По ознакомлению с творчеством художника И. И, Шишкина
ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА И. И, ШИШКИНА Программное содержание. Развивать у детей интерес к живописи И. Шишкина. Учить их воспринимать содержание пейзажей, понимать красоту природы, которую изобразил художник, формировать представление о выразительных средствах (цвет). Воспитывать художественный вкус. Активизация словаря: пейзаж, непроходимый, нетронутый сумрачный лес. Материал. Репродукции картин И. И. Шишкина «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», портрет И. Шишкина. Ход занятия. Рассказ воспитателя. В музее «Третьяковская галерея» собраны картины многих русских художников. Художники, которые помогают нам увидеть красоту природы, называются художниками-пейзажистами. Картины, на которых нарисована природа, называются пейзажами. Сегодня мы познакомимся с картинами великого русского художника И. Шишкина. И. Шишкин, художник-пейзажист, художник, который рисует картины природы (лес, реку, поле и т. д. ). Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой. В народе его называли - лесной богатырь, царь леса. Они любил рисовать лес. И. Шишкин родился в Елабуге на реке Каме. Город Ела-буга окружен непроходимым дремучим лесом. Целыми днями бродил он по лесу, изучал и рисовал природу. Осо- бенно любил рисовать И. Шишкин сосны. Они изображены на многих его картинах. Если внимательно посмотреть на картины И. Шишкина, то покажется, будто мы в лесу, чувствуем дыхание леса, веет свежим ветром с полей, становится светлее, солнечней. . Посмотрите на картину «Сосны, освещенные солнцем». Нам вспоминается ласковое теплое лето, когда приятно бродить по лесу и вдыхать запах сосновой смолы. Послушайте стихотворение И. Бунина.
Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам! Был летний светозарный полдень, Был жаркий день, и озарен Весь лес был солнцем и от солнца Веселым блеском напоен. Повсюду блеск, повсюду яркий свет. Песок - как шелк... Прильну к Сосне корявой... Кора груба, морщиниста, красна, Но как тепла, как солнцем вся прогрета. И, кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света. Есть у И. Шишкина картина, которую знают все. Она называется «Утро в сосновом лесу». Вопросы: «* Какие деревья нарисовал художник? (Сосны. ) |и» Как называется лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор. ) Какие они высокие и могучие. Мы видим, как лес заполняется чистым, прозрачным, утренним воздухом. Буря поломала старые большие деревья, вырвала их с корнем. ■ * Кого вы видите на картине? (Медведицу с медвежатами. ) Медведица с медвежатами вышла на прогулку, и медвежатам очень нравится лазать по поваленным деревьям. и* Одинаковый ли зеленый цвет использует художник? (Нет, его оттенки, чтобы показать старые и молодые со- сенки, показать, где солнце, где тень. ) '«* Почему художник изобразил утро? Какое настроение вызывает эта картина у вас? На картине И. Шишкина «Рожь»показана широта и красота русской земли. '«► Что изображено на картине? Очень созвучно с настроением этой картины стихотворение А. Фета, в котором есть такие строки: Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. Словно море в ясный день, легко колышется и шумит необъятное золотое поле ржи. '" * Можно ли сказать, что это поле большое? «■ *■ Какие деревья стоят среди поля? Среди поля возвышаются огромные сосны-великаны. Через поле тянется дорога и теряется во ржи. '" » Какой день показан художником? Солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный? (Жаркий летний
день, светло-голубое небо. ) Яркая зелень подчеркивает золотистые тона ржи. Мы любуемся золотистым отливом спелых колосьев, радуемся обилию хлеба на родной русской земле. Дети, И. Шишкин показывает нам, как удивительно красива и богата родная природа. Любите и берегите ее! Советы воспитателю. Организовать выставку произведений И. Шишкина. Дать возможность детям самостоятельно их рассмотреть, затем выслушать их высказывания, оценки. После занятия предложить детям вместе с родителями посмотреть репродукции, картины с изображением пейзажа, открытки. ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ЛЕС В КАРТИНАХ ХУДОЖНИКА И. И. ШИШКИНА» Программное содержание. Учить детей удивляться, радоваться необыкновенным картинам леса И. Шишкина. Вызвать удовольствие и радость от встречи с ними. Развивать эстетическое восприятие, умение выделять выразительные средства (цвет, композиция). Учить детей сравнивать картины, написанные на одну тему. Обогащать речь детей искусавоведческими терминами (пейзаж, художник, композиция, теплые, холодные тона и т. д. ). Материал. Репродукции картин И. Шишкина: «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Рубка леса», «Рожь», «Зима» и др. Ход занятия. Рассказ воспитателя. - Люди называли Ивана Ивановича Шишкина «царем леса». И мы это понимаем, когда слышим название его картин: «Сосновый бор», «Лесная даль», «Дождь в дубовом лесу», «Корабельная роща» и др. Приглашаю детей на выставку. Дети ходят, рассматривают картины. ■! -> •■ II* ! '■ > Что он рисует? (Пейзаж, лес настоящий, сказочный, рощу. ) Что общего между всеми этими картинами? . Рассмотрим картину «Корабельная роща». Что главное в этой картине? Какие деревья изобразил художник? Как художник расположил деревья, что сначала бросается в глаза? Можно ли сказать, что лес освещен солнечным светом? Как это передано, какие цвета использовал художник? Почему в глубине лес темный? Как И. Шишкин назвал картину? Рассказ воспитателя, ~ «Корабельная роща» - картина-завещание. Она написана в год смерти художника. «Золотой колоннадой вздымается клазурному небу русский лес. Могучая, несокрушимая стена сосен-великанов, озаренных ярким солнцем. Блики солнца играют в теплых водах железистого ручья, берущего начало у мощных, несокрушимых корней бора. Светом жизни пронизан весь холст. Из глубины рощи течет нам навстречу мелкий ручей. Сквозь прозрачную воду желтеет песчаное дно, видна каждая песчинка. А рядом с могучими великанами тянутся кверху тонкие, молодые сосенки - словно прибежавшие на опушку, залитую жарким дыханием лета. Но особую жизнь картине дает игра света и тени. На переднем плане деревья ярко освещены солнцем. Солнечный свет словно омывает, оглаживает - каждый в отдельности - прямые, крепкие золотистые стволы. А справа деревья теснятся, набегают одно на другое, сливаются в густую зеленую чащобу. И мы понимаем, как обширны просторы этого леса -леса Шишкина. Ему здесь все дорого - старые сосны и совсем юные, едва поднявшиеся над землей. Стволы в два обхвата - ломкие жердочки изгороди, переброшенной через ручей. Разлапистые ветви, хвоя, яркая и теплая на свету и мрачная в тени, прозрачная вода, серый камень, зеленая трава, серо-зеленый мох, подмытый потоком берег, выбравшиеся из-под земли наружу кривые корни - все замечает художник. Но при этом он помнит о главном. А главное в этой картине лес, отборные, стройные сосны, из которых строят корабли. Оттого и роща Корабельная»1. «Утро в сосновом лесу». Вопросы:
** О чем художник рассказал в своей картине? «* Где резвятся медвежата? . ™* Какие изобразительные средства использовал художник, чтобы мы увидели в его картине наступление утра? ■ «* Как освещены сосны? Порудоминский В. Счастливые встречи. М., 1989. ■ »■ Что можно рассказать о медвежонке, который забрался высоко на дерево, о его повадках? А о медведице? Спокойна она или тревожится за малышей? »*■ Какое у вас возникло настроение, глядя на эту картину? " * Почему возникает радостное настроение? Рассказ воспитателя. -У художника И. Шишкина был друг- художник Константин Аполлонович Савицкий.
Однажды Шишкин, встретив друга, лукаво спросил: «Что же не заходите? Штуковину я одну отмахал. Приходите, увидите бурелом. Такой только на моей родине бывает, в лесах возле Камы». Отправился Савицкий к Шишкину. Думал, чем же теперь удивит пейзажист, в какую заведет глухомань? Иван Иванович тепло встретил гостя. В мастерской кивнул на мольберт. То, что увидел Савицкий, превзошло все его ожидания. Шишкин, верный себе, опять решил завести зрителя в густую чащу леса. Над ней занималось раннее утро. Не шелохнутся деревья. Безветрие. Спокойствие и тишина. Проглянули лервыелучи солнца, и сосны своими верхушками потянулись к ним. Будто хотели пожаловаться, что не всегда тихо в лесу. Бывают шумные дни. Налетают ураганы, и деревья гнутся под их порывами. Тогда только берегись! Треск и грохот стоит в лесу. Не каждая сосна выходит победителем из битвы со стихией. Вот одна лежит, сломанная грозовым ударом. Другие ее сестры с корнем вырваны. Пронеслись буйные ветры, поспорили с бором, и опять лес тихий, наполненный ароматами... На смену погибшим деревьям поднялась молодая поросль. Мох, словно стыдясь за неразумную безжалостную битву, стремится быстрее скрыть ее следы. Он наступает на вырванные из земли корневища и ткет, и ткет из них сплошной зеленый ковер. А над заросшим оврагом стелется утренний туман. И кажется, стоит войти в него, сразу ощутить и прель опавших еще в прошлую осень листьев, и душистый запах земляники, услышишь щебет птиц и наверняка голос притаившегося где-то на дне оврага ручейка. Вот оно царство медвежат. Шишкин кивнул: «Осталось только над медведями поработать. Местечко для них есть». «Позвольте, Иван Иванович», - попросил Савицкий. Он взял кисть, палитру и подошел к картине. Через некоторое время на ней появились медвежата. Они выбрали место для своей игры - расщепленную сосну. А рядом сидит их мать. По-видимому, ей нравится этот глухой лесной уголок, и тихое утро, и шалость ее детей1. Советы воспитателю. На занятиях рассмотреть картины художника, а детально - одну из предложенных. Оформить выставку картин И. Шишкина и предложить детям провести экскурсию для ребят других групп. Советы родителям. Предложить с детьми посмотреть картины И. Шишкина в Третьяковской галерее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|