Методика развития. Речевого дыхания. У дошкольников. С нарушениями речи. Введение. Белякова Л. И. , гончарова Н. Н. , шишкова Т. Г. Б 43 методика развития речевого дыхания у дошколь-
Стр 1 из 12Следующая ⇒ . Серия «Логопедические технологии» Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ББК7-1.: * Б 43 ВВЕДЕНИЕ
Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошколь- ников с нарушениями речи
[SBN б 88821 Ofl Научный редактор: доктор мед. наук профессор Л. И. Белякова Рецензенты: профессор Е. В. Лаврова, доктор мед. наук профессор Л. Ф. Гаврилов Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н. А. Трохина) Северного окружного управления Московского комитета образования. В апробации методики развития речевого дыхания у дошкольников с патологией речи приняли участие педагоги Г. В. Прокопенко, М. Л. Воронцова. Обучение по этой методике позволяет детям с заиканием усваивать правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией, ринолалией и алалией помогает нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания. Адресовано педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими речевые нарушения. Педагогическая технология развития речевого дыхания окажет помощь студентам логопедических отделений вузов в овладении специальностью. ББК 74. 3 ISBN 5-93927-098-0 © Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова, 2003 ©Оформление. ОООИздательство «Книголюб», 2004 Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.
Различают три типа дыхания: верхнереберный, грудной, грудобрюшной (он же диафрагмально-ребер-ный). При любом типе дыхания диафрагма обязательно задействована, однако доля ее участия разная. Наименее физиологически оптимальным является ключичное дыхание, так как нижние доли легких участвуют при этом неполностью. У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания - грудобрюшной. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений. Известно, что наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию. — 3 1 *-4609 Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи. В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание под-складочного давления и правильного голосоведения. Большое значение1 для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).
В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение. Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит - семантическому, лекси-ко-грамматическому и интонационному наполнению высказывания. Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации го-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|