Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы работы. По развитию дыхательной функции. И речевого дыхания. У детей с нарушениями речи




4 —


лосовых реакций, т. е. на ранней стадии речевого онтоге­неза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и ре­чевое дыхание. У здоровых детей в 4-6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и рече­вое дыхание находятся в стадии интенсивного формиро­вания. У детей без речевой патологии к пяти годам на­блюдается в основном грудобрюшной тип дыхания, хотя нередко (после бега, при волнении, в разговоре со взрос­лым и т. д. ) они могут дышать всей грудью, даже подни­мая плечи. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе од­ного речевого выдоха они произносят простые трех-че-тырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносят­ся детьми в старшем дошкольном возрасте, как прави­ло, с использованием речевого дыхания.

Усложнение речевой задачи детьми 5-6 лет в виде че­тырех-, пяти- и шестисловных фраз с новой лексикой при­водит к нарушению речевого дыхания. Усложнение со­держания высказывания как в семантическом, так и в лек-сико-грамматическом плане разрушает речевой выдох: по­являются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т. е. высказывание прерывается и, соответственно, не имеет ин­тонационной завершенности.

Произнесение фразы детьми 10 лет, как и взрослы­ми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всег­да происходит в пределах одного речевого выдоха, т. е. речевой выдох растягивается во времени соответственно длине высказывания. Таким образом, к 10 годам проис­ходит формирование речевого дыхания, которое начина-

— 5

2-4609


ет соответствовать синтагматическому делению текстов, т. е. становление речевого дыхания завершается.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нару­шениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недоста­точно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере ста­новления речевой функции, то у детей с речевыми нару­шениями оно развивается патологически.

В процессе речевого высказывания у них отмечают­ся задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.

Помимо возможности появления судорожной ак­тивности в мышцах дыхательного аппарата и наруше­ния речевого выдоха, у таких детей отмечается недоста­точный объем вдыхаемого воздуха перед началом рече­вого высказывания, а также укороченный и нерацио­нально используемый речевой выдох. Произнесение от­дельных слов происходит в разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.

Таким образом, дошкольникам с речевой патологи­ей прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих пока­зателей к норме позволит в дальнейшем перейти к раз­витию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип ды­хания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.


ЭТАПЫ РАБОТЫ

ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа включает пять этапов, которые должны проходить в строгой последовательности. Продолжи­тельность каждого этапа регламентируется только ре­зультатами работы. В то же время в пособии указы­вается средняя длительность этапов, в которую, со­гласно нашему опыту, «укладывается» приобретение дыхательных навыков у большинства детей 5-6 лет с речевыми нарушениями.

Перед началом тренировки необходимо не толь­ко обследовать детей у педиатра и невропатолога, но и проконсультировать у отоларинголога, чтобы полу­чить заключение о проходимости носовых ходов и со­стоянии их слизистой оболочки. Дети с острыми рес­пираторными заболеваниями, ринитом, аденоидами не включаются в состав группы.

Логопеду желательно проверить дыхательную функцию детей при их поступлении в дошкольное уч­реждение, затем повторить процедуру в середине и в конце года.

Для проведения обследования рекомендуется ис­пользовать приборы «Пикфлоуметр» и «Спирометр детский». С помощью «Пикфлоуметра» определяет­ся объемная пиковая скорость форсированного вы­доха, с помощью «Спирометра» - объем воздуха в легких. Полученные данные заносятся в карту обсле-


 


6 —


2--4609


— 7


дования детей и позволяют объективно оценить ди­намику жизненной емкости легких в процессе заня­тий.

Обучение проводится как с помощью известных методических приемов, так и с использованием раз­работанной нами методики, которая включает отдель­ные положения парадоксальной дыхательной гимна­стики А. Н. Стрельниковой.

Желательно, чтобы в группе одновременно зани­мались не более 7-8 человек.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...