Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительный модуль «семейный бюджет» (15 часов)




ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ» (15 часов)

Цель: закрепить первоначальное представление о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике посредством различных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной.

Задачи:

1) закрепить понимание экономических категорий «Семейный бюджет», его структуры и динамики;

2) способствовать развитию умения ориентироваться в семейном бюджете и способности рационально формулировать свои запросы как члена семьи;

3) продолжить формирование элементарных представлений о различных способах сбережений денежных средств семьи;

4) стимулировать проявление собственного отношения к вопросам семейной экономики;

5) воспитывать бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность и расточительность;

6) развивать практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности;

7)  во всех видах деятельности и общения способствовать развитию диало­гической и монологической речи;

8)  развивать познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные способности;

9) поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движением, развивать воображение и творческое начало;

10) продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру и художественные способности.

Результаты изучения модуля:

Понимание значения экономических категорий: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, пенсия, стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «экономика семьи», «планирование».

Умения:

– осознанно использовать в речи слова: «семейный бюджет», «доходы» «расходы», «семейные сбережения», «экономика семьи», «планирование»;

– рационально формулировать свои запросы как члена семьи;

– размышлять, высказывать своё мнение по вопросам семейной экономики;

– посредством математических действий решать экономические задачи, связанные с распределением средств семейного бюджета.

На основании ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 г. № 1155) в рамках реализации Программы образовательная деятельность осуществляется по следующим направлениям и нацелена на формирование соответствующих компетенций:

1) социально-коммуникативное развитие – понимание норм и ценностей семейных взаимоотношений в рамках семейной экономики (семейного бюджета); готовность к собственной деятельности на благо семьи, позитивные установки к различным видам труда и творчества, приносящих доход семье; предпосылки морально-этического поведения в рамках семейного бюджета;

2) познавательное развитие – первичные представления о семейном бюджете и его динамике, формах дохода и расхода; общее представление о различных способах сбережений денежных средств семьи; готовность решать простейшие экономические задачи посредством математических действий, связанные с распределением средств семейного бюджета;

3) речевое развитие – умение использовать в активной речи слова «семейный бюджет», «доходы» «расходы», «семейные сбережения», «экономика семьи», «планирование», «зарплата», «трудовая пенсия»;

4) художественно-эстетическое развитие –готовность ребенка реализовать полученные экономические представления в самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной и др. ).

Формы реализации ДМ «Семейный бюджет»:

– непосредственно образовательная деятельность

– игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

– познавательно-исследовательская деятельность;

– восприятие художественной литературы и фольклора;

– конструирование из разного материала;

– изобразительная деятельность;

– двигательная форма активности ребенка.


Тематическая связь модуля «Семейный бюджет» с другими модулями

Изучение дополнительного модуля «Семейный бюджет» завершает реализацию Программы. В рамках дополнительного модуля «Семейный бюджет» расширяются и отрабатываются экономические представления, полученные в ходе изучения базового модуля «Финансовая азбука» и дополнительных модулей «Потребности и труд» и «Деньги».

Содержание образовательной деятельности

Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир экономики семьи и особенности ведения семейного бюджета, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной (инсценировках сказок) и др.

Для развития интереса к миру экономики семьи и обогащения экономических представлений рекомендуется посещение магазинов, банков, торговых комплексов, экскурсии, демонстрация познавательных мультфильмов, позволяющих детям наблю­дать поведение людей в магазине, в транспорте, на почте, в банке.

В старшем дошкольном возрасте дидактическая игра, как деятельность и форма организации образовательного процесса во взаимосвязи с психолого-педагогической работой по другим направлениям познавательного развития, решает задачу формирования целостной картины мира в единстве качественно-количественных и пространственно-временных характеристик. Дидактическая игра может стимулировать включение всех видов детского мышления и постепенно приводить их в целостную форму наглядно-интуи­тивного мышления как основы логического. В дидактических играх дети также учатся объяснительной речи. Для этого взрослый сначала обучает одного ребенка новой игре, а потом предоставляет возможность поиграть в нее и другим. Обученный ребенок, пытаясь наладить игру незнакомых с ней детей, объясняет содержание и правила. Воспитатель помогает ему, задавая наводящие вопросы.

Для закрепления первичных представлений о семейном бюджете рекомендуется использовать дидактические игры «Отгадай и объясни», «Кому что нужно для работы», «Бюджет моей семьи», «Семейные расходы», «Путешествие по финансовой азбуке», «Экономические пазлы» и др.

Воспитатель советует родителям, как знакомить детей с вопросами семейной экономики, ведением семейного бюджета, случаями из жизни, привлекать их к посильному участию в обсуждении семейных покупок, подготовке праздников. Следует побуждать родителей к созданию совместных с детьми семейных проектов, отражающих экономику семьи (доходы и расходы). Желательно напоминать детям их необходимые потребности и потребности членов их семьи.

Воспитатель рекомендует родителям детей старшего дошкольного возраста рассказывать о своей работе, объяснять, где и кем они работают, как важен их труд, привлекать детей к посильному домашнему труду.

Необходимо инициировать проявления ребенком желания радовать старших хорошими поступками, выполнять постоянные обязанности по дому, уважительного отношения к труду и занятиям других членов семьи.

Для активизации самостоятельного осмысления детьми экономических категорий важно создавать проблемные ситуации, ставить творческие задачи, развивающие гибкое экономическое мышление.

Благодаря различным видам продуктивной деятельности восприятие ребенка приобретает более упорядоченный характер, формируется способность полнее, разностороннее отражать в конструкции, поделке, рисунке, лепке, аппликации пред­меты и явления экономической жизни семьи, выражать эмоциональное отношение к ним.

Важно формировать у детей навыки экономически грамотного поведения, бережного отношения к окружающему: учить их экономно пользоваться ве­щами (брать столько бумаги, пластилина, чтобы хватило на работу; уходя, гасить свет; не расходовать зря воду и т. д. ).

Дидактические игры, упражнения и проблемные ситуации с экономическим содержанием – необходимое условие развития грамматической правильности речи дошкольников, осознанного использования экономических понятий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...