Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия в художественных студиях




 

Поиски вариативных форм и методов работы с детьми позволили выделить альтернативные дошкольные учреждения: учебно‑ воспитательные комплексы (в них наряду с группами детского сада создаются начальные классы школы, и дети, посещавшие подготовительную группу, учатся в этих классах), прогимназии, лицеи с обучением детей дошкольного возраста и др. Детские учреждения получают возможность развивать работу с детьми в различных направлениях, приглашая к сотрудничеству педагогов разных художественных специальностей. Среди разнообразных форм работы с детьми большой интерес педагогов и родителей вызывает организация углубленной работы по эстетическому воспитанию и, в частности, более глубокая и направленная работа по изобразительной деятельности.

В целях осуществления разностороннего художественно‑ творческого развития детей в дошкольных учреждениях организуются художественные студии, эстетические центры. Их создание весьма прогрессивно, однако вызывает большую потребность в специалистах, которые могли бы заниматься с детьми, развивая их художественные и творческие способности. Дело это непростое. От такого специалиста требуются знание законов художественного творчества, психолого‑ педагогических основ развития детского творчества, психологии ребенка, его индивидуальных особенностей. Поэтому каждому, кто хотел бы работать с детьми в студиях, целесообразнее пройти подготовку на специальных курсах, где профессиональные художники получат знания в области педагогики и психологии ребенка и познакомятся с условиями развития детского творчества, педагоги наряду с пополнением своих знаний в области педагогики и психологии творчества получат навыки и умения в художественной деятельности. Безусловно, руководителям студий и центров необходимо постоянно повышать психолого‑ педагогическую культуру.

Занятия в студии интересны и полезны. Они проходят в необычной обстановке, не в группе, к которой дети привыкли, а в специально для этих занятий созданных помещениях, оформленных особым образом, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Опыт показывает, что детям нравится заниматься в студии, они охотно идут на эти занятия, если, конечно, работа осуществляется не формально и работает с детьми педагог заинтересованный, творческий.

Работа в условиях студии позволяет систематически и последовательно решать задачи дифференцированного, индивидуального подхода. Так, наряду с занятиями со всей группой можно проводить занятия с детьми по подгруппам (с одной подгруппой в это время занимается воспитатель). При этом подгруппы можно составлять на основе уровня владения навыками изобразительной деятельности. Состав подгруппы детей со слабо развитыми навыками и умениями может быть несколько меньшим, чем подгруппы более сильных детей. Это позволит уделять каждому ребенку больше внимания.

С детьми, проявляющими интерес к изобразительной деятельности и обладающими более развитыми способностями, в студии целесообразно проводить отдельные занятия (можно во второй половине дня).

Очень важно, чтобы студия была оборудована всем необходимым. В ней должна быть удобная для занятий мебель; столы, которые легко можно передвигать и расставлять в зависимости от цели занятия, стулья, мольберты. Необходима большая доска, которую можно использовать для демонстрации наглядного материала и для выставки (просмотра) выполненных детьми работ. Доску можно также использовать для разнообразных изобразительных упражнений.

В студии надо найти место и для выставки детских работ. Здесь должны быть все изобразительные материалы, которые используются в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также наглядные пособия (репродукции картин, иллюстрации детских книг в исполнении лучших художников, изделия народных мастеров, художественные альбомы, игрушки и др. ). Все это следует располагать в определенном порядке.

Есть несколько вариантов организации работы в студии. Однако в ряде случаев и заведующие дошкольными учреждениями, и сами руководители студий видят недостатки в работе студий, а то и вовсе испытывают чувство неудовлетворенности от постановки деятельности и решения задач развития детского творчества. Это и побудило нас рассмотреть опыт уже работающих студий и охарактеризовать его.

Опыт работы студий весьма разнообразен. Разнообразие форм организации определяется и тем, какое помещение выделено для студии, и квалификацией и опытом преподавателя, и наполняемостью дошкольного учреждения детьми, и рядом других факторов. Конечно, лучше всего, если для студии можно выделить помещение группы, включая спальню, со всеми подсобными комнатами и обязательно с туалетом (ведь занятия изобразительной деятельностью требуют наличия воды). Многие учреждения такие возможности находят. В этом случае в одной комнате создается соответствующая обстановка для занятий с детьми, а в переоформленной спальной комнате можно организовать выставки: произведения изобразительного искусства (репродукции), народного декоративно‑ прикладного искусства, иллюстраций к детским книгам, детские работы, предметы и игрушки, которые можно использовать на занятиях с детьми, и т. п. Выставки служат развитию эстетического восприятия детей, формированию их эстетических представлений, этических суждений, развитию воображения. Здесь же можно организовать выставку для конкретного занятия (занятие на тему Дня космонавтики, выставка к спортивному празднику и т. п. ). В этой части студии следует беседовать с детьми перед занятием, читать книгу или стихотворения, соответствующие теме последующего занятия; дети также могут отдохнуть, послушать музыку, в ней же допустимо проводить занятие с детьми второй подгруппы (работает воспитатель). В комнате может быть создан зимний сад, оборудована комната сказок. Здесь же можно разместить аппаратуру для просмотра мультфильмов, диафильмов. Словом, возможности использования этой комнаты для работы с детьми разнообразны.

В некоторых дошкольных учреждениях преподаватель студии занимается с детьми всех групп. Так, в ряде детских садов педагог проводит в студии занятия по изобразительной деятельности с воспитанниками старших групп, а младшие дети занимаются в своих группах с воспитателем. В этом случае охватываются все виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация (возможны варианты по договоренности с заведующей и воспитателями групп, например, занятия по рисованию проводит руководитель студии, а занятия по лепке и аппликации – воспитатель группы). В некоторых дошкольных учреждениях преподаватель студии занимается со всеми детьми, но только одним видом изобразительной деятельности, остальные же занятия ведет воспитатель в группе.

По какому бы из вариантов ни строилась работа в студии, следует помнить одно: она должна быть тесно связана с общей воспитательно‑ образовательной работой в детском саду.

Уровень овладения изобразительной деятельностью и ее результаты во многом зависят от уровня воспитательной работы с детьми в целом. В тех случаях, когда последний не высок, нельзя рассчитывать на успешное развитие детского изобразительного творчества. И тут мы считаем уместным вспомнить слова Б. М. Теплова, который отмечал недопустимость отрыва художественного воспитания от общей учебно‑ воспитательной работы: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый работник в области художественного воспитания смотрел на себя прежде всего как на педагога, решающего общую педагогическую задачу, и, с другой стороны, чтобы наша педагогика видела в художественном воспитании свою собственную, кровную, органическую задачу»44. Данное положение полностью относится к руководителю студии. К сожалению, иногда работа с детьми в студии ведется изолированно от общего педагогического процесса. Чаще всего это случается, когда в студии с детьми занимается не педагог, а художник, незнакомый с психологией ребенка и с системой деятельности дошкольного учреждения.

В большинстве случаев педагог студии, кроме программных занятий с группами детей, ведет занятия студийного характера по желанию детей или по желанию родителей. Такие занятия могут осуществляться как бесплатно, так и за плату (для чего необходимо получить соответствующие документы).

Вариантов организации деятельности студии может быть много, и это естественно, ведь у каждого педагога свой подход. Так, в случаях, когда педагог – руководитель студии проявляет склонность к одному из видов изобразительной деятельности, например, к декоративной деятельности или лепке, и творческая работа с детьми ведется преимущественно в этом направлении.

О неприемлемом варианте работы студии и ее педагогов хотелось бы сказать особо. Речь идет о такой организации, когда на руководителя студии возлагается обязанность вести все занятия по изобразительной деятельности со всеми группами детей дошкольного учреждения. И здесь дело не только в том, что осуществить качественную работу с детьми, когда занятия с разными возрастными группами идут одно за другим, фактически без перерыва, невозможно. Подобный режим работы не позволяет педагогу подготовить материалы к занятию, не говоря уже о создании образов‑ представлений, необходимых детям для творчества. Передав все занятия по рисованию, лепке, аппликации руководителю студии, воспитатели, во‑ первых, лишаются этого эффективного средства всестороннего воспитания, во‑ вторых, воспитатели перестают систематически осуществлять сенсорное развитие детей: развивать эстетическое восприятие, обогащать и развивать эстетические представления и воображение, формировать способность к наблюдению. Это ведет к реальному отрыву всей образовательно‑ воспитательной работы от художественного творчества, и наоборот.

Опыт показывает, что сохранить взаимосвязь изобразительной деятельности с другими занятиями и видами деятельности при этих условиях почти невозможно. И еще: передав эти занятия в другие руки, воспитатель лишается возможности лучше узнать своих подопечных. Изобразительная деятельность используется в диагностике психического развития ребенка, она показательна для определения уровня интеллектуального и психического развития детей.

Итак, создание художественных студий – дело важное и полезное во всех отношениях. Однако существенное значение для их эффективной деятельности имеют подбор и подготовка преподавателей, постоянное повышение их профессионального уровня, а также разумная, четкая организация педагогической деятельности, творческая атмосфера занятий и создание эстетической развивающей среды.

До сих пор речь шла об оформлении студий и организации их работы. Теперь остановимся на содержательной стороне деятельности студий. Разумеется, содержание работы во многом зависит от ее организации. Как уже отмечалось выше, в случае если на преподавателя студии возлагается обязанность проводить занятия с детьми всех групп и по всем видам изобразительной деятельности, то он фактически лишается возможности серьезно и глубоко продумывать свою работу. Его деятельность становится механической, главная задача – все успеть, не нарушить режим. Тут уж не до творческого поиска! И зачастую занятия в студии ничем не отличаются от тех, что проходят в группе. Работа в студии не должна повторять занятия в группе. Здесь все должно быть по‑ другому. В студии (в детском саду или дворце творчества) больше возможностей для создания коллективных композиций, панорам на темы сказок, создания многофигурных индивидуальных композиций, работа над которыми может продолжаться в течение нескольких занятий. В студиях можно расширить круг используемых материалов и соединять в одной работе несколько материалов для создания выразительных образов.

Каждое занятие в студии нужно тщательно готовить, чтобы оно стало для детей своеобразным путешествием в мир прекрасного, в мир творчества. Это требует от педагога творческого подхода, который предполагает изучение интересов детей, знания тех впечатлений, которые они получают в повседневной жизни, при чтении книг, просмотре спектаклей, в процессе игр и т. п. Это позволит педагогу выбрать сюжеты, интересные для детей, способные увлечь и вызвать яркий эмоциональный отклик. Творческая подготовка к занятиям, включающая продумывание наглядного материала, музыки, литературных произведений, слайдов и диафильмов в целях активизации воображения ребенка – словом, поиски наиболее эффективных методов и приемов проведения занятий, развития творческих способностей детей помогут и обычную тему изображения представить увлекательно. Педагогу необходимо постоянно работать: читать методическую, искусствоведческую, художественную, детскую литературу; просматривать художественные альбомы, иллюстрации в детских книгах, произведения декоративного народного искусства; посещать художественные выставки. Творчество педагога проявляется и в организации обстановки занятия (расстановка столов, мольбертов для работы детей, подбор иллюстративного материала и многое другое).

В условиях студии могут создаваться крупные коллективные композиции, включающие развернутый сюжет, над воплощением которого работают дети разных возрастных групп, при этом каждому ребенку находится посильное и интересное дело. На страницах этого методического пособия уже описывались подобные занятия. Расскажем еще об одном.

Занятие проводила педагог, которая организовала студию в детском саду № 12 г. Климовска Московской области, Ирина Семеновна Анциферова. Когда воспитательница привела детей в студию (дети из разных групп), там их встретила Ирина Семеновна в красивом костюме Снежной королевы. Поздоровавшись, она обратилась к детям: «Сегодня у нас будет необычное занятие. На нем присутствуют и гости, и я, Снежная королева. Кроме того, устроена красивая выставка предметов для зимних забав! » Особое внимание дети уделили выставке, которая была оформлена серебряным дождем, мишурой, снежинками. Ребята называли предметы, экспонаты, говорили, что можно с ними делать зимой. К концу осмотра выставки вдруг зазвучала необычная музыка. «Откуда эта прекрасная музыка? » – удивилась Снежная королева. Дети стали с любопытством оглядывать комнату, прислушиваться. Наконец они догадались, что музыка раздается из комнаты сказок. Когда дети по приглашению Снежной королевы вошли туда, к ним неожиданно прилетел «из космоса» волшебный человечек Добрячок. Он остался до конца занятия, наблюдая за работой детей, рассматривал с детьми созданную ими картину, радовался ей и предложил в следующий раз продолжить работу над изображением. Используя игровой прием, Ирина Семеновна распределила детей для работы над картиной. На сдвинутых столах был расположен большой лист бумаги, тонированный ранее старшими детьми этой группы. Дети рисовали зимний день. Старшим детям выпала задача рисовать фигурки детей в движении (на лыжах, на коньках, играющих в снежки и т. п. ). На предыдущем занятии старшие дети рисовали красивые дома, и картина называлась «Зима в нашем городе». Дети среднего дошкольного возраста вырезали и наклеивали на картину снеговиков. Двое малышей лепили снеговиков.

В предыдущих разделах методического пособия много говорилось об условиях развития детского художественного творчества. Все это относится и к работе педагога – руководителя студии. Подчеркнем еще раз необходимость постоянной новизны и вариативности во всем.

Итак, создание студий, художественных центров, экспериментальных площадок при детских садах – дело интересное и полезное. Но эффективность их деятельности во многом зависит от творческой работы педагога и от условий, созданных для развития детей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...