Ход занятия. Рассказ воспитателя. Она с детства любила рисовать, закончила ВХУТЕМАС и всю жизнь посвятила живописи. Т. Маврина пишет то, что видит, но видит по-своему, в поэтически-причудливом ключе, в каком делает рисунки к сказкам.
Ход занятия. Выставка репродукций картин и детских книг, иллюстрированных Т. А. Мавриной. Рассказ воспитателя. - Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством Татьяны Алексеевны Мавриной - яркой, самобытной русской художницей. Она выросла в Нижнем Новгороде и с детства полюбила радостное, праздничное русское народное искусство этого края (городец, хохлома и ДР-) Она с детства любила рисовать, закончила ВХУТЕМАС и всю жизнь посвятила живописи. Т. Маврина пишет портреты, натюрморты, панно, пейзажи, старые русские города, иллюстрирует книги. На этой выставке вы видите репродукции картин и книги-сказки с иллюстрациями. Т. Маврина пишет то, что видит, но видит по-своему, в поэтически-причудливом ключе, в каком делает рисунки к сказкам. Она изучила народное искусство - кружево, резьбу по Дереву, богородские игрушки, роспись ткани, Городецкую живопись и более всего лубок - народную картинку, древнерусскую архитектуру - и все это нашло отражение в ее работах - ярких, звонких, сказочных. Вопросы: р Что вы видите на этой картине?
Как называются в живописи такие картины? (Натюрморт. ) Какой он по настроению? (Радостный. ) Какими красками написан натюрморт? (Красная, желтая, зеленая, синяя. ) ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские. 69 Весь натюрморт очень декоративен, на втором плаце нарисована шкатулка. м* Вот портрет, кто изображен на нем? (Женщина. ) «* Какая она? (Задумчивая. ) Это «Портрет Флоры Ивановны» (так называется картина), которая словно пришла к нам из городецкой росписи, изображенной на дальнем плане. У Т. Мавриной - много пейзажей старинных русских га. ' родов: Суздаля, Владимира, Звенигорода и небольших деревень, и все картины пронизаны сказочным и загадочным духом. Называются они: «Власова», «Стеклянный пруд», «Авдотьино».
Ее пейзажи «Прилетели трачи», «Заячьи тропы» отражал ют разное время года. Т. Маврина любила сказки с малых лет, особенно сказки А. С. Пушкина. Она рисовала птиц, животных - «Заячьи тропы», «Сказка о медвежонке»; звери у нее лубочные, сказочные, вот-вот заговорят. И они действительно гово-| рят. Посмотрите, какие коты в иллюстрациях к сказкам А. С. Пушкина. «У лукоморья... »- кот ученый. Перед каждой сказкой художница поместила кота, но везде он - разный, неповторимый. Сколько выдумки, фантазии проявила Т. Маврина! Дети рассматривают иллюстрации, где изображены коты: то кот серьезен, то ироничен, то добродушен, то задумчив, - очеловеченный кот. Коты цветасты, ' живописны. Чтение отрывка «Улукоморья... ». Дети слушаютстихот-| ворение под музыку с закрытыми глазами и представляют своего сказочного ученого кота. Рисование ученого кота. В конце занятия - выставка котов, и каждый ребенок рассказывает, какие они (полосатые, клетчатые, пушистые! лежащие, шагающие и пр. ). Коты получились яркие, нарядные, красочные, необык4 новенно радостные. ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «СКАЗКИ А. С. ПУШКИНА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ РАЗНЫХ ХУДОЖНИКОВ» Программное содержание. Познакомить детей с иллюстрациями разных художников к сказкам А. С. Пушкина, с манерой письма В. Конашевича, Т. Мавриной. Материал. Иллюстрации В. Конашевича, Т. Мавриной, И. Билибина, Б. Дехтерева к сказкам А. С, Пушкина. Ход занятия. Пригласить детей на выставку иллюстраций сказок, показать, как разные художники: Б. Дехтерев, В. Конашевич, Т. Маврина, В. Милашевский и др. иллюстрировали сказки А. С. Пушкина. Рассказ воспитателя. - Посмотрите иллюстрации Владимира Михайловича Конашевича, он был одним из лучших детских иллюстраторов, великолепным мастером рисунка по сказкам А. С. Пушкина. В. Конашевич хотел, чтобы его картинки были понятны детям. Главное в его рисунке-это движение: мимика, определенные жесты. (Показать это на иллюстрациях к сказке «О рыбаке и рыбке»: выразительная старуха, ста рик-рыбак " в действии. )
Художник использует свои любимые цвета: лиловый, коричневый и зеленый самых разных оттенков. Цвет рассказывает о всех состояниях моря - от зеркальной нежно-голубой глади под чистым небом до черно-синих с белыми барашками волн, которые «так воем и воют», сливаясь с лиловыми тучами. Теперь рассмотрим иллюстрации к другой сказке Как она называется? («Сказка о царе Салтане». } Кто изображен на этой иллюстрации? Что он делает? Молодой бравый царь Салтан подслушивает и подглядывает - девицы видны в окне расписного терема. Салтан задержал одну руку: движение к этим девицам, а другая, тоже в перчатке, направлена вправо, в сторону подобострастного стрелка, держащего за ним фонарь, а сабля стре- лецкая у пояса повернута тоже вправо и как бы указывает на следующую страницу. «*■ Кого изображает Конашевич на этом рисунке? (Гвидо-на. ) Каким он его изображает? (Гвидона художник изображает заботливым, внимательным по отношению к матери, смелым при спасении лебедя, добрым к на| роду, почтительным к отцу. ) " * Какая она, царевна Лебедь? (Она скромная, тихая, зас-< . тенчивая, как и подобает невесте, девице, а затем верной жене, хотя и волшебнице. ) " * Какой цвет преобладает в этих рисунках? (Синий. ) Рассмотреть, как сочетаются цвета костюмов, фона рисунка, " * Кого вы видите на этом рисунке? (Елисея. ) Как называется эта сказка? («Сказка о мертвой царевне. .. ») Рассмот- рим, как одет Елисей? Сказочно одетый Елисей сидит на коне. Шляпа с красными, синими перьями и такой же яркий костюм, фиолетовый развевающийся плащ, зеленая попона на пестром; коне. По-детски тянет Елисей к солнцу - к прекрасному све-| тилу ~ свою руку. Рассмотреть иллюстрации Татьяны Алексеевны Маври-| ной. А теперь посмотрите на рисунки другого художника к " » Какой художник их нарисовал? (Т. Маврина. ) Понра-1 вились они вам?
Вот видите, в каких интересных рисунках она изобразила сказки А. С. Пушкина. Не рисунки, а волшебные чу-1 деса! Мы видим на залитых цветом разворотах чудеса остро] ва Буяна. На этих разворотах -. морская стихия, огненносты животворящего солнца. " * Кого вы видите на этом рисунке? Лебедь едва коснулась синих цветов птичьими лапками, ангельские крылья раскрылись. Лебедь - сине-белое чудо, спустившееся на землю, в божественном окружении природы. Вот перебирается по волнам флот царя Салтана. Видите, каждый сидит в своем кораблике. Простодушный старик-царь смотрит в морскую трубу. На этом рисунке мы уже наблюдаем счастливый конец. Три коварные бабы отправляются в изгнание на одном корабле. »" *■ Что делают царь и царица? (Они нежно обнимаются. ) Часы показывают вечное утро - 6 часов. Синий морской цвет сменился на счастливый красный. В рисунках к сказке «О мертвой царевне... » ярко-красный цвет сменяется розовым, появляются сиреневые, фиолетовые, голубые цвета. «♦ Кого вы видите на цветных разворотах? (Богатырей, Елисея. ) Елисей скачет на коне выше облака, среди звезд, у самого солнца, в золотом его сиянии. *» Навстречу чему скачет Елисей? (Навстречу месяцу, который печально заходит за лес) Итак, дети, мы с вами увидели, как по-разному художники иллюстрировали сказки А. С. Пушкина. Предложить детям выбрать те иллюстрации, которые больше всего им понравились. Назвать художника. Советы воспитателю. Прочитать сказки А. С. Пушкина. Подобрать иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина художников-иллюстраторов Т. Мавриной, В. Конашевича, Б. Дехте-рева, И. Билибина, рассмотреть их. Предложить посмотреть книги А. С. Пушкина дома, самим определить художников, иллюстрировавших эти книги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|