Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие по теме «пейзаж в живописи»




ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПЕЙЗАЖ В ЖИВОПИСИ»

Программное содержание. Вызвать эмоциональный отклик на произведения искусства. Развивать у детей ху­дожественный вкус, чувство прекрасного. Продолжать рас­сказывать о Государственной Третьяковской галереей. Продолжать знакомить с жанром живописи - пейзажем, выделять выразительные средства (колорит осени).

Материал. Репродукции картин: И. Левитан. «Золотая осень»; И. Грабарь. «Рябинка». Стихотворения: А. С. Пуш­кин. «Осень» (отрывок - «Унылая пора! очей очарова­нье!.. »); Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... ».

Фотографии, иллюстрации с изображением Третьяков­ской галереи: фасад здания, вид главной лестницы, инте­рьер зала.

Ход занятия.

Выставка фотографий, иллюстраций Третьяковской га­лереи.

Рассказ воспмтат& ля.

- Вы уже знаете, что недалеко от Кремля, за Москвой-рекой, находится здание, знаменитое на весь мир -Государственная Третьяковская галерея. Здание напоми­нает древнерусский терем. Оно построено 100 лет назад и недавно его реставрировали. Было построено и новое здание ~ «инженерный корпус». В галерее выставлено большое количество бесценных произведений русских ху­дожников. В Третьяковской галерее находятся эти карти­ны (открываю репродукции картин И. Левитана «Золотая осень» и И. Грабаря «Рябинка»).


Звучит музыка Г. Свиридова «Осень»; чтение стихотво­рений А. С. Пушкина «Унылая пора! очей очарованье!.. », Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной... ».

Вопросы:

■ '» Как называются картины, изображающие природу? (Пей­заж. )

■ " * Какие чувства вызывают эти произведения? (Грустные, радостные... )

Рассмотрим картину И. Левитана «Золотая осень». «* Какое время года изобразил художник? '«* Почему в это время осень называют золотой? »* Чем вам понравилась картина И; Левитана? Рассказ воспитателя.

- Яркое солнышко осветило золотую листву. Нарядные
березки, словно расшалившиеся подружки, сбежались
гурьбой. Стоят, на себя любуются, на красивую синюю-си­
нюю речку. Уже совсем не жарко. В прозрачном воздухе
все, даже самое далекое, хорошо видно. Дышится на про­
сторе легко и весело.

Расскажите о картине И. Грабаря «Рябинка» (рассказы детей).

Рассказ воспитателя.

- Художник стоял на холме и любовался чудесной кар­
тиной природы: на краю озимого поля стоят березки и
рябинка. Золотистые ветви берез свисают и роняют свои
листья на землю. На тонких ветвях рябины - спелые яго­
ды и ярко-красные листья. Художник изобразил лишь ча­
стичку осенней природы, но мы видим ясный день «осе­
ни первоначальной» и ощущаем необыкновенную ра­
дость.

Вопросы:

'" * Сочетание каких красок создает радостное настроение?

" " » Какие тона красок встречаются в пейзажах золотой осе­ни?

" * С произведениями каких художников вы сегодня позна­комились?


ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ОБРАЗ ОСЕННЕЙ ПРИРОДЫ В ЖИВОПИСИ»

Программное содержание. Продолжать закреплять знания детей о пейзаже как жанре живописи, о его особен­ностях, видеть образ осенней природы в разных видах ис­кусства (живопись, поэзия, музыка). Выразительные сред­ства в живописи - цвет, композиция; в поэзии - слова; в му­зыке - ритм. Учить понимать содержание картины, что хотел показать художник, изображая природу (грусть, радость).

Учить рисовать пейзаж, передавать свои впечатления об осени, колорит, располагать деревья на всем листе бума­ге, выбирать материалы в зависимости от образа приро­ды, осени.

Материал. Репродукции картин: И. Левитан: «Золотая осень», «Октябрь»; И. Грабарь. «Рябинка»; Н. Осенев. «Осень»; И. Остроухов. «Золотая осень». Стихотворения: А. Пушкин: «Уж небо осенью дышало», «Унылая пора! очей очарованье!.. »; И. Бунин. «Листопад»; О. Высотская. «Улете­ли птицы разные»; А. Барто. «Осенью»; А. Авдеенко. «Осень»; П. И. Чайковский. «Времена года» («Октябрь» - аудиозапись); пастель, акварель, гуашь, соус, сангина, бумага АЗ.

Ход занятия.

/ часть. Выставка картин в изостудии. Отрывок из сти­хотворения А. Пушкина:

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса -Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса...

Вопросы: и* О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Почему вы так думаете? 'и* У каждого времени года свой цвет. Какой цвет у зимы?

(Белый. ) У весны? (Зеленый. ) У лета? (Красный. ) Какой

цвет у осени? (Золотой, желтый, красный. )

Картина И. Левитана «Золотая осень». ■ " * Как называется картина? Кто художник?


■ *■ Какое время года изобразил художник, какую погоду? Почему вы так думаете?

" > * Что хотел показать художник в этой картине?

■ «* Какое настроение вызывает эта картина? Картина И. Остроухова «Золотая осень». Вопросы:

■ " * Какое изображено время года? Какая погода? Какое время суток?

■ ** Какое настроение вызывает эта картина?

«» Как называется эта картина? {«Золотая осень». ) Срав­ните две картины, у них одинаковое название; одина­ковые ли они?

~ Каждый художник изобразил осень по-своему, хотя картины называются одинаково: у И. Левитана картина яркая, праздничная, светлая, прозрачная, а И. Остроухов изобразил природу в утренние часы, когда еще тихо в пар­ке, вдалеке туманная дымка, деревья на дальнем плане видны нечетко. Левитан не вырисовывает иа своей карти­не каждый листочек у берез, но мы узнаем их (по кроне, по белому стволу), а Остроухов вырисовывает каждый кле­новый листик, показывая красоту и своеобразность клено­вых листьев.

Картина И. Грабаря «Рябинка».


«*


 Как называется эта картина? Почему ее так назвал ху­дожник?

 Какой изобразил художник рябинку? (Праздничную, яркую. )

 На каком плане изобразил художник рябинку? Почему? (Чтобы мы сразу обратили на нее внимание. )  Какое еще дерево мы видим рядом с рябинкой? (Берез­ку. ) Расскажите о ней. Какая она? Какие у нее ветви? Зачем нарисовал художник березку рядом с рябинкой? Сравните эту картину с двумя предыдущими. Вот так ху­дожник И. Грабарь показывает образ осени. Картина И. Левитана «Октябрь».


Вопросы:

** Что вы видите на этой картине? Какое это время года? По­чему? Давайте сравним эту картину с картинами, которые вам

уже знакомы. Что у них общего, в чем отличие?

" «* Как вы думаете, какие картины были нарисованы раньше? Рассказ воспитателя.

- Эта картина уже известного вам художника И. Леви­
тана называется «Октябрь». Она отличается от уже знако­
мых нам картин тем, что художник передал образ увядаю­
щей природы: на деревьях уже мало листвы, видны голые
ветки, трава уже порыжевшая, серая, бурая. Небо заволок­
ло тучами, ветер трепет верхушки берез. Птицы улетели на
юг, и тишина опустилась на лес. В этой картине художник
изобразил прощальную красу русской природы. Осень бы­
вает золотой, а бывает и поздней.

" *■ Какого цвета золотая осень? Какого цвета поздняя осень? Чтение стихотворений об осени, а дети выбирают, ка­кой картине подходит то или иное стихотворение.

- Мы с вами посмотрели, как художники передали об­
раз осени в своих картинах.

«с Как называются картины, на которых изображена при­рода? (Пейзаж. )

«* Какие цвета используют художники? (Желтый, оранже­вый, красный. )

А поэты в своих стихотворениях подобрали такие слова об осени, чтобы мы смогли представить осень такой, ка­кой они ее видели.

Теперь послушайте музыку композитора П. И. Чайков­ского «Времена года» («Октябрь»). Закройте глаза и пред­ставьте, что вы гуляете в осеннем лесу, в парке. // часть. Рисование осеннего пейзажа.

- Вы нарисуете картину об осени, которую каждый уви­
дел, когда слушал музыку П. И. Чайковского «Октябрь».

Советывоспитателю. Экскурсия, прогулки в парк, рас­сматривание разных пород деревьев. Каждое дерево лю­бит свои цвета осенью.


Разучивание стихотворений об осени А. С. Пушкина, И. Бу­нина и др.

Музыка из альбома П. И. Чайковского «Времена года».

Предложить родителям рассмотреть репродукции кар­тин об осени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...