Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ и оценка детского творчества. Диагностика




 

Вопросы детей «А я хорошо вылепил? », «У меня красиво получилось? » часто слышит каждый взрослый, который старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои рисунки, аппликации, поделки. Они могут возвращаться к своим творениям неоднократно и находят в них все новые и новые привлекательные подробности. В детском саду, где коллектив кафедры эстетического воспитания МГОПУ им. М. А. Шолохова осуществлял опытно‑ экспериментальную работу по развитию детского творчества, мы повесили большой, во всю стену, холст, на который в течение нескольких недель прикреплялись создаваемые детьми разных возрастных групп изображения: цветы, бабочки, птицы, красивые листья. Получилась композиция, которую мы с детьми назвали «Дивный сад». Этот шедевр висел на стене почти год, и не было случая, чтобы, идя на занятия в студию, дети не остановились около него. И всякий раз мы слышали один и тот же неизменный вопрос: «А вам нравится наша картина? » Пример убедительно доказывает, что ребенка интересуют не только созданные им изображения, но и то, как к ним относятся взрослые. Не правы те, кто считает, что дети рисуют и лепят для себя, а мнение окружающих их не интересует. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. В зависимости от того, как осуществляются просмотр, анализ и оценка детских рисунков, лепки и аппликаций, у ребенка возникает либо положительная мотивация деятельности, что служит импульсом для дальнейшего развития творческих способностей, либо отрицательная, когда он отказывается работать.

В связи с этим приводим один случай. Шестилетний Саша любил рисовать. Как‑ то он рассматривал иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Орел и курица». Мальчика поразило, как художник изобразил орла – эту гордую, сильную птицу. В один из выходных дней ребенок уединился с книгой и надолго затих, срисовывая орла с книжной иллюстрации. Изображение получилось похожим. Гордый своим произведением, Саша показал рисунок взрослым. Не искушенные в детском творчестве родители все‑ таки сочли нужным похвалить сына за старание и хорошую работу. К обеду пришел младший брат матери, и мальчик, уже окрыленный похвалой родителей, показал родственнику свой рисунок. Однако тот пренебрежительно заявил: «Подумаешь, ты же его срисовал! » Сашу как будто облили ушатом холодной воды. Он бросил свой шедевр, более того, возненавидел книгу и спрятал ее подальше, а если она случайно попадалась ему на глаза, у него портилось настроение. К рисованию мальчик с тех пор охладел и вплоть до пятого класса (когда умный педагог сумел вернуть ему интерес к этому) занимался им только по принуждению.

В детском саду и в начальной школе просмотр и анализ детских работ по изобразительной деятельности необходимо проводить после каждого занятия. Нужно стремиться к максимально активному участию детей в данном процессе. Во‑ первых, им это нравится, а во‑ вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задумываться над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей, как оценивается.

Рассматривая свои и чужие творения, юные ценители прежде всего должны получить удовольствие от них. Поэтому надо обратить внимание детей на то, какими замечательными получились работы, предложить полюбоваться ими, отметить, что делает изображения красивыми: необычное цветовое решение, интересная композиция, удачное выполнение характерных деталей, разнообразие замыслов. Даже изображая один и тот же предмет, каждый передает его по‑ своему. Если дети вырезали и наклеивали цветы, они обязательно получатся разными по цвету (для этого на занятии нужно предоставить им возможность выбора бумаги), по величине (как бы ребята ни старались, одинаковыми по величине лепестки цветов все равно не получатся), по форме (одни вырежут лепестки более круглыми, у других они получались продолговатыми и т. д. ). Иногда причиной различий может быть всего лишь недостаточно сформированное умение пользоваться ножницами. Но не стоит упрекать ребенка за неудачу, ведь навыки вырабатываются постепенно, а замечания и недовольство взрослых лишь усугубят неумение. Гораздо полезнее расценить это как непохожесть изображений, а для себя сделать вывод о необходимости поупражнять детей в работе ножницами. Часто неудачные изображения получаются у одних и тех же малышей: это либо часто болеющие, а потому пропускающие занятия ребята, либо те, кто позже начал посещать дошкольное учреждение, либо недостаточно способные дети. Ставить их в ситуацию эмоционального неблагополучия просто недопустимо.

Просмотр и анализ детских работ нужно организовывать по‑ разному, не допуская шаблона и стереотипности. Способ оценки определяется особенностями и назначением созданных изображений.

Как уже отмечалось выше, просмотр и анализ работ ценен прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности. Собранные вместе рисунки или аппликации выглядят эффектно, красиво. Воспитатель вместе с детьми рассматривает их работы, побуждая их к рассказам и оценкам. Таким образом, ребята продолжают учиться решению изобразительных задач. Очень важно, чтобы дети могли полюбоваться созданными изображениями, порадоваться общему результату. Для того чтобы научить детей оценивать свои работы и работы товарищей, все творения нужно помещать на доску, на специальный выставочный стенд или на подставку (для лепных изделий). Недопустима такая практика, когда воспитатель сам отбирает несколько хороших и несколько неудачных работ и показывает их. В этом случае дети ничего выбирать не могут, выбор сделан за них. Продумывая, что сказать о выбранном им изображении, ребенок выделяет и осознает понравившиеся ему качества рисунка, аппликации или лепки, лучше запоминает их и может по‑ своему использовать в дальнейшем. При этом разговор должен быть свободным, непринужденным, живым; воспитатель мягко способствует непосредственному общению детей. Так, если дети создавали изображение по замыслу, то при рассматривании надо побуждать их замечать интересные идеи, наиболее полные воплощения и рассказывать об этом. Если же рисунок, аппликация создавались по восприятию или по представлению, дети должны определить, насколько похож конечный результат на настоящий предмет, красиво ли получившееся изображение, и если да, то почему.

Если воспитатель проводит анализ детских работ безотносительно к изначальной изобразительной задаче, то дети на вопрос, почему им нравится тот или иной рисунок, отвечают, не выделяя главного; их высказывания становятся стереотипными: «Мне эта работа нравится, потому что красиво нарисовано».

Обсуждение созданных изображений должно быть разнообразным по форме. Так, можно предложить детям показать понравившиеся работы и объяснить, почему они им нравятся. Можно, выслушав мнения детей, предложить авторам выбранных работ рассказать, что они изобразили и почему (такая форма целесообразна при проведении занятий по замыслу или на широкую тему, например, при рисовании на тему «Кем быть? »). Рекомендуется использовать и такую форму подведения итогов: воспитатель предлагает ребенку оценить свою работу и поместить ее в соответствующем ряду выставки: в верхнем (для лучших работ), в среднем (для хороших) или нижнем (для не очень хороших). Затем все вместе смотрят и определяют, правильно ли «художники» оценили свои работы. Такое обсуждение способствует формированию у детей действий оценки, что важно и для общего развития детей и для последущего обучения в школе. В случае недооценки или переоценки нужно тактично указать на это, не раня самолюбия ребенка; такое замечание лучше сделать, оставшись с ним наедине, и объяснить, в чем он ошибся. Подробный анализ детских творений можно перенести на вторую половину дня, после сна, чтобы не задерживалось следующее занятие и не сокращалась прогулка. Некоторые наиболее интересные рассказы детей можно записать.

Конечно, те формы просмотра и анализа детских работ, о которых говорилось выше, применимы в развернутом виде лишь в старшей и подготовительной к школе группах, в кружках и центрах дополнительного образования. От детей нужно добиваться и обоснованных рассказов о том, почему та или иная работа названа лучшей. Бывает, что воспитатели соглашаются со стереотипными, односложными и необоснованными ответами. Выслушав такой отзыв, педагог все то, что, по его мнению, не было сказано, добавляет сам. Гораздо полезнее задавать детям дополнительные вопросы, способствующие более развернутой характеристике рисунка, лепки. Если ребенок затрудняется дать полное описание, чувствует себя скованно, не стоит настаивать на том, чтобы он обязательно закончил рассказ. Лучше вызвать кого‑ то другого, постаравшись не обидеть предыдущего выступавшего. Обычно дети с большим удовольствием откликаются на предложение рассказать о своих или выбранных ими изображениях других детей, оценить их. Важно поддерживать и стимулировать это желание. Такой подход будет способствовать формированию активности, самостоятельности ребят, развитию их речи и мышления.

Интересной формой работы может стать продолжение развития темы после рассматривания рисунков. При этом педагогу следует проявлять больше творчества. Так, выставив на стенде рисунки детей на тему «Золотая осень» и полюбовавшись вместе с ними, можно сказать: «Как красиво вы нарисовали, получился настоящий осенний парк. А что есть в парке, чтобы люди могли отдохнуть, а дети поиграть? ». Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает им дополнить рисунки, а затем вернуть на стенд. Затем педагог обращает внимание на то, что работы стали еще разнообразнее, интереснее. Такой прием способствует развитию воображения и творчества. Продолжение работы над рисунком (лепкой, аппликацией) легко поддается обыгрыванию. Например, дети выполнили коллективную композицию «Дом, в котором мы живем». Рассмотрев картину, воспитатель может сказать: «Дом построен. Для того чтобы жильцам было где гулять и вокруг все было красиво, к дому пришли мастера по озеленению. Станьте такими мастерами и посадите около дома деревья, кусты, цветы».

В младших и средних группах рассматривание готовых работ носит совсем другой характер. Здесь прежде всего нужно обращать внимание детей на работу в целом: «Вот как много красивых цветов мы нарисовали. Получилось нарядно, как ковер, как будто большое поле усеяно цветами! » Или: «Как много пушистых желтеньких цыплят бегает по травке. Это мы все вместе наклеили! » В другой раз воспитатель может собрать ребят около своего стола, на котором выставлены вылепленные изделия, и сказать: «Вот как много угощений мы вылепили для кукол. Они будут очень рады. Давайте угостим их». И дети все вместе идут в кукольный уголок, накрывают на стол, ставят угощение.

В средней группе у ребенка уже можно формировать умение рассказывать о своих рисунках, лепке, аппликации, выделять понравившиеся работы товарищей. В конце года дети могут делать это вполне осознанно. Вот примеры рассказов о рисунках на тему «Сказочный домик». Анечка: «Это сказочная ночь. А живут в этом домике всякие бабочки и зайчики. А в этом домике (про свой второй рисунок) живут разбойники. Это их садик» (показывает на дерево и цветы около домика). Юра рассказывает о рисунке так: «Это нравится, потому что здесь красивое окошко, красивая дверь»; показывает на другой рисунок: «А здесь крыша красивая».

Из этих примеров видно, что пятилетние дети могут осознанно выбирать хорошее изображение и связно высказывать свое мнение. У некоторых детей этого возраста появляется критическое отношение к своим рисункам, аппликациям, лепке, у кого‑ то даже возникает потребность исправлять изображение или выполнять его заново без побуждения педагога. Так, на одном из занятий мы предложили детям нарисовать что‑ нибудь красивое. Когда рисунки были закончены и все их рассматривали, четверо детей высказали неудовлетворение своими работами. Трое недовольных захотели создать новый рисунок, полнее отвечающий их пониманию красоты.

Леночка, заявившая в начале занятия, что нарисует красивый цветок, поторопилась, не дождалась, когда подсохнет краска, сырые краски слились, и цветок получился грязноватого красно‑ зеленого цвета. Отметив, что цветок вышел некрасивым, девочка попросила другой лист бумаги и постаралась рисовать чистыми цветами. При этом она изменила и композицию рисунка. Если раньше цветок был включен в декоративный орнамент (сам цветок – в середине листа, а сверху и снизу по краям кайма), то на втором рисунке девочка изобразила не один, а два цветка на полоске травы. Этим своим творением она осталась довольна, сказав, что получилось красиво.

На том же занятии Коля на первом рисунке изобразил две елочки – обычную и голубую, растущие около детского сада, и дерево с яблоками. Рисунок Коле не понравился: «Дерево с яблоками некрасиво нарисовал», – сказал он. Действительно, ветви дерева получились кривыми, яблоки – слишком крупными. Взяв другой лист, мальчик нарисовал елочку, украсил каждую ветку цветным шариком, а рядом изобразил ягодку с мелкими черными точками. Коля остался очень доволен рисунком, особенно ему понравилась ягодка: «Красиво нарисовал, – сказал мальчик, оценивая свой рисунок, – особенно ягодка красивая».

Вадик на вопрос, что такое красота, ответил: «Это когда разноцветное». Он нарисовал машину оранжевого цвета. Посмотрев на рисунок, попросил листок бумаги и нарисовал зеленую елочку и оранжевое солнце. Рисунком он остался доволен.

Приведем пример того, как могут осуществляться просмотр и анализ изображений. Дети средней группы рисовали на тему «Лес зимой». Готовые работы воспитатель прикреплял к доске. Все рисунки получились разными. Большинство детей нарисовали зайчика. Почти все дети изобразили по две‑ три елочки, двое ребят нарисовали по одной развесистой ели во весь лист. В своих рисунках дети показали, что погода в лесу может быть различной (на это их внимание направил педагог). Некоторые изобразили солнышко, другие – падающий снег, кто‑ то нарисовал тучи. Когда все рисунки были вывешены на доске, детям предложили сесть поближе к ней (рисовали они за столами). Воспитатель сказал: «Посмотрите на рисунки. Какой красивый зимний лес вы все нарисовали. Выберите те рисунки, которые вам больше всего понравились». Двое детей воскликнули: «Мне нравится моя работа! » Воспитатель их поддержал: «Это очень хорошо, что вам нравятся ваши рисунки. Все рисунки очень красивые. А теперь посмотрите работы других детей и выберите ту, которая вам нравится». Кто‑ то выбрал рисунок Оли, изобразившей шишки на елке, объяснив, что ему понравилось, как нарисованы шишки. Многие дети выделили работы, на которых были нарисованы зайчики. Воспитатель предложил найти рисунки с маленькими зайчиками и еще раз подчеркнул, как красиво нарисован зимний лес. Дети были довольны и занятием, и своими успехами.

Во всех случаях, когда воспитателю удается заметить пусть даже случайно получившееся выразительное решение, о нем обязательно надо сказать. Например, четырехлетний Вова нарисовал на занятии по замыслу черным карандашом прямоугольник дома и желтым – окна. Выставив все рисунки на доске и полюбовавшись ими вместе с детьми, воспитатель сказал: «Посмотрите, а Вова, наверное, нарисовал дом ночью. У него дом темный, и только окошки светятся». Косо нарисованная снежная баба может оказаться подтаявшей от яркого солнышка (если оно есть на рисунке) или пляшущей. Не стоит понимать последний пример как стремление всегда оправдывать недостатки детских работ. Речь не о том. Вовсе не нужно, как это часто бывает в практике, спешить с объяснением и оправданием недостатков той или иной работы. Гораздо полезнее искать и отмечать выразительные решения и обращать на них внимание детей, тогда они сами постепенно начнут замечать выразительность изображений, а потом сознательно добиваться лучшего решения своего рисунка или лепки.

Просмотр и анализ детских работ проходят более живо, эмоционально приподнято, интересно, если начинаются с чтения соответствующего теме стихотворения или пения песенки.

Например, после того как дети нарисовали портрет мамы и все рисунки были вывешены на доске, воспитатель отметил, что все портреты получились красивыми, предложил детям вспомнить стихи о маме и прочитать их. Ира прочитала стихотворение Г. Демыкиной «Мама», а Алеша – стихотворение В. Берестова «Праздник мам». После этого воспитатель предложил детям внимательно посмотреть на нарисованные портреты, и если им удастся узнать, где чья мама, то выйти к доске и сказать об этом. Интересно отметить, что многие дети передали в своих рисунках такие особенности, которые позволили узнать портреты (овал лица, цвет волос, цвет глаз, украшения). Не все дети были довольны своими рисунками, и их критические замечания были вполне оправданны: кого‑ то не устраивал цвет лица (мама получилась бледная), кого‑ то глаза (один глаз получился больше, другой меньше), кого‑ то не удовлетворяло то, как нарисованы ресницы (слишком толстые: «Я хотел концом кисти нарисовать, но у меня не вышло». Недовольство детей в данном случае понятно, ведь они рисовали портрет самого близкого и любимого человека. Снять отрицательные эмоции им поможет исправление замеченных недостатков. Гуашь – кроющая краска. Когда рисунок высохнет, неудавшуюся часть можно снова покрыть основным цветом. Когда краска подсохнет, нужно предложить ребенку нарисовать заново, предупредив его о причине неудачи. Такая помощь воспитателя не будет воспринята ребенком как вмешательство. Дети радуются, что портрет мамы удалось нарисовать лучше, и, как правило, благодарны педагогу.

Особый восторг ребенок выражает, если мама узнает себя на портрете, поэтому в ряде случаев воспитателю следует незаметно для детей готовить мам к восприятию рисунков. Если мама не узнает себя на портрете, ребенок расстроится. В младшей группе, куда впервые приходит малыш, важно объяснять родителям возможности детей, чтобы мамы и папы оценивали изобразительное творчество своих ребятишек адекватно; важно это и для старших дошкольников, и для младших школьников. Родители часто ждут от своих детей больше, чем они могут, иногда сравнивают своего ребенка с другим, который почему‑ либо развивается быстрее. Это может привести малыша к нервным срывам, к возникновению комплекса неполноценности, утрате веры в свои силы и другим неприятным последствиям. Педагог должен тактично объяснять родителям возможности ребенка, рассказать о необходимости проявлять терпение в отношении его успехов.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детских рисунков, лепки, аппликаций. Их следует систематически организовывать в художественных студиях, дворцах творчества, в детском саду: в зале, в групповой комнате, в вестибюле, в коридорах и переходах. При этом необходимо выставлять произведения всех детей, а не только тех, кто хорошо овладевает навыками изобразительной деятельности. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, является украшение зала к различным праздникам и досугам. Такие выставки радуют и детей, и родителей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...