IV этап Развитие речевого дыхания
IV этап Развитие речевого дыхания Цель: развитие собственного речевого дыхания. Данный этап является базовым. Он тесно сопряжен с логопедической работой по формированию планиро-вания речевого высказывания. Дети обучаются в про цессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты. На первых занятиях активно используется невер бальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через рот. По мере того как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций сокращается. Каждое упражнение длится не более пяти минут и повторяется 3-4 раза в день. Примерная продолжительность этапа пять недель.
ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ_____________ Упражнения первого комплекса выполняются в те чение одной недели и заключаются в пропевании раз личных слогов.
40 — — 41
Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога. 1. Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми (МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА, БО, БУ, БЫ, БИ и т. д. ) 2. Используются слоги, которые будут входить в состав слов, «пропеваемых» при изучении второго комплекса упражнений (КА, КО, КИ, ЛА, ЛО и т. д. ) Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: «Сейчас мы будем произносить волшебные слоги. Волшебные они потому, что из них образуются слова. Послушайте, как я произнесу волшебный слог. (Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опуская руку, нараспев произносит слог, например, «МА». ) А теперь произносим вместе».
ВТОРОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ Второй комплекс упражнений выполняется в течение двух недель.
Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова (по слогам). Используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т. д. Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: «Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова и произносить их. Послушайте, как у меня это получится. (Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев произносит слово, например, «МА-А-МА-А». ) А теперь произносим все вместе». В течение одного занятия каждое слово пропевает-ся 4-5 раз.
Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трехсложного слова (по слогам). Используются слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ и т. д. Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).
42 — \43 Инструкция: аналогична инструкции, данной в предыдущем упражнении. УПРАЖНЕНИЕ 2 Выполнение ротового вдохаи па выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов.
Третий комплекс упражнений выполняется в течение одной недели.
Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов. Используются фразы, включающие двусложные и трехсложные слова, например: «МАМА МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», «ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т. д.
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: «Сейчас мы произнесем одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово и будет фраза. Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе. Послушайте, как это сделаю я. (Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе нараспев произносит фразу, например: «МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А». ) А теперь произносим все вместе». 44 — Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ», «МАМА МЫЛА КОЛЮ», «МИЛА ЕЛА КАШУ» и т. д. Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: «А теперь мы будем присоединять к паровозику новые вагончики-слова». Логопед, называя каждое слово «вагончиком», рисует на доске схему: Логопед, указывая рукой на каждый «вагончик», проговаривает фразу: «Мама мыла Милу» Затем логопед проговаривает текст слитно и плавно, быстро поднимая руку перед началом произнесения фразы (вдох полуоткрытым ртом) и опуская медленно руку к концу фразы (выдох): Мама мыла Милу Теперь все вместе говорим: Мама мыла Милу * Символ указывает на вдох с одновременным подъемом руки вверх. Символ указывает на выдох с одновременным опусканием руки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|