Возможное сокрытие наставлений Шрилы Прабхупады по данному вопросу.
Редакторы VVR очень довольны результатами VVR № 11 и особенно собранием GBC, проведенном в Сан-Диего, которое было открытым, вполне честным, продуктивным, информативным и хорошо организованным. Атмосфера в ИСККОН, похоже, стремительно улучшается. Мы надеемся, что Международный совет GBC одобрит процитированную выше резолюцию, создаст комитет, чтобы расследовать и изучить систему ритвиков, о которой дал наставления Шрила Прабхупада, а также масштабы сокрытия его соответствующих указаний. Мы молимся о том, чтобы данное расследование перешло со страниц VVR на полномасштабную арену, доступную преданным ИСККОН. Однако VVR продолжит представлять результаты наших исследований, статей и свидетельств на ТЕМУ О РИТВИКАХ». Из статьи редактора журнала «Vedic Village Review» Нитьянанды даса «GBC принимает вызов VVR на тему о ритвиках», опубликованной в VVR, № 12, март 1990 г. [1]
В то время редакторы журнала начали собирать подписи преданных к петиции в адрес GBC об отмене системы инициирующих гуру в ИСККОН и восстановлении системы ритвиков.
В 1990 г. Архив Бхактиведанты начинает подготовку к тому, чтобы впервые в истории ИСККОН выпустить электронную версию собрания наставлений Шрилы Прабхупады, а также публикует беседы 1977 г. Одним из первых, кто приобрел эту программу и начал исследовать тему о гуру и инициациях, становится Кришнакант Десай (информация, полученная от него в ходе переписки с составителем данной книги). После появления этой компьютерной программы наставления Шрилы Прабхупады становятся более доступными многим преданным, которые начинают использовать эту программу для исследования наставлений Шрилы Прабхупады по различным темам и активно использовать найденные цитаты в своих статьях и книгах.
«В конце 1990 года преданные из Архива Бхактиведанты посетили ежегодную конференцию по компьютерной индустрии с целью найти такую компьютерную программу, которая бы стала «Bhaktivedanta VedaBase». В маленьком киоске они натолкнулись на корпорацию Folio. В то время она была одной из лучших в отрасли и осталась такой же, несмотря на то, что компанию с той поры покупали и продавали несколько раз. В 1991 году Дулал Чандра Дас осуществил необходимое программирование, в результате чего была выпущена Bhaktivedanta Electronic Library, работающая в системе DOS. В 1995 году вышла версия 3.0. (ныне называемая Bhaktivedanta VedaBase, использующая операционные системы Windows и Macintosh), а за ней в 1998 последовала версия 4.11. Каждая версия дополняется чем-то новым, а также облегчается её использование. VedaBase стала ключевым проектом Архива Бхактиведанты благодаря каталогизации и поисковым функциям. Из статьи Ранджита даса «Сохранение наследия Прабхупады», опубликованной в журнале «Вайшнавизм: открытый форум», № 5 [356]
Тогда же, в начале 1990 г., ЕМ Махарам дас отказался от роли инициирующего гуру в ИСККОН и принял наставления Шрилы Прабхупады о ритвиках.
Перевод:
«Махарам Прабху, гуру на территории Колумбии, позвонил, чтобы объявить об отказе от положения «полноправного гуру», на которое был утвержден GBC, и вместо этого занял положение РИТВИКА. Он объяснил своим ученикам, что в действительности они являются учениками Шрилы Прабхупады. Он организовал перевод статей, опубликованных в VVR, на испанский язык, и сейчас чувствует себя намного более комфортно и счастливо относительно своей роли». Из журнала «Vedic Village Review» № 12, март 1990 г. [1]
Кроме того, в начале 1990 г. несколько президентов храмов ИСККОН в странах Бенилюкса направили обращение, приуроченное к заседанию GBC в 1990 году (подписанное «примерно 50 преданными»):
Перевод:
Обращение президентов европейских храмов к GBC Бенилюкс, 1.17.90 Дорогие Махараджи и Прабху! Пожалуйста, примите наши смиренные поклоны. Вся слава Шриле Прабхупаде. В связи с тем, что приближается ежегодное собрание GBC в Майяпуре и что в последние месяцы обсуждаются некоторые специфические вопросы, нам хотелось бы выразить свои ощущения относительно определенной стороны нашей жизни в сознании Кришны. Наше главное беспокойство заключается в том, что многие из нас утратили веру в преданных, занимающих посты лидеров ИСККОН, особенно в GBC, санньяси и инициирующих гуру. Мы убеждены, что сложившаяся к настоящему времени ситуация однозначно не соответствует желаниям Шрилы Прабхупады. Кое-что, несомненно, пошло неправильно сразу после ухода Шрилы Прабхупады, и совет GBC признал это. Например, создание системы зональных ачарьев и совета гуру, которые дали монополию на ИСККОН Шрилы Прабхупады немногочисленному меньшинству. Все эти имевшие место события разочаровали многих духовных братьев. Однако Шрила Прабхупада предупреждал своих учеников об этой проблеме до того, как покинул планету. Позднее некоторые из этих зональных ачарьев потребовали от своих духовных братьев предаться их лотосным стопам, а когда те отказались, им приказали уйти. Многие ушли в ближайшее время, а другие — позднее. Они покинули ИСККОН с горькими чувствами. Теперь мы столкнулись с тем фактом, что более половины из этих ачарьев пали и вынудили своих учеников пережить последствия этих проступков. Доверие и вера в принцип истинного духовного учителя пришли в упадок. В «Нектаре наставлений» Шрила Прабхупада предупреждает нас: «Не достигнув полной самореализации, не следует имитировать поведение возвышенного преданного, маха-бхагаваты, поскольку из-за такой имитации человек в конечном итоге деградирует». В связи с этим он дал наставление: «Ученику следует быть осторожным, чтобы принять уттама-адхикари, и следует понимать, что если он примет своим гуру каништху или мадхьяма-адхикари, он не сможет успешно продвигаться к высшей цели жизни под его недостаточным руководством». С позиции логики ученикам падших гуру крайне сложно принять документ «Гуру-ашрая», подготовленный GBC. Они не воспринимают его как решение реальной проблемы, которая заключается в том, что люди занимают положение уттама-адхикари, не обладая всеми качествами, соответствующими этому положению.
Чтобы проиллюстрировать серьезность проблемы, рассмотрим следующий список: 1. Киртанананда Свами — отделился от ИСККОН, его ударили по голове металлической трубой, подозревается в убийстве и насилии над детьми. Список этих имен приведен не с намерением подвергнуть критике этих преданных, а лишь для того, чтобы показать, насколько важно иметь систему, которая была бы защищена от тенденций низшей природы, свойственных обусловленной душе, которые могут проявиться в такой степени, что наносят ущерб обществу. Сейчас мы живем в эпоху Кали, для которой характерны ссоры и лицемерие, и потому следует проявлять большую осторожность. Ученики падших гуру ощущают, что на них оказывается давление. Ведь, с одной стороны, им приводят цитаты из священных писаний, постоянно требуя, чтобы они приняли реинициацию, а с другой стороны, вырастает стена недоверия к так называемым духовным учителям. То, что эти преданные с интересом изучают публикации Карнамриты Прабху и Рупавиласы Прабху, вовсе неудивительно, потому что оба они пережили деморализующие последствия тех событий, которые произошли в ИСККОН. Поэтому мы предлагаем провести надлежащую дискуссию о фактах того, какими являлись желания Шрилы Прабхупады, и надлежащую философскую дискуссию по этой теме, после чего установить в ИСККОН систему ритвик-ачарьев. Мы твердо уверены, что эта система будет способствовать развитию смирения, она защитит гуру от разрастания гордыни относительно своего абсолютного положения и защитит ученика в случае, если в будущем гуру столкнется с личной проблемой. Кроме того, данная система уменьшит искусственный разрыв между преданными, ведь все будут являться учениками Шрилы Прабхупады.
Мы надеемся, что для достижения этой цели будут приглашены различные преданные, чтобы обсудить эту тему с советом GBC. Мы будем, мягко говоря, крайне разочарованы, если на предстоящем заседании GBC в Майяпуре не произойдет открытого обсуждения этой темы. Поэтому мы также предлагаем, чтобы до решения этого вопроса был наложен мораторий на проведение всех инициаций. Лишь обладая ясным видением и честностью, можно возродить прежний дух в ИСККОН, последовав наставлениям Шрилы Прабхупады. Тогда станет возможным вновь энергично развивать реальную миссию, которую дал нам Шрила Прабхупада. Давайте на самом деле вернем Шрилу Прабхупаду в центр этого Движения. Чистота — сила, практичность — принцип. Вся слава Шриле Прабхупаде и проповеднической миссии Господа Чайтаньи Махапрабху! Пожалуйста, простите нас, если в ходе этого обращения мы кого-либо оскорбили. Наше желание — доставить радость Шриле Прабхупаде, принять глубже в свои сердца Его благословения и поделиться ими с этим миром. Ваши слуги, Копии отправлены всем членам GBC и в журнал «Vedic Village Review» и подписаны примерно 50 преданными (опубликовано на стр. 27 журнала «Vedic Village Review», № 12, март 1990 г. [1]
Совет GBC решил не проводить такую дискуссию на заседании в Майяпуре в 1990 г. Более того, решение североамериканского GBC не было одобрено, никакого расследования не состоялось. Без проведения открытой дискуссии GBC в одностороннем порядке опубликовал журнал «ИСККОН», посвященный этому вопросу (интересно, что с привлечением «авторитетного мнения» представителей гаудия матхов, представленных там как «истинные ачарьи»). В частности, было опубликовано интервью с Б. В. Нараяной Махараджей (что послужило росту его популярности в ИСККОН) под названием «Беседа с Его Святейшеством Нараяной Махараджей». В данном интервью Б. В. Нараяна Махараджа озвучил ряд тезисов относительно гуру-таттвы, явно расходящихся с наставлениями Шрилы Прабхупады [167]. Для противодействия «Vedic Village Review» журнал «ISKCON Journal» был разослан по храмам ИСККОН. На заседании GBC в Майяпуре была принята резолюция № 73 A, в которой было сказано:
«Настоящим GBC провозглашает, что теория посмертных ритвических инициаций является опасным философским отклонением. Поэтому она полностью запрещается в ИСККОН. Никому из преданных не следует участвовать в такой посмертной ритвической церемонии инициации в каком бы то ни было качестве — будь то в роли ритвика, ученика, получающего инициацию, помощника, организатора или спонсора. Никому из преданных ИСККОН не следует защищать или поддерживать эту практику». Резолюции GBC, 1990 г. [168]
С преданными, которые участвовали в дебатах в Сан-Диего (редакторами журнала «Vedic Village Review» Рупа-виласой дасом, Нитьянандой дасом и Карнамритой дасом) не было проведено обсуждений, однако им было приказано отказаться от своих убеждений до 31 мая 1990 года (в резолюции № 73 Б) и признать позицию GBC. Таким образом, они были «исключены» из ИСККОН (к сожалению, это закончилось тем, что двое из этих преданных временно отошли от преданного служения, много лет спустя Рупа-виласа дас прислал письмо с просьбой восстановить его в качестве члена ИСККОН и признал позицию GBC). Нитьянанда дас остался единственным редактором журнала и, годы спустя, переехал на Фиджи, воссоздал нью-джайпурскую сельскую общину и возобновил издание «Vedic Village Review» [169].
Еще пояснения ситуации, связанной с Б. В. Нараяной Махараджей:
«В 1990 году, когда НМ [Нараяна Махараджа] был малоизвестен в ИСККОН, член GBC Равиндра Сварупа дас взял интервью у НМ, которое затем было опубликовано в «Журнале ИСККОН», изданным GBC. В том журнале мнение и рекомендации НМ относительно гуру-таттвы подавались как авторитетные. Более того, о его вкладе упоминается в резолюции GBC:
«Между тем, Исполнительный комитет GBC подготовил «Журнал ИСККОН», <...> интервью, взятые у нескольких возвышенных преданных, которые содействовали Шриле Прабхупаде во время последнего года его присутствия с нами. В их числе Нараяна Махараджа, друг ИСККОН, на протяжении долгого времени общавшийся со Шрилой Прабхупадой». (Резолюция GBC № 128, 1990 г.)
И ведущая группа членов GBC, таких как ЕС Шиварама Свами (далее ШРС), стали близкими последователями НМ, в чём признался сам ШРС:
«Я поддерживал то, что, как мне казалось, было безобидным периодическим знакомством с вайшнавом вне ИСККОН. Однако к середине 90-х это знакомство стало одним из предметов полемики: следует ли лидерам ИСККОН принимать руководство от вайшнава, который находится вне ИСККОН? <...> этот казавшийся любезным вайшнав стал противником ИСККОН; члены ИСККОН выходили за пределы ИСККОН в поисках и шикши, и дикши; и даже сейчас преданные уходят из ИСККОН ради обещанного им более светлого духовного будущего. Я несчастен от того, что внёс свой вклад в развитие этого сценария». («Шикша вне ИСККОН?», предисловие) Из статьи Кришнаканта Десая «История БАД, или искаженная история против подлинной истории — 1», опубликованной в журнале «Обратно к Прабхупаде», № 43, весна 2014 г. [170]
Впоследствии совет GBC обратился к членам ИСККОН с призывом прекратить общение с Нараяной Махараджей из-за его акцента на «сокровенных лилах Радхи-Кришны»:
«GBC указывает на то, что членам ИСККОН следует с почтением относиться ко всем старшим гаудия-вайшнавам, которые служат вне ИСККОН, но им не следует близко общаться с ними, <...> поскольку их описание сознания Кришны зачастую отличается от изложения Шрилы Прабхупады <...> литература, сосредоточенная на «расика-бхакти», «сокровенных лилах Радхи-Кришны» и на других темах, которые подходят только очень возвышенным душам, представляет собой отклонение от указаний Шрилы Прабхупады...» Резолюция GBC № 73, 1995 г. [171]
Выдержки из онлайн-дневника Сатсварупы даса Госвами с его официального сайта:
«10 ч. утра. Я получил сообщение о том, что 29 декабря [2010 г.] Шрила Бхактиведанта Нараяна Махараджа покинул этот мир после того, как несколько месяцев назад у него был обнаружен рак. В начале 1990-х в составе небольшой группы моих духовных братьев я посещал Нараяну Махараджу в Кешаваджи Матхе в Матхуре. Постепенно мы превратили эти визиты в регулярное слушание от него о расика-играх Радхи, Кришны и гопи. Эти наставления оказали на меня очень большое влияние, и у меня развились теплые чувства к Нараяне Махарадже, который в полной мере ответил мне взаимностью. В течение нескольких лет я считал его своим шикша-гуру. В то время еще не разгорелась полемика о том, что преданные ИСККОН ходят к Нараяне Махарадже. Тогда его посещала только небольшая группа. И мы делали это тайно. Однажды в сезон Пурушоттама-маса я в одиночку навещал его в течение нескольких месяцев в Джаганнатха-Пури, где он проводил специальную программу. <...> Я ушел с программы, которая проводилась в Пури и вернулся к исполнению своих обязанностей в ИСККОН (с разрешения Нараяны Махараджи), проповедуя в качестве санньяси в ИСККОН. Но с тех пор наши отношения изменились, и я несколько отстранился от Нараяны Махараджи. В этом не было его вины, и, наверное, моей тоже... Примерно в то время совет GBC принял резолюцию о том, что преданным не следует посещать Нараяну Махараджу, поэтому с тех пор я не мог встречаться с ним. В связи с принятием решения GBC это перестало быть вопросом только моего собственного желания. С тех пор мои отношения с ним прервались.
Много лет спустя я прочитал одну из его книг, «Шри Бхаджана-рахасью», — комментарий Бхактивиноды Тхакура с комментарием Шрилы Нараяны Махараджи. Эта книга... познакомила меня с сокровенными темами гопи-манджари-бхавы. Я неоднократно перечитывал ее. Я ощущал, что читаю Бхактивиноду Тхакура, но я также читал Нараяну Махараджу. После этой книги я прочитал «Шри Манах-шикшу» и еще пару других его книг. Я вновь почувствовал себя в долгу перед ним и написал ему письмо. Он прислал мне ответ, сказав, что рад получить от меня сообщение после долгого перерыва. <...> Я написал ему еще раз и спросил его о том, как я могу получить его книги. Он прислал мне еще одно любезное письмо, сообщив информацию о контактах тех, кто мог дать мне его книги. Поскольку я собирался отправиться во Вриндавану, а они жили во Вриндаване, то он предложил мне встретиться с ними там. В тот год, когда я посетил Вриндавану, я купил набор его книг. <...> Я старался держаться подальше от политики, которая шла между двумя движениями — ИСККОН и движением Нараяны Махараджа. Я никогда не одобрял того, что он принимал учеников из движения Прабхупады и давал им новые имена или реинициировал учеников Прабхупады. Это казалось мне агрессивным настроем и нарушением этикета, связанного с гуру» [379].
Слева направо: Тамала Кришна Госвами, Гирираджа Свами, Б. В. Нараяна Махараджа
Б. В. Нараяна Махараджа и Тамала Кришна Госвами
Киртанананда Свами и Б. В. Нараяна Махараджа
«Постепенно Б. В. Нараян Махараджа стал ближайшим другом Тамала, к которому он приехал в Даллас и жил вместе с ним, и т. д. Тогда Тамал и другие лидеры [ИСККОН]... начали участвовать в собраниях «расика-клуба Нараяны Махараджи», на которых они обсуждали более сокровенные аспекты Кришна-лилы, хотя, согласно желанию Шрилы Прабхупады, его последователям и ученикам не следовало так поступать». Из статьи Пуранджаны даса «Гаудия-матх и ИСККОН: краткая история» [376]
В связи с этим необходимо отметить, что как и в 1980-х годах, так и в начале 1990-х видные лидеры гаудия-матхов близко общались с некоторыми руководителями ИСККОН, что оказывало влияние на идеи, которые проповедовались в ИСККОН и порой отражалось в официальных публикациях ИСККОН (следы этого влияния не исчезли до сих пор).
Год
«ИССЛЕДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ НАСТАВЛЕНИЙ САДХУ-ШАСТРЫ-ГУРУ
(РЕЗОЛЮЦИЯ GBC) 78. Совет GBC представит движению историческое и философское описание системы гуру в ИСККОН после 1977 г., чтобы предложить преданным точную и авторитетную историю реформирования системы гуру, предпринятого ИСККОН, и объяснить эти события в правильной исторической и философской перспективе. Равиндра Сварупа дас напишет эту публикацию при помощи Тривикрамы Свами. Все члены GBC и другие преданные ИСККОН, желающие предложить советы, документы, воспоминания, рассуждения и т. д. могут прислать свои материалы Равиндре Сварупе дасу до 31 июля. Готовая публикация будет, по возможности, разослана всем членам GBC до ежегодного заседания 1992 г. <...> 1992 год РЕЗОЛЮЦИИ GBC
Вносятся изменения в состав и регламент местных комитетов, дающих свое одобрение кандидату в дикша-гуру: Местные комитеты, рекомендующие кандидатов в дикша-гуру, должны предоставить совету GBC обоснование своей рекомендации, хронологическую историю служения кандидата, а также имена всех членов комитета, их служение, результаты их голосования с объяснением их решения во время голосования.
В состав местного комитета должны входить: местные члены GBC, региональные секретари (если таковые имеются), президенты храмов и местные санньяси соответствующего региона. Кроме того, в идеале в состав комитета следует включать действующих духовных руководителей и старших преданных соответствующего ранга из соседних регионов {92}. После того как комитет создан, его состав не может изменяться за исключением замены одного из членов, который лишился духовной квалификации.
Пояснение относительно периода ожидания, который предшествует получению инициации или реинициации: кандидат должен подождать, как минимум, еще шесть месяцев после того, как повторял мантру Прабхупады в течение шести месяцев, сдал экзамен и проинформировал местных руководителей о выборе дикша-гуру.
Вводится мораторий на все церемонии, которые проводились до инициации, то есть на все обряды о «принятии прибежища» до инициации, которые включают в себя обеты, связанные с садханой и клятвами о приверженности.
УТВЕРЖДЕННЫЕ И ОТСТРАНЕННЫЕ ГУРУ
Утвержденные советом GBC новые гуру: Бхакти Бхринга Говинда Свами.
Отстраненные советом GBC и переставшие инициировать гуру: Аргани Свами, Махарама дас, Радха Кришна Свами». Нрисимхананда дас, «История дикша-гуру в ИСККОН (1978–2014)» [104]
Отстранение Радхи-Кришны даса:
«8. Отказ Радхи-Кришны прабху от положения уполномоченного гуру ИСККОН, переданный в устной форме через Вирабаху прабху, принимается. Просим передать письменное подтверждение этого решения через Вирабаху прабху». Резолюции GBC, 1992 г. [172]
Как упоминалось выше, в 1990 г. Махарам дас отказался от роли инициирующего гуру и принял наставления Шрилы Прабхупады о ритвиках. В 1992 г. на заседании GBC он был официально лишен статуса инициирующего гуру ИСККОН:
«20. Махарам дас бессрочно лишается положения инициирующего гуру, утвержденного ИСККОН. По истечении 5-летнего срока он может в любое время обратиться к совету GBC с просьбой о восстановлении своего статуса. {92}». Резолюции GBC, 1992 г. [172]
Официальное лишение Аграни даса статуса дикша-гуру:
«27. {92} Хотя Аграни Прабху добровольно перестал инициировать учеников после того, как покинул ашрам санньясы и принял образ жизни грихастхи, совет GBC, изучив ситуацию, желает подтвердить его решение. В связи с этим он официально временно лишается статуса инициирующего гуру. {92} Мы уверены, что Аграни Прабху продолжит добросовестно исполнять свои обязанности в сознании Кришны в соответствии с высочайшими стандартами своего ашрама. Поэтому, учитывая сложившиеся обстоятельства, все его ученики, чья вера в него осталась твердой, могут продолжать относиться к нему как к гуру. {92} Другим следует обратиться к своему местному представителю GBC для получения руководства в соответствии с законом ИСККОН». Резолюции GBC, 1992 г. [172]
1993 год «РЕЗОЛЮЦИИ GBC
Если кандидат на получение инициации меняет свое решение о том, кого принимать в качестве дикша-гуру, то ему необходимо подождать шесть месяцев после заявления о своем выборе духовного учителя, даже если он уже ждал в течение шести месяцев или дольше, чтобы получить инициацию от другого гуру. Прояснение стандартов для местных руководителей ИСККОН относительно предоставления рекомендации на получение инициации. Изменение правила о том, что члены GBC обязаны предоставлять исполнительному комитету GBC информацию о гуру, ушедших из ИСККОН, отвергнувших Прабхупаду или изменивших свое служение/ашрам так, что это может помешать исполнению их обязанностей в качестве гуру. Изменение касается того, что необходимо включать в отчет письменное заявление гуру о том, каковы его намерения относительно своих учеников и служения. Для того чтобы преданный был утвержден в качестве инициирующего гуру в ИСККОН, все его инициации должны быть получены от гуру ИСККОН, находящегося (находящихся) в действующем статусе. Ситуации с преданными, получившими инициацию от авторитетных гаудия-вайшнавов и позднее пришедшими в ИСККОН, могут быть рассмотрены советом GBC как особые случаи. Преданные, совершающие служение в ИСККОН, могут получать инициацию только от утвержденного гуру ИСККОН. Те, кто принимает инициацию от гуру, не получивших одобрение, должны служить вне ИСККОН либо получить реинициацию.
УТВЕРЖДЕННЫЕ И ОТСТРАНЕННЫЕ ГУРУ
Утвержденные советом GBC новые гуру: Хануматпрешака Свами.
Отстраненные советом GBC и переставшие инициировать гуру: Атрея Риши дас». Нрисимхананда дас, «История дикша-гуру в ИСККОН (1978–2014)» [104]
Резолюция относительно Атреи Риши даса:
«22. Совет GBC принимает отставку Атреи Риши Прабху. Исполнительный комитет отправит ему письмо, выражающее глубокую благодарность Совета за годы его преданного служения Шриле Прабхупаде и ИСККОН. Надеемся на продолжение общения с ним в служении Шриле Прабхупаде и ИСККОН». Резолюции GBC, 1993 г. [173]
В резолюции GBC не уточняется об отставке в каком качестве идет речь: как члена GBC, инициирующего гуру и т. д. Впоследствии в резолюциях GBC Атрея Риши дас больше никогда не упоминался (по состоянию на 2016 г.). Однако Атрея Риши дас действительно перестал действовать в качестве инициирующего гуру и покинул ИСККОН. Как поясняет один из учеников Шрилы Прабхупады Басу Гхош дас в письме Девакинандане дасу, «Атрея Риши дас покинул ИСККОН и отказался от «саадханы» (Atreya Rishi das left ISKCON and gave up "saadhana")» [174].
«СОБЫТИЯ <...> В Лос-анджелесском храме ИСККОН на собрании, организованном Бадринараяной, бывшие ученики гурукулы предъявляют обвинения Дханурдхаре Свами». Нрисимхананда дас, «История дикша-гуру в ИСККОН (1978–2014)» [104]
В 1993 году бывший зональный ачарья Хамсадута дас издает книгу «Шрила Прабхупада, его движение и вы» в виде сборника эссе, статей и писем [175]. В этой книге он приносит извинения за то, что неправомочно занимал положение ачарьи, и признаёт, что назначения дикша-гуру Шрилой Прабхупадой не было, что Шрила Прабхупада дал указания о проведения инициаций в ИСККОН от его имени с участием ритвиков, а также цитирует письма, написанные ему, в которых говорится о его назначении ритвиком, и т. д. Хамсадута дас официально возобновил деятельность в качестве ритвика Шрилы Прабхупады и впоследствии не изменял этого решения. Его книга убедила ряд преданных принять Шрилу Прабхупаду и его наставления о ритвиках. Две цитаты из книги:
«Я хотел осознать истинную глубину и причину моей полной деградации и постыдного поведения после ухода Шрилы Прабхупады, особенно в связи с неправомочным принятием на себя обязанностей инициирующих зональных гуру-ачарьев, в деятельности которых я сыграл столь разрушительную роль. <...> Почему бы не принять окончательное распоряжение, указание, изложенное в письме от 9 июля 1977 г., разосланном Прабхупадой своим старшим ученикам, в котором выражено его желание о том, чтобы они действовали в качестве риттвиков?»
«Когда гуру приказывает, только тогда ученик становится гуру. В ашраме, к примеру, если духовный учитель не просит своего ученика принимать пищу или не приказывает ему это, то ученик должен поститься. Такова дисциплина. Прабхупада приказал некоторым ученикам «действовать в качестве риттвиков ачарьи», он никогда не приказывал кому-либо из своих учеников: «Ты становишься полноправным гуру-ачарьей ИСККОН». Где этот приказ? Его не существует!» Хамсадута дас, «Прабхупада, его движение и вы»
В том же году Кришнакант Десай публикует работу «Стань учеником Шрилы Прабхупады!», которая оказалась предтечей книги «Последний приказ», написанной в 1996 г. по запросу специальной комиссии GBC. В этой публикации также были собраны доказательства, связанные с системой ритвиков в ИСККОН.
1994 год «УТВЕРЖДЕННЫЕ И ОТСТРАНЕННЫЕ ГУРУ
Утвержденные советом GBC новые гуру: Радханатха Свами». Нрисимхананда дас, «История дикша-гуру в ИСККОН (1978–2014)» [104]
После исключения Киртанананды Свами из ИСККОН Радханатха Свами, будучи в то время одним из ведущих санньяси в Нью-Вриндаване, последовал за ним. Некоторые центры, принадлежавшие Киртанананде, постепенно перешли под руководство Радханатхи Свами (включая храм в Чоупатти, расположенный в Мумбаи, Индия). В 1994 году Радханатха Свами был принят обратно в ИСККОН и назначен в качестве инициирующего гуру, о чем официально сообщается в резолюциях GBC 1994 г.:
«13. Совет GBC единогласно приветствует возвращение ЕС Радханатхи Свами и храмов Лиги преданных обратно в ИСККОН.
14. ЕС Радханатха Свами назначается помощником GBC и инициирующим гуру, при условии, что правительство Соединенных Штатов не предъявит ему обвинений в деле, которое в настоящее время ведется против Киртанананды Свами». Резолюции GBC, 1994 г. [176]
Почему в резолюции GBC сказано, что Радханатха Свами назначается гуру при условии, что ему не будет предъявлено официального обвинения? Потому что расследование обстоятельств убийства Сулочаны даса угрожало напрямую затронуть и Радханатху Свами, так как против него были даны серьезные свидетельские показания. Подробнее об этом (со сканами судебных протоколов, выдержками из свидетельских показаний и т. д., и без оскорблений) можно прочитать в подробном исследовании этой темы: «Радханатх Свами: тесные связи с Киртананандой и история убийства ученика Шрилы Прабхупады Сулочаны даса в 1986 г.» [156].
В 1994 г. Сомака Свами, инициирующий гуру ИСККОН, опубликовал книгу «В поисках гармонии». Цитата из книги:
«Собирается ли GBC признать, что в письме Прадьюмны Прабху, написанной Сатсварупе Махарадже в 1978 г. он указал на дефекты, которые они были вынуждены признать в 1987 г. из-за многочисленных падений? <...> Реформа в нашем Движении еще не началась. В 1987 г., поддавшись давлению, были признанны некоторые ошибки, но не публично, и не было широкого обсуждения. Просто было добавлено несколько членов GBC и новых гуру, вот и всё. Реальной перемены сердца не произошло. Например, в 1987 году практика зональных ачарьев была признана ошибочной. То есть настоящей реформы не состоялось, была проведена всего лишь имитация реформы: некоторые недовольные оппозиционеры были приняты в ряды высшего руководства, вот и всё, что произошло. Реальная реформа будет проведена, когда проповедник, прилагающий огромные усилия в том или ином месте, чтобы укрепить Движение, привлечь и воспитать преданных, а также распространить сознание Кришны, будет признаваться как представитель GBC для данной зоны, а не так, как практикуется сейчас: у членов GBC громадные зоны, которые они не в состоянии контролировать, и кто-то другой делает всю тяжелую работу. Пожалуйста, не воспринимайте это как оскорбление. Просто постарайтесь увидеть, что в нашем Движении происходит застой из-за чрезмерной централизации и стремления к власти».
В 1994 г. Равиндра Сварупа дас написал публикацию «Cleaning House and Cleaning Hearts: Reform and Renewal in ISKCON» (в русском переводе «Очищение сердец: история реформ в ИСККОН»), посвященную описанию истории системы зональных ачарьев и движения за реформы в ИСККОН. Хотя в статье дается критическая оценка системы зональных ачарьев, вместе с тем в ней содержится ряд ошибочных тезисов и выводов. Позднее Кришнакант Десай опубликовал ответ на эту публикацию под названием «False Dawn of Guru Reform» («Имитация реформы гуру»), который был разослан ученым-религиоведам и антикультовым организациям и получил благоприятные отзывы. В этой ответной статье было показано, что в «Очищении сердец...» содержится пять ошибочных тезисов:
1. «Реформа гуру» была основана на осуществлении явно выраженных наставлений Шрилы Прабхупады о гуру. 2. «Ритвическую» альтернативу пришлось отвергнуть, потому что она не являлась «традиционной». 3. Шрила Прабхупада хотел, чтобы в ИСККОН была система GBC как противоположность системе одного ачарьи. 4. Духовный учитель Шрилы Прабхупады тоже хотел видеть систему GBC как противоположность системе одного ачарьи. 5. «Реформа гуру» вывела ИСККОН из «кризиса», который был порожден системой «зональных ачарьев».
В заключении сказано:
«Мы продемонстрировали следующее:
Кришнакант Десай, «Имитация реформы гуру» [177]
«ИССЛЕДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ НАСТАВЛЕНИЙ САДХУ-ШАСТРЫ-ГУРУ
Завершена работа над книгой «Гуру и инициация в ИСККОН». Ее частью стала публикация «По моему приказу — Поняли» («On My Order Understood»), в которой совет GBC попытался окончательно объяснить, каковы указания Шрилы Прабхупады о том, как должны продолжаться инициации в ИСККОН после его физического ухода. В данной книге было заявлено, что это «окончательная сиддханта» по гуру-таттве в ИСККОН». Нрисимхананда дас, «История дикша-гуру в ИСККОН (1978–2014)» [104]
Следует обратить внимание на то, что в 1995 году совет GBC вновь подтвердил, что гуру-преемников Шрилы Прабхупады больше нельзя называть ачарьями (после того, как это было впервые заявлено в резолюции № 61 в 1987 г.):
«GBC одобряет свод правил под названием «Гуру и инициация», представленный Комитетом по пересмотру правил в ИСККОН». Резолюция GBC № 58, 1995 г. [171]
«Система «зональных ачарьев»: никто из гуру не должен провозглашать себя или позволять другим называть себя «ачарьей» или «нынешним ачарьей» ИСККОН или какой-либо географической зоны ИСККОН. Слово «ачарья» также не должно использоваться в названии офиса». Законы ИСККОН пп. 1.6.3. и 1.5.6.1 из книги «Гуру и инициация в ИСККОН», GBC [178]
С тех пор в разных вариациях эта идея (есть два вида дикша-гуру: ачарья и гуру; Шрила Прабхупада — ачарья, дикша-гуру ИСККОН не являются ачарьями, а приводят своих учеников к ачарье) озвучивалась неоднократно. На самом деле это относительно новая для ИСККОН философия, которая не соответствует тому, чему учит Шрила Прабхупада и что он на самом деле установил в ИСККОН. Как показано в разделе данной публикации «10.11. Существуют разные виды дикша-гуру?», Шрила Прабхупада использовал термины «ачарья», «гуру» и «духовный учитель» взаимозаменяемо и не учил, что существуют дикша-гуру, которых нельзя называть ачарьями.
«В тринадцатой главе «Бхагавад-гиты» сказано, что заниматься преданным служением и изучать духовную науку нужно под руководством ачарьи. Ачарйопасанам: необходимо поклоняться ачарье, духовному учителю, который постиг истинную природу вещей. Духовный учитель должен принадлежать к цепи ученической преемственности, ведущей начало от Кришны. Предшественниками духовного учителя являются его духовный учитель, духовный учитель его духовного учителя и так далее — все вместе эти ачарьи образуют цепь ученической преемственности.
Данный стих рекомендует преданным относиться ко всем ачарьям с великим почтением. В шастрах говорится: гурушу нара-матих. Гурушу значит «ачарьев», а нара-матих — «считая обыкновенными людьми». Только закоренелый грешник думает, что преданные принадлежат к определенной касте, считает ачарьев обыкновенными людьми, а Божество в храме — статуей, сделанной из камня, дерева или металла». «Шримад-Бхагаватам», 3.29.17, комментарий Шрилы Прабхупады
«В «Шримад-Бхагаватам» (11.17.27) духовный учитель также н
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|