Занятие по теме «образ лисы в сказках Е. М. Рачева»
ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ОБРАЗ ЛИСЫ В СКАЗКАХ Е. М. РАЧЕВА» Программное содержание. Продолжать знакомить детей с творчеством Е. Рачева. Учить понимать содержание иллюстраций, определять характер героя (добрый, злой, глу- пый), выразительные средства. (выбор цвета, позы, одежды). Развивать эмоциональную отзывчивоаь при восприятии иллюстраций. Материал. Книги с иллюстрациями Е. Рачева. Образ лисы: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Коти лиса», «Лисичка-сестричка и серый волк». Ход занятия. В группе оформлена выставка книг, иллюстрированных Е. Рачевым. Рассказ воспитателя. - Давным-давно появились первые сказки о животных. Люди, которые создавали эти сказки, хорошо знали, как ведут себя животные, какой у них характер. В сказках лиса -хитрая, волк - жадный и часто бывает глупым, а заяц всегда всех боится. Но в характере и поступках сказочных животных проявляются черты и действия людей. Звери говорят человеческим языком, мыслят и поступают, как люди: добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и глупые. Много лет сказки о животных иллюстрирует художник Евгений Михайлович Рачев. Превращает обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев, заставляет их жить по-новому. Евгений Михайлович наделяет животных человеческими чертами характера. Лисы, медведи, волки, зайцы в рисунках Рачева ходят, сидят, улыбаются, поют и даже плачут, как люди. Чтобы они были еще больше похожи на людей, ху-1 дожник «одевает» их в русские национальные костюмы. Дети, рассматривая иллюстрации ксказке«Лисичка-се-стричка и серый волк», вспоминают содержание сказки. " •* Какой волк в этой сказке? (Страшный. ) " ■ * Каким художник изобразил волка? (Глупым. )
По совету хитрой лисы он опустил хвост в прорубь, что бы поймать, рыбу. Ночь, темно, а он сидит и ждет. Ему хо лодно. За ночь хвост примерз ко льду крепко-накрепко, волк думает: «Вот сколько рыбы я поймал! » Лиса во второй раз обманула волка. Вот она едет на волке. ш* Как вы думаете, довольна лиса? м* Как это изобразил художник? Волка нам очень жалко, он остался без хвоста. . Евгений Михайлович уделял большое внимание созданию обстановки, в которой живут и действуют его герои. Рассмотреть две иллюстрации. Одну, где волк сидит ночью и ловит рыбу на хвост, вторую - где волк везет на себе лису. Обратить внимание детей на фон - что он выражает. Е. Рачев очень много иллюстрировал сказок, где действует лиса. Показать иллюстрации из сказок. «Колобок», «Заюшкина избушка», «Кот и лиса». «* Как художник изображает лису в каждой из этих сказок? (По-разному. ) '■ * Что о ней можно рассказать? Рассмотреть иллюстрации к сказке «Колобок», Обратить внимание на одежду лисы, ее настроение, характер. Вот рыжая лисичка-сестричка в белой кофте, черном сарафане с красным поясом. На шее у нее бусы, на голове красный кокошник. Лиса слушает колобка, улыбается, она такая ласковая... Но добра от нее не жди! Она обманет колобка и съест его. •* Как изобразил художник хитрость? (Глаза хитрые, широко раскрытая пасть, об этом говорит ее поза. ) Рассмотреть иллюстрацию к сказке «Кот и лиса». Сколько легкости и изящества в быстром беге лисы из этой сказки. Она очень довольна. " * Как это показал художник? (Она нежно прижимает к себе петушка, глаза у нее сверкают, она оглядывается и видит, что ее никто не догоняет. Вот какая я ловкая! ) Рассмотреть остальные иллюстрации. Мы совершили еще одно путешествие в мир сказок и красок. И создал этот мир художник Е. Рачев. Его рисунки легко запоминаются, их сразу узнаешь, потому что Евгений Михайлович Рачев своей волшебной кистью, как сказочным ключом, открывает дверь в необыкновенную страну - страну сказок о животных.
Советы воспитателю. Предварительное чтение сказок и рассматривание иллюстраций. Рисование, лепка, аппли- кация на тему «Лиса из моей любимой сказки». Выбрать эпизод из сказки и вид деятельности. ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ХУДОЖНИК В. В. ЛЕБЕДЕВ И ПОЭТ С. Я. МАРШАК» Программное содержание. Познакомить детей с творчеством В. Лебедева, содержанием его иллюстраций. Воспитывать у детей художественный вкус, умение понимать иллюстрации и их выразительные средства. Материал. Книги С Маршака, иллюстрированные В. Лебедевым. Ход занятия. Рассказ воспитателя. - Мы отправляемся в следующее путешествие: в страну сказок, созданную художником Владимиром Васильевичем Лебедевым. В. Лебедев очень любил рисовать животных и много рисовал с натуры. Владимир Васильевич дружил с поэтом Самуилом Яков-левичом Маршаком. Вместе они создали очень много книг для детей. Первая их общая книжка называется «Цирк». Лебедев нарисовал рисунки акварельными красками, а Маршак написал к этим рисункам стихи. Посмотрите, какая веселая и интересная получилась книжка! Рассмотреть обложку; белые буквы на красном фоне, красными буквами написаны фамилии авторов, а год издания и название написано на сумочке, которая висит у клоуна на плече. А может быть, в этой сумочке спрятаны разные фокусы? Клоун едет на маленькой лошадке. Лошадка как будто одета в длинное платье. На ногах клоуна большие ботинки... И кажется, что он не едет, а идет... Вот чудеса! Откроем книжку, рассмотрим иллюстрации. Во время рассматривания иллюстраций воспитатель читает стихи к ним. Вопросы: к* Какие сцены веселого циркового представления нарисовал художник? < * Какие он использовал краски, чтобы дать нам почувствовать праздничную атмосферу цирка? Владимир Васильевич Лебедев хорошо знал и любил природу. В его альбомах было много рисунков, сделанных с натуры. И его иллюстрации к сказкам отличаются реалистичностью, тонким лиризмом и поэтичностью. Творческое содружество В. Лебедева и С. Маршака помогло им создать много книг, которые очень нравятся детям. Одна из таких книг называется «Тихая сказка».
Воспитатель читает детям стихотворение «Тихая сказка». Вопросы: «► О ком эта сказка? о* Куда пошли ночью ежи? ч* Кого услышали ежи? «* Что сделали ежи, когда услышали волков? «*■ Почему волк боялся укусить ежа? «* Что ежи шептали ежику? «* Почему ушли волки? «* Как кончается сказка? и» Какое время изобразил художник на обложке? (Поздняя осень. Холодный осенний ветер сорвал листья с деревьев и рассыпал их по всей обложке. Они лежат как ковер. Этот же ветер собрал вместе маленькие веточки и листья и выложил из них название - «Тихая сказка». ) м* Объясните, в какое время суток происходит действие сказки? ** Как это изобразил художник? (Ночь, светит луна, деревья серые, как в полумраке. ) *" ♦ Как художник изобразил волков, которые испугались охотников? ** Как художник передает настроение в этой сказке? (Задумчивое, тревожное. ) Стихи и рисунки в этой сказке живут, как близкие друзья. Они дополняют друг друга и не могут один без другого. Дружба Лебедева и Маршака продолжалась долгие годы. Встречаясь, они обсуждали, как сделать лучше и ин-. тереснее книжки для детей. Если получалось смешно, сами радовались и смеялись. , Советы воспитателю. Рассмотреть остальные книги. Дать возможность детям высказаться. Прочитать стихотворения С. Маршака «Цирк», «Тихая сказка». Перед занятием внести портрет В. Лебедева и оформить выставку книг, иллюстрированных художником. Рисование по теме «Цирк».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|