Желание Шрилы Прабхупады о том, чтобы «одновременно во всех Центрах деятельность соответствовала одинаковому стандарту» 3 глава
«Мы видим на практике, как в нашем Движении сознания Кришны, распространившемся по всему миру, миллионы людей одухотворяют свою жизнь просто благодаря тому, что регулярно повторяют маха-мантру Харе Кришна в соответствии с предписаниями шастр. Поэтому я прошу всех своих учеников повторять ежедневно по крайней мере шестнадцать кругов этой харер-нама маха-мантры, избегая оскорблений и следуя регулирующим принципам. Это, вне всяких сомнений, обеспечит им успех». «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 17.23, фрагмент комментария Шрилы Прабхупады
В «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада также указывает стандарты, которые он установил для своих последователей:
«Итак, обязанность ачарьи — найти для преданных способ служения Господу в соответствии с предписаниями шастр. Например, Рупа Госвами, чтобы помочь будущим поколениям преданных, писал книги о преданном служении, такие как «Бхакти-расамрита-синдху». Это значит, что ачарья должен издавать книги, которые помогут людям обратиться к служению Господу и по Его милости вернуться домой, к Богу. Наши последователи воздерживаются от четырех видов греховной деятельности — недозволенного секса, употребления одурманивающих веществ, мяса и азартных игр — и каждый день повторяют шестнадцать кругов Харе Кришна маха-мантры. Таковы авторитетные наставления. Поскольку в странах Запада невозможно постоянно повторять святое имя, надо не пытаться подражать Харидасу Тхакуру, а применять этот метод. Кришна примет преданного, который строго следует регулирующим принципам и методу, предписанному в книгах и других произведениях авторитетных наставников. Ачарья дает нам метод, с помощью которого можно пересечь океан неведения, взойдя на корабль лотосных стоп Господа, и те, кто строго следует его указаниям, в конце концов по милости Господа достигнут цели. Этот метод называется ачарйа-сампрадайа. Вот почему говорится: сампрадайа-вихина йе мантрас те нишпхала матах (Падма-пурана). Aчарйа-сампрадайа абсолютно авторитетна. Поэтому человек должен принять ачарья-сампрадаю, иначе все его усилия окажутся тщетными. В одной из песен Шрилы Нароттамы даса Тхакура есть такие слова:
тандера чарана севи бхакта сане васа джанаме джанаме хайа, эи абхилаша
Человек должен поклоняться лотосным стопам ачарьи и жить в обществе преданных. Тогда его попытки пересечь океан неведения непременно увенчаются успехом». «Шримад-Бхагаватам», 10.2.31, комментарий
«Я желаю, чтобы преданные Господа Чайтаньи во всем мире испытали наслаждение от этого перевода, и я рад выразить свою благодарность ученым людям в западных странах, которые настолько довольны моей работой, что заранее делают заказы на все мои книги, которые будут изданы в будущем. В этой связи я прошу своих учеников, решительно настроенных помогать мне в этой работе, продолжать полностью сотрудничать, чтобы философы, ученые, религиозные деятели и широкие слои людей во всем мире получили благо от чтения нашей трансцендентной литературы, такой как «Шримад-Бхагаватам» и «Шри Чайтанья-чаритамрита». «Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, заключительное слово
Если бы Шрила Прабхупада намеревался установить систему множества гуру-преемников в ИСККОН, у которых были бы поколения своих собственных учеников, то, скорее всего, хотя бы в одном комментарии он сообщил бы об этом. Однако таких слов в книгах Шрилы Прабхупады не существует.
Более того, если прочитать комментарии Шрилы Прабхупады о ситуации, которая сложилась в Гаудия Матхе после ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, то можно увидеть, что Шрила Прабхупада не одобрял то, что его духовные братья попытались занять положение ачарьев, не получив соответствующих указаний от своего гуру. Шрила Прабхупада неоднократно утверждал в своих беседах и письмах, что никто из его духовных братьев не был ни уполномочен, ни квалифицирован стать ачарьей. Вот пример из книги Шрилы Прабхупады:
«Перед своим уходом Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура попросил всех своих учеников создать управляющий совет и совместно продолжать миссионерскую деятельность. Он не дал указаний кому-либо конкретно становиться следующим ачарьей. Но сразу после его ухода его ведущие секретари, не имея соответствующих полномочий, создали план занять положение ачарьи и разделились на два лагеря относительно того, кто должен быть следующим ачарьей. Впоследствии и те, и другие стали асара, бесполезными, потому что действовали без полномочий, нарушив указание духовного учителя. Вопреки указанию духовного учителя создать управляющий совет и продолжать миссионерскую деятельность Гаудия Матха, две неправомочные фракции начали судебную тяжбу, которая длится вот уже сорок лет без какого-либо решения». «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 12.8, комментарий
В этом или подобном комментарии о ситуации с Гаудия Матхом Шриле Прабхупаде ничто не мешало упомянуть, если бы он того желал, о том, как появятся ачарьи-преемники в его Обществе, ИСККОН, кто ими будет и т. д. Но он нигде этого не делает.
Шрила Прабхупада писал, что в истории парампары были случаи, когда между ачарьями были большие промежутки времени, но это не препятствует пониманию системы парампары. Хотя теоретически Шрила Прабхупада может, например, проявиться одновременно повсюду в ИСККОН, чтобы сообщить об отмене его указаний о ритвиках и о его положении нынешнего ачарьи в ИСККОН, а также чтобы дать другие указания, но пока подобного не произошло (и, судя по уже данным указаниям и всему устройству ИСККОН, это маловероятно), самый обоснованный, надежный и авторитетный вариант — следовать имеющимся задокументированным указаниям Шрилы Прабхупады и принимать его своим учителем, и в этом нет никаких отклонений. Препятствует парампаре нарушение указаний гуру (цитаты из книг и не только):
«Духовным учителем никогда не должно завладевать стремление к накоплению богатства или увеличению числа своих последователей. С истинным духовным учителем такого никогда не произойдет (A bona fide spiritual master will never become like that). Но иногда, если духовный учитель не имеет должных полномочий и только по своей инициативе становится духовным учителем (But sometimes, if a spiritual master is not properly authorized, and only on his own initiative becomes a spiritual master), им может овладеть стремление к наживе и увеличению числа учеников. Это свидетельствует о том, что его преданное служение находится не на очень высоком уровне. Преданное служение человека, увлекающегося такими «достижениями», страдает. Поэтому необходимо строго соблюдать принципы ученической преемственности». «Нектар преданности», глава 14
«Валлабха Бхатта хотел получить инициацию от Гададхары Пандита, но Гададхара Пандит отказался, сказав: «Служение в качестве духовного учителя невозможно для меня. Я полностью зависим. Мой Господь — Гаурачандра, Шри Чайтанья Махапрабху. Я ничего не могу делать независимо, без Его приказа». «Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 7.150, 7.151
«Следует получить посвящение от истинного духовного учителя, принадлежащего к цепи ученической преемственности и получившего соответствующие полномочия от своего духовного учителя. Это называется дикша-видхана». «Шримад-Бхагаватам», 4.8.54, комментарий
«Самозваный гуру не может быть гуру. Он должен быть уполномочен истинным гуру. Тогда он гуру. Это факт. Никто не может стать самозваным в какой-либо сфере. Врач не может стать самозваным, заявив: «Я изучил все медицинские книги у себя дома». Нет. «А ты когда-нибудь ходил в медицинский колледж и получал наставления от авторитетных учителей?» Тогда, если у тебя есть диплом, ты можешь быть врачом. Аналогичным образом, истинный гуру означает, что он должен быть уполномочен предыдущим гуру». Из лекции Шрилы Прабхупады по «Нектару преданности», 31.10.1972, Вриндаван
«Гуру не может быть самозваным. Нет. Во всей ведической литературе нет ни одного подобного примера, а в наше время столько мошенников становится гуру, не имея на то никаких полномочий. Это не гуру. Нужно быть уполномоченным. Эвам парампара-праптам имам ра... [Б.-г., 4.2] Как только парампара утрачивается... са калена його нашта парантапа — сразу конец. Духовная энергия исчезает. Можно рядиться в одежды гуру, говорить большие, большие слова, но это никогда не окажет воздействия». Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам», 7.9.7, Майяпур, 27.02.1977
«Шри Нитьянанда — это проявленный Бог, доступный всем и каждому независимо от каких-либо различий. В связи с этим Он также является изначальным духовным учителем. Поэтому все духовные учители должны быть так же хороши, как и Шри Нитьянанда Прабху; они не должны заниматься имитацией. Все последователи Нитьянанды Прабху и в теории, и в практике — потомки Господа. Семья Нитьянанды Прабху никогда не ограничивается определенным типом плоти, крови или костей. Шри Нитьянанда Прабху не принадлежит каким-либо компонентам материального мира. Между Его телом и Его личностью, в отличие от обыкновенных живых существ, не существует разницы. Поэтому привязывать Нитьянанду Прабху к характеристикам материального мира и ложно заявлять о том, что кто-то стал Его плотью и кровью, — это оскорбление. Любой, кто следует наставлениям Шри Нитьянанды Прабху и должным образом уполномочен Ачарьей, может исполнять обязанности истинного духовного учителя». Из статьи Шрилы Прабхупады «Природа личности Господа Чайтаньи», опубликованной в журнале «Обратно к Богу», том 3, часть 16, 20.03.1960 [318]
Сварупа Дамодара: [профессор спросил меня] «Как ты узнаешь, что гуру квалифицирован, что духовный учитель квалифицирован?» И тогда я сказал: «В шастрах всё написано, поэтому мы должны следовать предписаниям, приведенным в шастрах. Там указаны все признаки квалификации чистого преданного, истинного гуру. Вот, например, вы профессор физики в университете. До этого у вас была определенная квалификация, докторская степень. И затем комитет принимает решение, квалифицированы ли вы занять данный пост. Этот выбор делает комитет, и затем они проводят собеседование и устанавливают вашу квалификацию. Если они сочтут, что вы квалифицированы занять этот пост, то вас выберут в качестве профессора. В духовной сфере происходит похожим образом. Есть богооткровенные писания, и там всё написано о том, какой квалификацией должен обладать гуру и как выбрать истинного учителя. Так что всё написано, вам следует соблюдать соответствующие предписания богооткровенных писаний».
Прабхупада: Комитет — это его духовный учитель, он приказывает: «Делай это». Из бесед во время утренних прогулок, Лос-Анджелес, 1-3.10.1972
Брахмананда: Он спрашивает, когда вы стали духовным лидером Движения сознания Кришны.
Шрила Прабхупада: Когда мой Гуру Махараджа приказал мне. Это есть гуру-парампара.
Индиец: Вы стали...
Шрила Прабхупада: Постарайтесь понять. Не торопитесь. Гуру может быть гуру, когда ему приказал его гуру. Вот и всё. Иначе никто не может стать гуру. Из лекции Шрилы Прабхупады по «Бхагавад-гите», 7.2, Найроби, 28.10.1975
«Такой облеченный властью духовный учитель, как Ишвара Пури, способен явить милость любому, независимо от его касты и вероисповедания. Заключение таково, что к могущественному духовному учителю, получившему полномочия от Кришны и своего собственного гуру, следует относиться как к тому, кто находится на одном уровне с Верховной Личностью Бога. Так утверждает Вишванатха Чакраварти: сакшад-дхаритвена — уполномоченный духовный учитель неотличен от Хари, Верховной Личности Бога. Хари волен поступать как Ему заблагорассудится, и такой же свободой действий обладает духовный учитель. Хари выше всех мирских правил и условностей, и то же самое можно сказать об уполномоченном Им духовном учителе. В «Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 7.11) сказано: кршна-шакти вина нахе тара правартана — истинный духовный учитель, получивший полномочия от Кришны, способен распространить славу святого имени Господа повсюду, ибо является уполномоченным представителем Верховной Личности Бога. В мирской жизни любой, кто получил доверенность от своего господина, имеет право действовать от его имени. Подобно этому, духовного учителя, который через своего духовного учителя был уполномочен Кришной, следует почитать наравне с Верховной Личностью Бога. Именно так следует понимать слова сакшад-дхаритвена». «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 10.136, фрагмент комментария Шрилы Прабхупады
«В свои последние дни Шрила Прабхупада трижды ясно заявил, что всё необходимое для функционирования ИСККОН дано им в письменно виде: «Я дал в письменном виде всё. То, что вы хотели: свое завещание, свою исполнительную власть, всё. Случится катастрофа, если вы не сможете управлять. <...> Я уже всё дал в письменном виде».
В завещании и директиве от 9 июля 1977 года было определено, что в ИСККОН инициирующим гуру является Шрила Прабхупада. Таким образом, если бы Шрила Прабхупада хотел уполномочить каких-либо гуру-преемников или систему, с помощью которой гуру-преемники могли появиться в будущем, он также указал бы это в письменном виде». Из статьи Кришнаканта Десая «Как дикша-гуру становится уполномоченным?», опубликованной в журнале «Обратно к Прабхупаде», № 24, лето 2009 г. [319]
Шрила Прабхупада приводил в качестве аргумента тот факт, что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не озвучил перед своим уходом назначение кого-либо в качестве следующего ачарьи Гаудия Матха (его планом, как пишет Шрила Прабхупада, было продолжение сотрудничества и проповеди под руководством GBC и ожидание самоочевидного ачарьи):
«Почему Гаудия Матх потерпел неудачу? Потому что они попытались превзойти гуру. Прежде чем уйти он дал все указания, но ни разу не сказал, что этот человек должен быть следующим ачарьей. Но сразу после его ухода эти люди начали сражаться друг с другом за право стать ачарьей. Это провал. Они никогда не задумывались: «Почему Гуру Махараджа дал нам указания по стольким вопросам, почему он не сказал, что этот человек должен стать ачарьей?» Они хотели искусственно сделать кого-то ачарьей, и в результате всё было разрушено. Они не считались даже со здравым смыслом: если Гуру Махараджа хотел назначить кого-то ачарьей, почему он не сказал об этом? Он говорил о стольких вещах, а этот вопрос пропустил? Действительно важный вопрос. И они настаивают на этом. Они объявили неквалифицированную личность ачарьей. Затем другая личность пришла, еще один ачарья, еще один ачарья. Поэтому лучше всегда оставаться глупцом, направляемым Гуру Махараджем. Это совершенство. А не так, что как только он узнает о том, что Гуру Махараджа умер, — «Теперь я настолько возвышен, что могу убить своего гуру и сам стать гуру». Тогда ему конец». Из беседы со Шрилой Прабхупадой, 16.08.1976, Бомбей
В письме одному из руководителей ИСККОН Шрила Прабхупада написал, что произошедшее в Гаудия Матхе после ухода его духовного учителя в плане самовольного появления дикша-гуру было ошибкой, которую нельзя повторить «в нашем лагере ИСККОН»:
«Если бы Гуру Махараджа видел, что в то время кто-то был квалифицирован стать ачарьей, он бы сказал об этом, потому что в ночь перед своим уходом он говорил о стольких вещах, но ни разу не упомянул об ачарье. <...> Поэтому Шридхара Махараджа и двое его единомышленников, не имея соответствующего указания Гуру Махараджи, выбрали одного ачарью, и позднее стало очевидно, что это было ошибкой. В результате сейчас каждый объявляет себя ачарьей, хотя он может быть каништха-адхикари, неспособным проповедовать. В некоторых матхах ачарья сменяется по три раза в год. Поэтому мы не должны совершить такую же ошибку в нашем лагере ИСККОН». Из письма Шрилы Прабхупаде Рупануге, 28.04.1974
(Здесь может возникнуть вопрос, почему тогда Шрила Прабхупада является истинным, уполномоченным ачарьей-преемником Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура? Здесь нет противоречий. Шрила Прабхупада сказал, что он стал гуру «когда мой Гуру Махараджа приказал мне. Это есть гуру-парампара» (лекция по Б.-г., 7.2, Найроби, 28.10.1975). Когда конкретно это произошло, Шрила Прабхупада раскрывать не стал. Однако из его слов следует, что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур «прямо» и «открыто» до своего ухода сообщил своим ученикам, что его план заключается в том, что до ухода он не назначит ачарью-преемника и что его преемника они позднее узнают как самоочевидного ачарью. Подробнее эта тема рассмотрена в разделе данной книги «8.3. Шрила Прабхупада — преемник Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура».)
Кроме того, Шрила Прабхупада пишет в комментарии к «Шримад-Бхагаватам», что нужно обратиться к нынешнему звену парампары:
«...Чтобы получить истинное послание «Шримад-Бхагаватам», следует обратиться к духовному учителю, который является нынешним звеном в цепи ученической преемственности».
«Это называется системой парампары. Вы не можете перепрыгивать к вышестоящему гуру, пренебрегая следующим ачарьей, который является нынешним ачарьей». Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам», 1.15.30, Лос-Анджелес, 08.12.1973
Шрила Прабхупада установил, что в ИСККОН послание «Бхагаватам» будет получаться через посредство «Шримад-Бхагаватам», переведенного и прокомментированного им самим. Таким образом, в настоящее время послание «Бхагаватам» получают напрямую от Шрилы Прабхупады. Это является еще одним подтверждением того, что он является нынешним духовным учителем, к которому всем в ИСККОН следует обращаться. Можно вспомнить еще один очевидный факт: создав в 1966 году ИСККОН, Шрила Прабхупада стал его ачарьей, инициирующим гуру. Когда Шрила Прабхупада основывал ИСККОН в Нью-Йорке, он подписался в уставе: «A.C. Bhaktivedanta Swami, Acharya (А. Ч. Бхактиведанты Свами, Ачарья)». Все инициации в ИСККОН являлись посвящением в ученики Шрилы Прабхупады. Это продолжалось с 1966 по 1977 год. Вряд ли кто-то тогда считал, что всё это время Шрила Прабхупада останавливает парампару тем, что инициирует всех учеников в своем Обществе. Это считалось продолжением парампары, а не ее остановкой. Когда процесс бхакти-йоги обеспечивается истинным духовным учителем, когда духовное знание парампары сохраняется, передается новым людям без искажений, это и есть функционирование сампрадаи, в чем же здесь остановка? Отсюда появляется очевидный вопрос: когда, кому и какими именно наставлениями Шрила Прабхупада разрешил заменить его в ИСККОН в качестве нынешнего звена парампары и стать следующим звеном? Где эти указания, ведь Прабхупада управлял своим Движением, составляя письменные документы, письма членам GBC, президентам храмов (таких директив десятки)? Где наставления Шрилы Прабхупады о том, что структура ИСККОН, которая выстраивалась по схеме один «основатель, ачарья и высший авторитет во всех вопросах Общества» (цитата из присяги, 1975 г.) и его представители — члены GBC, следящие за выполнением его указаний и стандартов, — превратилась в перевернутую схему «совет GBC, которому подчинено множество ачарьев в ИСККОН»? Кроме того, где указания о превращении первых одиннадцати ритвиков в «зональных ачарьев», или о том, что для установления системы множества гуру в ИСККОН в 1978 г. надо было идти за консультациями по этой теме к Б. Р. Шридхаре Махарадже? Ничего такого в книгах Шрилы Прабхупады или других его наставлениях нет. Шрила Прабхупада ясно сказал:
«Да, я — духовный учитель этой организации и всех членов этого общества, они должны быть моими учениками. Они следуют правилам и предписаниям, которым я прошу, чтобы они следовали, и они инициированы мною духовно». Шрила Прабхупада, интервью, 12.03.1968 Это утверждение, доказывающее статус Шрилы Прабхупады как дикша-гуру для всех членов ИСККОН, никогда не было отозвано или изменено каким-либо последующим заявлением Шрилы Прабхупады относительно его Общества. Кроме того, «правила и предписания», о которых Шрила Прабхупада говорит, что они приводят членов ИСККОН к тому, что они становятся духовно инициированными им, являются теми же правилами и предписаниями, которым члены ИСККОН должны следовать и сегодня.
«Я хочу, чтобы все наши храмы были независимыми и сотрудничали между собой, сохраняя ачарью в центре. Следуя этому принципу, мы можем открыть любое количество отделений по всему миру. Миссия Рамакришны действует по этому принципу, и как организация они созданы замечательно». «Все члены GBC должны быть наставляющими гуру. Я — инициирующий гуру, а вы должны быть наставляющими гуру, обучая тому, чему я учу, и делая то, что я делаю».
«Если отсутствует связь с истинным духовным учителем, стоящим в цепи ученической преемственности, не будет никакой возможности совершать прогресс в духовной жизни. Поэтому я основал центры ИСККОН для того, чтобы дать возможность ухватиться за Лотосные Стопы Кришны через близкую связь с духовным учителем. Это мои авторизованные центры, созданные специально для этой цели». Из письма Шрилы Прабхупады друзьям, 23.05.1972
«Основной принцип такой: необходимо принять истинного духовного учителя, чтобы достичь высшего совершенства жизни — любви к Богу. Я благодарю всех вас за то, что приняли меня своим духовным учителем, и обещаю, что верну вас домой, обратно к Богу». Из письма Шрилы Прабхупады Нитьянанде, 11.12.1971
Гость: Вы планируете <...> назначить преемника, который продолжит Ваше дело? (successor) Шрила Прабхупада: Мое дело уже сделано. (successful) <...> Гость: Но ведь должен быть кто-то, кто будет всем управлять. Шрила Прабхупада: Да. Мы создаем. Мы создаем таких преданных, которые будут управлять. Хануман: Этот джентльмен спрашивает, и я тоже хотел бы знать, Вы уже назвали того, кто будет после Вас, или Ваш преемник будет... (successor) Шрила Прабхупада: После меня останется сделанное мной. (My success is always there)
Журналист (2): Что случится с Движением сознания Кришны в Соединенных Штатах, когда Вы умрете? Шрила Прабхупада: Я никогда не умру. Преданные: Джайа! Харибол! (Смеются) Шрила Прабхупада: Я буду жить в своих книгах, а вы будете ими пользоваться. Из пресс-конференции Шрилы Прабхупады, Сан-Франциско, 16.07.1975
Журналист: Что произойдет, когда придет неизбежное время и будет нужен преемник? Рамешвара: Он спрашивает о будущем, кто будет руководить Движением в будущем? Шрила Прабхупада: Они будут руководить, я обучаю их. Журналист: Будет ли один духовный лидер? Шрила Прабхупада: Нет. Я готовлю GBC, 18 по всему миру.
Если говорить об использовании священников (ритвиков), то это слово и его производные десятки раз встречаются в «Шримад-Бхагаватам» и других шастрах, Шрила Прабхупада здесь ничего не придумывал. Использование священнослужителей для проведения церемоний и обрядов от имени другого лица — заказчика (или даже именно духовного учителя) — это стандарт не только ведической культуры варнашрамы, но и любой современной конфессии. Цитаты из «Шримад-Бхагаватам»:
Бхаг., 9.1.15 адхварйуна — жрецом-ритвиком; Бхаг., 4.5.7 ритвиджах — жрецы; Бхаг., 4.5.18 ритвиджах — жрецы; Бхаг., 4.6.52 ритвиджам — жрецов; Бхаг., 4.7.16 ритвик — жрецы; Бхаг., 4.7.27 ритвиджах — жрецы; Бхаг., 4.7.45 ритвиджах — жрецы; Бхаг., 4.7.56 ритвигбхих — вместе со жрецами; Бхаг., 4.13.26 ритвиджах — жрецы.
Пример использования ритвиков духовным учителем:
Бхаг., 8.16.53 ачарйам гйана-сампаннам вастрабхарана-дхенубхих тошайед ритвиджас чайва тад виддхй арадханам харех
Из пословного перевода: acaryam — the spiritual master (ачарйам — духовного учителя); rtvijah — the priests recommended by the spiritual master (ритвиджах — священнослужителей, рекомендованных духовным учителем).
ПЕРЕВОД ШЛОКИ
«Человек должен ублаготворить духовного учителя, глубоко сведущего в ведической литературе, а также помогающих ему жрецов. Он должен доставить им удовольствие, преподнеся одежду, украшения и коров. Так проводится церемония, называемая вишну-арадхана, или поклонение Вишну».
Бхаг., 8.16.55 дакшинам гураве дадйад ритвигбхйас ча йатхархатах аннадйенашва-пакамс ча принайет самупагатан
Из пословного перевода: gurave — unto the spiritual master (гураве — духовному учителю); rtvigbhyah ca — and to the priests engaged by the spiritual master (ритвигбхйах ча — и священнослужителям, которых задействовал духовный учитель).
ПЕРЕВОД ШЛОКИ
«Необходимо доставить удовольствие духовному учителю и помогающим ему священнослужителям, раздавая им одежду, украшения, коров, а также сделав денежное пожертвование. Раздачей прасада он должен удовлетворить всех собравшихся, включая чандалов — низших из людей».
Это часть описания церемонии поклонения Господу Вишну, которая проводится под руководством духовного учителя, и в проведении этой церемонии духовному учителю помогают ритвики — священнослужители. Шрила Прабхупада описывает в «Шримад-Бхагаватам», что существует четыре вида ритвиков. По его указанию старшие ученики начали начитывать четки от имени Шрилы Прабхупады с начала 1970-х годов (в 1973 г. для преданных в Северной Америке четки начитывал Киртанананда Свами, для преданных в Европе — Реватинандана Махарадж, есть соответствующие письма Шрилы Прабхупада обоим этим преданным). Таким образом, использование представителей для инициации преданных в качестве учеников Шрилы Прабхупады (даже без физического контакта с телом Шрилы Прабхупады) — это история ИСККОН, стандарт, которому активно следовали. Надеюсь, этого описания и приведенных цитат из книг Шрилы Прабхупады вполне достаточно. Но хочу отметить, что важные организационные и прочие вопросы, касающиеся конкретно ИСККОН и ББТ, Шрила Прабхупада довольно часто излагал в виде отдельных письменных указаний — писем всем президентам храмов и документов, таких как устав ИСККОН от 1966 г., в котором были сформулированы семь целей ИСККОН, более расширенное описание этих целей в виде «Конституции Общества», документ «Руководство по управлению» о создании GBC, договоры об учреждении ББТ и Фонда «Майяпур-Вриндаван», директива о внесении поправок в уставы ИСККОН от 1974 г., меморандум всем центрам ИСККОН о порядке выплат в адрес ББТ за распространенные книги от 14 марта 1974 г., сообщение всем президентам храмов по поводу общения с духовными братьями Шрилы Прабхупады от 8 ноября 1975 г., директивы о назначении первоначального списка ритвиков и завещание вместе с дополнением к нему в 1977 г. и др. Некоторые подробности, связанные именно с ИСККОН и ББТ (например, управленческие) не описываются в комментариях Шрилы Прабхупады к шастрам. Указания на эти темы излагались в виде директив руководителям ИСККОН или в виде соответствующих брошюр (The Krsna Consciousness Handbook, The Krsna Consciousness Movement Is Authorised, указание Шрилы Прабхупады о написании книги, посвященной стандартам поклонения Божествам в ИСККОН на основе «Хари-бхакти-виласы» и т. д.). Кроме того, ряд книг Шрилы Прабхупады не был написан самим Шрилой Прабхупадой. Это сборники его эссе, лекций, писем, бесед, изданные его учениками в виде книг как до, так и после его физического ухода. То есть грань между книгами Шрилы Прабхупады и другими его наставлениями довольно условная.
>Только после ухода Прабхупады, завистники и еретики принялись фабриковать «завещание» Нет нужды писать столь эмоциональные утверждения. Нужно опираться на факты и цитаты, иначе получаются беспочвенные обвинения.
>Текст этого «завещания» не был даже написан рукой Прабхупады, а тупо напечатан на машинке и якобы подписан Прабхупадой. Очень странный аргумент. Известно ли Вам, что так составлялись все (или почти все) юридические документы Шрилы Прабхупады? Их текст обсуждался со Шрилой Прабхупадой, печатался секретарем, затем Шрила Прабхупада подписывал документ. Его подпись и печать означают, что он выразил свое согласие с тем, что изложено в документе. Шрила Прабхупада не писал от руки подавляющее большинство из тысяч своих писем. Даже книги начитывались им в основном на пленку, а затем транскрибировались его учениками. «Тупо напечатан на машинке» — понимаемое буквально, это утверждение можно расценить как намек на то, что секретарь Шрилы Прабхупады в 1977 г. (Тамала Кришна Госвами) и еще нескольких других учеников Шрилы Прабхупады, поставивших свои подписи на завещании, каким-то образом вместо Шрилы Прабхупады изложили в его завещании свои идеи и сделали так, что он подписал то, с чем был не согласен. Если прочитаете дополнение к завещанию, то увидите, что впоследствии Шрила Прабхупада решил подробнее описать один из пунктов, назначил еще одного исполнителя завещания и написал, что всё остальное в завещании от 4 июня 1977 г. «остается верным и будет оставаться верным всегда».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|