Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коллективное создание детьми изображений




 

Очень часто на встречах педагоги просят рассказать о занятиях, на которых дети выполняют коллективные композиции. Интерес педагогов к таким занятиям не случаен: детей радуют коллективные занятия, совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, аппликации, конструкции. Особое удовлетворение доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что вместе могут создать более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с воспитателем, а по завершении работы ребята радуются результатам совместной деятельности – одни и те же чувства объединяют их. Однако в массовой практике такие занятия проводятся эпизодически и лишь в наиболее простой форме, когда каждый ребенок выполняет свою часть изображения как отдельную, законченную, а затем все рисунки, лепка, аппликации объединяются в общую работу.

Что же представляют собой коллективные занятия и в каких возрастных группах их можно проводить? Создание коллективных изображений следует организовывать в разных возрастных группах детского сада, в учреждениях дополнительного образования, в начальной школе. Можно выделить несколько форм организации таких занятий. Первая – наиболее простая: каждый ребенок вырезает и склеивает какой‑ то объект (птица, цыпленок, цветок, дом), а затем из этих изображений составляется картина: «Птицы на ветке», «Птицы на дереве», «Цыплята гуляют на травке», «Цветы на поляне», «Красивая клумба», «Улица города», «Сказочное царство». Или дети рисуют осенние деревья, цветущие деревья, и соединенные вместе картины составляют общую композицию: «Осенний лес», «Цветущий сад».

Для создания общих композиций дети могут быть объединены в несколько подгрупп, каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет (в рисовании или аппликации) узор для середины ковра, другая – разрабатывает украшение поля, третья готовит части узора для каймы, углов. На другом занятии дети создают композицию «Уголок природы в группе (в классе)». При этом также можно организовать работу по подгруппам: одни дети вырезают и наклеивают растения, другие готовят изображения обитателей клеток, аквариума, еще одна группа может вырезать камешки для аквариума, клетки и веточки для птиц и т. д. Затем все части объединяют в общую композицию. В создании подобной картины или поделки могут принимать участие дети разных возрастных групп и каждому найдется дело по силам. Воспитатель должен уметь распределять работу так, чтобы каждому ребенку было интересно, каждый мог справиться со своей задачей и проявить себя лучшим образом, достичь высокого результата.

Можно ли организовать коллективную работу по‑ другому? Конечно. Так, А. И. Савенков, проведя со старшими дошкольниками и младшими школьниками исследование, предложил такую классификацию, которая позволяет систематизировать и затем постоянно усложнять процесс совместной деятельности детей: от совместно‑ индивидуальной к совместно‑ последовательной и, наконец, к совместно‑ взаимодействующей. Взаимодействие детей, по мнению автора, может осуществляться в паре, в небольшой (3–5 человек) и большой, фактически включающей всех детей (20–25 человек) в группе. Дети могут работать над изображением одновременно или по принципу конвейера.

Рассмотрим примеры коллективных занятий в разных возрастных группах детского сада.

Выбор той или иной формы организации коллективного занятия зависит от возраста детей, темы создаваемой картины, количества детей в группе или классе; от того, ведется ли работа на общегрупповом занятии или в свободное время, в процессе самостоятельной художественной деятельности детей.

Вот как можно провести занятие по рисованию совместной картины «Лес» (эта тема подходит для создания композиции детьми всех возрастных групп). Сложность содержания и отдельных изображений увеличивается в зависимости от возраста детей. Для картины подбирается лист бумаги, цвет которой зависит от того, какое время года будет изображено (для зимнего пейзажа может использоваться белый или голубой лист; для весеннего – светло‑ зеленый, светло‑ желтый или светло‑ голубой; для осеннего больше подойдет светло‑ желтый, золотисто‑ охристый, светло‑ оранжевый и др. ).

Выполнение коллективной композиции на тему «Лес» может быть организовано иначе: большой лист бумаги прикрепляют к доске или мольберту на высоте, удобной для детей. Одновременно рисовать могут двое‑ трое ребят. Остальные сидят перед доской полукругом (такая организация целесообразна, когда детей в группе немного, иначе создание композиции затянется, и дети будут изнывать в ожидании своей очереди выхода к доске). Можно использовать два листа бумаги для рисования двух картин. В этом случае детей распределяют на две подгруппы и каждая создает свое произведение.

Форма работы может быть и другой. На составленные в длинный ряд (или в два ряда, в зависимости от числа присутствующих детей) столы кладут длинный лист бумаги (подойдет и обратная сторона обоев). Каждый ребенок рисует столько деревьев, кустов, сколько захочет. Когда картина будет закончена, дети отступают на шаг‑ два от столов, чтобы лучше рассмотреть нарисованное и вместе полюбоваться изображением. Если кто‑ то из ребят изъявит желание дополнить сюжет, нарисовав солнышко, облака, падающий снег, дождь, лесных обитателей, нужно предоставить им эту возможность.

Готовую картину вывешивают в групповой комнате, раздевалке, вестибюле, зале детского сада, классе школы, в комнате дворца творчества, чтобы дети могли еще и еще любоваться своим творением, чтобы его могли рассматривать другие дети, родители и сотрудники учреждения. Законченная композиция может быть использована в качестве декорации для игр‑ драматизаций по сказкам, в которых действие происходит в лесу. Также она может послужить украшением зала к зимнему празднику, вечеру досуга. Подобным образом выполняются коллективные работы и на другие темы: «Цветущий сад», «Подводное царство».

Полезно предварительно обговорить с детьми цвет бумаги и всю композицию. Советуясь с малышами, педагог способствует развитию их активности и творческой самостоятельности. При таком руководстве ребенок учится коллективно обсуждать предстоящую работу, планировать ее, распределять усилия между всеми участками, осознает свою роль в создании композиции. Например, лист бумаги круглой формы подойдет для клумбы. Так, общими усилиями детей создается яркая, вызывающая радость картина. Коллективная композиция на цветочную тему может быть выполнена и как «Корзина цветов», «Букет в вазе», «Гирлянда цветов» (корзину или вазу можно вырезать заранее).

В средней, а также старшей и подготовительной к школе группах на коллективном занятии дети могут в аппликации изобразить «Веселый поезд», «Голубую стрелу» (по сказке Дж. Родари). Поезд составляется из вагончиков, созданных в процессе индивидуальной работы каждым ребенком. Цветовое решение той или иной композиции зависит от образа, который создают дети. На эти темы с большим успехом создают коллективные изображения и учение первого и второго класса.

С детьми старшей группы может быть создана в рисунке или аппликации декоративная композиция по мотивам народного творчества. Организация такого занятия вариативна. Например, каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате. Воспитатель раздает бумажные заготовки, на которых будет создаваться узор, или их выбирают сами дети. Рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевшие навыками рисования. Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого‑ то вида народного искусства: городца, павловопосадских платков. В подготовительной группе такую композицию дети могут выполнить в стиле жостовских подносов, хохломы и других видов росписи. Аналогичные темы: «Город мастеров», «Дымковский хоровод», «Сказочные птицы»; для выполнения работ могут применяться элементы растительного или геометрического орнамента. Следует шире использовать в работе с детьми народное искусство, особенно традиционное для той местности, в которой они живут.

Создание декоративного орнамента можно организовать и по‑ другому. Воспитатель вместе с детьми на большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом дети активно привлекаются к обдумыванию, обсуждению будущего изделия. Затем участники работы вместе решают, кто будет рисовать узор в центре, по углам, по краям. Композиция создается последовательно (по типу конвейера): сначала наносится узор в середине, а затем по углам и кайме. Лист удобнее разместить на столе, к которому можно подходить с разных сторон. Подобный узор могут выполнить двое, трое или четверо детей.

Коллективная декоративная композиция может быть и более сложной, например, «Сказочный домик». Дети создают орнаментальные композиции, которыми украшаются части домика: стена, окошко, фронтон. По мотивам дымковской игрушки или городецкой росписи выполняются работы на темы: «Веселая карусель», «Веселый хоровод». Предварительно воспитатель готовит из белой или из охристой бумаги (можно другого цвета, в соответствии с тем, который используется в качестве фона в городецких изделиях) силуэты дымковских игрушек, которые дети потом расписывают. В этом занятии могут участвовать воспитанники разных возрастных групп. Когда роспись будет выполнена, дети вместе с воспитателем делают карусель или хоровод.

Очень интересными и полезными являются занятия, на которых для создания общей композиции ребята объединяются по двое. Например, воспитатель предлагает украсить пару варежек или сапожек. Дети объединяются по двое, кто с кем захочет; им предстоит украсить парные предметы идентично, а для этого придется договариваться, каким будет узор по композиции, составу декоративных элементов, цвету, а это не так просто. В процессе работы ребенок учится договариваться со своим партнером. Педагог должен помочь детям, научить уступать друг другу в случае необходимости. Большего эффекта при этом можно добиться не прямыми указаниями или волевым решением, основанным на авторитете взрослого, например: «Алеша интересно придумал узор для варежек, рисуйте так же, как он», а предложить каждому участнику сделать набросок своего узора и затем договориться, какой узор подойдет для рукавички, какой – для середины внешней стороны, а какой – для верхней части, где «прячутся пальчики».

Интересное коллективное занятие мы наблюдали в г. Кинешма Тверской области. Местная художница, которая часто приходит в детский сад, подарила воспитанникам изготовленных ею кукол. На занятии дети решили сделать для кукол сказочный домик. Воспитатель вместе с детьми (старшая группа) приготовила «брусочки» из плотной бумаги с прорезанными дырочками в верхней и нижней сторонах фигуры. Дети расписывали одну сторону «бруска» (кирпичика). Готовые части нанизывались на заранее изготовленную конструкцию. Постепенно на глазах у детей возникла декоративно расписанная стена сказочного домика, заканчивавшаяся расписанными ранее фронтоном и крышей (роспись фронтона можно выполнить совместно с детьми в свободное время).

Расскажем еще об одном коллективном занятии, проведенном в старшей группе детского учреждения № 371 г. Москвы. Тема общей аппликации – «Цирк». Занятие проводилось в зале. Дети входят в зал под музыку, останавливаются. Воспитатель беседует с ними о цирке, спрашивает, кто был в цирке: «А правда ли, что в цирке можно встретить настоящих диких зверей? ». Дети наперебой называют зверей, которых видели (медведь, тигр, львы, пантеры). «А что же они там делают? » – удивляется воспитатель. Дети рассказывают, как выступали звери, как они танцевали, прыгали в горящие обручи и т. д. Воспитатель спрашивает, кто учит зверей всему этому. Дети отвечают. Затем педагог предлагает им сделать свой цирк: «Представьте, что к нам пришел добрый волшебник и превратил наш зал в цирк. Посмотрите, вот уже готова арена». Показывает большой лист бумаги, на котором нарисован или наклеен большой круг песочного цвета – арена. «Давайте поможем доброму волшебнику и вырежем разных диких зверей». Дети с радостью соглашаются. Им предлагают сесть за столы, где все приготовлено для вырезания и склеивания. Лист‑ арену располагают на другом столе, где тоже все приготовлено для наклеивания. Дети начинают работу. Воспитатель подходит к ним, обговаривает с каждым, кто что вырежет. На мольберте прикреплены картинки, изображающие разных диких животных. Если у детей возникают затруднения, требующие уточнения представлений о том, как выглядит то или иное животное, они идут к мольберту, рассматривают иллюстрации. По окончании работы дети подходят к столу, где расположена «арена», и раскладывают вырезанных ими животных. Воспитатель советуется с детьми, как лучше разместить изображения. Наконец, картина готова. В это время вновь звучит музыка, в зал вбегает веселый клоун, он приглашает детей в хоровод.

Коллективные картины могут создаваться и в течение нескольких занятий, либо основное содержание выполняется на занятии, а затем в свободное время композиция обогащается, расширяется, дополняется. В окончательной доработке могут принять участие не все дети, а только те, кто захочет, однако обсуждать проделанную работу целесообразно сообща. О предстоящем коллективном творчестве детям нужно говорить заранее; учить их совместным обсуждениям, решениям, действиям.

Содержанием общей работы фактически может стать почти каждая тема, предлагаемая детям для изображения: «Рыбки в аквариуме», «Неваляшки гуляют», «Тележки едут по дороге и везут разные грузы» и другие. Продумывая темы коллективных композиций, воспитатель должен исходить из интересов и возможностей детей. Следует избегать формализма и шаблонов; важно, чтобы предложение педагога вызывало положительный эмоциональный отклик, а это возможно только тогда, когда тема близка ребенку, связана с его жизнью и играми.

Если в группе воспитываются дети разных возрастов, полезно объединять их. Методика таких занятий разработана завлабораторией дошкольного воспитания НИИ общего образования МО РФ кандидатом педагогических наук Т. Н. Дороновой и кандидатом психологических наук С. Г. Якобсон37. Совместно выполняя рисунок, лепку, аппликацию, малыши учатся у старших, а старшие дети учатся терпеливо относиться к маленьким, объяснять, как лучше выполнить работу. Важно, чтобы старшие не лишали младших самостоятельности, не брали на себя самую интересную часть задачи. Содержание изображений пары детей может быть почти идентичным тому, что создается всей группой. Например, при создании в аппликации картины на тему «Мишки занимаются зарядкой», или «Мишки играют», или «Клоуны выступают в цирке» каждый ребенок вырезает и наклеивает свою фигурку, а затем те предметы, которые они держат или в которые играют.

Следует отметить, что объединение детей для создания общей композиции широко используется в японских детских садах. Особый интерес детей вызывают коллективные композиции по сказкам. Японские педагоги предлагают детям создавать картины на темы русских народных сказок («Репка», «Три медведя» и др. )

Разнообразными могут быть темы и формы организации занятий. Так, дети могут создавать рисунок на одну тему, например, «Лесная полянка летом» (при этом старшие дети рисуют лес по краю поляны, а малыши травку, цветы; в рисовании цветов старшие дети также принимают участие, но изображения у них более сложные), «Бабочки летают над лугом». Если композиция создается двумя детьми, то они договариваются с помощью педагога или самостоятельно, кто что будет делать.

Затем ребята работают каждый на своей половине листа (можно на отдельных листах), сверяя друг с другом, все ли получается правильно; каждый ребенок работает как бы отдельно. Кто‑ то может изображать одни деревья и цветы, а кто‑ то – другие; один ребенок рисует лесных зверушек, а другой – летающих бабочек, пчелок и т. д. Если дети договорились об общем композиционном решении и материалах, в которых будет исполнено изображение, общая композиция станет богаче и интереснее.

Интересными для детей являются и такие формы коллективных композиций, в которых вместе с ними работают воспитатели. Последние выполняют ту часть работы, которая не по силам детям. Например, воспитатель, предлагая детям создать композицию «Птицы на ветке (дереве)», заранее вырезает и наклеивает изображение дерева, а детям предлагает вырезать и наклеить птиц, но лучше, если дети принимают участие, пусть даже пассивное, в подготовке такого изображения.

В процессе работы взрослые и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате. Они обсуждают предстоящую работу, ее ход, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Взаимодействие детей и педагога происходит более свободно, ребенок имеет возможность видеть, как действует воспитатель, и обучаться без прямых указаний взрослого.

Назовем некоторые возможные темы коллективных композиций для разных возрастных групп. Разумеется, предлагаемые темы следует рассматривать не как обязательные, а как возможные, вариативные. Не следует считать обязательным и указанное в списках количество тем: их может быть и больше, и несколько меньше. Определить данные параметры может воспитатель, учитель, руководитель изостудии в центре детского творчества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...