже в этом случае освободителем является только Шри Мадхвачарья». «Даже если получают мантру от санньяси?..» — спросил я.

 

«Освобождение из материального мира, — продолжил он, — и предоставление доступа на Вайкунтху — это не что-то незначительное. Это требует исключительной духовной квалификации и особых благословений Господа. И для всех мадхваитов Шри Мадхвачарья — тот, кто обладает такими полномочиями, полученными от Господа, чтобы давать освобождение».

 

«Если Шри Мадхвачарья — тот, кто дает освобождение, — спросил я, — то какую роль играет тот, кто дает мантру гаятри, будь то отец, дед или даже санньяси одного из матхов Мадхвы?»

 

«Все они действуют в качестве агентов, или представителей, Шри Мадхвачарьи».

 

Я задал следующий вопрос: «Это ваше личное понимание или же все мадхваиты придерживаются такой позиции?».

 

«Таково корректное понимание, которого придерживаются все мадхваиты вот уже около восьми столетий». Сказав это, он добавил: «Такова позиция не только последователей Мадхва-сампрадаи. Для всех последователей Шри Рамануджачарьи[11] спасителем является Шри Рамануджа. Даже последователи Шри Шанкары[12] считают, что брахма-саюджью [слияние с Брахманом — прим. ред. ] дает им Шанкарачарья. Насчет этого нет сомнений».

 

Затем он перешел к нашей ситуации в ИСККОН: «А для всех преданных в ИСККОН, поскольку вы следуете наставлениям Шрилы Прабхупады, читаете его книги, практикуете то, чему он учил, то для всех вас освободитель — Шрила Прабхупада».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...