Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV этап Развитие речевого дыхания




IV этап Развитие речевого дыхания

Цель:   развитие собственного речевого дыхания.

Данный этап является базовым. Он тесно сопряжен с логопедической работой по формированию планиро-вания речевого высказывания. Дети обучаются в про цессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.

На первых занятиях активно используется невер бальная инструкция: быстрое движение руки с раскры­той ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через рот. По мере того как дети начинают самостоятель­но выполнять вдох перед речью, количество таких ин­струкций сокращается.

Каждое упражнение длится не более пяти минут и повторяется 3-4 раза в день.

Примерная продолжительность этапа пять недель.

 

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ_____________

Упражнения первого комплекса выполняются в те чение одной недели и заключаются в пропевании раз личных слогов.


 


40 —


— 41


 


УПРАЖНЕНИЯ

1-2

Выполнение ротового вдоха и на вы­дохе произнесение нараспев слога.

1. Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми (МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА, БО, БУ, БЫ, БИ и т. д. )

2. Используются слоги, которые будут входить в состав слов, «пропеваемых» при изучении второго комплек­са упражнений (КА, КО, КИ, ЛА, ЛО и т. д. )

Исходное положение: стоя, подбородок слегка при­поднят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Сейчас мы будем произносить волшеб­ные слоги.

Волшебные они потому, что из них об­разуются слова.

Послушайте, как я произнесу волшеб­ный слог. (Логопед выполняет вдох с од­новременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опус­кая руку, нараспев произносит слог, на­пример, «МА». ) А теперь произносим вместе».

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Второй комплекс упражнений выполняется в тече­ние двух недель.


 

УПРАЖНЕНИЕ 1

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев дву­сложного слова (по слогам).

Используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т. д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка при­поднят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Сейчас мы будем составлять из волшеб­ных слогов слова и произносить их. Послушайте, как у меня это получится. (Логопед выполняет вдох с одновремен­ным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев произно­сит слово, например, «МА-А-МА-А». ) А теперь произносим все вместе». В течение одного занятия каждое слово пропевает-ся 4-5 раз.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трехсложного слова (по слогам).

Используются слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МА­ШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ и т. д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка при­поднят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).


 


42 —


\43


Инструкция:    аналогична инструкции, данной в преды­дущем упражнении.


УПРАЖНЕНИЕ 2


Выполнение ротового вдохаи па выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов.


 


ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ


Третий комплекс упражнений выполняется в тече­ние одной недели.

УПРАЖНЕНИЕ '

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов.

Используются фразы, включающие двусложные и трехсложные слова, например: «МАМА МЫЛА», «МИ­ЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», «ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т. д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка при­поднят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Сейчас мы произнесем одно из слов, кото­рое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово и будет фраза. Получится, словно паровозик с вагончи­ком едут вместе.

Послушайте, как это сделаю я. (Логопед выполняет вдох с одновременным быст­рым движением руки вверх, а на выдохе нараспев произносит фразу, например: «МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А». ) А теперь произносим все вместе».

44 —


Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ», «МАМА МЫЛА КОЛЮ», «МИЛА ЕЛА КАШУ» и т. д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка при­поднят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «А теперь мы будем присоединять к па­ровозику новые вагончики-слова».

Логопед, называя каждое слово «вагончиком», ри­сует на доске схему:

Логопед, указывая рукой на каждый «вагончик», проговаривает фразу:

«Мама             мыла            Милу»

Затем логопед проговаривает текст слитно и плав­но, быстро поднимая руку перед началом произнесения фразы (вдох полуоткрытым ртом) и опуская медленно руку к концу фразы (выдох):

 Мама мыла Милу

Теперь все вместе говорим:

 Мама мыла Милу

* Символ указывает на вдох с одновременным подъемом руки вверх. Символ указывает на выдох с одновременным опусканием руки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...