Выполнение пары «быстрых вдо-vnPAWHFHMF 1 хов>> и пропевание на выдохе гласного звука.
— 33 Ill этап Развитие фонационного выдоха Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха. Этап включает семь упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на «быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха. Примерная продолжительность этапа - восемь недель. Выполнение пары «быстрых вдо-vnPAWHFHMF 1 хов> > и пропевание на выдохе гласного звука. Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки на поясе, ноги почти на ширине плеч. Инструкция: «Сейчас будем петь звук А (позже используются звуки О, У, И, Э). Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Делаем два вдоха: " нюх-нюх" и поем: " А-А-А... " (Логопед делает пару «быстрых вдохов» и на мягкой атаке поет звук А. ) Теперь вы будете петь, а я послушаю, кто поет красиво и дольше всех. Следите за моими руками». Вначале рука логопеда быстро поднимается вверх, что служит сигналом к выполнению пары «быстрых вдохов», затем в процессе пения звуков рука медленно опускается. Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении недели.
Выполнение ротового вдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым вдохом через рот). Исходное положение: произвольное. Инструкция: «Давайте представим, что к нам в комнату на цветном парашюте спустился Чебурашка. Мы обрадовались и удивились. (Логопед изображает радостное удивление, приподнимает руки, приоткрывает рот, быстро и бесшумно вдыхает ртом воздух. ) Давайте вместе обрадуемся и удивимся, только очень тихо, чтобы не испугать Чебурашку». При возникновении затруднений логопед предлагает детям выполнить упражнение перед большим зеркалом.
В течение одного занятия упражнение повторяется 3-4 раза, обязательно с паузой между ними. Упражнению обучают на протяжении недели. Предыдущее упражнение больше не выполняется.
Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверхи пропевание на выдохе гласного звука А (О, У, И, Э) при медленном возвращении рук в исходное положение. Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. Инструкция: «Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнем и поднимем руки вверх.
34 — — 35 Затем будем медленно опускать руки и петь звук А. Посмотрите и послушайте, как я пою. (Логопед показывает упражнение. ) А теперь давайте споем вместе». Некоторые дети быстро заканчивают пение гласных и опускают руки. В этом случае логопед дает дополнительную инструкцию: «Руки опускаем еще медленнее и долго красиво поем». Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении одной недели.
Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука У с изменением силы голоса. Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. Инструкция 1: «Сейчас мы будем гудеть громко, как большой паровоз. Послушайте, как это у теня получится. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, громко поет звук У. ) А теперь вместе погудим, как большой паровоз». Инструкция 2: «А теперь погудим тихо-тихо, как маленький паровоз. Послушайте, как я это сделаю. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом 36 — вместе с движением руки вверх. На вы дохе, медленно опуская руку, тихо поет звук У. ) А теперь вместе погудим, как маленький кий паровоз». Упражнение выполняют 2-3 раза в день на протяжении одной недели.
Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука И с изменением высоты голоса.
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. Инструкция 1: «Сейчас мы будем рычать, как большой медведь, низким голосом. Послушайте, как у меня это получится. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, низким голосом поет звук И. ) А теперь вместе порычим, как большой медведь». Инструкция 2: «А теперь порычим, как маленький медвежонок, высоким голосом. Послушайте, как я это сделаю. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе высоким голосом поет звук И. ) А теперь вместе порычим, как маленький медвежонок». — 37 Пропевание других гласных звуков проходит аналогичным способом. Упражнение выполняют 2-3 раза в день на протяжении одной недели.
Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией. Длительность пения не фиксируется. Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. Инструкция: «Сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, слитно пропевает ряд гласных: АОУ. ) А теперь поем вместе. Давайте попробуем спросить на волшебном языке: " Как дела? " » (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, пропевает с вопросительной интонацией ряд гласных: АОУ? ) Затем тот же ряд гласных пропевается с интонациями удивления, радости, жалобы. Упражнение выполняется 3-4 раза в день на протяжении двух недель.
Выполнение ротового вдоха и дли-тельное пение на выдохе ГЛАСНОГО звука. (Тренировка длительности фонационного выдоха. ) Исходное положение: произвольное. Инструкция: «Я расскажу вам сказку, а вы внима телъно ее слушайте. Как-то раз царь зверей Лев собрал всех жителей леса на большой поляне и сказал: " Я решил устроить соревнование. Победителем станет тот, кто дольше всех сможет тянуть голосянку". Первым решил испробовать свои силы Медведь. Он вдохнул много-много воздуха и со всей силы как крикнет: " А! " Голосянка у него получилась хоть и громкая, но совсем короткая. Вторым решил участвовать в соревнованиях Волк. Он забыл вдохнуть воздух и только завыл свою голосянку: " У-у", она тут же у него и кончилась. Нужно было снова вдохнуть, а этого делать было нельзя, и Лев выгнал его. Третьей была лиса. Вы знаете, что она хитрая и умная. Лисичка вдохнула воздуха не слишком мало и не слишком много и красивым голоском стала тянуть голосянку. Она не кричала, как Медведь. И ее голосянка получилась самой длинной. Лев и все звери признали Лисичку победительницей. Ребята, как вы думаете, почему сильный Медведь не смог тянуть голосянку? По
38 — — 39 тому что Медведь вдохнул очень много воздуха и сильно кричал. Волк забыл вдохнуть воздух перед голосянкой. А вот Лисичка все сделала правильно - вдохнула воздуха не много и не мало, не кричала, а пела красивым голоском. Сейчас мы с вами тоже устроим соревнование и будем тянуть голосянку. Послушайте, как я тяну голосянку. (Логопед быстро вдыхает воздух полуоткрытым ртом и одновременно поднимает руку ладонью вверх, затем на мягкой атаке долго поет звук А, медленно опуская руку ладонью вниз. ) А теперь вы будете тянуть голосянку все вместе. Соревнование должно быть честным. У кого голосянка закончится, больше не начинайте ее. Приготовились. Начали! » Логопед быстрым движением руки подает детям сигнал для выполнения вдоха. При этом логопед слегка приоткрывает свой рот. В процессе пения логопед медленно опускает руку вниз. Постепенно у детей образуется условно-рефлекторная связь между началом вдоха и движением руки логопеда вверх. В дальнейшем быстрое движение руки вверх воспринимается детьми как невербальная инструкция к выполнению быстрого вдоха через рот. Упражнение выполняется 3-4 раза в день на протяжении одной недели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|