Г. Башкирова
Эти три мушкетера…
В течение нескольких лет это было проклятием моей жизни. Каждый раз повторялось одно и то же – регулярно и неотвратимо. – Сочинение пришел писать, – объявлял Лешка. – Мама просила вас помочь. Взрослым было скучно. Взрослые обитатели нашего дома немедленно набрасывались на Лешку с вопросами – о школе, учителях, уроках. Лешка вяло бормотал себе что‑ то под нос, потом, улучив момент, когда насыщенные общением взрослые разбредались, осторожно вытаскивал с полки том Дюма и направлялся в мою комнату. Там он пристраивал свои кеды поудобнее на кушетке, укладывался, раскрывал книжку… Раскрывалась она сразу на нужной странице, читал Лешка всегда одно и то же: приезд д’Артаньяна в Париж, скачку за подвесками, завтрак на бастионе в Ларошели. Сначала было слышно, как Лешка шевелит губами, потом раздавалось сопенье – следствие до сих пор не вырезанных гланд. Потом Лешка начинал покрикивать, чем неосторожно привлекал внимание мальчика дошкольного возраста. Мальчик благоговейно просовывал голову в комнату, наблюдал за Лешкой долго, громко объявлял: – А Лешка не учится, Лешка книжку читает! – Митька, прикольщик, иди сюда! – Читаешь «Трех мушкетеров», – соображал Митя. А дальше… Дальше доставались мушкетерские плащи, расшитые разноцветными крышками из‑ под кефира и ряженки, появлялись самодельные деревянные шпаги и новейшие пластмассовые забрала. За закрытой дверью что‑ то крошилось, летело, ломалось. Существовать в квартире становилось немыслимо. Работать тем более. Я порывалась вмешаться, домашние останавливали: литературная игра развивает воображение. Развитие воображения обрывалось, едва раздавался звонок в дверь: за Лешкой приходили мама или бабушка. Мама или бабушка благодарили за помощь, попутно обсуждая на кухне рецепты консервирования овощей и фруктов.
Лешка улучал момент: – Мама, можно я возьму с собой «Трех мушкетеров»? – Нет! – вспыхивала мама. – Нельзя! Мои домашние опускали глаза: Лешкина мать не признавала необходимости развития воображения. – Я понимаю – в пятом классе, ну в шестом. Но ты уже в седьмом! Посмотри на себя, ты их перерос! – Конечно, перерос, – встревала я в разговор, жалеючи Лешку. – Ваш Лешка акселерат, а мушкетеры совсем как мы с вами – обыкновенные люди. Даже в их доспехи Лешка не влезет: и питание у мушкетеров было хуже, и родители о них меньше заботились. Лешка радостно хохотал. Лешкина мать испепеляла меня презрением (очередное сочинение уже было написано, меня можно было испепелить, так она, бедняжка, надеялась) и уводила своего персонального мушкетера доделывать уроки. И все‑ таки мушкетерам не суждено было уцелеть. Лешке их просто запретили: родители его сочли, что пора ковать Лешкино будущее. В совместном разговоре (меня в него вовлекли вследствие тесного квартирного соседства) вырабатывалась стратегия поведения. Бесславное Лешкино будущее его мать тесно связывала с печальным его настоящим: – Мальчик выпал из своего возраста. Он инфантилен, он собирает солдатиков, он дружит с малышами. А мушкетеры? Это что за занятие? Мушкетеры – символ катастрофического отрыва нашего Леши от школьной жизни, уход в мир, где легко покарать врага, где кругом отвага и благородство. В жизни так не бывает! – Лешкина мама печально подергала носом, поправляя очки. – Мушкетеры – симптом того, что Леша упущен. Нет, он не поступит в институт, он погибнет. Его затолкают с его романтическими задатками. – От волнения Лешкина мама утратила обычное многословие и заговорила почти афоризмами: – Он попадет в армию и обнаружит, что шпаг там нет, зато есть дисциплина. Дисциплину он не выдержит, это ясно. Нужны срочные меры!
– По борьбе с мушкетерами? – спросила я. – Начинать, во всяком случае, следует именно с них. Дальше посмотрим. – Хорошо бы разъяснить ему, – вставил Лешкин папа, – что ему предстоит жить и работать не при кардинале Ришелье, а в век научно‑ технической революции. – Лешкин папа тоже, видимо, подготовился к сегодняшнему вечеру. – Главное в возрастной категории Леши – накопление информации. Игры отменяются. Они заслоняют от Леши цель. Совместными усилиями мальчика нужно переориентировать. Лешкин папа – научный работник, и потому он разговаривал с нами так, словно диктовал своим аспирантам план диссертаций. Перебить его было невозможно, возражать – бессмысленно, он все давно распределил, каждому из нас он отвел свой участок работы. Мне, в силу моей профессии, надлежало «проведение с Лешей короткой конструктивной беседы на литературные темы». Иными словами, предстояло штудировать «Трех мушкетеров» – к беседе с Лешкой надо было готовиться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|