Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ход занятия. Рассказ воспитателя. Она с детства любила рисовать, закончила ВХУТЕМАС и всю жизнь посвятила живописи. Т. Маврина пишет то, что видит, но видит по-своему, в поэтически-причудливом ключе, в каком делает рисунки к сказкам.




Ход занятия.

Выставка репродукций картин и детских книг, иллюст­рированных Т. А. Мавриной.

Рассказ воспитателя.

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с твор­чеством Татьяны Алексеевны Мавриной - яркой, самобыт­ной русской художницей. Она выросла в Нижнем Новго­роде и с детства полюбила радостное, праздничное рус­ское народное искусство этого края (городец, хохлома и

ДР-)

Она с детства любила рисовать, закончила ВХУТЕМАС и всю жизнь посвятила живописи. Т. Маврина пишет порт­реты, натюрморты, панно, пейзажи, старые русские горо­да, иллюстрирует книги. На этой выставке вы видите реп­родукции картин и книги-сказки с иллюстрациями.

Т. Маврина пишет то, что видит, но видит по-своему, в поэтически-причудливом ключе, в каком делает рисунки к сказкам.

Она изучила народное искусство - кружево, резьбу по Дереву, богородские игрушки, роспись ткани, Городецкую живопись и более всего лубок - народную картинку, древ­нерусскую архитектуру - и все это нашло отражение в ее работах - ярких, звонких, сказочных.

Вопросы: р Что вы видите на этой картине?

■ *>

щ

Как называются в живописи такие картины? (Натюр­морт. )

Какой он по настроению? (Радостный. ) Какими красками написан натюрморт? (Красная, жел­тая, зеленая, синяя. )

ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские. 69


Весь натюрморт очень декоративен, на втором плаце нарисована шкатулка.

м* Вот портрет, кто изображен на нем? (Женщина. ) «* Какая она? (Задумчивая. )

Это «Портрет Флоры Ивановны» (так называется кар­тина), которая словно пришла к нам из городецкой роспи­си, изображенной на дальнем плане.

У Т. Мавриной - много пейзажей старинных русских га. ' родов: Суздаля, Владимира, Звенигорода и небольших де­ревень, и все картины пронизаны сказочным и загадочным духом. Называются они: «Власова», «Стеклянный пруд», «Авдотьино».

Ее пейзажи «Прилетели трачи», «Заячьи тропы» отражал ют разное время года.

Т. Маврина любила сказки с малых лет, особенно сказ­ки А. С. Пушкина. Она рисовала птиц, животных - «Заячьи тропы», «Сказка о медвежонке»; звери у нее лубочные, сказочные, вот-вот заговорят. И они действительно гово-| рят. Посмотрите, какие коты в иллюстрациях к сказкам А. С. Пушкина. «У лукоморья... »- кот ученый. Перед каж­дой сказкой художница поместила кота, но везде он - раз­ный, неповторимый. Сколько выдумки, фантазии прояви­ла Т. Маврина! Дети рассматривают иллюстрации, где изображены коты: то кот серьезен, то ироничен, то добро­душен, то задумчив, - очеловеченный кот. Коты цветасты, ' живописны.

Чтение отрывка «Улукоморья... ». Дети слушаютстихот-| ворение под музыку с закрытыми глазами и представляют своего сказочного ученого кота.

Рисование ученого кота.

В конце занятия - выставка котов, и каждый ребенок рассказывает, какие они (полосатые, клетчатые, пушистые! лежащие, шагающие и пр. ).

Коты получились яркие, нарядные, красочные, необык4 новенно радостные.


ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ

«СКАЗКИ А. С. ПУШКИНА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ РАЗНЫХ ХУДОЖНИКОВ»

Программное содержание. Познакомить детей с иллюстрациями разных художников к сказкам А. С. Пуш­кина, с манерой письма В. Конашевича, Т. Мавриной.

Материал. Иллюстрации В. Конашевича, Т. Мавриной, И. Билибина, Б. Дехтерева к сказкам А. С, Пушкина.

Ход занятия.

Пригласить детей на выставку иллюстраций сказок, по­казать, как разные художники: Б. Дехтерев, В. Конашевич, Т. Маврина, В. Милашевский и др. иллюстрировали сказ­ки А. С. Пушкина.

Рассказ воспитателя.

- Посмотрите иллюстрации Владимира Михайловича Конашевича, он был одним из лучших детских иллюстрато­ров, великолепным мастером рисунка по сказкам А. С. Пуш­кина. В. Конашевич хотел, чтобы его картинки были по­нятны детям. Главное в его рисунке-это движение: мими­ка, определенные жесты. (Показать это на иллюстрациях к сказке «О рыбаке и рыбке»: выразительная старуха, ста рик-рыбак " в действии. )

Художник использует свои любимые цвета: лиловый, коричневый и зеленый самых разных оттенков. Цвет рас­сказывает о всех состояниях моря - от зеркальной нежно-голубой глади под чистым небом до черно-синих с белы­ми барашками волн, которые «так воем и воют», сливаясь с лиловыми тучами.

Теперь рассмотрим иллюстрации к другой сказке Как она называется? («Сказка о царе Салтане». } Кто изображен на этой иллюстрации? Что он делает?

Молодой бравый царь Салтан подслушивает и подгля­дывает - девицы видны в окне расписного терема. Салтан задержал одну руку: движение к этим девицам, а другая, тоже в перчатке, направлена вправо, в сторону подобост­растного стрелка, держащего за ним фонарь, а сабля стре-


лецкая у пояса повернута тоже вправо и как бы указывает на следующую страницу.

«*■ Кого изображает Конашевич на этом рисунке? (Гвидо-на. ) Каким он его изображает? (Гвидона художник изображает заботливым, внимательным по отношению к матери, смелым при спасении лебедя, добрым к на| роду, почтительным к отцу. )

" * Какая она, царевна Лебедь? (Она скромная, тихая, зас-< . тенчивая, как и подобает невесте, девице, а затем вер­ной жене, хотя и волшебнице. )

" * Какой цвет преобладает в этих рисунках? (Синий. ) Рассмотреть, как сочетаются цвета костюмов, фона ри­сунка,

" * Кого вы видите на этом рисунке? (Елисея. ) Как называ­ется эта сказка? («Сказка о мертвой царевне. .. ») Рассмот- рим, как одет Елисей?

Сказочно одетый Елисей сидит на коне. Шляпа с крас­ными, синими перьями и такой же яркий костюм, фиоле­товый развевающийся плащ, зеленая попона на пестром; коне. По-детски тянет Елисей к солнцу - к прекрасному све-| тилу ~ свою руку.

Рассмотреть иллюстрации Татьяны Алексеевны Маври-| ной.

А теперь посмотрите на рисунки другого художника к
сказкам А. С. Пушкина.                                               : 1

" » Какой художник их нарисовал? (Т. Маврина. ) Понра-1 вились они вам?

Вот видите, в каких интересных рисунках она изобра­зила сказки А. С. Пушкина. Не рисунки, а волшебные чу-1 деса!

Мы видим на залитых цветом разворотах чудеса остро] ва Буяна. На этих разворотах -. морская стихия, огненносты животворящего солнца.

" * Кого вы видите на этом рисунке? Лебедь едва коснулась синих цветов птичьими лапками, ангельские крылья раскрылись. Лебедь - сине-белое чудо, спустившееся на землю, в божественном окружении природы.


Вот перебирается по волнам флот царя Салтана. Види­те, каждый сидит в своем кораблике. Простодушный ста­рик-царь смотрит в морскую трубу. На этом рисунке мы уже наблюдаем счастливый конец. Три коварные бабы отправ­ляются в изгнание на одном корабле.

»" *■ Что делают царь и царица? (Они нежно обнимают­ся. ) Часы показывают вечное утро - 6 часов. Синий морс­кой цвет сменился на счастливый красный.

В рисунках к сказке «О мертвой царевне... » ярко-крас­ный цвет сменяется розовым, появляются сиреневые, фи­олетовые, голубые цвета.

«♦ Кого вы видите на цветных разворотах? (Богатырей, Ели­сея. ) Елисей скачет на коне выше облака, среди звезд, у самого солнца, в золотом его сиянии. *» Навстречу чему скачет Елисей? (Навстречу месяцу, ко­торый печально заходит за лес) Итак, дети, мы с вами увидели, как по-разному худож­ники иллюстрировали сказки А. С. Пушкина.

Предложить детям выбрать те иллюстрации, которые больше всего им понравились. Назвать художника.

Советы воспитателю. Прочитать сказки А. С. Пушкина. Подобрать иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина художни­ков-иллюстраторов Т. Мавриной, В. Конашевича, Б. Дехте-рева, И. Билибина, рассмотреть их. Предложить посмот­реть книги А. С. Пушкина дома, самим определить худож­ников, иллюстрировавших эти книги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...