Ход занятия. 1‑я часть. Звучит музыка М. Мусоргского «Рассвет на Москве‑реке». Воспитатель обращает внимание на образ весеннего солнышка
Ход занятия
1‑ я часть Воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе, беседует с ними о весне, задает вопросы: «Что такое весна? Как вы ее представляете? » (Капель, солнышко, подснежники, первая зеленая травка, ручейки, проталины. ) Звучит музыка М. Мусоргского «Рассвет на Москве‑ реке». Воспитатель обращает внимание на образ весеннего солнышка, загадывает загадки: «Взглянешь – заплачешь, а краше его нет на свете. (Солнце. ) В синей чаше алый мяч, он и светел, и горяч. (Солнце. )» Дети вспоминают стихи, потешки о солнце.
Гори‑ гори ясно! Солнышко красно, Гори‑ гори ясно!
В небо пташкой залети, Нашу землю освети, Чтоб садам и огородам Зеленеть, цвести, расти!
Солнышко красно, Гори‑ гори ясно!
В небе рыбкой поплыви, Нашу землю оживи, Всех на свете ребятишек Обогрей, оздорови!
(Народные потешки )
Солнышко‑ ведрышко! Взойди поскорей, Освети, обогрей – Телят да ягнят, Еще маленьких ребят.
Радуга‑ дуга, Не давай дождя, Давай солнышка, Колоколнышка!
Е. Благинина Воспитатель спрашивает: «Вспомните, в творчестве каких художников‑ иллюстраторов вы встречали образ солнышка? » (Ответы детей. ) Затем воспитатель рассказывает, что в старину люди поклонялись разным богам, одним из которых был бог солнца Светило. Люди всегда любили его, так как солнце дает жизнь; просили у него тепла, богатого урожая. Далее педагог говорит, что солнце часто изображали в своих изделиях народные мастера, символом солнца украшали одежду богатырей. На Руси есть город Вологда, где испокон веков жили умелые мастерицы, которые плели кружево, салфетки, воротнички, включая образ солнца в узоры. Воспитатель вместе с детьми рассматривает вологодское кружево, затем рассказывает, что похожими на солнце знаками украшались вылепленные народными мастерами глиняные игрушки – дымковские, филимоновские, – и везде солнышко изображали по‑ разному. Воспитатель показывает птицу‑ солнце, сделанную из дерева и щепы, и загадывает загадку:
Большая светлица, Горит жар‑ птица, Всяк ее знает.
(Солнце ) Далее педагог рассказывает, что в северных деревнях и сегодня мастерят таких птиц и подвешивают под потолок. Птица‑ солнце охраняет дом, приносит счастье. Дети рассматривают птицу, замечают, что перышки крыльев и хвоста похожи на лучи солнца. Педагог продолжает рассказ: «Почти у всех народов существовал обычай встречи весны. Ее не просто звали, а зазывали, «закликали». Чем же зазывали весну? Хозяйки пекли печенье в виде птичек – жаворонков. Печенье пекли и в виде круга с тремя выложенными по краям кольцами, а в середину выкладывался крест – «солнышко‑ колоколнышко». Это – древнейшие символы солнца. Еще выкладывались веселые завитки – «кудерочки», похожие на солнечные лучи и травку. Давайте и мы позовем солнышко. Но, чтобы нам его закликать, нужно испечь для него угощенье‑ печенье. Давайте попробуем сами сочинить узоры и вылепить печенье‑ солнышко из соленого теста». Дети принимаются за работу. Звучит музыка Э. Грига «Утро». По окончании работы воспитатель хвалит детей, собирает печенье и обещает подсушить его в духовке. На этом первая часть занятия заканчивается. 2‑ я часть Проводится через день‑ два после первого занятия. Воспитатель приносит на подносе подсохшее печенье и вместе с детьми еще раз рассматривает его форму и узор, отмечая его особенности, разнообразие. Раздается стук в дверь. Появляется Незнайка (кукла бибабо). Незнайка радуется приходу весны, рассказывает, что шел по весенней улице, увидел детский сад и захотел зайти в гости к ребятам. Он смотрит на печенье и спрашивает: «Что это такое? » Дети объясняют, для чего нужны печенья‑ «солнышки». По ходу этой беседы воспитатель уточняет для себя, что дети запомнили из беседы об образе солнца на прошлом занятии, дополняет и корректирует их ответы. «Незнайка, а тебе нравятся наши солнышки? » – спрашивает педагог. Незнайка отвечает: «Да! И солнышку они тоже понравятся! » Педагог обращается к детям: «Ребята, а вам не кажется, что мы с вами что‑ то недоделали? » Предлагает разукрасить печенье, интересуется, какую гамму цветов они хотят использовать при украшении печенья. Дети называют цвета: оранжевый, красный, желтый… Воспитатель спрашивает, как называются все эти цвета? (Теплые. ) При необходимости педагог корректирует ответы детей, предлагает вспомнить правила смешивания красок.
Дети разбирают и раскрашивают свое печенье. В процессе рисования звучит музыка Э. Грига «Утро». Воспитатель вместе с детьми рассматривает получившиеся работы, хвалит художников и читает закличку:
Жавороночки, Перепелушки, Птички‑ ласточки! Прилетайте к нам! Весну ясную, Весну красную Принесите нам!
Занятие 4. «Весенний лес. Ледоход на реке»
Программное содержание: развивать воображение, учить планировать содержание своей работы, добиваться воплощения замысла с помощью приемов техники папье‑ маше, аппликации, используя яичную скорлупу, поваренную соль; развивать творческие способности; формировать умение работать коллективно. Предварительная работа. Наблюдение за деревьями на прогулке. Рассматривание рисунков детей с изображениями деревьев (береза, дуб, ель, рябина). Экологическое занятие «Большие деревья в сказочном лесу». Вернисаж «Весенние пейзажи русских художников». Создание пейзажной панорамы. Материалы. Простой карандаш, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, клей из крахмала, розетки для клея, бумага для папье‑ маше, коричневая и черная гуашь, клеенка, нарисованная пейзажная панорама, яичная скорлупа, поваренная соль, белая гуашь, уголь, сангина, пальчиковый театр, ширма. Технические средства: магнитофон, аудиокассета с записью музыки Ф. Шопена: прелюдии № 1, № 14.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|