элементов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой
элементов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой Цель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей. Этап состоит из трех комплексов упражнений, в которых осуществляется последовательное усложнение двигательных задач. Примерная продолжительность этапа - 12-14 недель. Перед логопедом стоит задача обучить детей приемам специальной дыхательной гимнастики*. Особое внимание необходимо обратить на следующие условия: 1) активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха; 2) вдох осуществляется в момент физической нагрузки; 3) все упражнения проводятся в комфортном для детей темпе и ритме. У детей с нарушениями речи при углубленном дыхании легко возникает гипервентиляция. Учитывая эту * При описании этапа авторы опирались на отдельные положения парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. 14 — особенность, разработана методика дозированных «быстрых вдохов»*, которые осуществляются через нос. Прохождение воздуха через носовые ходы сопровождается наибольшим шумом и примыканием ноздрей к носовой перегородке. Чтобы дети смогли правильно понять и усвоить выполнение дыхательного упражнения, логопед предлагает инструкцию: «Попробуем нюхать воздух так, как это делают животные, например, собаки, - шумно и быстро. Их вдохи напоминают хлопки в ладоши -" нюх-нюх" ». Выработывается навык осуществлять подряд два «быстрых вдоха». Логопед визуально и на слух (двойной шум) контролирует выполнение «быстрых вдохов» детьми. Внимание детей привлекается к движению ноздрей, т. е. к сокращению мышц, и двойному шуму.
ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ Задача: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениями головы и рук. В комплекс входит шесть упражнений. На обучение каждому упражнению отводится неделя. Перед разучиванием нового упражнения повторяются все ранее усвоенные упражнения. Таким образом, к концу обучения дети могут последовательно выполнить комплекс, состоящий из шести упражнений. Далее термин «быстрый вдох» будет применяться как условное обозначение этих специальных дыхательных движений. — 15 3'-4609
В первые дни упражнение выполняются 4 раза подряд. Постепенно их количество увеличивается до 12 раз. На овладение комплексом отводится шесть недель.
Выполнение пары «быстрых вдохов». Исходное положение: стоя перед логопедом, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по двараза: " нюх-нюх" и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух». Логопед демонстрирует вдохи, при которых слышен шум полдуха и видно, как ноздри сближаются с носовой перегородкой. Упражнение выполняется логопедом вместе с детьми, а затем дети выполняют «быстрые вдохи» перед зеркалом (рис. 4). Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы вдохи не сопровождались движениями плеч, а выдох был произвольным, не задерживался. Первое упражнение является Рис. 4Выполнение
16 — Логопед должен следить за состоянием детей, так как у некоторых из них могут наблюдаться признаки гипервентиляции. Это происходит, если дети не могут делать два «коротких шумных» носовых дыхательных движения в процессе вдоха. Каждое из двух дыхательных движений они осуществляют как обычный вдох, т. е. глубже, чем надо. В таких случаях логопед проводит индивидуальную работу.
Выполнение пары «быстрых вдохов» по условному сигналу логопеда (быстрое движение руки вверх). Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Логопед произносит рифмовку, дети выполняют «быстрые вдохи» по его сигналу - быстрому движению руки вверх. В качестве примера приводим два текста. Текст 1 За стеклянными дверями Стоит мишка с пирогами.
Здравствуй, мишенъка-дружок, Дай понюхать пирожок (" два коротких вдоха» по сигналу логопеда, ). Текст 2 Мышки водят хоровод, На диване дремлет кот. И мышиный хоровод Вдруг увидел серый кот ('два коротких «быстрых вдоха» по сигналу логопеда/ «Кот понюхал нас! Ура! Разбегайся детвора! » Если кто-то из детей не может понять, когда надо делать «быстрые вдохи», то логопед сопровождает движения руки словами: «нюх-нюх».
Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то вправо, то влево (рис. 5). Исходное положение: стоя, подбородок приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Все помнят, как собачки нюхают воздух? Сейчас собачки будут нюхать воздух, чтобы найти спрятавшегося зайчика. Сначала понюхаем воздух Отдыхаем. (Возврат головы поворотом головы в сторо-в исходное положение, выдох. ) ны 18 — Затем нюхаем воздух слева. (Логопед поворачивает голову налево и делает пару «быстрых вдохов». ) Отдыхаем». (Возврат головы в исходное положение, выдох. ) Логопед показывает упражнение целиком, не останавливаясь на отдельных позициях.
Упражнение можно сопровождать рифмовкой: Раз, два, три, четыре, пять! Где же зайчика искать? Может, справа под кустом? (поворот головы вправо, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение). Может, слева за бревном? (поворот головы влево, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|