Желание Шрилы Прабхупады о том, чтобы «одновременно во всех Центрах деятельность соответствовала одинаковому стандарту» 1 глава
Письмо президентам храмов ИСККОН
4 мая 1970 г. 3764 УОТСЕКА АВЕНЮ – ЛОС-АНДЖЕЛЕС КАЛИФОРНИЯ 90034
Бахулашве, Беркли Сатсварупе, Бостон Харер Наме, Баулдер Рупануге, Буффало Джая Гопалу, Колумбус Бхагавандасу, Детройт Хансадутте, Гамбург Гаурсундару, Гавайи Дурлабху, Лагуна Бич Гурудас, Лондон Шрипати, Монреаль Хаягриве, Нью-Врндаван Чидананде, Ванкувер Рши Кумаре, Нью-Йорк Умапати, Париж Субалдасу, Филадельфия Шридаме, Провиденс Ваманадеву, Сент-Луис Мадхудвише, Сан-Франциско Читсукананде, Сан-Хосе Ребатинандану, Санта-Барбара Гаджендре, Сиэтл Бали Мардану, Сидней Судаме, Токио Джагадише, Торонто Дамодаре, Вашингтон
Мой дорогой
Пожалуйста, прими мои благословения. Я надеюсь, что в твоем центре всё благополучно.
Поскольку каждый Центр ИСККОН — моя жизнь и душа и посвящен проповеди этого Движения, я надеюсь, что ты прилагаешь максимум усилий для выполнения регулярных повседневных обязанностей Храма: регулярное повторение на четках, соблюдение ограничительных правил, пение на улицах Группы Санкиртаны и продажа наших журналов и книг.
В данный момент я сосредоточил свою энергию на этом лос-анджелесском Центре, чтобы сделать его идеалом для всех других центров в плане поклонения Божеству, Аротики, Киртана и других необходимых параферналий. Поскольку я ограничил свою программу поездок, я хочу, чтобы ты смог приехать сюда в удобное для тебя время, остался здесь на несколько дней и сам увидел, как здесь всё происходит. Я надеюсь, что благодаря личной встрече со мной для получения необходимого наставления одновременно во всех Центрах деятельность будет соответствовать одинаковому стандарту.
Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии. Подробнее сможем поговорить при встрече.
Всегда желающий тебе добра, А. Ч. Бхактиведанта Свами АЧБС:дб [302]
Вывод: всем центрам и всем последователям ИСККОН следует максимально унифицировано проводить все детали программы садхана-бхакти в соответствии с теми стандартами, которые установил Шрила Прабхупада — основатель, ачарья и высший авторитет во всех вопросах ИСККОН. Понимание данного подхода и его реализация способствуют поддержанию здоровой атмосферы сознания Кришны и защищают от отклонений и оскорблений, которые являются препятствиями на пути преданного служения Господу Кришне. Его Божественная Милость дал нам учение и принципы практики бхакти-йоги, передающиеся по парампаре, и адаптировал некоторые детали для своего Общества, на что ачарья имеет полное право. От последователей ачарьи требуется, прежде всего, строго соблюдать и сохранять стандарты, данные ачарьей. В этом гордость ИСККОН — следование санатана-дхарме — вечным религиозным принципам, — бережно передающимся по ученической преемственности, уверенность в том, что мы не отрываемся от своих корней и не делаем чего-то, что противоречит указаниям нашего почитаемого и возлюбленного ачарьи, Шрилы Прабхупады. В ИСККОН не существует механизма, данного Шрилой Прабхупадой, с помощью которого установленные им стандарты можно было бы отменять и заменять чем-то другим.
В свете изложенного выше зададимся практическим вопросом: кому преданные в ИСККОН должны петь утренние молитвы, посвященные духовному учителю (бхаджан «Шри Шри Гурв-аштака» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, который начинается словами «самсара-дава...»)? Казалось бы, вопрос довольно простой. Во время физического присутствия Шрилы Прабхупады все преданные в ИСККОН должны были петь эту молитву Шриле Прабхупаде, прославляя его как того, кто, подобно облаку, проливает на обусловленные души божественную милость, спасает от пожара материального существования, кто наслаждается нектаром чистого преданного служения, проявляя признаки трансцендентного экстаза, кто помогает Господу в его сокровенных играх и заслуживает почитания сакшад-хари — на одном уровне с Богом. Но после появления новой системы гуру в ИСККОН после физического ухода Шрилы Прабхупады в данном вопросе появились противоречия, неразрешенные до сих пор:
Джаядвайта Свами:...Следующее, что причиняет мне беспокойство, это то, что иногда мы слышим, как прямо посреди самсара-дава начинают петь «Джая Прабхупада, джая...» Что это за чушь (What the hell is that)?! Самсара-дава — не песня для Прабхупады! Это песня для гуру... в данном случае не имеется в виду основатель и ачарья ИСККОН. Самсара-дава — не песня для Прабхупады. <...> И потому это даже причиняет мне беспокойство, когда, вы знаете, заканчивают словами дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам ванде гурох шри-чаранаравиндам и дальше поют «джая Прабхупада, джая...», как будто это песня, которую поют Прабхупаде. Если хотите думать о Прабхупаде во время этой песни, замечательно, но не... Что если кто-то другой думает о своем гуру? Боже упаси! Тогда вы испортите ему медитацию. Потому что вы думаете, что это песня, предназначенная для Прабхупады. Из семинара Джаядвайты Свами «Стандарты киртана», прочитанного в храме ИСККОН в Джуху, Мумбаи, в ноябре 2014 г. [303]
В следующем году в храме ИСККОН в Лос-Анджелесе Сура дас (руководитель североамериканского отделения ББТ) во время своей лекции сказал:
Сура дас: И когда мы поем мангала-арати, это песня для Прабхупады. Мангала-арати не поется моему гуру, вашему гуру, чьему-либо еще гуру. Мы поем мангала-арати самстахапака-ачарье, основателю и ачарье на следующие пять тысяч лет. Там все будут. Мы будем, мы вернемся. Мы будем петь гуру-пуджу Прабхупаде. Дело в том, что так много людей высказывают множество идей. Мы беспокоимся о том, что через 10-20 лет, когда все ученики Прабхупады, матаджи и мужчины, оставят, покинут свои тела, то это будет вашей ответственностью продолжать традицию сознания Кришны. А не изменять ее. Прабхупада сказал: «Проблема американцев, ваша болезнь в том, что вы хотите вносить изменения. Вы хотите всё поменять». Прабхупада говорил это. Поэтому мы должны быть очень осторожными. Здесь так много преданных — матаджи и мужчин, — которые находились на этой планете, в этом алтарном зале вместе со Шрилой Прабхупадой, когда мы пели гуру-пуджу Прабхупаде, когда мы пели мангала-арати Прабхупаде».
Из лекции Суры прабху по «Шримад-Бхагаватам», 9.10.13, прочитанной в храме ИСККОН в Лос-Анджелесе, 27.08.2015 [304]
На следующий день в том же храме лекцию прочитал Виджая дас (министр ИСККОН по распространению книг). После лекции, отвечая на вопрос, он сказал о песне «самсара-дава», которую поют во время мангала-арати:
Виджая дас:...Это не песня для Прабхупады. Ученики Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура пели ее, думая о своем духовном учителе. Вот как здесь на алтаре. Мы не поем только лишь Прабхупаде, здесь есть парампара. Сегодня утром Кришна-нама-ачарья проводил, предлагал мангала-аратик, и там стояло изображение Радханатха Свами. Итак, эта песня предназначена для своего духовного учителя. Вы медитируете на своего духовного учителя. А эту песню, которую мы поем Прабхупаде во время гуру-пуджи, «Гуру-вандана», все мы, каждый из нас предлагает цветы Прабхупаде, и мы все сосредотачиваемся на Прабхупаде. Так что это аратик только для Прабхупады.
Манавата дас:...Я считаю отклонением то, что мы не делаем так, как мы обычно делали в то время, когда Прабхупада находился на этой планете. И мы думаем, что нет необходимости в этом, потому что Прабхупада не присутствует физически, и нам не нужно петь пранама-мантру Шрилы Прабхупады. Исторические примеры показывают нам, что почти все духовные учители, которые... стали духовными учителями после Шрилы Прабхупады — практически все они пали. И учитывая это, мне кажется очевидным, что нам не следует желать делать что-либо по-другому по сравнению с тем, как это делалось, когда Прабхупада был здесь. Когда Прабхупада — духовный учитель для каждого, и мы знаем положение Прабхупады как самстхапака-гуру, и чтобы привести пример... Нам не следует сравнивать себя, свое положение с положением Шрилы Прабхупады.
Сваваса дас (президент храма ИСККОН в Лос-Анджелесе): Я согласен с Манаватой прабху. Использовать пример Чакраварти нормально в определенных обстоятельствах, но нужно понять, что мы ничего не знали о чем-либо до того, как приехал Шрила Прабхупада. Когда Прабхупада ввел в практику эту песню, он ввел ее специально для себя. Не думаю, что он ожидал от нас, чтобы мы думали... Да, я говорю, о ком нам следует думать, когда мы поем эту молитву. Это для Шрилы Прабхупады. Вот кому возносится эта молитва — Шриле Прабхупаде. Он — ачарья... Я хочу сказать вот о чем: он является ачарьей. <...> Я не могу понять, как вы можете говорить, что ученики, поющие эту молитву, поют ее своему духовному учителю.
Виджая дас: То есть нам не следует думать о своем духовном учителе, когда мы поем эту молитву?
Сваваса дас: Согласно позиции GBC, это не так... У меня другое понимание. Я не уверен, на чем основано ваше понимание, откуда оно у вас появилось.
Виджая дас: Я... Есть ли закон по этому вопросу?..
Сваваса дас: Нет. Но...
Виджая дас:...закон ИСККОН?..
Сваваса дас: Об этом было сказано, потому что Манавата прабху упомянул, что множество гуру пали. Здесь есть 5, 6 или 7 учеников, которые были инициированы регулярными гуру в ИСККОН. Если они должны петь своему духовному учителю, а его в ИСККОН больше нет, то кому следует петь эту молитву? Иначе говоря, было много регулярных гуру, которые пали, ушли из сознания Кришны, то кому тогда петь? ОК, кому петь эту молитву?
Виджая дас: Очевидно, что если они пали, то их бывшие ученики поют Прабхупаде.
Сваваса дас:...даже GBC говорят, что когда ученик предлагает пранамы, следует произносить пранаму Прабхупады и своему гуру. Не только своему гуру, но и Шриле Прабхупаде. Почему они это сказали? Итак, когда по утрам мы поем, это предназначено для Шрилы Прабхупады. Насколько я это понимаю. Я могу подробнее исследовать это...
Виджая дас: Да, мы можем исследовать этот вопрос... Из лекции Виджаи даса, прочитанной в храме ИСККОН в Лос-Анджелесе, 28.05.2015 [305]
В 1990 году Бхакти Викаша Свами (тогда он еще не был утвержден в качестве инициирующего гуру) написал по этому вопросу следующее:
Перевод:
«Гуру-староста», судя по всему, является наиболее подходящим для меня положением — более старший ученик, направляющий младшего, который со временем вполне может превзойти старосту, но навсегда сохранит к нему доверие и уважение; учитель у них один и тот же. Произносить «никунджа-йуно» и т. д. по отношению ко мне? Это даже не смешно, это нелепо. Я должен притворяться, что достиг положения манджари? Что должны думать те, кто был инициирован нашими духовными братьями, когда поют «никунджа-йуно» и «романча калпа» и т. д., если гуру не может даже встать утром на мангала-арати? Эти вопросы требуют тщательного рассмотрения».
Из статьи Бхакти Викаши Свами «Всё еще остаются вопросы...», опубликованной в журнале «Vedic Village Review», № 14, сентябрь 1990 г. [306]
Времена, когда распространялось мнение о том, что гуру ИСККОН — это уттама-адхикари, остались в 80-х, 90-х и начале нулевых годов. В последнее время всё чаще звучит идея о том, что гуру в ИСККОН могут быть и каништха-адхикари, и мадхьяма-адхикари, что «неосвобожденная личность может быть учителем, если она строго следует за освобожденным гуру» [307]. Но как в этом случае петь для них подобные высочайшие прославления? Как уже объяснялось выше, Шрила Прабхупада и другие ачарьи называют чрезмерные похвалы, несоответствующие действительности, оскорблением (например: назвать немого человека или человека, у которого есть проблемы с голосом, сладкоголосым — недопустимый комплимент; это не прославление, а оскорбление). И, прежде всего, почему стандарт ИСККОН — петь эту молитву Шриле Прабхупаде, — был изменен? Выдержка из статьи Кришнаканта прабху «Доказательство перед нами каждое утро (часть 2)!»:
«Теперь мы приведем дальнейшие свидетельства из церемонии, предписанной каждому члену ИСККОН, которая также должна проводиться в течение всего периода существования ИСККОН. По утрам во время церемонии мангала-арати все в ИСККОН поют молитву «Шри Шри Гурв-аштака». Целью молитвы является прославление духовного учителя и выражение ему почтения. Эта молитва прославляет духовного учителя в восьми стихах. В данной статье мы проанализируем всего три стиха, чтобы показать, какой именно категории духовного учителя все члены ИСККОН прославляют каждое утро. Мы будем использовать перевод стихов, опубликованный в стандартных песенниках ИСККОН.
Ежедневное прославление
Стих 1
«Подобно тому как облако, проливающее дождь, гасит лесной пожар, духовный учитель гасит пылающий огонь материального существования и спасает людей, охваченных этим пламенем. Такой духовный учитель — океан благих качеств, и я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам».
Стих 2
«Движение санкиртаны Господа Чайтаньи Махапрабху — источник непреходящей радости для духовного учителя, который порой повторяет святое имя, порой танцует, охваченный экстазом, а порой и играет на музыкальных инструментах. Его ум наслаждается нектаром чистой преданности, и потому волосы на его теле временами встают дыбом, по телу пробегает дрожь, а слёзы ручьями льются из глаз. В глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя».
Стих 6
«Духовный учитель очень дорог Господу Кришне, ибо он очень умело помогает гопи, которые, проявляя необыкновенное искусство, делают в рощах Вриндаваны различные приготовления, чтобы довести любовные игры Радхи и Кришны до совершенства. В глубочайшем смирении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя».
Какой духовный учитель?
Приведенные выше описания не оставляют сомнений в том, что прославляемый духовный учитель должен находиться на высочайшем уровне чистоты и духовного развития и обладать следующими особенностями:
1) Он гасит пылающий огонь материального существования и спасает людей, охваченных этим пламенем.
2) Он наслаждается нектаром чистой преданности.
3) Он очень умело помогает гопи (самым близким и доверенным слугам Кришны).
Не гуру ИСККОН
Однако лидеры ИСККОН неоднократно говорили, что они не являются духовными учителями высочайшего уровня, описанного выше:
«Такой уттама-адхикари вайшнав имеет совершенную связь со Сверхдушой и всегда знает желания Верховного Господа. <...> Для того чтобы распространять сознание Кришны в отсутствие возвышенного уттама-адхикари вайшнава, преданные второго и третьего уровней должны следовать наставлениям Шрилы Прабхупады и учиться искусству сотрудничества». (ЕС Прахладананда Свами, «Обязанности GBC и гуру в ИСККОН», 2006 год)
«Если совет GBC считает кого-то самоочевидным ачарьей, который полностью осознал Сверхдушу и в совершенстве знает желания и наставления Шрилы Прабхупады, то он может и должен следовать его/ее указаниям. Но до сих пор никто не считался принадлежащим к этой категории». (ЕС Прахладананда Свами, 30 августа 2006 года)
Этот гуру — Шрила Прабхупада
Более того, те же самые лидеры ИСККОН неоднократно заявляли, что именно Шрила Прабхупада соответствует описанию духовного учителя, спасающего всех:
«Как правило, гуру устанавливает связь между Кришной и своим учеником <...> Шрила Прабхупада, будучи главным ачарьей, приводит вас к Кришне и занимает служением Ему». (ЕС Бхакти Чару Свами, иштагоштхи, 10 июня 2007 года)
«…Шрила Прабхупада приведет вас к Кришне». (ЕС Бхакти Чару Свами, иштагоштхи, Дурбан, встреча с учениками, 7 апреля 2006 года)
[Примечание BTP: Таково определение истинного духовного учителя, данное в книгах Шрилы Прабхупады: «И если вы примете истинного духовного учителя, он приведет вас к Кришне» («Законы природы», глава 1).]
«Просто выйди за рамки этого тела и его привязанностей и помести себя в лотосные руки Шрилы Прабхупады... и он приведет тебя во Вриндаван!» (ЕС Радханатх Свами, обращение к своему «ученику», Стока Кришне дасу, на его смертном одре, видеофильм «Его гуру и милость»)
«Конечно, все мы зависим от Шрилы Прабхупады, от его молитв Кришне о том, чтобы мы достигли Его обители. <...> Он, несомненно, является гарантией нашего спасения, если в своей повседневной жизни мы следуем его наставлениям и личному примеру». (ЕМ Крипамойя дас, председатель конференции европейских лидеров ИСККОН, «Голос вайшнава», 6 мая 2007 года)
Заключение
По словам лидеров ИСККОН, молитвы, которые каждый член ИСККОН должен петь по утрам на протяжении всего существования ИСККОН, не поются гуру ИСККОН, утвержденным GBC. Скорее, они поются Шриле Прабхупаде. Таким образом, не осознавая этого, каждый член ИСККОН поклоняется Шриле Прабхупаде как своему духовному учителю, которому он предался, сначала прославляя его качества во время мангала-арати, а затем поклоняясь ему напрямую как дикша-гуру во время Гуру-пуджи (как было показано в предыдущем номере БТП). Это очередное доказательство, если таковое необходимо, что Шрила Прабхупада будет единственным духовным учителем для всех членов ИСККОН на весь период существования этой организации». Из журнала «Обратно к Прабхупаде», № 22, зима 2008/09 [308]
Итак, на самом деле стандарт утренней программы в ИСККОН ясен и непротиворечив, только если не отрицать положение Шрилы Прабхупады как инициирующего ачарьи для всего Общества. Шрила Прабхупада установил в своем Обществе так, что все пели молитвы «Шри Шри Гурв-аштака» и «Шри Гуру-вандана» ему как своему учителю (наставляющему и инициирующему). Сейчас вторую из этих молитв, «Шри Гуру-вандану», по-прежнему поют Шриле Прабхупаде, но только как наставляющему учителю. Однако сам Шрила Прабхупада явно объяснял «Шри Гуру-вандану» в контексте дикши, инициации, принятия уполномоченного гуру высочайшей квалификации, который с помощью духовного знания откроет нам глаза и одарит премой — любовью к Богу:
Прабхупада:...Каждый день вы поете для гуру. Сегодня гуру-пурнима. Нужно особенно хорошо понять, что такое полномочия представителя. Кто-нибудь может процитировать этот стих — шри-гуру-чарана? Дхриштадьюмна: Шри-гуру-чарана-падма, кевала-бхакти-садма, вандо муи савадхана мате. Прабхупада: Таково начало. Если хотите быть преданным, то вы должны обратиться к духовному учителю, который обладает могуществом. Шри-гуру-чарана-падма, кевала-бхакти-садма, вандо муи савадхана мате. Савадхана означает «очень тщательно», а не своевольно. Дальше? Дхриштадьюмна: Йанхара прасаде бхаи. Прабхупада: Йанхара прасаде бхаи, эи бхава торийа йаи. Хм? Кршна-прапти хой йаха хоите. Итак, почему следует идти к духовному учителю? Потому что йанхара прасаде бхаи: «Мой дорогой брат, если получишь благословение духовного учителя...» Йанхара прасаде бхаи, эи бхава торийа йаи. Что это за благословение? Оно не из разряда «вылечите мою болезнь». Как правило, люди не знают этого. Поэтому их обманывают. На днях в Вашингтоне одна леди пришла ко мне с жалобой на боль в пояснице. Она пришла, чтобы решить свою проблему с ногами. Вот что происходит. «Для этого вам нужно обращаться к духовному учителю? Есть так много докторов, есть больница. Обратитесь туда. — Нет. Покажите мне свои чудеса». Люди обманывают на этом поприще. Покажут какие-нибудь чудеса, и вот он уже Бог. Вот что происходит. Но чудо духовного учителя заключается в следующем: йанхара прасаде бхаи, эи бхава торийа йаи. Вот что такое чудо: больше никакого материального существования. Дальше: эи бхава торийа йаи. Настоящее достижение — пересечь океан неведения. Это и есть реальное достижение. В этом состоит истинное благословение духовного учителя. Оно не в том, чтобы вылечить вашу ногу, после чего вы снова начнете ходить тут и опять сломаете себе ногу, а потом снова придете. Не так. Эи бхава торийа йаи. Дальше? Дхриштадьюмна: Кршна-прапти хой йаха Прабхупада: Кршна-прапти хой йаха хаите. Вот кто является духовным учителем — тот, кто способен дать вам Кришну. Кршна се томара, кршна дите пара, дхаи тава пачхе пачхе. Это слова Бхактивиноды Тхакура. «Кришна... Я ищу Кришну. Вайшнава Тхакура, мой духовный учитель, Кришна принадлежит тебе». Кришна не является независимым. Он — собственность преданного. Кришна се томара, кршна дите пара, дхаи тава пачхе пачхе. «Я просто следую за тобой, господин. Ведь Кришна принадлежит тебе. Если пожелаешь, то сможешь дать Его: «Возьми прямо сейчас». Итак, это не чрезмерные похвалы, это шастры. Ведешу дурлабха адурлабха атма-бхактау. Кришну невозможно получить, даже изучив все Веды. Ведешу дурлабха. Дурлабха означает «невозможно». Атхапи те дева падамбуджа-двайа-прасада-лешанугрхита эва хи джанати таттвам [Бхаг., 10.14.29]. Прасада-леша. Прасада-леша. Тот, к кому Кришна проявил небольшую благосклонность, знает Кришна-таттву. Йат-карунйа-катакша-ваибхававатам гаура эва стумах. <...> Какая следующая строка? Дхриштадьюмна: Гуру-мукха-падма-вакйа... Прабхупада: Читтете карийа аикйа. Вот какой должна быть решимость. Мы должны обратиться к истинному гуру, уполномоченному гуру, обладающему правом представителя. Затем, если мы примем его слово... Гуру-мукха-падма-вакйа, читтете карийа, ара на карийа мане... Не пытайтесь выдумывать идеи. Тогда, если серьезно примите это, то ваша жизнь будет успешной. Гуру-мукха-падма, читтете, ара на карийа мане. Не портьте себя, придумывая идеи. Примите слово от него. Выполняйте его наставления. Не беспокойтесь о том, добьетесь вы духовного прогресса или нет. Примите слово духовного учителя и исполняйте его. Тогда вам всё будет гарантировано. Гуру-мукха-падма-вакйа, читтете корийа аикйа, ара на корийа мане аша. Дальше? Дхриштадьюмна: Шри-гуру-чаране рати... Прабхупада: Шри-гуру-чаране рати, эи сеи уттама-гати. Вы хотите прогресса в духовном сознании, но это возможно только одним путем: шри-гуру-чаране рати. Если будете сохранять свою веру только в лотосные стопы своего гуру, то будете развиваться. Не сомневайтесь в этом. Дальше? Дхриштадьюмна: Йе прасаде пуре сарва аша. Прабхупада: Йе прасаде пуре... У нас есть много желаний, но если мы обладаем твердой верой в лотосные стопы гуру, то всё будет исполняться автоматически. Йе прасаде пуре сарва аша. Затем? Дхриштадьюмна: Чакхудана дило йеи... Прабхупада: Чакхудана дило йеи, джанме джанме прабху сеи. Такова обязанность гуру — чакхудана. Мы находимся во тьме этого материального существования, и дело гуру — открыть, вывести его на свет. Это и есть гуру, а не так, что человека, как и раньше, держат во тьме. Чакхудана дила йеи джанме джанме прабху сеи. Прабху означает «господин». Дальше? Дхриштадьюмна: Дивйа-джнана хрде прокашито. Прабхупада: Дивйа-джнана хрде прокашито. Что такое эта дивйа-джнана? Дивйа-джнана заключается вот в чем: мы все — слуги Кришны, и наше единственное занятие — служить Кришне. Дивйа-джнана. Ничего сложного в этом нет. Просто мы стали... Мы стали слугами столь многочисленных господ: слуга общества, слуга общины, слуга страны, слуга жены, слуга детей, слуга собаки и многого другого. «Теперь я стану слугой Кришны». Это и есть дивйа-джнана. Дикша. Слово «дикша» — производное от этой дивйа-джнаны. От нее берется «ди», а «кша» означает кшапайати — увеличивать. Дальше? Дхриштадьюмна: Према-бхакти йаха хоите... Прабхупада: Према бхакти йаха хоите, авидйа винаша йате. Дхриштадьюмна: Веде гай йанхара... Прабхупада: Веде гай йанхара чарито. Вам нужно понять это. По милости гуру, благодаря благосклонности гуру мы получаем према-бхакти. Существует виддхи-бхакти. Вначале мы вынуждены совершать преданное служение в соответствии с правилами и предписаниями шастры, в соответствии с указанием гуру — шастра-видхи. Йах шастра-видхим утсрджйа вартате кама-каратах, на сиддхим авапноти [Б.-г., 16.23]. Кришна говорит: «Этот шастра-видхим, видхи-марга, если человек отказывается от шастра-видхи и придумываем свой собственный путь, на сиддхим савапноти, он не добьется ни успеха, на сукхам, ни счастья, на пара гатим, и что уж говорить о возвращении к Богу?» Забудьте обо всём этом. Всё это сведется к минимуму. Итак, когда мы утвердились в практике виддхи-марга, тогда мы постепенно получим любовь к Богу. Это конечная цель. Према-пумартхо махан. Например, раньше в Индии... Еще в очень маленьком возрасте, несовершеннолетние мальчик и девочка женились, особенно девочка, в десять, двенадцать лет, ее выдавали замуж. Как она могла полюбить своего мужа? Она не знает этого. Но есть видхи-марга. Видхи-марга, взрослые говорили: «Иди отнести своему мужу это блюдо». Она отдает ему. Вот так постепенно она взрослеет, и тогда ей уже не нужны никакие наставления. Она знает, как служить своему мужу. Вот что такое према. Это и есть бха... Но вначале необходим регулирующий принцип. Према, виддхи према. Према-бхакти йаха хоите, авидйа винаша йате. Према-бхакти, авидйа... Если мы не освободимся от этого невежества материального существования, то о кршна-преме не может быть и речи. И то, и другое не могут существовать вместе. Вирактир анйатра сйат. Если вы действительно прогрессируете в сознании Кришны, то естественным образом вы будете терять интерес к материальному наслаждению. Вирактир... Бхактих парешанубхаво вирактир анйатра сйат [Бхаг., 11.2.42]. Например, вы едите, и ваш аппетит естественным образом удовлетворяется. Кршна-бхакти означает, что мы автоматически удовлетворяем все свои желания. Вот что такое кршна-бхакти. Чем больше мы продвигаемся в кршна-бхакти, тем меньше у нас остается материальных желаний. Дальше? Дхриштадьюмна: Шри-гуру каруна-синдху. Прабхупада: Шри-гуру каруна-синдху, адхама джанара бандху. Дхриштадьюмна: Локанатха локера дживана. Прабхупада: Локанатха локера дживана. У Нароттамы даса Тхакура есть гуру, его имя — Локанатха Госвами. Те из вас, кто был во Вриндаване, видели, что там есть место захоронения Локанатхи Госвами. Итак, дальше? Дхриштадьюмна: Ха ха прабху коро дайа... Прабхупада: Ха ха прабху коро дайа. Преданные:...дехо море пада-чхайа. Прабхупада: Это значит... Нам следует искать прибежища у лотосных стоп гуру. Тогда всё... И веде гайа йанхара чарита. Не нужно думать, что стать очень стойким преданным духовного учителя можно только благодаря сантиментам. Поэтому Нароттама даса Тха... веде гайа йанхара чарита. Я не говорю какую-то бессмыслицу. Потому что... Шрути-праманам. О чем бы мы ни говорили, это нужно подтверждать предписанием Вед. Тогда всё будет в порядке. Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 20.105, Нью-Йорк, 11.07.1976
«Официальная инициация не имеет значения, если человек не предался гуру полностью. В таком случае об инициации не может быть и речи. «Дивйа-гйана хриди прокашито». Шрила Прабхупада, лекция, Новый Вриндаван, 1974 год
«Чакху-дан дило джей, джанме джанме прабху сей, дивйа-гйана хриде прокашито» («Он вернул мне зрение и вложил в мое сердце трансцендентное знание, и поэтому он мой господин из жизни в жизнь» — перевод из «Песен ачарьев-вайшнавов», ББТ, 1993 г. [309]).
Таким образом, не существует разрешения Шрилы Прабхупады или каких-то других серьезных оснований петь эту молитву ему только как шикша-гуру, а «Шри Шри Гурв-аштаку» — петь в храмах ИСККОН кому-то другому. Это изменение стандарта, установленного Шрилой Прабхупадой.
Во время исполнения бхаджана «Шри Гуру-вандана» проводится гуру-пуджа Шриле Прабхупаде. На сайте ростовского центра ИСККОН есть следующие рекомендации для пуджари:
«Предлагая предмет, сначала произносите упачара-мантру и соответствующую мула-мантру и затем предлагаете предмет. Произношение и предложение не происходит одновременно. Сначала звук, затем действие. Например, благовоние. Повторите: эша дхупах ом парама-гураве намаха. Предложите семь кругов вокруг всего тела. Как маха-прасад предложите предмет своему духовному учителю: эша дхупах ом гураве намаха. Предложите семь кругов вокруг всего тела». Из руководства «Гуру-пуджа Шриле Прабхупаде, ачарйе-основателю ИСККОН и ББТ» [310]
Шрила Прабхупада никогда не разрешал вводить в практику поклонения в ИСККОН мула-мантр, в которых к нему обращаются как к «парама-гуру» (предыдущему гуру).
«Подобным же образом проводится гуру-пуджа своему духовному учителю. В храмах иногда преданные проводят ее сами, а иногда ученики разных гуру собираются вместе и проводят т.н. гуру-пуджу-ИСККОН, когда на специальный алтарь ставятся изображения духовных учителей всех присутствующих преданных, и преданные подходят и предлагают цветы своему (а заодно и другим) Гуру Махараджу. Часто гуру-пуджу-ИСККОН проводят за 10-15 минут до привествия Божеств, и во время нее поют не «Шри Гуру Ванданам», а молитвы Бхактивинода Тхакура «Гурудев».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|