Н. Ефремова,. Член литературного объединения «нарвская застава». «ночные очки» адмирала. Г. Михайлов,. Член Союза журналистов СССР
Н. ЕФРЕМОВА, член литературного объединения «Нарвская застава» «Ночные очки» адмирала
В конце лета 1943 года младший лейтенант Попов получил приказ свернуть теплопеленгаторную станцию и приготовиться к погрузке на баржу. Однажды он уже грузился. Тогда капитан 1‑ го ранга Богданович не позабыл своего обещания дать им настоящую работу. Дело прошлое, но из Лисьего Носа они выбрались с приключениями: из‑ за обстрела пришлось прятать станцию в лесу, пробыть там целый день. В Кронштадт прибыли только с вечерними сумерками… Все это вспоминалось Михаилу Михайловичу в тот момент, когда получили приказ на новое перебазирование. И стало ему грустно – все‑ таки целый год пробыли на одном месте. Обжились, кое‑ каким хозяйством обзавелись. Но главное, воевали, делали свое дело, и теперь уже никто не говорил, что станция – это такой пеленгатор, которому доверять не приходится. «Куда дальше? – думал Михаил Михайлович. – Где‑ то теперь назначат позицию? » А на память приходили события минувшего года. Однажды затрещал телефон. Попов взял трубку. – Товарищ младший лейтенант, обнаружены скоростные цели! – докладывал старший краснофлотец Евгений Сарычев. На небольшом самодельном планшете, орудуя транспортиром, штурманской линейкой и измерителем, Попов прикинул маневрирование. Выходило, что это торпедные катера или самолеты. Вдруг с шумом отворилась дверь, в помещение буквально влетел недавно приписанный из морской пехоты краснофлотец Егор Гладков. – Товарищ командир, воздушный десант! – крикнул он. – Сарычев, продолжать наблюдение, – приказал Попов в телефонную трубку. – Самченко, доложить оперативному ОВРа, остальным – в ружье! – Схватил свой ППД и выбежал наверх. И без бинокля было видно: с шедших высоко над морем самолетов к воде спускались парашютисты, ветер тянул их к берегу.
– Приготовиться к бою! – приказал Попов. – Укрыться за камнями! – А сам невольно думал о том, сколь четко сегодня сработала станция, если даже самолет обнаружила. Кто‑ то из моряков подал Попову бинокль, и он разглядел, что несколько парашютов плавает на воде, а три, которые еще в воздухе, прижимаются к берегу. Попову показались странными десантники под парашютами. Однако рассуждать не было времени, следовало действовать, и он крикнул: «Вперед! » – рассчитывая перехватить врага еще до приземления. Но едва первый парашют плюхнулся на песчаную отмель, как раздался огромной силы взрыв. – Ложись! – крикнул Попов. А следом прогремело еще два взрыва и потянуло сладковатым запахом тротил‑ гесоген‑ алюминия. – Лежать! – повторил Попов, увидев, как поднимается Николай Егоров. – Это не десант. Просто немцы мины на фарватер ставили, а три отнесло к нам…
Буксир втягивал баржу со станцией в Кронштадтскую гавань. Короткая летняя ночь кончалась. Над морем редел туман и вставало солнце. Отдохнуть в Кронштадте не пришлось. Прибыло командование, поинтересовалось их нуждами. Запасные части, с которыми было очень туго, доставили тотчас. Сделали это по приказанию командира ОВРа Главной базы КМОР Ладинского. Кроме запчастей погрузили запас бензина, машинного масла. Свежие продукты приняли. На Лавенсари уходили с конвоем, – ночь стояла как на заказ: густой туман и легкий ветерок, достигавший не более трех баллов, и дул он от зюйд‑ оста. Но море есть море. На дальних подходах к Сескару вдруг задуло по‑ настоящему и закачало. Попов вместе со своей командой принялся заводить дополнительные концы – все‑ таки на шесть метров над палубой возвышалась станция! И приказал всем надеть капковые бушлаты.
А с рассветом уже швартовались на Лавенсари.
От острова на север выдается мыс. На нем маяк Норе‑ Копелахт. Под маяком коса, на ней огромные валуны – не пройти, не подъехать. Но зато обзор на три с половиной части света, последнюю сам остров загораживает. Долго искали именно такое местечко начальник штаба Островной базы капитан 2‑ го ранга Наум Теумин и Михаил Попов. Нашли. Нашли и путь к этой косе берегом залива. Для этого пришлось дождаться отжимного ветерка. Пока ждали, саперы сделали мостик. Прикатили станцию, осмотрелись: низковато, прожектор упирается в горизонт. Пришлось саперам еще потрудиться, построить высокий помост. На него‑ то и вкатили станцию, колодки под колеса подставили. Затем колья в грунт забили, чтобы раскрепить ее по‑ штормовому. В тот же день обнаружили первый объект. …Своей чередой бежали дни и ночи. Станция работала, и теперь сомнений в эффективности пеленгатора не было ни у кого: на Островной военно‑ морской базе все верили в него и звали уважительно «ночными очками адмирала Жукова».
Г. МИХАЙЛОВ, член Союза журналистов СССР Высадка в Пейпию
Есть на южном берегу Финского залива, в Копорской губе, поселок Пейпия. Гавань здесь небольшая, от штормов защищенная разве что брекватером‑ волнорезом, отгораживающим деревянный пирс от морской стихии, но никак не от ветров. До войны, пока флот наш не выходил на просторы Балтики, когда каждая бухта и гавань играли важную роль в обороне подступов к Кронштадту и самому Ленинграду, в Пейпии располагалась одна из передовых баз наших торпедных катеров. В 1941 году врагу удалось захватить Пейпию, в 1943 году здесь базировались его катера… Стоял сентябрь. Ленфронт и Балтфлот готовились к операциям следующего года. Готовились в обстановке и условиях строжайшей секретности. И поэтому всем, кто принимал участие в этой подготовке, ставились лишь частные задачи, которые они должны были выполнять и выполняли, как должно. Одной из таких задач стала высадка разведгруппы в Пейпию.
Бухта Пейпии и порт прикрыты с востока мысом Дубовским. Перед брекватером отмель с каменной грядой выдается в губу примерно на милю. Справа и слева от пирса – огневые точки с «эрликонами» и крупнокалиберными пулеметами, с прожекторными установками – система обороны, в которой следовало не просто разобраться, которую надо было хорошо знать, ибо все это находилось как раз против переднего края Ораниенбаумского плацдарма.
Разведчиков в Пейпию посылал разведотдел КБФ. Обеспечить их высадку было приказано 10‑ му ДСК, прикрывать операцию – 3‑ му дивизиону сторожевых катеров – «малых охотников». У командира 10‑ го ДСК капитана 3‑ го ранга Амелько и его заместителя по политической части капитан‑ лейтенанта Евстафьева сомнений не имелось: тем единственным катером, который приказано послать, будет катер главного старшины Василия Бережного. Человек он в подобных делах понимающий толк, на его счету не одна высадка разведгрупп. Смел. Сообразителен. Прекрасный моряк. И подчиненные ему под стать. В разработке операции комдиву и его замполиту помог майор Алексей Потехин из разведотдела флота. Он должен был обеспечивать и высадку непосредственно на месте. И, конечно, заботился о том, чтобы все было подготовлено и проведено наилучшим образом. – По нашим данным, в Копорской губе постоянно ходят немецкие катера, – говорил Потехин. – На подходе к гавани они обмениваются позывными с пирсом – там часовой. Есть два варианта подхода к пирсу, – говорил Потехин. – Прямо к пирсу, ибо нам нужен «язык». Ну, тот самый часовой, который гуляет по пирсу в полной уверенности, что находится в полной безопасности. – Ну что ж, пирс так пирс, – заметил Амелько, еще раз посмотрев на карту. – Пожалуй, товарищи, следует начинать с разведки на море, а потом уже высаживать группу на берег. И скорее всего надо определить подход к пирсу справа, с веста. – Но это же дальше и дольше! – возразил Евстафьев. – Только в евклидовой геометрии прямая – самое короткое расстояние между двумя точками, – спокойно возразил Амелько и спросил: – А что полагает майор? – Вы правы, товарищ комдив. Но полностью ли, покажет разведка на театре.
– Хорошо, – подвел итог Николай Николаевич. – Окончательную разработку мы, связавшись с комдивом‑ три Бочановым, запланируем начать именно с этого. В управлении дивизиона шла тщательная разработка, ставились задачи Бережному. В общем, готовились основательно. Первая декада сентября под Ленинградом – не всегда «бабье лето». И в тот год часто налетали холодные ветры, Финский залив вздыбливался волнами, особенно опасными на отмелях. Ночи были темными, порой черными… Катер Бережного ходил в разведку уже трижды, но безуспешно. Стоило лишь приблизиться к мысу Дубовскому, как на берегу вспыхивал прожектор. Луч его шарил по воде, и Бережному приходилось прятаться за дым‑ завесу, глушить двигатели и ждать. Прожектор гас, но, едва моторы начинали работать, вспыхивал вновь. – Не иначе, у них там какие‑ то звукоулавливатели, – докладывал комдиву Бережной после очередной неудачи. – Вот если бы иметь подводный выхлоп, как на МО, тогда… – А ты его придумай, Василий Кириллович! – Правильно, – поддержал комдива Евстафьев. И Бережной придумал: на выхлопные патрубки, выходящие в борта от каждого из двух двигателей, он решил пристроить по резиновому шлангу. Но первый опыт не удался: шланги почти тут же были выбиты мощным потоком выхлопных газов. – Что станем делать, командир? – спросил старшина 2‑ й статьи Алексей Буров. – Достать бы гофрированный шланг! Мы бы его к борту приколотили, гвоздями. Но где его взять? – вздохнул Бережной. – Видел я такой на Шепелевском маяке. Только дадут ли, он у них к пожарной помпе прилажен. Два куска шланга морякам все же дали. Они тут же приколотили их к бортам. Запустили моторы на полные обороты. Шланги держались отлично! Но подводного выхлопа не получалось: на ходу катера шланги хлопали по воде, выхлопы от этого грохотали пуще прежнего. – Не получается, значит быть! – с горечью обронил Буров. – Думать будем, как приказано. Слушай, а если к шлангам по железке подходящей привязать, а? – Где возьмем? Не ДШК же разбирать! А может, кирпич с дырками попробуем? Сделали. Получилось. Той же ночью катер снова ушел в разведку в Копорскую губу. Немецкие прожектора не загорались, и катерники увидели все, что требовалось: как по губе ходят вражеские катера, как они обмениваются позывными с пирсом. Катер Бережного еще дважды ходил к Пейпии. Картина более‑ менее вырисовывалась. Можно было браться и за операцию.
Разведчиков, восьмерых, разместили в носовом кубрике. Это были здоровые, крепкие ребята, не в первый раз идущие на такое дело. Как вспоминал Бережной позже, двоих из этой восьмерки он уже высаживал в районе башни Дибича.
Майор Потехин стоял на мостике рядом с Бережным и молчал. Бережной знал: в море майор всегда молчит. Ночь выдалась темная. Тучи низко стлались над морем, сильный ветер гнал волну, и катер качало основательно. Перед мысом Дубовским перешли на подводный выхлоп. Бережной больше всего страшился, чтобы не оторвались кирпичи и не застучали выхлопами моторы, – это провал. Где‑ то справа, мористее, держался катер МО. – Подходите к «охотнику», – сказал, посмотрев на часы со светящимся циферблатом, майор Потехин. – Возьмем у них «тузик». Бережной что‑ то сказал сигнальщику, и тот, развернув прожектор, застучал клавишей условный сигнал. Вскоре «тузик», самая малая из военно‑ морских шлюпок‑ ялов, уже шел за «каэмкой», которая огибала отмель. – Два немецких катера, правый борт сорок градусов, дистанция пять кабельтовых, – доложил сигнальщик. Бережной перевел ручки машинных телеграфов на «самый малый». Все обошлось. Немецкие катера уходили из Пейпии в сторону мыса Кольгомпя. – Вовремя они ушли! – сказал Бережной. Катер снова дал ход и повернул к берегу. До брекватера, до пирса, оставалось совсем немного. – Командуй – «тузик» к борту, – приказал Потехин. Бережной шепнул пару слов сигнальщику, тот спрыгнул с мостика и вскоре «тузик» был ошвартован у правого борта. В него тут же прыгнули двое разведчиков. И в этот момент Бережной увидел, что с пирса мигают точки и тире: немцы их обнаружили и требовали позывной! Что ответить? А что, если попробовать абракадаброй, бессмысленным набором знаков азбуки Морзе? Немец не успокаивался, вторично запросил позывной. Бережной повторил абракадабру. И тогда над пирсом взметнулась к низким тучам красная ракета, следом от Дубовского вспыхнул луч прожектора – тревога! Но уже шел к пирсу «тузик» с двумя разведчиками. Уже нырнули в ночь две резиновые надувные лодки, в которых тоже сидели моряки. Ни «тузика», ни лодок враг не увидел. По «каэмке» же ударили пушки, «эрликоны» и крупнокалиберные пулеметы. – Дымшашку на воду! – приказал Бережной. Уходить возможности не имелось никакой, надлежало дождаться возвращения тузика. Дымзавеса прикрыла катер, отходивший на самом малом ходу. Дымшашка горела на воде, чадила дымом. Прожекторный луч наткнулся на дым и огонь, и противник тут же перенес туда стрельбу, полагая, что это горит катер. – Эй, на катере! Принимай гостинец! «Тузик» был уже у борта, и с него подавали на катер что‑ то тяжелое, завернутое в мешок. – Живой? – безразличным топом, как будто он просто при сем присутствовал и его это не касается, спросил Потехин. – Так точно, живой! – Вторую дымшашку на воду! – приказал Бережной. Теперь противник понял, что поддался на обман, – луч его прожектора снова начал шарить по воде. С Ораниенбаумского плацдарма ударили наши пушки. Прошло около двух недель, и капитан 3‑ го ранга Амелько вновь получил приказ направить катер в район Пейпии. Теперь уже для того, чтобы спять разведчиков. – Сигнал, куда следует подходить, дадут с берега аккумуляторным фонариком, – объяснял комдиву и Ивану Егоровичу Евстафьеву майор Потехин. Конечно, выбор снова пал на катер Бережного. Но на этот раз счастье и удача отвернулась от катерников. Несколько раз ходил Бережной в Копорскую губу, к тому самому месту, где предполагался выход разведчиков. Но что‑ то было не предусмотрено. И это поняли позднее. За береговой чертой начинался лес, за ним пролегала шоссейная дорога. По ней всю ночь не прекращалось интенсивное движение автомашин и мотоциклов с включенными фарами. С моря все это просматривалось сквозь деревья и воспринималось как непрерывная сигнализация. Это были трудные ночи. Шквалистый ветер и крутая волна бросали катер со страшной силой, выматывали экипаж. Но более всего утомляли неопределенность и невозможность уйти, не выполнив приказа. И невозможность выполнить приказ… Через четыре дня после последнего выхода штормовая волна выбросила на берег невдалеке от Шепелевского маяка две надувные резиновые лодки. В них были те, кого все это время пытался встретить Бережной. Но они были мертвы. В этот день комдив Амелько впервые за всю войну увидел, как плачут краснофлотцы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|