Занятие 1. Выставка «Весенние пейзажи русских художников»
Занятие 1. Выставка «Весенние пейзажи русских художников»
Программное содержание: развивать образное восприятие детей в процессе рассматривания картин русских художников‑ пейзажистов; учить детей видеть красоту родной природы, прелесть весенних пейзажей, замечать оттенки цвета подтаявшего снега, весеннего неба, воды; учить называть способы составления оттенков «весенней гаммы»; развивать эстетический вкус; вызвать желание отразить впечатления, полученные на выставке. Предварительная работа. Комплексное занятие «Весна пришла. Весне мы рады». Занятие по изобразительному искусству: «Знакомство с творчеством художника‑ пейзажиста И. Левитана». Разучивание стихотворений о весне. Чтение художественной литературы. Материалы. Репродукции картин: А. Мухин «Последний снег», Н. Ромадин «Весна», Е. Зверьков «Голубой апрель», «Ледоход на Мезени», Б. Щербаков «Потопленные берега», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», «Весна», И. И. Левитан «Весна. Большая вода», Г. Н. Богданов‑ Вольский «Дети на изгороди», Ю. Ракша «Подснежник». Технические средства: магнитофон, аудиокассета с записью произведений П. И. Чайковского «Времена года», А. Вивальди «Времена года».
Ход занятия
Звучит музыка А. Вивальди «Времена года». Педагог собирает детей перед окном и читает стихотворение А. Фета.
Опять незримые усилья, Опять невидимые крылья Приносят северу тепло; Все ярче, ярче, ярче дни за днями, Уж солнце черными кругами В лесу деревья обвело.
Заря сквозит оттенком алым, Подвергнут блеском небывалым Покрытый снегом косогор; Еще леса стоят в дремоте, Но тем слышнее в каждой ноте
Пернатых радость и задор.
Ручьи, журча и извиваясь, И меж собой перекликаясь, В долину гулкую спешат; И разыгравшиеся воды Под беломраморные своды С веселым грохотом летят.
А там по нивам, на просторе Река раскинулась, как море, Стального зеркала светлей, И речка к ней на середину За льдиной выпускает льдину, Как будто стаю лебедей.
Воспитатель. Ребята, я прочитала вам прекрасное стихотворение русского поэта Афанасия Фета. Как вы думаете, о каком времени года в нем говорится? Как вы догадались, что о весне? Назовите признаки весны, которые мы с вами отмечали на прогулке или которые вы заметили, когда шли из детского сада домой. Какие признаки весны вы услышали в стихотворении? (Обобщает и дополняет ответы детей. ) Какое настроение у этого стихотворения и почему? (Ответы детей: веселое, доброе, теплое, бодрое, потому что журчит ручей, тепло, светит солнышко, тает снег; птицы и все живое радуются весне, льдинки играют на речке, как будто лебеди; тревожное – потому что черный лес, темные пятна‑ проталины, на реке ломается лед). Поэту удалось так хорошо описать картину весны, что она вызвала в нашем воображении яркие образы. А хотите посмотреть настоящие картины, созданные известными художниками и посвященные весне? Где можно увидеть настоящие картины художников? Воспитатель предлагает детям побывать на выставке и входит вместе с ними в комнату, где расположены репродукции картин русских художников‑ пейзажистов. Звучит музыка П. И. Чайковского. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картины и через некоторое время задает вопрос: «Некоторые из этих картин должны уже быть вам знакомы. Какие? » Воспитатель. Ребята, вы узнали картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели»? Этот художник все свое творчество посвятил русской природе, рисовал родной край. Живописец очень много работал, передавая свое мастерство ученикам, одним из которых был и И. Левитан. Картины А. К. Саврасова демонстрировались на разных выставках. Сейчас полотна Саврасова находятся во многих музеях мира. И на нашем вернисаже тоже есть несколько репродукций его картин. Посмотрите на них. Весенние пейзажи художник нарисовал по‑ разному. Картины эти очень поэтичны. В одно и то же время у природы может быть и тоскливое, и радостное, истинно весеннее настроение, и художник это передал в своих картинах. Если посмотреть на другие картины, на которых тоже изображена весна, мы увидим, что каждый художник нарисовал ее по‑ своему. Давайте посмотрим, как другие мастера передали в своих произведениях образ весны (показывает детям подобранные картины).
Воспитатель читает отрывок из стихотворения.
А там по нивам, на просторе Река раскинулась, как море, Стального зеркала светлей, И речка к ней на середину За льдиной выпускает льдину, Как будто стаю лебедей.
Воспитатель. Вернемся к картинам. Посмотрите, как художники изобразили снег. Ведь этот снег последний, прощальный, он скоро растает. Скажите, с помощью каких красок художникам удалось изобразить тающий снег? Какое настроение вызывают у вас эти картины? Дети. Снег грязный, серый, грязно‑ белый, лежит кое‑ где, появились проталины, местами проглядывает травка… Грустное настроение, жалко, что снега теперь долго не будет. Воспитатель. Ребята, а на картине Ю. Ракши «Подснежники» снег хоть и тает, но грусти мы не ощущаем, потому что с неба на снег падают розовые лучи солнца и окрашивают его в нежно‑ розовый цвет. На черных проталинах прорастают подснежники – первенцы весны. Девочки гуляют по весеннему лесу и собирают их. Наверное, они хотят подарить небольшие букетики своим дорогим мамам. Все эти художники изобразили на своих картинах раннюю весну. Когда я смотрю на эти полотна, то чувствую, как просыпается природа и все вокруг оживает. Мне вспомнились такие строки из стихотворения А. Плещеева «Весна»:
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою.
А вы хотите поиграть в художников? Я предлагаю вам после сна нарисовать весну, а потом устроим выставку ваших работ и пригласим гостей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|