Контракт № FEFLP-V/CQS-8. «Разработка, апробация и реализация образовательного курса. по финансовой грамотности для дошкольного образования»
Стр 1 из 9Следующая ⇒
Приложение 9
Контракт № FEFLP-V/CQS-8
«Разработка, апробация и реализация образовательного курса по финансовой грамотности для дошкольного образования»
ПРОГРАММА образовательного курса «ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОТА БЕЛОБОКА, ИЛИ ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
Волгоград, Россия
Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
Руководитель проекта: Директор государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Волгоградский социально-педагогический колледж», заслуженный учитель РФ Авторский коллектив: - канд. пед. наук С. В. Герасименко; - канд. пед. наук, доцент Е. А. Маркушевская; - канд. филол. наук И. П. Шайкина; - И. В. Назарова; - О. И. Корявикова; - М. А. Смирнова; - О. А. Ермакова; - Е. Г. Терехова; - О. М. Шмондина; - А. С. Герасименко
На программу образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» получен отзыв заместителя декана факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», кандидата педагогических наук, доцента О. В. Забровской.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3 ВВЕДЕНИЕ 3 БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА». 3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО БАЗОВОМУ МОДУЛЮ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА» 3 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ПОТРЕБНОСТИ И ТРУД» 3
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ДЕНЬГИ» 3 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ» 3 ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ 3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 3 ЛИТЕРАТУРА.. 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» (далее – Программа) разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. Данная Программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме. Программа разработана в соответствии с:
– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ; – «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2. 4. 1. 3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15. 05. 2013 г. № 26); – «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО): – полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; – содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; – поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; – сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй; – приобщение детей к социокультурным нормам; – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; – возрастная адекватность дошкольного образования; – учёт этнокультурной ситуации развития детей. Программа направлена на достижение следующих целей: – формирование первичных экономических представлений и компетенций; – развитие экономического мышления дошкольников; – воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: – социально-коммуникативное развитие; – познавательное развитие; – речевое развитие; – художественно-эстетическое развитие; – физическое развитие.
Программа, рассчитанная на 72 часа, построена на основе концентрического подхода, что предполагает разделение курса на два концентра. 1-й концентр – базовый модуль «Финансовая азбука» (25 часов), в ходе реализации которого формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет». 2-й концентр – дополнительные модули («Потребности и труд», «Деньги», «Семейный бюджет»), развивающие представления дошкольников по основным темам курса через различные виды деятельности: – непосредственно образовательная деятельность; – игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; – коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); – познавательно-исследовательская деятельность; – восприятие художественной литературы и фольклора; – конструирование из разного материала; – изобразительная деятельность; – двигательная форма активности ребенка. В соответствии с СанПиН рекомендуемая продолжительность организуемой воспитателем непрерывной непосредственно образовательной деятельности по курсу – не более 30 минут. Так как курс «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей» направлен на освоение экономических понятий дошкольниками и требует повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, его изучение следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать непосредственно образовательную деятельность с различными формами двигательной активности. В основу прогнозирования и оценивания результатов освоения Программы положен компетентностный подход. Под компетенциями понимается практический опыт выполнения конкретных действий. В результате освоения Программы дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научатся регулировать потребности в соответствии с возможностями, выбирать предметы, необходимые в различных условиях, понимать значимость труда, выбирать товар в соответствии с ценой и качеством, разумно расходовать деньги, понимать необходимость экономии семейного бюджета.
С целью диагностики уровня общих представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете, а также для оценки эффективности реализации Программы базового модуля разработаны задания в занимательной форме, методика их обработки, оценки и систематизации. Диагностика проводится на первом, заключительном занятии базового модуля и на завершающем этапе изучения курса. Всего на диагностику в программе отведено 4 часа. Форма проведения – групповая. Задания, предлагаемые детям для выполнения, различны по форме. Основу составляют: прослушивание и анализ сказки, беседы, упражнения, работа с карточками, игры, демонстрация компьютерных слайдов, загадки. Применение диагностики обеспечивает объективную оценку результативности как отдельных составляющих программы, так и всего курса в целом и позволяет определить уровень экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий) на разных этапах освоения Программы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|