Для второй младшей группы (3–4 года)
Для второй младшей группы (3–4 года)
1. «Разноцветные шары» (аппликация, рисование). 2. «Зимний лес», «Осенний лес» и т. д. (рисование). 3. «На деревья, на лужок тихо падает снежок» (рисование). 4. «Неваляшки гуляют» (лепка, аппликация). 5. «На дереве распустились листочки, цветы» (рисование, аппликация; изображение дерева при детях создает воспитатель, а дети наклеивают готовые цветы, листья). 6. «Расцвели красивые цветы» (аппликация или рисование). 7. «Цыплята гуляют по травке» (лепка, аппликация, рисование). 8. «Украсим (шарами, цветами, флажками) нашу группу к празднику весны». При создании последней работы можно сочетать рисование и аппликацию. Подобное занятие может быть проведено и перед новогодним праздником. При создании новогоднего панно воспитатель при детях вырезает и наклеивает большую елку или Деда Мороза, Снегурочку, а затем ребята наклеивают готовые украшения на елку, на костюм Деда Мороза или Снегурочки. Некоторые темы занятий, предложенные малышам, могут быть использованы в работе с детьми средней группы, например, украшение групповой комнаты к празднику, но при этом некоторые украшения ребята вырезают сами.
Для средней группы (4–5 лет)
1. «Осенний лес» (рисование). 1. «Осенний ковер» (декоративная композиция, возможно выполнение в аппликации; подобного рода работа может быть создана по весенним мотивам). 2. «Птицы на ветке (дереве)»; «Птицы на кормушке» (лепка). 3. «Веселая карусель» (по мотивам дымковских игрушек). Для композиции воспитатель готовит силуэты дымковских игрушек из белой бумаги, а дети их расписывают. Затем конструируется карусель (такое занятие можно провести по филимоновской игрушке или любой народной игрушке того или иного региона).
5. «Сказочное дерево» (рисование, аппликация). 6. «Наш аквариум» (композиция может быть выполнена в рисунке или аппликации). 7. «Сказочная страна» (аппликация). Дети украшают вырезанные ими домики, вырезают детали украшения, приклеивают их и из украшенных домиков составляют картину на большом листе бумаги, тонированном в соответствии с колоритом сказочной страны (небо, земля, трава). 8. «По улице сказочного города едут тележки и везут разные грузы». 9. «На клумбе расцвели красивые цветы». Для этой картины хорошо подобрать бумагу зеленого цвета в форме круга. Цветы дети могут нарисовать или вырезать и наклеить. Для того чтобы облегчить ребятам решение темы, способствовать разнообразию в изображении цветов, целесообразно поставить в комнате большой букет цветов. Если трудно найти разные цветы, можно воспользоваться иллюстрациями, репродукциями картин. Подобное занятие может быть проведено и в старшей группе. Мотивом для коллективной композиции может служить литературное произведение. Например, «Федорино горе» или стихотворные строчки «На пруду камыши…».
Для старшей и подготовительной групп (5–6 лет, 6–7 лет)
1. «Витрина магазина игрушек» (композиция может быть выполнена в аппликации и рисунке). 2. «Корзина с цветами», «Ваза с цветами», «Ваза с фруктами» (аппликация). 3. «Наш уголок природы» (аппликация). Все названные работы могут быть выполнены при совместно‑ индивидуальной форме организации детей или при совместно‑ последовательной деятельности. Композиции могут быть сюжетными. 1. «Осенний парк», «Волшебный сад». 2. «На катке» (аппликация или рисование). 3. «В зоопарке» (аппликация). 4. «Веселый поезд» (аппликация или рисование). Сначала дети вырезают и наклеивают вагоны, а затем рисуют пассажиров, которыми могут быть куклы, животные и др.
5. «Наш город» (аппликация). 6. «Зимние забавы» (аппликация). 7. «Сказочное царство» (можно использовать все виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию; формы организации детей также могут быть разными). 8. «Космос» (организация и вид работы аналогичны «Сказочному царству»). 9. «Рисуем мультфильм» (допустимо использование аппликации). Композиция может быть создана по мотивам разных сказок, знакомых детям, и стать содержанием нескольких занятий. Ряд названных тем можно рекомендовать и для учащихся 1–2‑ го классов школы. Все эти композиции могут быть выполнены детьми разных возрастных групп, что характерно для учреждений дополнительного образования, школьных кружков. Совместными усилиями можно подготовить детали костюмов, декорации, атрибуты для игр‑ драматизаций по русским и другим народным сказкам: «Теремок», «Рукавичка», «Кот, петух и лиса», «Гуси‑ лебеди». Коллективное изобразительное творчество может быть органично связано со всеми сторонами жизни детей и особенно с другими видами художественно‑ творческой деятельности (разные виды игр, музыкальная, художественная, речевая деятельность). Так, наши исследования и исследования, проведенные под нашим руководством (С. П. Козыревой, Е. Л. Трусовой и др. ), убедительно показывают, что взаимосвязь изобразительной деятельности с музыкой, с разнообразными играми обогащает детское творчество, вызывает у ребенка радостное настроение, делает жизнь детей в коллективе интересной и содержательной. Рассмотрим организацию коллективной изобразительной деятельности в связи с подготовкой и проведением развлечений, спектаклей, праздников с участием всех желающих детей (опыт показывает что отказов принять участие в таких общих и интересных для детей делах не бывает). Игры‑ драматизации, как правило, проводятся по любимым сказкам. Вопрос, по какой именно сказке подготовить и провести игру, лучше обсудить всем вместе. Тогда же обговаривается и то, что следует сделать для игры: какие декорации, костюмы, детали подготовить, как распределить роли. Расскажем о подготовке декораций по сказке «Теремок», которую выбрали сами дети. Игра проходила в старшей группе (постановка этой сказки и подготовка к ней могут осуществляться и в подготовительной группе, и в первом классе). Вместе с детьми было решено выполнить декорации: теремок и поле, усеянное цветами; маски зверей.
Силуэт теремка, подготовленный воспитателем, договорились украсить аппликацией. Каждый ребенок вырезал цветы, листья, разноцветные кружки, полоски. Когда цветы были готовы, их разложили на одном столе, рассмотрели и стали выбирать, советуясь, куда какой цветок наклеить. Украсив домик цветами, перешли к наклеиванию листьев, а поскольку теремок достаточно велик (его можно разложить на полу или прикрепить к стене), то наклеивать цветы и листья могли одновременно несколько детей. Затем на пустых местах наклеивали разноцветные кружки разных размеров. Всю практическую работу выполняли сами дети, воспитатель только помогал им советами и напоминал об аккуратности, если возникала необходимость. Когда теремок был украшен, дети пришли в восторг от созданного сообща сказочного домика. Они долго любовались своим творением, обсуждали его красоту, решали, какой цветок самый лучший. Теремок можно украсить и по‑ другому – расписать его красками (для этого лучше использовать гуашь). Организация коллективной работы в этом случае будет иной. Вначале нужно обсудить с детьми, как они будут раскрашивать домик. Для этого используют элементы народной росписи: дымковской, городецкой или какой‑ то другой. Можно украсить по‑ другому: использовать растительные элементы (цветы, листья, завитки), геометрический орнамент – по выбору детей. Однако следует тактично направлять творчество детей на органичное решение в одном каком‑ то стиле, а не на эклектику (смешение орнаментов, например, народного с геометрическим и т. п. ). Роспись лучше начинать с центральной части – между верхним сводом крыши и окном. Эту работу следует поручить способному, хорошо рисующему ребенку. Важно, чтобы рисунок был расположен ровно в середине стены домика (можно отметить ее карандашом). Когда будет оформлена центральная часть, следует договориться с детьми, кто из них станет украшать боковые части теремка. Эту работу могут одновременно выполнять несколько детей, нужно только помочь им удобно расположиться около домика, чтобы никто никому не мешал. Время от времени следует вместе с детьми рассматривать, что получается, советоваться о продолжении росписи. Когда работа будет закончена, нужно предоставить детям возможность полюбоваться результатами коллективной деятельности.
Роспись теремка можно выполнять как на занятии, так и вне его. Следует хорошо продумать организацию работы детей, чтобы никому не приходилось долго ждать возможности выполнить свою часть работы. Украшение теремка можно начать на занятии, а закончить в свободное время. Впоследствии организуется работа по росписи поля, где стоит теремок. Для этого можно взять полосу обоев подходящего цвета (разных оттенков зеленого, светло‑ серого, светло‑ желтого цвета) или склеить большие листы цветной бумаги. Если основа зеленого цвета, то детям останется только расписать ее цветами. Эту работу ребята могут выполнять одновременно, расположившись вдоль всей полосы, которая может лежать на сдвинутых столах или на полу. Если делается аппликация, то на полу можно только наклеивать, а работа с ножницами должна проходить за столами. Когда теремок и поле будут готовы, творческий коллектив начинает делать маски. Эта работа осуществляется индивидуально: каждый ребенок готовит одну маску. Маску (она делается по выкройкам, заготовленным педагогом) можно заменить более простым вариантом: картонным ободком для головы, посередине которого вырезан (либо вместе с ободком, либо отдельно и затем наклеен на ободок) силуэт головы персонажа сказки. Воспитатель заготовляет контурные изображения ободков, которые дети вырезают и склеивают. Вполне целесообразен и такой вариант, когда воспитатель, предварительно продумав все до мелочей, организует работу по подготовке изобразительных частей (в данном случае – теремка, поля, масок или ободков) на одном занятии, распределив работу между всеми детьми. Для того чтобы руководить деятельностью всех детей на занятии, целесообразно участие двух воспитателей группы. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста могут коллективно подготовить и устроить представление кукольного театра. Так же, как и для игры‑ драматизации, они коллективно выполняют декорации к спектаклю, принимают участие в украшении занавеса (расписывают его красками или украшают аппликацией из бумажных деталей), ширмы. Если нет готовых кукол, дети могут сделать их с помощью педагогов и родителей. Участвовать в постановке спектакля могут все желающие.
Рассмотрим такую работу на примере подготовки кукольного спектакля по пьесе С. Я. Маршака «Кошкин дом». Воспитатель вместе с детьми распределил роли в пьесе. Ребята, получившие роли, должны были подготовить кукол, обновить имеющиеся, дополнить их необходимыми деталями (при подготовке следующего спектакля надо давать роли тем детям, которые еще не были задействованы как актеры). Остальных распределили на группы в соответствии с задачами подготовки декораций. Для каждой группы, советуясь со всеми детьми, взрослые наметили участки работы. Если работа осуществляется в начальных классах школы, можно в каждой подгруппе выделить «главного художника», который будет объединять детей, помогать планировать работу, руководить процессом создания декораций. Итак, существует много возможностей сделать занятия и уроки интереснее, радостнее путем внесения разнообразия в их организацию. Для поиска новых приемов работы с детьми целесообразно широко использовать вторую половину дня (в школе – группу продленного дня). Из сказанного видно, что коллективные формы создания изображений тесно связаны с разнообразными видами деятельности детей, занятиями. Такая взаимосвязь делает создание коллективных композиций более интересными и значимыми для детей; они видят, что результаты их художественного творчества широко используются в жизни дошкольного учреждения. Вместе с тем дети видят, что они создают полезные и нужные для разнообразных целей произведения. Они приобретают необходимые во всей последующей жизни умения и стремятся делать все своими руками; реализуют потребность в самоутверждении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|