Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подводя итог описанию истории системы множества гуру в ИСККОН, введенной после физического ухода Шрилы Прабхупады, можно сказать, что ее эволюция в настоящий момент проходит третий этап.




 

Первым этапом было замещение Шрилы Прабхупады в качестве действующего ачарьи ИСККОН одиннадцатью «абсолютными» зональными ачарьями-преемниками (к которым воспитывалось такое же отношение, как и к Шриле Прабхупаде и велась активная проповедь о том, что они являются уттама-адхикари и непосредственными представителями Бога). Они не были уполномочены занять это положение и без соответствующих указаний Шрилы Прабхупады сложили с себя обязанности ритвиков. Наибольшая власть на местах сосредоточилась в руках соответствующих зональных ачарьев.

 

Кризис системы зональных ачарьев вынудил провести в середине 1980-х годов реформы, которые изменили то, что духовные учители были понижены в титулах, вьясасанах, почестях, были отменены эксклюзивные географические зоны для гуру, а также совет GBC начал регулярно, но без каких-либо указаний на то со стороны Шрилы Прабхупады утверждать новых гуру в ИСККОН голосованием. Совет GBC принял, в числе прочего, следующие решения:

 

«Гуру не должен называть себя или позволять своим ученикам использовать по отношению к себе титул «Его Божественная Милость» или чествующие имена, оканчивающиеся на «-пада», в публичном письменном документе или на открытом публичном форуме».

 

«Система «зональных ачарьев»: Никто из гуру не должен провозглашать себя или позволять другим называть себя «ачарьей» или «нынешним ачарьей» ИСККОН или какой-либо географической зоны ИСККОН. Слово «ачарья» также не должно использоваться в названии офиса».

Законы ИСККО пп. 1.6.3. и 1.5.6.1, цит. из книги «Гуру и инициация в ИСККОН», GBC [178]

 

Однако реформы привели в определенном смысле к еще более неестественному положению дел, ведь это не по шастрам и не по наставлениям Шрилы Прабхупады — избегать обращения к гуру «Его Божественная Милость», «ачарья» и т. д. (об этом в 1999 г. писал Джаяпатака Свами, выражая разочарование решениями GBC [286]):

 

«Можешь также отметить один из пунктов этикета. О духовном учителе говорят «Его Божественная Милость», о духовном брате — «Его Милость», а кого-либо из Санньяси называют «Его Святейшество».

Из письма Шрилы Прабхупады Брахмананде, 30.01.1967

 

Кроме того, Шрила Прабхупада публично называл своего духовного учителя «Его Божественная Милость».

 

Кризис, связанный с продолжением падений гуру ИСККОН, особенно усилившийся в конце 1990-х годов, привел к тому, что второй этап стал трансформироваться в третий. Теперь всё чаще можно услышать утверждения о том, что дикша на самом деле не так уж важна, что это просто один из видов служения в ИСККОН, а гораздо важнее шикша (разумеется, шикша имеет большое значение, но в этом вопросе не должно быть крайностей), что гуру ИСККОН действительно не настолько квалифицированы, чтобы общаться напрямую с Кришной, а просто как более старшие вайшнавы, имеющие свои достоинства и недостатки, помогают нам служить миссии Шрилы Прабхупады, инициируют своих учеников «от его имени», что по милости Шрилы Прабхупады мы сможем вернуться домой, обратно к Богу, что гуру ИСККОН не должны самостоятельно давать или изменять служение ученикам без консультации с президентом храма, и что они сами подконтрольны административному органу — GBC. Попытки объяснить, каким образом эта ситуация соответствует наставлениям Шрилы Прабхупады и шастр о духовном учителе и почему в ИСККОН появилась такая острая проблема нестыковки административной линии управления (GBC, который был назван Шрилой Прабхупадой высшей управляющей инстанцией ИСККОН и который был учрежден как орган, который должен быть под контролем гуру ИСККОН — Шрилы Прабхупады, — а не предназначался контролировать множество гуру ИСККОН) и духовной линии управления (духовными учителями), до сих пор не увенчались успехом, что понимают и сами гуру ИСККОН. Выдержка из лекции ЕС Бхакти Вигьяны Госвами:

 

«Тема моей небольшой лекции — «Разница между традиционной моделью гуру и ролью, которую гуру играет в ИСККОН».

 

Все мы знаем, что традиционная роль гуру — это абсолютный авторитет в жизни своих учеников, это непосредственный представитель Бога в жизни учеников; в наших писаниях нет недостатка в очень сильных убеждениях на эту тему. Кришна говорит в 11-ой Песне «Шримад-Бхагаватам»: ачарья мам виджанийан наванманйета кархичит (17.27). «Знай же, что Я есть ачарья или ачарья есть Я. Ни в коем случае нельзя обращаться к гуру или ачарьи как к простому смертному — нужно принимать его авторитет абсолютно». Это всего лишь навсего одно из подобных утверждений, и таких утверждений на самом деле есть очень много.

 

Эта абсолютная позиция гуру, непогрешимого во всех отношениях, очень мощно проявлена в наших писаниях. И это составляет очень большую проблему. Потому что в реальности та система, которая сложилась в ИСККОН, она не позволяет гуру, действующему в ИСККОН, проявлять свою непогрешимую природу. (смех) Абсолютно непогрешимый авторитет гуру в ИСККОН постоянно подвергается всевозможным вызовам со стороны всевозможных различных других зависимых сторон — Джи-би-си, других гуру, учеников других учителей. То есть иначе говоря, эта абсолютная природа все время релятивизуется.

 

Иначе говоря, смысл проблемы заключается в том, что мы должны очень четко понимать природу самой организации ИСККОН, которая создана Шрилой Прабхупадой. В традиционной духовной организации по индийскому образцу гуру действительно является непререкаемым авторитетом. Те люди, которые находятся в этой организации и принимают его авторитет, находятся возле него, — все их надежды на лучшее будущее и на освобождение сконцентрированы на нем. Но по самому определению Шрила Прабхупада создал организацию, где действует много гуру, — и это уже означает, что нет Абсолюта. Абсолют может быть только один. И этот относительный гуру, действующий в пределах ИСККОН, должен очень хорошо понимать свою относительную природу. При этом мы не можем одновременно отходить от священных писаний и действовать в рамках священных писаний. И я не буду даже делать попыток разрешить этот кризис — это очень сложная тема.

 

Мне хотелось подчеркнуть мудрость Шрилы Прабхупады, который в определении сделал положение гуру в ИСККОН относительным. Он понимал прекрасно, что ученик для своего духовного развития, к сожалению, не сможет всё получить от гуру. Он говорил о том, что тот гуру, о котором идет речь в священных писаниях, обычно подразумевается, что это уттама-бхакта — человек, который может дать все, вплоть до уровня премы, который может возвысить человека на самый высокий духовный уровень. Он сделал другую организацию принципиально иного типа, где роль и функция гуру распределена между многими и многими аспектами этой организации.

 

По сути дела, когда какой-то гуру дает посвящение, он должен понимать, что он посвящает человека не в свои собственные ученики, а в последователи ИСККОН. И что очень многое его ученики получают от ИСККОН, от самого факта существования ИСККОН. Ни один гуру своей могущественной проповедью помогает человеку что-то понять, а сама организация ИСККОН, система, традиции, которые существуют в организации, помогают ученику в этом процессе освобождения.

Из лекции Бхакти Вигьяны Госвами «Быть гуру в ИСККОН», Сочи, 18.06.2014 г. [287]

 

В связи с этим можно также процитировать следующую резолюцию GBC:

 

«Президенты храмов и руководители проектов полностью ответственны за предоставление преданным служения по своему усмотрению. Гуру сначала должны проконсультироваться с президентом храма, прежде чем говорить с учеником по поводу смены его служения».

Закон № 405 (G), резолюции GBC, 1999 г. [85]

 

Выдержка из журнала «Обратно к Прабхупаде»:

 

«Когда встает вопрос о положении Шрилы Прабхупады как духовного учителя, нам говорят, что ИСККОН не является революционным обществом и что он, скорее, должен следовать традиции гаудия-вайшнавов, как она представлена Гаудия Матхом и другими. Стало быть, нет абсолютно никакой возможности, чтобы Шрила Прабхупада мог быть дикша- (инициирующим) гуру в ИСККОН. Однако когда мы поднимаем вопрос о легитимности современных гуру ИСККОН и членов GBC, нам говорят прямо противоположное, чтобы объяснить, почему термину «дикша-гуру» сейчас придается новый смысл, который никогда прежде не существовал и не упоминался в каком-либо писании:

 

а) дикша-гуру, которому «нечего» говорить о том, что должен делать его ученик;

б) дикша-гуру, который подчинен президенту храма и другим менеджерам, и помогает им.

 

«Причем тут гуру? Им нечего сказать об этом. Говорить преданным, людям, что им делать, должны члены GBC, а не гуру. <...> Так что эти преданные, это не так, не так, что член GBC и президент храма олицетворяют собой настроение дикша-гуру. Наоборот, дикша-гуру помогает члену GBC и президенту храма в их настроении проповеди. Возможно, мои слова звучат революционно (аудитория смеется), но это называется ИСККОН. А другие называются Гаудия Матхом (аудитория смеется)».

(ЕС Шиварама Свами, гуру ИСККОН, утвержденный голосованием GBC, иштагоштхи [обсуждение] 08.01.2009)

Из журнала «Обратно к Прабхупаде», № 23, весна 2009 г. [288]

 

Таким образом, ситуация с системой гуру в ИСККОН до сих пор не соответствует наставлениям Шрилы Прабхупады. Инициирующиеся по-прежнему считаются учениками не Шрилы Прабхупады, а гуру ИСККОН. Например, в тексте клятвы, которую произносят те, кто получает посвящение у ЕС Джаяпатаки Свами, сказано:

 

«1. НАСТОЯЩИМ ТОРЖЕСТВЕННО КЛЯНУСЬ:

 

Принять Шрилу Джаяпатаку Свами своим инициирующим (дикша-) и наставляющим (шикша-) духовным учителем (гуру) навечно, даже жизнь за жизнью».

(«Клятва принимающего инициацию» у ЕС Джаяпатаки Свами по состоянию на август 2006 г.) [289]

 

В целом же в рамках третьего этапа статус дикша-гуру ИСККОН постепенно продолжает трансформироваться в неестественный статус полугуру-полуритвик, поскольку обязанности гуру сокращаются, но отношение к нему по-прежнему должно быть как находящемуся на одном уровне с Богом истинным учителям (сакшад-хари). Поэтому пока это превращение в ритвиков не стало полным и не только на словах, но и на деле, говорить о том, что в ИСКОН всё в порядке с этим вопросом и ничего менять не нужно, является заблуждением, препятствующим выполнению наставлений Шрилы Прабхупады.

 

Шрила Прабхупада просил действовать «от его имени» в отношении инициаций (например, в письме Хамсадуте от 31.07.1977, которое цитировалось выше) следующим образом: продолжать действовать в качестве достойного ритвика, такого, о котором он дал указания, а не отменять этот стандарт в ИСККОН, данный самим Шрилой Прабхупадой, и не создавать систему множества инициирующих гуру, утверждаемых GBC, после чего приходится говорить новым преданным, что таково устройство ИСККОН, которое создал сам Шрила Прабхупада. Необходимо посмотреть правде в глаза: система множества дикша-гуру в ИСККОН в любом ее варианте не соответствует тому устройству ИСККОН и тем указаниям, которые дал Шрила Прабхупада. Все преданные в ИСККОН могут прогрессировать и становиться чистыми преданными уттама-адхикари, помогая Шриле Прабхупаде в обучении новых преданных и вдохновляя их своим примером, оставаясь при этом наставляющими гуру. В шастрах нет указаний о том, что каждый чистый преданный обязан занять положение дикша-гуру (и есть немало примеров, когда возвышенные преданные не занимали положение ачарьев). Ситуацию в ИСККОН можно в значительной степени исправить, если для начала все преданные в ИСККОН или, по крайней мере, руководители ИСККОН хорошо изучат наставления Шрилы Прабхупады об инициациях в ИСККОН и искренне примут Его Божественную Милость своим духовным учителем. К этому вопросу уходят корни многих системных проблем и кризисных явлений в ИСККОН, поэтому добросовестное исправление ситуации, связанной с этим вопросом, жизненно необходимо.

 

 

Глава 10. Ответы на частые вопросы и возражения

 

10.1. Мифы о гуру и инициации

 

«Обратно к Прабхупаде», № 5, осень 2004 г.

Кришнакант

 

1) МИФ: «Дикша (духовное посвящение) может состояться, только когда духовный учитель присутствует на планете, так как ему необходимо физическое тело, чтобы принять всю карму (последствия грехов) нового ученика».

 

Опровержение: Как бы интересно ни звучало приведенное выше ограничение трансцендентного процесса дикши, Шрила Прабхупада никогда не упоминал о нём, и поскольку он является для нас высшим авторитетом, мы можем заключить, что данное утверждение является домыслом. Более того:

 

Шрила Прабхупада учил, что духовный учитель иногда страдает из-за плохих снов или болезни, когда принимает карму ученика, но он ни разу не говорил, что без подобных физических проявлений дикша невозможна. Если бы физическое присутствие Шрилы Прабхупады было необходимым для уничтожения кармы ученика, это означало бы, что любой из его учеников, совершивший хотя бы один греховный поступок после физического ухода Шрилы Прабхупады, был бы обречен оставаться в материальном мире.

 

Шрила Прабхупада соглашался с тем, что Господь Иисус Христос может дать освобождение своим последователям:

 

«На самом деле, тот, кем руководит Иисус Христос, он получит освобождение, безусловно».

(Беседа, 4 июля 1972 г., записанная в книге «Совершенные вопросы, совершенные ответы»)

 

Однако Господь Иисус не имеет физического тела, в котором можно было бы страдать от упомянутых выше симптомов, вот уже более двух тысяч лет.

 

В конечном итоге все последствия грехов нейтрализует Господь Кришна, а не духовный учитель:

 

«Духовный учитель по своей доброте и милости принимает ученика и частично страдает за его грехи, но Кришна, будучи милостивым к Своему слуге, нейтрализует последствия греховных поступков для слуги, посвятившего себя проповеди Его славы».

(«Шримад-Бхагаватам» 9.9.5, комментарий)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...